Целостность нравственности
Нравственный закон бескомпромиссен в своем требовании поступать в соответствии с человеческим идеалом даже тогда, когда в силу тех или иных обстоятельств надо выступать против сложившихся правил, жестких регулятивов жизнедеятельности, установленных данным объединением людей. В этом как раз и состоит творческий характер нравственного поведения, основанного на свободе воли человека, на его оптимистическом мироощущении, на его признании тех необходимостей, утверждение которых обеспечивает нравственное содержание развития личности. Нравственность не воспитывается по частям. Она в своих проявлениях ситуативна и выступает как результат всей жизни человека, его труда, отдыха, учения, всех отношений. Нравственность целостна. Она неотделима и неотчуждаема от личности школьника, от всей его жизни. Она проявляется во всех поступках и отношениях. Нравственность не воспитывается суммой механически соединенных мероприятий, она формируется в процессе и на основе собственного участия личности в жизни. Это не значит, однако, что ребенок сам независимо от обстоятельств, от существующих моральных норм и требований творит свою нравственность. Зависимость есть, и она многое определяет. Путь к вершинам подлинного долга, добра совести, любви, свободы проходит через постижение элементарных норм нравственности, через познание окружающей жизни, через свою собственную боль и радость, через свои и чужие оценки людских деяний. Решение проблемы идеала всегда будет носить в педагогике абстрактный характер, если моральные категории рассматривать в отрыве от реальной жизни детей, в отрыве от оорьбы за утверждение добра и приближения к идеалу. Это означает, что любое звено в технологии воспитания, в системе отношений педагог должен постоянно рассматривать че-Рез призму приоритетных нравственных ценностей — любви, свободы, истины, добра, красоты, для того чтобы постоянно вносить коррективы как в свои собственные поступки, так и в поступки детей. Добро и зло не могут быть поняты вне конкретных условии. Торжество добра, по меткому замечанию философа О. Г. Дробницкого, означает новый период, новую систему отсчета добра и зла, где их мера изменена. Творческий характер отношения нравственного поведения к моральным нормам состоит в том, что человек не слепо следует тем или иным предписаниям, а преломляя их через собственный мир, через свой накопленный опыт, через свое понимание моральных норм, как бы воссоздает в самом себе мир нравственной культуры. В этом смысле подлинно нравственное поведение как бы противостоит, с одной стороны, всем догматам, способным уродовать личность, а с другой — логике свободы, доведенной до абсурда и тем самым открывающей путь для развития индивидуализма и эгоизма. Если ребенок, скажем, резко выразился, то его поведение следует рассматривать не с позиции установки «Так нельзя поступать хорошим детям», а в контексте реальной ситуации, в которой, возможно, гражданская позиция приобрела оправданно резкие формы. Конечно же, этот учет ситуации должен не открывать путь для грубости и произвола, а, напротив, стимулировать действительно осознанное, действительно нравственное утверждение высоких идеалов в различных видах детского общения. Воспитатель как раз и призван помочь детям анализировать свои поступки, вносить коррективы в свое поведение. И это может выполнить тот, кто сам живет в соответствии с требованиями подлинной нравственности, никогда не роняет своего человеческого достоинства, кто смел, честен, гражданствен, добр, щедр и великодушен.
|