Гражданственность и порядочность
В воспитании гражданственности и человечности всегда беспощадно встают одни и те же главные педагогические вопросы: А правильно ли мы поступили? Что сформировали мы своими действиями у детей: чувство высокой порядочности или мнимую активность? Родство душ или разобщенность? Этих вопросов много, и не на все есть ответы. Проблема соединения в одном человеке силы духа, душевной стойкости, закаленности с тонкой душевной восприимчивостью, мягкостью и умением сочувствовать и сопереживать — одна из сложнейших. Противоречия возникают в конкретной воспитательной практике. Четвероклассник Саша А. написал в газету такое письмо: «Дорогая редакция! Хочу с вами посоветоваться. Мы с Эдиком ходим на продленку, сидим за одной партой. Но потом я не захотел сидеть с ним, потому что списывает он у меня. Его предупреждала учительница. Я еще помню, как в IIIклассе он списывал у меня сочинение. А я ему сказал, чтобы он не списывал. Он тогда рассердился и ударил меня. Он написал мало, а надо было написать побольше. Тогда я прикрыл свою тетрадь листком. За сочинение он, конечно, получил двойку. Я пытался ему помочь, но он не хочет работать сам. Он ленится, а живет чужим трудом. Когда мы выбирали места, я сел отдельно. Эдик тогда подошел и сказал, что будет сидеть со мной. Я тогда согласился, но потом увидел, что он сел со мной, чтобы снова списывать. Тогда я пересел на другую парту и стал следить. Он повернулся и стал списывать у другого мальчика. Не можете ли вы поместить мою заметку, т. к. у нас есть еще такие ребята, которым это будет на пользу? С уважением... (следует подпись мальчика)». Откуда это у ребят? Не от примитивного ли понимания гражданского долга? Конечно, борьба со списыванием, с подсказками, с леностью и несамостоятельностью в учебе должна вестись, ибо общество заинтересовано в том, чтобы каждый учащийся получал действительные, а не мнимые знания. И тут логика иных учителей срабатывает механически: раз борьба со списыванием выражает общественный интерес, значит, ябедничество вовсе не предательство, а выполнение гражданского долга. И как высшая педагогическая находка — коллективные разбирательства, и беспощадность ребят, и ученик на середине класса с опущенной головой, руки в карманах, переминается с ноги на ногу, и крик из класса: «Да ты стань как положено!», и поощрительный кивок учителя: «А ты помоги ему стать как положено», и резкое движение «товарищей»: руки вывернули — вот теперь «как положено». А какой энтузиазм проявляют четырехлетки в детском саду, когда наперебой «закладывают» своих друзей, ябедни- чают, шпионят, готовы на любое предательство. Что это — случайность?! Конечно же, в детях живут и благородные порывы. Им присуще острое стремление проявить свое гражданское лицо. Прекрасно! Надо поддержать эту стремительную горячность. И в семье, и в школе. А непременное требование порядочности, как бы сплавленное с гражданским порывом, и даст нужный и правильный нравственный результат воспитания. Одна ученица выступила против своих родителей: «Вы мне противны! Вы погрязли во лжи, воровстве!». Учителя размышляли над педагогическим смыслом этого факта. Кто-то высказал мнение: «А не сделать ли этот факт достоянием общественности? Бороться так бороться!». Другая девочка заявила, что она ни за что не бросит родителей, что она жалеет о своей горячности, что постарается «выложиться», но помочь родителям стать лучше... И как бы вторил ей классный руководитель: «У ребенка должно быть чувство сопричастности по крови, т. е. он должен чувствовать голос родственной близости. Когда этот голос приглушается, это чревато тяжелыми последствиями: появляются выродки. Не случайно в народе говорят как о самом страшном зле: «Отца родного не пожалеет...». В данном случае педагоги поступили правильно, не соблазнившись коллективным воспитательным мероприятием. Они позаботились о личности. Если в гражданском воспитании хоть чуть-чуть замешана непорядочность, то и гражданственность обречена на перерождение. И наоборот, последняя граница порядочности — всегда гражданственность, то есть тот рубеж, на который личность выходит, защищая интересы общества, жертвуя, если надо, своим благополучием.
|