Студопедия — Сказки Бажова Павла Петровича Биография Бажова Павла Петровича 12 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сказки Бажова Павла Петровича Биография Бажова Павла Петровича 12 страница






Местничество есть исключительно принадлежность московского государственного права и не может существовать в государствах, в которых господствует сословный строй*. Оно образовалось не ранее XV в., т.е. со времени превращения бояр в обязательно-служилых людей. Сущность его состоит в споре боярских родов между собой о служебном старшинстве. Предметом спора были не самые места или роды службы, а относительное положение на службе одного служилого человека перед другим. Причина происхождения этого явления заключается в том, что родовая честь зависит от служебной: занятие низшей должности может понизить навсегда значение рода перед другим (чего не может быть в сословиях, в которых права членов не зависят от службы). Места, о которых идет спор, или разряды суть степени служебных должностей (классы). Так, в военной службе различались большой полк, правая рука, передовой и сторожевой полки (равные) и левая рука. В административной службе по разрядам распределялись города - главные в отношении к пригородам; различались также и части города по своей важности (в Москве: Большой город, Китай-город, Царев-город, в других городах - Вышгород, Кремль и Земляной город) при назначении воевод и объезжих голов. Различались также по важности приказы; здесь (как и в городах) местничались главные судьи (там - главные воеводы) с товарищами. То же было и в посольствах. В придворной службе различались не только роды ее, но собственные места при встрече послов, за царским столом и пр.; здесь местничались не только мужчины, но и женщины (по службе при царице).

_______________________

* Соперничество знатных родов полностью противоположно корпоративному единству сословия; в Польше самый убогий шляхтич равнялся первому магнату королевства по правам шляхетства; их взаимный титул - "панове-братья".

_______________________

Местничавшие ссылались на случаи, т.е. прежнее относительное положение их предков по службе; иногда они указывают такие случаи за пределами Московского государства (на прежней службе в Рязани, Твери и даже в Крыму, если то были выходцы из татар; но последние не принимались в расчет). В числе доказательств в местнических вопросах представлялись и родословные, но не с целью доказать древность рода вообще и его заслуги перед государством, а чтобы указать старшинство рода перед другими на лестнице служебной иерархии. Рассмотрение местнических счетов принадлежало боярам, а решение - царю; оно оканчивалось или признанием притязаний, или наказанием для поднявшего спор "за бесчестие" того, против кого он был начат (выдача головой; см. прим. Татищева к 55 ст. Суд. ц.). Что местничество не было проявлением аристократических тенденций, на это указывает то обстоятельство, что местничались между собою не одни родовитые фамилии, но и "худородные" люди (дьяки по приказам). Хотя при одном случае местничества князя Волконского с боярином Головиным бояре стали на сторону последнего и сказали, что "за службу государь жалует поместьем и деньгами, а не отечеством" (Разр. кн. 1,206), но этим выражали полное отрицание аристократических начал, ибо князь Рюрикович во всяком случае аристократичнее боярина из простых греков-выходцев; бояре только хотели сказать, что предки Головина служили в высших чинах, чем предки князя Волконского.

Как явление в высшей степени вредное для государственной службы, местничество ограничивалось царями еще в XVI в. (см. указ 1550 в УК. кн. ведом. Казн.). В XVII в. при частных случаях (особенно военных походов) часто объявляли: "быть без мест" (т.е. на данный случай не должны распространяться местнические счеты). В 1681 г. была проведена общая реформа (по поводу нового военного устройства): земский собор (из представителей служилого класса под председательством князя В.В. Голицына) решил отменить местничество; царь и боярская дума (с собором духовенства) утвердили это решение 12 января 1682 г., повелев прежние местнические дела предать огню (что и было исполнено в печке государевой передней палаты в присутствии депутации от думы и архиереев). Но с уничтожением местнических книг тотчас же были учреждены в разряде родословные. Это означало переход от служебной иерархии к сословному равенству, от состояния служилых людей к состоянию "шляхетства" (под сильным влиянием порядков Литовско-Польского государства, с которым во 2-й половине XVII в. московские люди вошли в ближайшие отношения).

б) Тяглые люди

Подобно тому как основанием для служилого класса была обязательная служба и частное (зависимое) землевладение, так тягло (финансовая служба государству) и общинное землевладение лежит в основе класса тяглых людей. По этому главному основанию все тяглые общины - одинаковы, но фактическая разница между большими и торговыми общинами (посадами) и меньшими земледельческими (сгруппированными в волости) дала повод и для юридического различия посадских людей и крестьян. Торговля концентрируется правительственными мерами в городах для удобства взимания пошлин (см. уст. Белоз.гр., 1488 г., ст. 8; в 1539 г. отменены торги во всем новоторжском уезде, кроме города Торжка).

Посадские люди (городское население)

Посадом называется поселение вокруг укрепления (города); так как служилые люди, имевшие жительство или осадные дворы в "городах", отделились в особый класс, то остальное население (не служилое) уже перестало именоваться горожанами; с XVI в. ему присвоено название посадских людей. Посады могли возникать и помимо укреплений, называясь в таком случае слободами, а жители - слобожанами (это название, впрочем, поглощалось первым общин).

Разряды посадских людей. Еще от 1-го периода осталось разделение городского населения на гостей, простых купцов и черных городских людей. Полуслужилое состояние гостей, начинавшееся с древнейших времен, укрепляется за ними в Московском государстве. Здесь гость есть звание, пожалованное вел. князем какому-либо торговцу; уже при Дмитрии Донском выдавались жалованные грамоты на гостинство (Доп. к зк. ист. I, N 9). В 1598 г. царь Борис Годунов пишет: "Пожаловали есмя нашея отчины В. Новгорода торгового человека Ивана Онаньина, сына Соскока, гостиным именем, велели ему быть в гостех" (там же, N 147). Пожалование давалось и за сторонние услуги и именно иностранцам (в 1665 г. - фон Горну "за поимку вора Тимошки Анкудинова") и за устройство государственных займов (там же, IV, 53). Сначала давалось пожалованье каждому лично; в 1613 г. выдана общая жалованная грамота классу гостей; но, вследствие потери этой грамотой юридической силы, выдана новая в 1648 г. (с изложением содержания первой). Сущность пожалования заключается в следующих привилегиях: освобождение от суда подчиненных властей и подчинение только суду царя; освобождение от общинных податей и повинностей; освобождение от платежа мыта и мостовщины; право владеть (до 1666 г.) вотчинами и получать поместья и др. Но жалование дается за службу и под условием службы. Служба гостей - финансовая: заведование таможнями и кружечными дворами, оценка и распределение царской казны (мехов, получаемых из Сибири). В присутственных местах, ведавших этими отраслями управления, гости занимали места голов и дьяков. Для отправления этой службы всякий торговый человек, возведенный в звание гостя, должен был переселяться из родного города в Москву. Таким образом лучшие элементы местных городских общин отвлекались на службу. Впрочем, число гостей даже в конце существования Московского государства было ограничено (по свидетельству Котошихина, в его время их было только 30 человек).

Торговые люди гостиной и суконной сотен составляют второй разряд после гостей. Еще в XIV и XV вв. после гостей упоминаются обычно "суконники" в качестве богатых, но не привилегированных купцов. По Судебнику 1550 г. это звание (в числе классов, между которыми расписана такса за бесчестие) не упоминается. В XVII в. из богатых торговцев, не получивших личного пожалования звания гостя, составляются особые общины ("сотни"), отличающиеся, с другой стороны, от черных посадских сотен. Члены гостиной и суконной сотен сгруппированы только в Москве, по назначению правительства и по вызову из провинциальных городов в Москву лучших местных торговцев. В таком, например, смысле состоялось распоряжение в 1647 г. и вызвало взаимную борьбу черных сотен и посадов, не желавших лишаться лучших платежных сил, с привилегированными сотнями, стремившимися к увеличению своего числа и, следовательно, к облегчению службы. Тогда было решено возложить отправление служб в городах на местных торговцев. Хотя в Уложении опять предписано назначенным в привилегированные сотни продать свое имущество в городах, "а самим жити на Москве" (Улож., XIX, 34), но в середине XVII в. члены гостиной и суконной сотен находятся во многих городах. Служба членов этих сотен состояла в том, что они были товарищами при гостях в финансовом управлении. В награду они получали привилегии однородные, но меньшие, чем гости (не нести общих повинностей с посадскими общинами). Гостиная сотня считалась намного почетнее суконной.

Посадские черные люди. С выделением из общины гостей и членов привилегированных сотен в разряд полуслужилых людей личные силы городских общин ослабели ("людишки бедные и молотшие от того великого тягла бегут розно, а которые были у нас лутшие люди, и те взяты в гостиную сотню и суконную", - заявляют посадские люди в 1621 г. - ак. ист., V, 92, IV). Собственно городскую общину составляли уже одни простые, или черные посадские люди, что приводило общины к постепенному обеднению и затем к мерам прикрепления посадских людей. Каждый посад составлял общину на тех же основаниях, что и сельские волости, т.е. на общинном землевладении, круговой уплате податей и отправлении повинностей и на выборном управлении. Город Москва, впрочем, не составлял одной общины, делился на сотни (древнейшие общины) и слободы (позднейшие на окраинах города); таковы сотни: Дмитровская, Ордынская, Ростовская, Ржевская, Новгородская, Сретенская, Покровская и Мясницкая; полусотни: Устюжская и Кожевенная; четверть сотни: Митрополья, Арбатская и Черторская; слободы: Заяузская, Новая Кузнецкая, Екатерининская, Голутвинская и Воронцовская. Во главе сотен стоят сотские, во главе слобод и провинциальных посадов - земские старосты. Имущественные силы общин постепенно ослаблялись внедрением неподатных классов (беломестцев) в среду городов, иногда по распоряжениям самого правительства*. Так как тяглым имуществом посады владели на общинных началах, то самое тягло (податная служба государству) возлагалось не на лицо, а на общины: кроме уплаты прямых налогов (причем за пустые места платили наличные жители, за несостоятельных - более имущие), на них были возложены выборы голов и целовальников в кружечные и другие дворы с ответственностью за недобор, неисправность и злоупотребления выборных. Люди посадские не были освобождены и от личной службы государству - через поставку "даточных людей" в войска, постройку и поправку городских укреплений и пр. На земском соборе 1642 г. тяглые люди заявили: "А мы, сироты твои... ныне оскудели и обнищали от великих пожаров, и от пятинных денег, и от даточных людей, от подвод... и от поворотных денег, и от городского земляного дела, и от твоих государевых податей, и от многих целовальничь служб с гостьми и опричь гостей". Следствием этого было бегство посадских из посадов в села - в крестьяне и в частную зависимость (в закладчики и кабалу) к лицам богатым, что, в свою очередь, еще более уменьшало населенность городов и отягощало положение остальных членов посадских общин. Постепенное уменьшение городского населения в XVI и XVII вв. видно из следующих цифр: в 1545 г. в Муроме было 111 дворов жилых, 107 пустых и 800 пустых дворовых мест; в 1660 г. в Ярославле было 3468 посадских людей, а через 10 лет - 2862; в Костроме тогда же 1322, а через 10 лет - 1044.

_______________________

* Имущественные и административные отношения городских общин будут изложены ниже.

_______________________

Образование отдельного класса городских жителей через прикрепление. Государство, не имея возможности облегчить для посадов тягло, должно было прибегнуть к прикреплению городских обывателей. Еще в 1613 г. велено возвращать посадских людей, бежавших из Москвы: в 1619 г. состоялось постановление земского собора о том, что вообще ушедшие посадские люди должны быть возвращены на прежние места; затем то же подтверждалось частными указами и распоряжениями 1638 и 1642 гг. с угрозами наказаний. Но окончательное прикрепление сформулировано в Уложении царя Алексея Михайловича (гл. XIX): возвратив (ст. 1-11) посадам отторгнутые от них земли (от беломестцев) и другие имущества: лавки, дворы (от крестьян), Уложение (ст. 18 и др.) старается возвратить посадам утраченное населением из поступивших в частный заклад (кабалу), в служилые люди (если только они сами, а не отцы их поступили в стрельцы, казаки и солдаты), из ушедших вследствие брака (посадская женщина влечет обратно в посад и мужа, и детей). Целые слободы служилых людей, поселенные около посадов и подрывавшие торговлю и промыслы горожан, отчасти были привлечены к общему с посадами тяглу (пушкари, затннщикн и пр.), отчасти только к уплате таможенных пошлин (стрельцы, казаки и драгуны). Впредь выход из посадов запрещается под угрозой ссылки в Сибирь, на Лену. Запрещается также переход из одного посада в другой (по Указу 1658 г. под угрозой смертной казня).

Этими мерами я здесь (как и в служилом классе) не образовано среднего, или городского сословия, а лишь класс, прикрепленный к тяглу и месту жительства.

Такой ход возникновения этого класса как раз противоположен процессу образования среднего сословия в Западной Европе. Там государство, имея также в виду усиление собственных финансовых средств, надеялось достичь этого через развитие богатства в городах (промышленности я торговли), а потом снабжало город, общины привилегиями или укрепляло за ними те прав а, которые были захвачены самими городами в средние века. Это привлекало в города население из сел, бежавшее туда от крепостной зависимости. У "ас, наоборот, население бежало из городов в частную кабалу. Территория государства и его потребности росли не одновременно с населенностью и экономическими средств а ми, что в особенности отразилось на судьбе сельского населения.

Крестьяне (сельское население)

Мы уже знаем, что в 1-м периоде значительная масса сельского населения попала в состояние прикрепленных путем личной экономической зависимости ("релейные закупы", "старые шорники", "смерды") и что другая его часть образовалась уже тогда из поселенных несвободных людей. В XIV и XV вв. в Московском государстве продолжают развиваться частные формы зависимости; в XVI и XVII вв. устанавливается общее прикрепление сельских жителей.

Состояние крестьян в XIV, XV и XVI вв. В XIV в. вообще наименование всех тяглых людей (включавшее городских обывателей) было письменные или численные люди, т.е. люди, записанные и исчисленные для уплаты податей; в то же время по отношению к монголам - нехристианам - общее наименование всего населения - христиане (крестьяне) - специализируется (в XVI в.) для обозначения сельских обывателей (см. Суд. 1-й, ст. 57 "о христианском отказе"). Вообще же права и фактическое положение сельских жителей в XIV и XV вв. равнялись правам и положению городских обывателей. Однако между городскими и сельскими поселениями была та разница, что первые (по общему правилу) не попадали в частное владение и оставались в непосредственном подчинении государству (даже у бывших удельных князей великие князья старались выкупать города). Наоборот, в сельских поселениях развивалась власть частных лиц и церковных учреждений; наряду с черными волостями были владельческие села и вотчины; судьба населения тех и других была не одинакова, пока, наконец, судьба первых не подчинилась исторической учету вторых.

Население черных волостей. Волостью называется союз нескольких сел и деревень (е одним центральным поселением), имеющий одно (выборное) управление, владеющий сообща землей* и находящийся в круговой зависимости от уплаты податей в отправления повинностей. Имея в виду не права волостей, а права лиц, составляющих волость, находим, что они раз делаются на людей тяглых или "вытных" и"безвытных".

______________________

* Администрация влостей рассматривается в главе об управлении, а имущественные отношения - в истории гражданского права.

______________________

Тяглые, или вытные люд" - это члены общин, владеющие податными участками ("вытями"). Только они являются полноправными членами общи" (участвуют в выборе общинных властен, в распределении налогов, отвечают за исполнение податных обязанностей). В имущественном отношении они - постоянные владельцы (но не собственники своих участков)*; обыкновенно крестьяне становились к волости в такие же отношения, как и к частным землевладельцам: условие заключается большей частью на одни год, е подробным швюаетем получаемых построек, с обязательством починять их и полученного участка "в пустеве покинуть". Не условие на сдан год есть дашь форма; обычно в 1-й год давалась, льгота, а затеем поселенец входил в общую круговую поруку но уплате податей (Ак. Юр. N 187) и продолжал жить неопределенное время; о" часто передавал свой участок по наследству. Поселенцы могут даже отчуждала свои участки, во при условии, если покупщик заменит продавца и в тягловом отношении: "А кто будет искупить земли данные служил или черных людей, а те, кто возможет выкупитн, - и не выкуват; в не возмогут выкупите, и не потянут в черны" людя; а кто не восхочет тянуты, и не ся земль съетугоп, а земли черным людем даром" (дог. Дмитр. Иванов. Донск. с Взад, Андр. в Собр. гас. гр. и дог. I" N 53).

___________________________

* Проф. Сериазшч неизвестно почему причисляет на категории писателей, признающие черные земли казенными (рус.юрид., 1, 254); в истории частного права (где излагается история собственности, см. шике) мы очень ясно выражались всегда, что собственником был не вел князь, а волость, т.е. совокупность ее населения (крестьян), но не крестьяне в отдельности.

_______________________

Иногда участок (пустой, необработанный) земли сдается волостью новому поселенцу на условиях простой аренды, причем новый поселенец уплачивает только оброк, в" не входит в оборе права и обязанности волости: по одной правой грамоте времен" вея. кн. Василия Ивановича волость предъявляет свои права собственности на такой уча сток против арендатора, который стремится освоить его, так: "Все (которые) пахали ту землю, у нас навмывали..- у нашего старосты", который брея наем и деньга клан всей братье на столец (Акты, изд. Федотовым-Чеховским, I, стр. 31). Из освоения таких участков волостной земли и передачи ее по купчим возникает частное владение землей членов общины, именуемое "вотчиной"; так крестьянка закладывает "свою вотчину на Курострове деревню Онфимовскую Невейницыну, отца своего оставленье (наследство), двор со всеми хоромы, и дворище и огородец и земли орамые горные, а луговые, и пожни, и перелоги с займищи, и с перевесищи, и с рыбными ловищи, и с летними ухожен" (так же, 91)*; между тем заложенная деревня входит в Куроостровскую волость, чего не отрицает и владелица. Вообще равенства между членами волости быть не может; издревле существовал класс богатых ("лучших") людей и классы средних и меньших (неимущих) людей. Среди волостей зарождалась своего рода частная собственность (на тяглом праве). Черным волостным людям принадлежат полные права на движимые вещи. Личные права их ничем не были ограничены: однако обычно тяглым черным людям не разрешается переход из одного удела в другой (наравне со слугами невольными: "А которые слуги потягли к дворьскому при наших отцех, а чорныи люди к сотьскому, а тем нам не примата, такоже и тобе" (Догов, в. к. Вас. Дмитр. с кн. Влад. Андр. 1389 г. в Собр. гос. грам. и догов. I, N 35; см. также N 45, 71, 78, 84). Но иногда и такой переход был возможен: "И бояром, и детем боярским и слугам и Христианом меж нас вольным воля" (там же, I, N 127). Переход из одной черной волости в другую в одном и том же княжестве (а по уничтожении уделов - в целом государстве) не подлежит ограничениям (Суд. 1-й, ст. 57; "а христианом отказыватися из волости..."; Суд. 2-й, ст. 88 поясняет: "из волости в волость**), что, может быть, разумелось и в 1-м Судебнике. Переход из черных волостей в частные вотчины ограничивался с ранних времен (партикулярными распоряжениями; например, давая жалованную грамоту Покровскому монастырю, углицкий князь Андрей Васильевич пишет: "А тяглых моих людей письменных и вытных в ту слободку ни приимати" (ак. арх. эксп., I, N 102; см. там же, N 34 грам. Строчу монастырю 1437-1461 гг. свод подобных указаний у М. Дьяконова: "К ист. крест, прикрепления", стр. 21, прим.).

_____________________

* Факт относится к позднему времени (1610), но явление - древнее.

** Между тем проф. Дьяконов (стр. 16) говорит, что "ограничение перехода волостных тяглых людей не нашло никакого отражения в Судебнике". Конечно, неопределенное выражение судебников не означает воспрещения перехода для всех волостных крестьян на частные земли (см. ниже).

_____________________

Безвытные люди - это лица, невходящиев общину, т.е. незанимающие тяглого участка, а обрабатывающие земли по частным условиям с отдельными членами общины; они именуются "полсуседями", "половникам", "козаками" (т.е. батраками), а также бобыли, занимающие дворы, но не пахотные участки. Их личные права не ограничены ничем и, по-видимому, превосходят права вытных людей, именно они могут переходить на частновладельческие вотчины; но фактическое их положение, как лиц неимущих, ставило их в тесную зависимость от хозяина. В таком же положении находились и лица, зависимые по семейному праву (дети при отцах, племянники при дядях и пр.).

Те же обстоятельства, что и в посадах, привели и в волостях к таким же последствиям, а именно: имущественные силы волостей ослаблялись отторжением сел, деревень и пустошей в руки лиц обеленных (служилых людей и церковных учреждений) по захватам и по жалованным грамотам самих великих князей; черные земли хотя и отличались от частных владений князей (дворцовых), но находились в непосредственном распоряжении великих князей, как государей, которые и начали раздавать их служилым лицам в поместья и жаловать монастырям в вотчины. Тягло с остальных частей волости соответственно с этим не уменьшалось, а возрастало с развитием государственных потребностей. Вследствие этого население черных волостей бежит к частным землевладельцам (в основном на земли церковных учреждений), где поселенцы надеялись найти, хотя бы временно, льготу от трудностей тяглой службы и где они получали ссуду (подмогу) на обзаведение; черная волость не имела денег для такой цели, ибо не вела частного хозяйства*. Но мы видели, что для тяглых людей переход в частные вотчины был затруднен уже с давних времен специальными предписаниями князей великих и удельных. Чтобы согласить право перехода с интересами государства и волости относительно исправного поступления податей (при круговой поруке), устанавливалось правило: тяглец может уйти, посадив на свое место другого. Этим право переходов в принципе не отнято и самый переход в частные вотчины не устранен общим узаконением для всех. Затем оставалось еще право перехода из волости в волость (которое, однако, при изложенных условиях далеко не было заманчивым). Все указанные обстоятельства вели только к тому, что черноволостные крестьяне в большинстве засиживались в волости долго, тем более что волостные крестьяне имели горазда больше поводов, к оседлости, чем частновладельческие: община рассматривает волостную землю как собственную; усадьбы, встроенные членами общины, передаются по наследству. Поэтому в волостях несравненно больше старожилов, чем новоприхожих. Но именно старожильство и повело их к прикреплению: в XVI в. переход воспрещаете" не для всех тяглецов, а именно тяглецов-старожилов. Так, в Уставной Важской грамоте 1552 г. читаем: "Старых им тяглецов-крестьян из-за монастырей выводить назад бессрочно к беспошлинно"- (ем. в нашей Хрествм, по ист. рус. пр., вып. II, ем. также Акты о тяглом населении, II, N 27), Так создается институт давности практикой, помимо закона (подобна тому гак постановление Литовского- статута о 19-летней давности прикрепления крестьян задолго предупреждено обычным правом и крестьянской "оседлости")**.

______________________

* Лишь в редких случаях сельский тягловый человек мог достигать такой имущественной состоятельности, что не нуждался в занятии ни общинного участка, ни участка на земле частновладельческой, а владел как собственник землей на частном (тягловом, а не служилом) праве. Это так называемые своеземцы, жившиев прежних владениях В. Новгорода (на севере России). Обычно такие земли возникали в результате первоначальной расчистки и владельцы их были колонизаторами диких и пустынных мест, не входивших ни в какую волость и ни в чью вотчину; в 1524 г. трое двинян нашли за Двиной ключи в черном лесу; "а дворы и пашни на тех местах не бывали от века; а от волости те места за 20 верст со всех сторон; угодья к тем местам не пришли ни от которых волостей"; вел. князь пожаловал нашедших этой землей с правом созывать новых поселенцев (Ак. арх. эксп., I, N 385). Этот вид тяглой собственности, уцелевший только на севере, в остальных местах исчез бесследно: своеземец, подавленный тяжестью налогов, продавал свой участок служилому владельцу или бросал его в пользу общины. Сохранилось только оброчное владение частными лицами из крестьян (см. Ак. юрид., N 172).

** Проф. Дьяконов ("Очерки", стр. 19-23) говорит: "Нельзя не отметить одной общей черты... старожильства; это известная давность поселения... (факты) дают некоторое основание к предаю предположению, что право перехода стало ограничиваться для старожильцев раньше, чем для других разрядов крестьян". А между тем, он же отрицает действие давности, без содействия "обстоятельств побочных" (стр. 22). "Побочные обстоятельства" суть условия для возникновении давности, а раз она возникла, то уже ею одной определяются юридические последствия, В Литовско-Русском государстве раньше были прикреплены "отчичи", т.е. наследственные владельцы тяглых участков (ем. ниже о владельческих крестьянах).

_____________________

Население частных вотчин. Когда князья оседают на песте (становятся в тесно" смысле отчинности), та это в высшей степени отражается на усилении частного землевладения. Сами они увеличивают свое недвижимое имущество примыслами (прикупкой) сел (см. Духовн. Калиты 1328 г. в Хрест., вып. II, sap. 6-7). Существовавшие с древнейших времен "села боярские" увеличиваются в числе вместе с развитием и оседлостью (начинающимся прикреплением) служилого класса по жалованным грамотам князей; особенно же расширяются вотчины церковные (вследствие усилившегося религиозного чувства после ужасов татарского погрома и расширения права князей жаловать земли); не исчезло еще право лучших городских людей (гостей) владеть вотчинами в уездах. Все эти виды частного имущества развиваются главным образом на счет свободных волостных земель. "Села" (в отличие от волостей) населялась в древности главным образом несвободными и полусвободными людьми: так как изгои обычно доставались церкви). Но такими людьми обрабатывались только незначительные по величине дворовые участки; остальная земля обрабатывалась свободным пришлым населением.

Судьба свободного населения (крестьян) была неодинакова, в зависимости от исчисленных родов частных вотчин. Великокняжеские (или подклетные, а потом дворцовые) вотчины, а также княжеские (бывшие удельных князей) и монастырские быта столь обширны, что составляли уже целые волости; иногда они и по происхождению своему были нечем иным, как черными волостями, обращенными в частную собственность (сначала великий князь овладевает ими при присоединении новых княжеств, а потом от него часть их поступает или "в путы" дворцовым чиновникам, или посредством пожалования в вотчину церковным учреждениям), В таких волостях-вотчинах условия быта поселенцев остаются почтя такими же, как в черных волостях (лишь вместо дани уплачивается частный оброж); община продолжает функционировать при сдаче новым поселенцам. Вообще же положение крестьян в больших вотчинах-волостях могло быть (и было) весьма различно; они могли получать от своих владельцев пожалованья целыми деревнями на служебных условиях: в 1527 г. митрополит Даниил пожаловал своего "исстаринного" крестьянина Дементия четырьмя деревнями с селищами и пустошами, с озерами, реками и пр., с тем чтобы он не "окняжил, им обоярид" и вообще не отчуждая этих деревень (ж. арх, эк., I, 74), Типом "вотчин" в собственном смысле надо считан" меньшие, отдельные вотчины частных светских владельцев (древние "села"), нередко вторгавшиеся в середину черных волостей и постепенно разрушавшие их. К этому типу лотом приравняем я ветчины вообще, а равно и поместья.

Отношения перехожих поселенцев к землевладельцу определялись частными условиями между ними и отчасти (со времени Судебника 1-го) законом и уставными грамотами церковных волостей. Условия в древности, конечно, были словесные, но с XVI в. начинают преобладать письменные (более г интересах землевладельцев); они называются "водрядными" или "рядными записями". Условие обыкновенно обеспечивается поручительством и неустойкой, поручителями являются прежние крестьяне той вотчины, в которую входит новый поселенец; этот вид частной круговой поруки обеспечивал владельца возможностью за неисправность нового пришельца усадить свои права на прежних. Частное поручительство дополнялось (в уставных грамотах церковных учреждений) общей круговой порукой известной вотчины: "А который крестьянин выйдет из тех сел за волость, двор огноивши, - и тот двор ставить тех сел крестьяном, которые остаются в тех селах своими деньгами, потому, чтобы берегли друг друга, чтобы двор не огноея был" (Уст, грам, патр. Иова 1590 г. Новинскому монастырю). Неустойка ("заряд"), обеспечивающая условие, обыкновенно была довольно высока (10 рублей врядн. 1586 - Ак. Юр. N 186; пять руб. в поручен. 1585 - там же N 290,1, что на наши деньги составляет 140-70 руб.) Существенные части "рядной записи" касаются:







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 377. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия