Два пути познания
История культуры, философии определила два пути познания: рациональный и иррациональный. Марксистская педагогика отвергла интуитивный путь познания на том основании, что он идеалистический. Современные дидактические теории, перечеркивая интуицию, строят свои образовательные системы на доктрине Маркса, названной им методом восхождения от абстрактного к конкретному. Этот метод, как и вытекающие из него дидактические теории, характеризует такой способ мышления, где субъект, по выражению Н. О. Лосского, как бы «перескакивает через последующие звенья», сосредоточенные в области подсознательного, непосредственного созерцания, озарения, эвристических всплесков ума и сердца, гениальных догадок. Позволим себе расшифровать поруганное иррациональное начало, попытаемся снять налет ржавчины. Обратимся к авторитетам. Карл Густав Юнг считал, что иррациональное не есть противоразумное, но оно есть экзистенциальный фактор бытия, который может потребовать исчерпывающего рационального объяснения, а исчерпать иррациональное невозможно, как невозможно исчерпать личность, потому иррациональность схожа с утопией или с идеалом. Далее, я так понял, мышление рационально, но этой рациональности сообщается иррациональными силами такой мощный импульс, что оно качественно меняется; не случайно интуицию связывают с озарением, гениальностью, даром. Такого рода импульсы свойственны самой природе детства. Именно поэтому предлагать воспитателям рационализм в кастрированном виде губительно! Отношение к иррациональности по формуле «Я этого не знаю и знать не хочу» ставит крест и на дидактике, и на творческом процессе обучения и воспитания. А теперь подумаем еще об одном определении Юнга: «Хотя иррациональное как таковое не может стать предметом науки, однако для практической психологии все же очень важно оценивать верно момент иррациональности. Дело в том, что практическая психология ставит много проблем, которые рационально вообще не могут быть разрешены, но требуют иррационального разрешения, т. е. разрешения на таком пути, который соответствует законам разума». Какая потрясающая диалектика! Я много лет работал руководителем школы, свыше сорока лет занимаюсь педагогической практикой — и как важно было для меня найти такие иррациональные, необъяснимые моменты, чтобы зажглись глаза взрослых и детей, чтобы душа запела... По-моему, Песталоцци говорил, что единственный показатель творческости педагога состоит в том, чтобы зажглись глаза, чтобы они не выглядели по-жабьи... Когда зажигаются детские глаза, когда наступает момент света или просветления, тогда и воспитываются в их душах такие свойства, как любовь, свобода, красота! Освещенная этими просветлениями истина легко и радостно осваивается детьми. Как говорил Бетховен, любимые занятия приобретают деспотическую власть над ним, но в этом он видит счастье. Названные высшие ценности, а к ним я подсоединяю и такое понятие, как иррациональность, представляют собой такую целостность, где приоритетное проявляется как особая органическая связь, где каждая ценность определяет развитие другой ценности, а их восприятие уходит в глубины сознательного и подсознательного. Эта взаимосвязь ценностей имеет важное значение как для процесса познания в целом, так и для образования каждой отдельной личности. Таким образом, здесь мы выходим на основные пути познания истины, среди которых одним из важнейших является интуиция.
|