Студопедия — Сказки Бажова Павла Петровича Биография Бажова Павла Петровича 2 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сказки Бажова Павла Петровича Биография Бажова Павла Петровича 2 страница






Воззрения славянской школы на отдельные вопросы истории русского права изложили в своих трудах такие ученые:

Н.Д. Иваншиев: "О плате за убийство в древнем русском и других словенских законодательствах в сравнении с германскою вирою", 1840; "О древнейших сельских общинах в юго-западной России", 1857.

И.Д. Беляев, представитель московского славянофильства; он, кроме множества монографий, оставил следующие капитальные труды: "О наследстве без завещания по древн. русск. законам до Уложения ц. A.M.", 1858; "Крестьяне на Руси", I860; "Рассказы из русской истории", т. I, II, III и IV, 1856-1872. По смерти автора изданы его "Лекции по истории русск. законодательства".

В.Н. Лешков. "Русский народ и государство. История русского общественного права до XVIII в.", 1858.

Ф.И. Леонтович. который преимущественно посвящает свои труды литовско-русскому и хорватскому праву: "Русская Правда и Литовский статут"; "Крестьяне юго-западной России по литовскому праву XV я XVI ст.", 1863; "Историческое исследовавшие о правах литовско-русских евреев", 1864; Очерки истории литовско-русского права, начатые в 1894 г. и доныне продолжающиеся (ныне - в 1908 г. - они доведены до история права шляхетского сословия). Сравнительное изучение хордатского русского права привело к созданию так называемой теории: "О значении верви сравнительно с задругою юго-западных славян", 1867; "Задружно-общиный характер политического быта древней России", 1874. Начатый им общий курс истории русского права остановился на первом выпуске (1869 г.).

Отдельные вопросы истории русского права с точки зрения славянской школы исследованы в общеисторических трудах П.А. Иванова, Д.А. Валуева, К.С. Аксакова и Н.И. Костомарова.

Обе школы, по-видимому, противоположны как по своей исходной точке (общечеловеческие начала и национальность), так и по своим главным выводам (относительно рода или общины как основных форм древнего государства, и относительно роли участия общества в создании государства и права). Но обе школы рассматривали лишь две стороны одного и того же предмета.

Из соприкосновения результатов деятельности обеих школ с 60-х годов прошлого столетия образовалось нынешнее научное направление истории русского права; один из представителей его, Ф.М. Дмитриев, в своем сочинении "История судебных инстанций гражданского апелляционного судопр.", 1859 (сочинение, в котором, кроме главного его предмета, излагается почти полная история администрации в Московском государстве), основной взгляд современного научного направления выразил так: "Несмотря на исключительно национальный характер, или лучше сказать - вследствие его, история русского права должна со временем занять важное место в юридической истории европейских народов".

В.И. Сергеевич. "Вече и князь", 1876; "Лекции и исследования по истории русского права", 1883 (куда вошло и предыдущее его сочинение, а также исследования о земских соборах и екатерининской комиссии уложения); "Лекции и исследования по древней истории русского права", 1894, изд. 2-е, 1902; "Русские юридические древности", т. I, 1890, изд. 3-е, 1903 г., т. И, вып. 1, 1893, вып. 2, 1896, и неоднократно изданный курс "Лекции по истории русского права".

Н.П. Загоскин изложил государственное право московского периода в своей "Истории права Московского государства", т. I, 1977, и т. II, вып. 1, 1879, а также в нескольких монографиях: "Очерки организации и происхождения служилого сословия в допетровской Руси", 1876; "Уставные грамоты XIV-XVI вв., 1875 и 1876; "Уложение ц. Алекс. Мих.", 1879; "Наука истории русского права", 1891 (указатель литературы) и др.

Д.Я. Самотеков занимался изучением древнейшего (доисторического) быта древних славян при помощи вещественных памятников, сначала в сочинении "Древние города России", 1873, а потом в предпринятой им полной "Истории русского права" (т. I, вып. 1, 1878, и вып. 2-1, 1884). Затем им изданы: "История русского права. Университетский курс. Книга первая", 1888; "Исследования по истории русского права", т. I-II. М., 1896 и "Лекции по истории русского права (студенческий, конспект)". Вып. 2-й и 3-й, 1896.

В.Н. Латкин. "Учебник истории русского права периода империи (XVIII-XIX ст.)" СПб., 1899.

М.А. Дьяконов. "Очерки общественного и государственного строя Руси (до конца XVII в.)", т. I. Юрьев, 1907.

А.Н. Филиппов. "Учебник истории русского права" (пособие к лекциям). Ч. I. Юрьев, 1907.

В сочинениях Дьяконова и Филиппова содержится история русского государственного права.

Отметим также полное изложение допетровского государственного права в сочинениях Н.И. Хлебникова ("Общество и государство в домонгольский Период русской истории", 1872 и "О влиянии общества на организацию государства в царский период русской истории", 1896) и общий курс "Истории русского права" М. М. Михайлова, 1872 - очень неудовлетворительный. Из новых общих курсов русской истории для истории русского права важны: "Русская история" К.Н. Бестужева-Рюминаи "История России" Д.Я. Иловайского.

Внешняя история русского права изложена в сочинениях В.Н. Латкина "Лекции по внешней истории русского права. Московское государство. Российская империя". СПб., 1888, и М.Н. Ясиноеского "Лекции по внешней истории русского права". Вып. 1 (введение и история источников права первого периода). Киев, 1898.

Считаем нелишним отметить краткое, но основательное обозрение истории русского права в следующей брошюре: "Dejiny Ruskeho prawa do Ottova slovniku naueneho", naps. D-r Kadlec, 1904.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

История русского государственного права

ПЕРИОД 1 - ЗЕМСКИЙ (IХ-ХIII)

Общее понятие о государстве. Государство есть союз ж,, занимающих определенную территорию и управляемых одной верховной властью.

А. ТЕРРИТОРИЯ

1. Элементы, из которых составилось русское государство, суть те первобытные общества, которые ему предшествовали. Такие общества могут быть основаны или на кровной (родственной) связи членов, или на сожительстве их на одной территории, или на том и другом вместе.

Кровные и территориальные общества, несмотря на кажущуюся противоположность друг другу, состоят в генетической связи между собой: чистые родовые формы возможны лишь в кочевом быту; осевший род составляет сначала задругу, в которой кровные начала еще преобладают над территориальными; задруга, разложившаяся на отдельные жилища, составляет общину. Родовой характер первобытных общин отмечается повсюду; у славян на это указывают родовые окончания названий общин (уветичи, дедогостичи, дедичи и пр.). Однако с переходом рода в общину родственные (естественные) связи общества слабеют; усвоение чужеродцев (возможное и в родовом быту) облегчается и совершается через простое вселение; власть родоначальника заменяется выборной. Община, из которой вышли колонии - меньшие общины, составляет с ними новый более обширный союз - власть.

В истории, как и в природе, ничто, полностью не исчезает: более примитивные формы, переходя в другие, новые, остаются заметными и в последующем быту. Все названные элементы государства (в последовательном порядке) несомненно, пережиты древними восточными славянами до образования государства, так как присутствие их видно в последующем государственном быту, с заметным преобладанием территориальных начал над кровными.

2. Понятие о древнерусском государстве и термины, обозначающие это понятие. Форма общества, составляющая государство в течение всего первого периода, есть форма высшая среди всех упомянутых, - земля как союз волостей и пригородов под властью старшего города*.

______________________

* Для выражения тогдашнего понятия о "государстве" (термин, образовавшийся во втором периоде) памятники первого периода употребляли несколько терминов. Так, они именовали его иногда "княжением" и "волостью"; последнее есть метафора, переносящая понятие об одном элементе государства, т.е. власти, на два других, т.е. территорию и население; проф. Сергеевич говорит: "Слово волость означает собственно всякую область, состоящую под одною властью, а потому одинаково употребляется как для обозначения целого государства, так и его административных делений" (Юрид. древн., I, 1). Главное значение слова "волость" есть именно часть государства, провинция. Для обозначения целого государства это слово употребляется в сравнительно редких случаях. Термин "волость (власть") имеет ближайшее отношение к слову "княжение" и означает территорию, принадлежащую тому или другому князю: "А ныне поедита в свои волости", творят киевляне князьям Волынскому и Смоленскому (1149); "Святослав... пойде на Ольга и пожъже волость его" (1174); "Всеволод посла мужи своя к Ярославу и умолви с ним про волость свею" (1196). Поэтому "волоститься" означает вести споры из-за княжений. Княжением же именуется всякая область (провинция или целая земля), управляемая князем. Признать государством всякое княжение (и, следовательно, волость) - значит утратить вовсе твердое представление о государственном строе Древней Руси, ибо пределы и состав княжений изменялись чуть не ежегодно. Были князья Друцкий, Белогородские, Буже-кие, Трубчевские и пр.; но никто не утверждает, что были государства Друикое, Белогородское, Трубчевское и т.д. Один кляп мог владеть временно несколькими землями.

 

Термин "земля" (составляющий также метафору с перенесением значения территории на другие два элемента государства: власть и население) точнее обозначает как объем тогдашних русских государств, так и внутренний их характер. Он употребляется в памятниках для обозначения государства постоянно. Для юридического значения всего важнее знать, как называют государство люди того времени в трактатах, заключенных между двумя государствами. В договоре Олега трактующие выражаются так: если греческий корабль потерпит крушение, то русские обязаны проводить его "на землю крестьянскую" (что однозначно с "христианским царствам", ст. 14), а если крушение случится близ земли русской, то "да проводим кo в Рускую землю". Когда послы Одета возвратились в Киев, то "поведаша Олегу вся речи сбою царю, како сотвориша мир и уряд положите межю Грегркою землею и Рускою" (первой, лег.). Святослав в своем договоре обязывался не воевать с Византиею и не нападать на ее провинции и выразил это так: "ни на впасть Корсуньсхую".

 

В 1229 г. смоленский князь заключает договор с Ригой и Ганзейскими городами; между прочим, договаривающиеся выражаются так: "Аже латинескии гость биеться мьжю собою оу Роуской земли... князю то не надобе..." (ст. 16); "Роусиноу не звати латина на поле биться оу Роуской нмли, а латининоу не звати роусина на поле биться оу Ризе и на Готском березе" (ст. 15).

 

Когда новгородцы заключили договор с вел. кн. Литовским Казимиром и при этом стремились удержать свою государственную самобытность, то стороны условились: "А послом и гостем на обе половины путь им чист - по Литовской земли и по Новгородской" (ст. 28).

 

Для точного выражения понятия о государстве важны общие законодательные памятники. В Русской Правде читаем: "Правда оуставлена Роуской земли". Действие уголовного и гражданского закона ограничивается пределами государства, а потому в Русской Правде находим "а ис своего города в чужю землю извода нет" (Кар., 26). Привилегии при конкурсном взыскании даются чужезелщам (иностранцам) (Дог. 1229 г., си. 11) и гражданам другой русской, земли: "Аще кто многым должен будет, а пришел гость из иного города, или чюжоземец"... (Рус. Пр. Кар. 69).

 

Показания международных договоров и внутренних законодательных памятников (достаточные для цели сами по себе) дополняются многочисленными показаниями бытовых источников; из них приведем лишь несколько таких, в которых летописец стремился выразить именно идею государства. Первоначальный летописец целью всей своей "повести" ставит показать: "откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первое княжитн и откуда Руская зелтя стала есть"; конечно, он понимал под этим не географическое пространство, а употребил метафору для означения государственной жизни и государственного союза, созданного русской нацией. Тем же термином летопись обозначает соседние иностранные государства (что, конечно, не значит, что эти иноземные государства имеют такой же внутренний характер, как и русское): когда угры, победив славян, основали свое государство, то "оттоле прозвася зелтя угорьска". Князья Моравские прислали к византийскому императору просьбу дать им учителя христианской веры и говорили так: "земля наше крещена, и несть у нас учителя". Население, подвластное уграм, есть государство Венгерское; страна, управляемая тремя князьями Моравскими, есть государство Моравское. Игорь, помирившись с греками, "повелел печенегам воевати Болгарьску землю", т.е. государство, враждебное Византии". В Польском королевстве по смерти Болеслава Великого возник мятеж; об этом наш летописец говорит так: "Умре Болеслав великий в Лясех и бысть мятеж в земли Лядьске" (Лавр. лет. под 1030 г.). Когда Святослав задумал основать свое новое государство на Дунае, то киевляне послали сказать ему: "Ты, княже, чюжее земчи ищеши и блюдеши, а своея ся охабив". Возвратившись в Киев, он не мог усидеть тут и заявил: "Хочу жити в Пореясловци на Дунай, яко то есть среда в земли моей", т.е. основанного им государства.

 

 

По поводу рассказа о злодеяниях Святополка наш летописец занимается вопросом о взаимном отношении двух главных элементов государства - власти и населения - и говорит: "Аще бо кая земля управится пред Богом, поставляет ей царя или князя праведна, любяща суд и правду, и властителя устрояет и судью правящего суд. Аще бо князи правьдиви бывают в земли, то многа отдаются согрешения земли; аще ли зли и лукави бывают, то больше зло наводит Бог на землю, понеже то глава есть земли; тако бо Исия рече: "согрешиша от главы и до ногу, еже есть от царя и до простых людей" (Лавр. лет. 1015 г.). Здесь под землей подразумевается союз управляемых одною властью, причем обозначаются и функции этой власти - правительственная и судебная.

 

Не умножая дальнейших примеров, упомянем, что летопись термином земля означает не только государство в целом, но и отдельные элементы государства, а именно: территорию, население и власть.

 

В 1187 г. умирающий князь Ярослав говорит: "Се аз одиною своею худою головою ходя, ударжал всю Галичкую землю", т.е. сохранил все части ее территории. В 1097 г. Олег "перея всю землю Муромскую и Ростовскую" (овладел территорией этих земель). Под 1145 г. летописец говорит: "ходиша вся Руська земля (Киевская) на Галичь", т.е. население Киевской земли пошло войною на Галицию. В 1069 г. киевляне говорят: "се ведет (Изяслав Ярославич) на ны землю Лядскую", т.е. войско польское. Древлянские послы говорит Ольге: "посланы Деревская земля", т.е. власть, управлявшая этою землею.

______________________

Основанием древнерусского государства служат не княжеские (теория Соловьева) и не племенные отношения (теория Костомарова), а территориальные. Ближе к истине (в некоторых своих сочинениях) стоял Н.И. Костомаров, теорию которого иногда прямо называют земской; но, по его мысли, в основе земской организации лежит племенное начало (см. "Истор. моногр. и исследов.", т. I, стр. 34, 277), с которым начало территориальное во многих отношениях противоположно.

3. Время образования государства-земли и дальнейшее развитие государственной территории в 1-м периоде.

а) Время происхождения земского государства должно быть отнесено к эпохе доисторической. Начальная летопись перечисляет земли-княжения (большей частью, какие мы находим в XI и XII вв.). Славянские племена уже тогда (до начала летописных сказаний) перешли от чисто племенного быта к быту государственному, земскому, т.е. образовали княжения - земли, пределы которых не всегда совпадали с границами племени*. Летописец, рассказав о мифических трех братьях - киевских князьях, продолжает: "И по сих братьи держати почаща род их (потомство) тяженье в Полях; а в Деревлях (было) свое (княжение), а Дреговичи - свое, а Словени - свое в Новгороде, а другое (княжение) на Полоти, иже Полочане". Несколько менее ясно выражается летопись о кривичах смоленских и северянах; о первых она говорит, что их общественная жизнь сосредоточивалась в "граде Смоленьске". В доисторическое время существовали уже старшие города каждой земли: Киев, Новгород, Полоцк, Смоленск, Чернигов, Ростов, Летописный рассказ о призвании варяжских князей может иметь исторический смысл только при том предположении, что это был обычный призыв князей Великим Новгородом с его владениями в северной части Кривичей (где Изброск, впоследствии - Псков) и с его колониями среди Веси (Белоозеро) и Мери (Ростов); в этих пределах разместились потом братья Рюрика и его мужи. Отдельное упоминание об участии (в призвании) этих пригородов и колоний объясняется тем, что уже тогда они начали отлагаться от Новгорода и были полунезависимы. - Дальнейшие завоевания варяжских князей совершаются посредством покорения одного центрального города каждой земли: "Олег прия град Смоленск и посади в нем муж свои" (882), между тем покорялась вся страна кривичей. Древлянская земля с ее княжеской властью, вечевым устройством и городами (как подробно описывается в летописи по поводу рассказа о мести Ольги под 946 г.), конечно, не могла образоваться после пришествия Олега в Киев, когда этот князь и его преемник Игорь "примучивали" древлян. Князья-варяги застали везде готовый государственный строй.

* Древние памятники недаром обозначают тогдашнее государство термином земля: в нем выражены существенные особенности этого типа государства, совершенно неуловимые из терминов "княжение" и "волость". Он означает, что древнее государство есть государство вечевое: если летопись (1190 г.) говорит, что Киевский князь тягался (спорил) со смоленскими князьями и "Смоленскою землею", то, значит, в этом государстве была другая власть, кроме княжеской. Вообще, в чем заключаются особенности земского государства, или государства в форме земли, - это объясняется всем последующим изложением государственного права 1-го периода. Здесь достаточно заметить, кто в государстве такого типа преобладающим элементом служит территориальный: государство есть союз общин; старшая община правит другими общинами; сама община состоит из союза соседей. Государства других типов могут быть союзом сословий (феодальное общество), или лиц (ордена), или родов (колен израилевых. улусов татарских). Государство может именоваться монархией Александра Македонского, которому повиновались греки, персы, иудеи, египтяне, сирийцы и туранцы, не имея между собой никакой связи - ни племенной, ни территориальной, а только одну власть царя. "Государства вообще", как известно, не существует (см. доп. Б.).

 

** С.М. Соловьев говорит: "Первоначально границы волостей соответствовали границам племен" (И. Р. III, 24); это не соответствует сведениям летописи о племенных княжениях, которые уже заключали в себе части других племен (см. ниже этнограф, состав населения). Проф. Сергеевич приписывает мысль Соловьева и нам (см. доп. В.).

______________________

б) Прибытие и распространение власти династии Рюриковичей в IX и X в. не изменило вполне прежнего быта (отдельного существования земель - княжений): при Олеге в каждой земле остаются "под рукою его князья светлые". Договор Олега с греками 911 г. заключен "по воле и повелению наших князей". Олег ручается в договоре, что мир не будет нарушен по вине "сущих под рукою наших князь светлых". Греки обязываются хранить любовь "к князем светлым нашим рускым". Дань, которую условились платить греки, делится между Киевом, Черниговом, Переяславлем, Полоцком, Ростовом, Любечем и другими городами, ибо "по тем городом седяху князи, под Ольгой суще". Зависимость местных князей от киевского состояла только в уплате дани (военные походы совершались добровольно, ради добычи). Князья русских земель были или племенные славянские (князь Мал в земле Древлянской), или иноземные - пришлые (Роговольд Полоцкий). Лишь некоторые земли вскоре полностью потеряли свою самобытность (Древлянская земля в пол. X в.); другие же и при потере местной княжеской власти сохранили свою отдельность: в 970 г. пришли в Киёв "люди новгородские, прося князя себе и говоря: если не пойдете к нам, то найдем князя себе. И сказал им Святослав: "Да пойдет ли кто к вам?" Они взяли себе Владимира. Мнимое едино" держание X в. (Олега, Игоря, Святослава и Владимира) не разрушает самобытности земель.

в) Династия Рюриковичей положила первое основание к сближению между отдельными землями, на что указывает уже дань, платимая местными князьями в Киев, и вообще нахождение их "под рукою" князя Киевского. С конца X в., т.е. со времен Владимира Святого и в продолжение XI в. связь эта усиливается тем, что местные князья заменяются младшими членами рода Рюриковичей (начало этого положено упомянутым призванием Владимира в Новгород) - сыновья Владимира разместились не по провинциям, искусственно выделенным из состава единого государства, а по готовым государствам - землям (сам Владимир - в Киеве, Ярослав - в Новгороде, Станислав - в Смоленске, Изяслав - в Полоцке, Святополк - в Турове, Святослав - в земле Древлянской, Всеволод - в земле Волынской, Борис - в Ростове, Глеб - в Муроме). Таким образом, удельная система повела не к раздроблению мнимого единства государства, а к большему слиянию прежних раздельных земель.

г) В XII в. от местных князей Рюриковичей образовались в каждой земле особые линии княжеского рода, претендовавшие на исключительное обладание своей землей как наследственным достоянием; в связи с этим произошло кажущееся усиление дробности государственной территории. В действительности же заметно усиливаются начала будущего государственного единства (которые будут указаны ниже в своем месте). Каждая земля делится, в свою очередь, на множество княжений (по числу членов своей линии княжеского рода); но эти княжения отнюдь не новые государственные единицы: князья пригородов заменяют лишь посадников; внутреннее, единство земли не нарушается; во внешней политической деятельности выступают не отдельные княжения, а целые земли. Так, послы в чужие государства отправляются не от каждого из князей в отдельности, а от каждой из русских земель: когда в 1164 г. суздальский епископ Леон вел прения о посте в Греции перед императором Мануилом, то это происходило в присутствии всех бывших у царя (русских) послов: "Кыевьскый Сол, и Суждальскый Илья, и Переяславьскый и Черниговскый" (Лавр, лет.).; между тем в то время был не один князь киевский, черниговский и пр., а в каждой из своих земель было множество князей. Внутренние войны того времени возникают не только из вражды князей между собой (их родовых счетов), но главным образом из соперничества одной земли в отношении к другим; при этом войны ведутся от лица целых земель в интересах последних.

Сохранение внутренней целостности земель в конце XII в. засвидетельствовано летописцем в знаменитой формуле: "Изначала новгородцы, смоляне, кьяне, полочане и все власти на. веча сходятся, и на чем старейшие порешат, тому следуют и пригороды". Из этого места следует, что в конце XII в., по сознанию тогдашнего населения, государственное устройство состоит не в княжеских отношениях, а в земских (старших городов к пригородам, о чем ниже) и самое понятие государства приурочивается не к княжениям, а к тем землям, которые здесь перечислены, и к подобным, о которых летописец не договорил (Черниговской, Галицкой, Волынской).

Вначале XIII в., когда дробление княжеств достигло крайней степени, в сознании современников Русь представлялась, однако, не как пестрая сеть этих княжений, а как союз тех же земель, которые существовали с IX в.: в 1216 г., перед знаменитой Липецкою битвой, один из бояр князя Юрия говорил князьям: "Не было того ни при прадедах, ни при дедех, ни при отце вашем, чтобы кто-нибудь вошел ратью в сильную землю Суздальскую и вышел бы цел; и вся Русская земля: и Галицкая, и Киевская, и Смоленская, и Черниговская, и Новгородская, и Рязанская - никак против такой силы не успеют" (Троицк, лет.). Тогда же князья Суздальской земли, не сомневаясь в победе, заключили между собой письменный договор о разделе Русской земли; грамота после поражения их новгородцами и смолянами была найдена в лагере князя Ярослава Тверского; в ней, в частности, сказано: "Мне (кн. Юрию) Володимирская земля и Ростовская, а тебе (Ярославу) Новгород, а Смоленск брату нашему Святославу, а Киев дай Черниговским князьям, а Галич - нам же".

Вообще смысл истории так называемого удельного периода заключается не в междукняжеских, а в междуземских отношениях; если княжеские отношения влияли на отношения земель между собою, то в большей степени замечается и обратное влияние.

д) С конца XII в. соседние земли начинают группироваться в более крупные государственные единицы: северо-восточную, центральным зерном которой стала земля Суздальская, и юго-западную, в центре которой стоит Галицкая земля, что и послужило переходом к образованию в следующем периоде двух больших государств: Московского и Литовско-Русского.

Не довольствуясь расширением своей власти над Северной Русью, Всеволод III сделал преждевременную попытку к утверждению общерусского единодержавия: в 1195 г. он возобновил старый опорный пункт суздальских князей на юге - город Городец на Ост-ре: "послал тиуна своего Юрия с людьми в Русь и создал град на Городце, обновил свою отчину". В том же году, когда умер киевский князь Святослав Ольгович, "послал великий князь Всеволод мужей своих в Киев и посадил в Киеве Рюрика Ростиславича" (там же). В 1201 г. "послал князь великий Всеволод Юрьевич сына своего Ярослава в Переяславль Русский (южный) княжить" (там же). Такое распоряжение княжескими столами в чужих землях является абсолютной новостью: прежде ни киевские князья, ни другие не распоряжались столами в Черниговской, Полоцкой или других землях.

Мы назвали такое стремление преждевременным. Действительно, одновременно с образованием первого зерна будущего северорусского единодержавия на крайнем юго-западе закладываются основы другого русского государства. Современник Всеволода Роман Волынский имел здесь точно такое же значение, как Всеволод на севере. Роман соединил под своей властью две большие и сильные земли - Волынь и Галицию. Центром этого нового государства могла стать именно Волынь, как по своему положению, так и по могуществу; но Роман сделал ошибку, перенеся центр в пограничную Галицию, что повело к вмешательству в судьбу этого государства иноземцев - мадьяр и ляхов. Во всяком случае при Романе государство его было настолько могущественным, что южнорусский летописец титулует его так же, как северорусский Всеволода, т.е. самодержцем и царем. Образование сильного государства повело и здесь к стремлению расширить его влияние на соседей, именно на Киевскую и Черниговскую земли. Около двух больших политических тел прочие начинают вращаться, как их спутники; впрочем, судьба их еще колеблется, факты недостаточно определены, чтобы решить, в сферу жако-го из двух названных светил попадут эти спутники. Такое неопределенное положение занимают Киевская и Черниговская земли.

Но со 2-й половины XIII в. сын и преемник Романа, знаменитый Даниил Галицкий, распространил свою власть и на Киевскую землю, создав из южнорусских земель могущественное и обширное государство. На севере продолжателем дел Всеволода явился Александр Невский, современник Даниила.

Таким образом, дело основания единодержавия начато задолго до татар.

Вообще развитие государственной русской территории в 1-м периоде идет от меньших единиц к более крупным (а не наоборот).

4. Число и внешний состав древнерусских земель не могли оставаться вполне неизменными в течение долгого периода, при постоянных, большей частью враждебных столкновениях между ними и с соседями-кочевниками (выше сказано о слиянии Древлянской земли с Киевской). К той же Киевской земле присоединилась часть земли дреговичей (Турово-Пинской); другие части ее вошли в состав земель Полоцкой и Черниговской. Ростовско-Суздальская земля, несомненно составлявшая вначале колонию Великого-Новгорода, наконец достигла полной самостоятельности. Новгородская земля, лишившись таким образом владений на средней Волге, вознаградила себя громадным протяжением в бассейне Северного Ледовитого океана до Уральского хребта. Отделившийся от нее Псков до самого падения Новгорода не мог достигнуть полной самостоятельности (например, в церковном отношении). Из колоний славянского племени вятичей среди финского племени муромы, в правой половине бассейна Оки, образовалась новая земля - Муромо-Рязанская. Северская земля, выдвинувшая в древности свои колонии через Дон до Кубани (Тмутаракань), приведена обратными движениями степных варваров в сравнительно тесные пределы бассейна р. Десны и Сулы; но и эта центральная часть Северской земли была еще слишком велика, и потому намечалось ее раздвоение по двум главным системам названных рек, территория по р. Суне образовала особую землю - Переяславскую; но эта земля никогда не достигала полной самобытности и играла межеумочную роль между Северской и Киевской землями. Северская земля - долго владела и землей вятичей. Самая обособленная в этнографическом и географическом отношениях Полоцкая, или Кривская земля (между Припятью и Западной Двиной) была в доисторическое время в некоторой связи с землей Новгородской (Рюрик посадил там своего "мужа"); но уже в начале X в. она является самостоятельной и ведет постоянную борьбу с Новгородской и Смоленской землями. Последняя прежде простирала свои пределы далеко в бассейн Волги, но в XII в, должна была уступить восточные владения Суздальской земле. Начальная летопись в числе первобытных княжений не упоминает Волынь и Галицию (называя дулебов или волынян к бужан лишь в числе племен); но относительно Волыни не может быть сомнения в ее доисторическом бытии в качестве земли: новый центр ее - княжеский город Владимир - возник близ древнего города Волыни.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 373. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия