Студопедия — Замысел и проблемы 22 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Замысел и проблемы 22 страница






9. ГЛАЗ БОГА ХОРА, ВЫРВАННЫЙ У НЕГО СЕТОМ-САТАНОЙ, И ПОВРЕЖДЕННЫЙ ГЛАЗ ХРИСТА.

"Древне"-египетские тексты сообщают, что Сет (Сатана?) ВЫРВАЛ ГЛАЗ у бога Хора (Христа?) во время поединка с ним [86], с.123. Вот что говорит старинный текст: "А Хор (Христос? - Авт.) лежал под деревом Шенуша (уже снятый с креста? - Авт.) в краю Оазиса. Сет нашел его, схватил, повалил на землю навзничь. ВЫРВАЛ ГЛАЗА ЕМУ ИЗ ГЛАЗНИЦ". Цит. по [86], с.134. Хотя в этом варианте говорится о двух вырванных глазах, но обычно в старых текстах упоминается один поврежденный глаз. В 112 главе Книги Мертвых говорится: "Ра сказал Хору: - Дай узреть мне, ЧТО СЛУЧИЛОСЬ СЕГОДНЯ С ТВОИМ ГЛАЗОМ?... Хор посмотрел, и рана его глаза [вновь] сильно разболелась. Тогда Хор сказал Ра: - Мой глаз так [плох], словно Сет НАНЕС УДАР МОЕМУ ГЛАЗУ. И он лишился чувств" [86], с.187-188. На "древне"-египетских изображениях тоже чаще всего присутствует один вырванный глаз Хора, см. ниже.

Этот вырванный глаз Бога часто фигурирует в мифах под названием Око Хора. Здесь, скорее всего, звучит отголосок того факта, что Андронику-Христу во время казни выкололи глаз, см. выше. Как мы уже говорили в главе 1, на изображении на Плащанице видно, что глаз Христа действительно сильно поврежден [47], с.16. На рис.5.21 приведена сцена из росписи гробницы Сети I. Слева показаны идущие люди, в руках которых - вырванные глаза Осириса (Хора?).

Вырванный Сетом глаз Хора назывался "Оком Уджат, то есть излеченным впоследствии здоровым глазом. В одних мифах глаз отнимает у Сета обратно сам Хор, в других - Сет возвращает его по своей воле, а третьих - его приносит Тот. Глаз этот играл исключительно важную роль в египетских религиозно-мифологических представлениях и ритуалах. Его изображение стало могущественным амулетом, защищавшим от всевозможных бед. Вырванный глаз Хора имел еще одну функцию: в математике им обозначали дроби. По одной из версий мифа, Сет разрезал глаз Хора на 64 части... По (другой - Авт.)... версии Хор борется с Сетом, но предметом борьбы является ГЛАЗ БОГА РА. И, что любопытно, в этом мифе употребляется традиционное название - Око Хора" [86], с.124-125.

"Древние" египтяне носили на теле и клали в могилу вместе с умершими амулеты. "ГЛАВНЫМ среди талисманов такого рода было изображение Ока Уджат (см. рис.5.27 - Авт.), то есть глаза, который Сет выколол Хору. По одним мифам, это был глаз Хора, бога неба, по другим - глаз Ра... Глаз Ра ПОСТРАДАЛ ВСЛЕДСТВИЕ ЗАТМЕНИЯ" [86], с.178. Не появляется ли здесь, в "древне"-египетском рассказе, солнечное затмение, связанное с распятием Христа? "Амулеты с изображением Ока Уджат относились к числу универсальных - они обеспечивали здоровье и удачу во всех начинаниях как на земле, так и в загробном мире" [86], с.178.

Известны многочисленные "древне"-египетские изображения вырванного Глаза Хора, см., например, рис.5.28, рис.5.29, рис.5.30, рис.5.31. Глаз Хора стал одним из самых распространенных египетских символов. Таким образом, история поврежденного глаза Христа ярко отразилась в "древне"-египетском искусстве. Глаз Хора (Глаз Ра) часто изображается с одной или двумя руками, см. рис.5.30. Вероятно, так отразился тот факт, что Андронику-Христу отрубили руку.

Вспомним теперь, что именно в Овне находится знаменитая в старинной астрономии звезда, которая называется ГЛАЗ или "Глаз Овна", [98], том 6, с.657. это - альфа Овна, самая яркая звезда в этом созвездии. Связь между звездой Глаз Овна и Христом проявляется уже в том, что Овен - известный средневековый символ Христа. Об этом мы уже неоднократно говорили выше. С другой стороны, легко прослеживается цепочка между Глазом Овна и Оком Осириса. В самом деле, Овен по-латински называется RAM, что звучит как РАМ [168]. Поэтому Глаз Овна в каких-то текстах мог быть назван Глазом Ра. Тождество Глаза Овна и Глаза Ра просматривается в египетской символике и без помощи латинского языка. В самом деле, Овен или баран считался в Египте символом бога Амона-Ра. Поэтому Глаз Овна был одновременно и Глазом Амона-Ра или просто Глазом Ра. Осталось вспомнить, что Глаз Ра и Глаз Удиет - это одно и то же, см. выше и [160], с.54.

Таким образом, египетский Глаз Ра = Глаз Удиет, небесный Глаз Овна (звезда Альфа Овна), а также известный в христианстве символ Всевидящего Ока Бога - это, по сути дела, один и тот же символ вырванного во время казни глаза Христа.

Всевидящее Око изображалось во многих католических храмах над алтарем. Оно представляет собой глаз, заключенный в треугольник, и является символом Бога, см. рис.5.32, рис.5.33, {{{рис.5.33a}}}. Конечно, происхождение такого символа можно объяснять по-разному. Но теперь, как нам кажется, возникает естественное объяснение. Глаз в треугольнике символизировал, по-видимому, глаз Троицы, то есть глаз Христа, вырванный во время казни. Он же - египетский Глаз Осириса-Хора. Символ, по-видимому, был настолько знаменит и распространен, что дошел до нашего времени в нескольких версиях. Хотя в Евангелиях о вырванном глазе Христа прямо не говорится, тем не менее яркий след остался. Хотя и не в текстах, но в многочисленных изображениях и памятниках.

На рис.5.34 приведена картина Яна Провоста "Христианская аллегория" якобы XVI века. Слева - Христос, справа - Богоматерь. Вверху, рядом с Агнцем, символом Христа, изображен глаз, окруженный кроваво-красным сиянием. Так, вероятно, художник изобразил вырванный глаз Хора-Христа. Такой же глаз-символ, но меньшего размера, повторен внизу картины. Кстати, здесь же мы видим присоединенные к нему две отделенные руки. Может быть, так условно изобразили отрубленную руку Андроника-Христа. Кроме того, нельзя не отметить, что христианское изображение "глаза Бога с руками" - практически совпадает с распространенным "древне"-египетским символом - Глазом Хора (Ра), приведенным на рис.5.28 и рис.5.30. В обоих случаях показано "Око Хора с руками". Таким образом, здесь мы видим единство египетской и средневековой европейской христианской символики. В середине картины, на руке Бога, изображен, вероятно, земной шар в центре небесной голубоватой сферы. На сфере показаны, по-видимому, Солнце и Луна. Сверху - христианский крест, символизирующий, скорее всего, всемирное торжество христианства.

Может возникнуть вопрос - почему на русских иконах и русских церквах всевидящее Око не изображается? Нам о таких изображениях не известно. А у западно-европейских христиан его можно встретить во многих храмах. Как нам кажется, теперь мы можем дать ответ на данный вопрос. Обратим внимание на известную и бросающуюся в глаза разницу между католическим и православным распятием. Мы здесь имеем в виду старое русское православное распятие, а не подражания западным распятиям, которые в русских церквях появились лишь в XVII веке. Разница в том, что в западном церковном искусстве страсти Христа выражаются обычно кроваво, с подчеркнутым и даже чрезмерным натурализмом. Старое православное распятие - это, скорее, символ казни, чем ее изображение. Оно спокойно и не нажимает на физиологические подробности. В эту же струю естественно вписывается и отсутствие изображения вырванного глаза Христа в православных церквах. Это ведь тоже в каком-то смысле физиологическая подробность.

Дело, вероятно, в том, что в западном искусстве еще живет традиция тех, кто убивал Христа. Именно эти люди вскоре подверглись всем ужасам крестового похода, что естественно наложило отпечаток на их воспоминания. Они намного более болезненны и кровавы, чем воспоминания мстителей, пришедших из Руси-Орды, которые не были ни свидетелями казни, ни жертвами отмщения.

10. ОТРУБЛЕННАЯ РУКА ОСИРИСА И ОТРУБЛЕННАЯ РУКА АНДРОНИКА-ХРИСТА И АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО.

Еще один яркий штрих в череде соответствий между Осирисом и Андроником-Христом, а также Андреем Боголюбским, представляющим образ Христа в русской истории, связан с отрубленной рукой. Вспомним, что у Андроника перед казнью отрубили руку. Андрею Боголюбскому перед смертью тоже отсекают правую руку, см. главу 3. Отрубленной руке летописи придавали большое значение. Она изображалась на картинах и миниатюрах. В египетской истории Христа под именем бога Хора мы видим то же самое. Текст, вырезанный на "стеле Шабаки" в Мемфисе, рассказывает о том, как во время спора с Сетом, ХОРУ ОТРЕЗАЛИ РУКУ, а затем сделали вместо нее новую [86], с.135.

11. ОСИРИС-ХРИСТОС И РУССКАЯ БЫЛИНА О СВЯТОГОРЕ.

Упомянутый выше египетский рассказ о гробе, приготовленном по размеру тела Осириса, сильно напоминает известную русскую былину о Святогоре и Илье Муромце. У нее есть несколько вариантов [154]. В одном из них повествуется, что Святогор с Ильей Муромцем нашли гроб и решили туда лечь по очереди. Илье гроб не подошел, а когда туда лег Святогор, крышка захлопнулась и он оказался погребенным. Илья не смог открыть гроба и тогда Святогор завещал ему свой меч. В данной былине Святогором, скорее всего, назван Христос. Вспомним, что в христианских текстах постоянно упоминается СВЯТАЯ ГОРА или Сион как место, где находится Господь. См., например, Псалтырь 2:6, 127:5, 133:3, 134:21 и т.д. Поэтому имя Святогорец или Святогор, то есть буквально - живущий на Святой Горе - вполне могло относиться к Христу.

Да и сама по себе близость "древне"-египетского рассказа об Осирисе и русской былины о Святогоре наводит на мысли о глубокой связи между "Древним" Египтом и христианской средневековой Русью.

Более того, в некоторых вариантах былины о Святогоре прямо говорится о Елеонской горе, упоминаемой в Евангелиях (наше внимание на это обратил Ю.Н.Братков).

"А поехали оне (Святогор и Илья - Авт.) да по святым горам,

По святым горам да Араратскиим.

Прискакали на гору Елеонскую" [26], с.33.

Елеонская гора находилась в окрестностях Иерусалима (Матфей 21:1).

Гроб Святогора в былине назван ПЛАЩАНИЦЕЙ, что прямо накладывает образ Святогора на Христа. Когда Святогор не смог выйти из гроба, Илья стал бить по гробу мечом:

"Как ударил своей палицей

Да по щелейки по толстыи,

А по той горы да по высокии, -

Ставился тут обруч да железныи

Через тот да гроб еще великии,

Через тую ПЛОЩАНИЦУ было дивную" [26], с.43.

12. ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТА И ВОСКРЕСЕНИЕ ОСИРИСА.

Далее евангельские события развиваются так. Тело Христа оставили в гробу на ночь. Утром жены-мироносицы отправились к гробу, но тела там не нашли. Оно исчезло. Через некоторое время воскресший Христос явился людям. Тогда все поняли, что он воскрес вместе с телом.

Примерно то же самое рассказывается и в египетской версии. "Оставив сундук в уединенном и безлюдном месте, Исида отправилась к своему сыну Ору (или Хору)... Но Тифон, охотясь как-то ПРИ СВЕТЕ ЛУНЫ, случайно наткнулся на сундук. Узнав тело, лежащее в нем, он разорвал его на куски (их было четырнадцать) и разбросал в разных частях страны. Узнав об этом, Исида вновь отправилась в странствия в поисках разбросанных частей тела своего мужа... Находя части тела своего мужа, Исида хоронила их. Впрочем, некоторые возражают против такого объяснения и утверждают, что многочисленные гробницы возникли в результате хитрости богини, которая, пообещав городам настоящее тело, вместо этого преподносила им просто изображение мужа... После этого ОСИРИС ВЕРНУЛСЯ ИЗ МИРА ИНОГО И ЯВИЛСЯ СВОЕМУ СЫНУ ОРУ" [11], с.44-45.

Таким образом, Осирис ВОСКРЕС и стал Богом Воскресения [147], т.1, с.127. В сознании египтян "он превратился в ПРИЧИНУ ВОСКРЕСЕНИЯ, и право даровать смертным вечную жизнь перешло от богов в нему. Историю о расчленении Осириса забыли, поскольку в подземном мире его тело было целым... Поклонение Осирису стало почти всеобщим... он стал чем-то вроде национального бога... Он считался теперь не только богом и судьей умерших, но также и создателем мира и всего сущего. Он, бывший сыном Ра, оказался равным своему отцу и занял место рядом с ним на небесах... Осириса начали считать источником и началом богов, людей и вещей" [11], с.50-51.

Если освободить египетский рассказ от деталей, то останется следующий костяк. Исида, оплакав мужа, оставляет гроб на некоторое время. Ночью, - что специально подчеркивается: "ПРИ СВЕТЕ ЛУНЫ", - тело из гроба исчезает. Потом оказывается, что Осирис воскрес и вознесся к богу Солнца. То есть, говоря словами христианского символа веры, взошел на небеса и сел одесную Отца.

Кроме того, здесь в египетской версии звучит и другая тема. На земле было воздвигнуто множество храмов, где как-то присутствовали частицы тела Осириса. Впрочем, по другим версиям речь шла не о частицах тела, а об изображениях Осириса. И то и другое прекрасно соответствует христианским обрядам. Напомним, что в церквах совершается литургия, во время которой режется на части "тело Христа", олицетворяемое хлебом. Разрезание "тела Христа" во время литургии, по-видимому, и отразилось в виде истории о "разрывании тела Осириса" Тифоном. Или же просто перед нами - неправильный перевод старого текста. Может быть, в египетских источниках прямо говорится о литургии, но современные переводчики сознательно или бессознательно, уже не понимая сути дела, рассказывают нам о буквальном "разрывании тела Осириса" плохим Тифоном.

Но и другая версия, когда вместо "частиц тела" в храмах появились изображения Осириса, тоже прекрасно отвечает христианству. Речь идет об иконах.

13. РОЖДЕНИЕ ОСИРИСА КЕСАРЕВЫМ СЕЧЕНИЕМ И ХРИСТИАНСКАЯ СЛУЖБА ОСИРИСУ И ИСИДЕ.

Весьма интересные подробности об Осирисе можно почерпнуть из старинных поучений, направленных против ереси на Руси. Впрочем, при ближайшем рассмотрении оказывается, что они не столь старинные и относятся к XVII веку. На них обратил наше внимание Н.Д.Гостев.

В 1913-1916 годах Н.М.Гальковский опубликовал интересный сборник под названием "Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси", в двух томах. Второй том, который мы будем цитировать, озаглавлен так: "Древне-русския слова и поучения, направленныя против остатков язычества в народе" [35]. В числе прочих Гальковский издал и прокомментировал старую русскую рукопись, приписываемую Григорию Богослову: "Слово святого Григория Богословца... о том как первое погани суще языци служили идолом и иже И НЫНЕ МНОЗИ ТВОРЯТ" [35], т.2, с.22-54.

В частности, в "Слове" достаточно подробно говорится о поклонении Осирису и Исиде на Руси. Автор, естественно, осуждает подобные обряды и призывает читателя к каноническому христианскому богослужению. Сразу скажем, что судя по некоторым деталям, например, по употреблению слова МУСИКИЯ, то есть МУЗЫКА, этот текст относится, скорее всего, к XVII веку [35], с.22. Что, кстати, вполне соответствует уже обсуждавшимся в наших предыдущих книгах свидетельствам о бытовании языческих верований в России в XVII веке. И даже позже. В XVII веке так называемые "языческие обряды" еще не успели изгнать даже из Московского Кремля, см. главу 6.

В "Слове" среди прочих неправильных обрядов осуждается также "родопочитание", то есть почитание Осириса (Осириса на Руси звали также РОД, а Исиду - РОЖАНИЦА или РОЖЕНИЦА): "Проклятого же Осирида рожение. мати бо его ражающи оказися. и того створиша богомъ. и требы ему сильны творяху окаяньии. и от техъ извыкоша древле халдеи. и начаша требы творити своима богома. роду. и рожаници. по того рожению... того же Осирида скажет книга... срачиньскаго жьреца. Моамеда и Бохмита... ЯКО НЕЛЕПЫМ ПРОХОДОМ ПРОЙДЕ. РОЖАЯСЯ... даже и доселе. проклятого того ставления вторыя трапезы роду и рожаницам... попове уставиша трепарь прикладати рожества Богородици. къ рожаничьне трапезе отклады деюче. таковие нарицаются кармогузьци а не раби Божии. и недели день и кланяются написавше жену. въ чвлчьскъ образ тварь. пакы же и се и еще егюптяне требы кладут. Нилу. реце" [35], с.24-25.

Отсюда мы узнаем много интересного. Во-первых, что Осириса или Осирида на Руси звали Род, а его мать - Роженица, она же Исида. В греческом варианте того же "Слова" вместо РОЖЕНИЦА стоит ИЗИДА [35], с.30. "Почитание Рода и Рожаниц было весьма распространено в Древней Руси... Верование в Рожаниц очень древнего происхождения и распространено не среди одних только славян. Оне упоминаются у Гомера под именем Илифий" [35], т.1, с.154. Таким образом, один и тот же культ прослеживается и в "Древнем" Египте, и у Гомера, якобы за много сотен лет до н.э., и в средневековой Руси. Временной интервал, согласно скалигеровской хронологии, составляет несколько тысяч лет. Получается, будто несколько тысяч лет у разных народов бытовал один и тот же культ, доживший до XVII века. А теперь мы о нем будто бы ничего не знаем, какие-то крохи. Выглядит это достаточно странно. Скорее всего, перед нами - какое хорошо известная религия. Но названная другими именами. Как мы теперь понимаем, речь идет о христианстве.

Вернемся к "Слову святого Григория". Из него мы с интересом узнаем, что Осирис-Род был рожден не как обычно, а нелепым проходом, то есть "другим, ненадлежащим проходом". Автор "Слова" явно уже не понимает, что имеется в виду, и у него возникают разные фантазии на сей счет. На самом деле здесь, скорее всего, речь идет о кесаревом сечении. Действительно, ребенок, рождающийся кесаревым сечением, выходит как бы ненадлежащим, "не лепым" путем из чрева матери.

Еще более интересно осуждение автора или редактора XVII века в адрес попов, которые в память о Роженице-Исиде читают тропари из церковной службы на Рождество Богородицы! И даже пишут иконы Исиды, и поклоняются им. Значит, была на Руси служба Исиде, подобная службе Богородицы. Потом такая служба была объявлена неправильной и искоренялась. Но произошло это, скорее всего, в XVII веке, когда Осирис, Исида, Род и другие имена, принадлежавшие старым христианским верованиям, изгонялись из церковной службы. Их объявляли языческими и всячески очерняли. Хотя, как мы теперь понимаем, это была все-таки христианская, а не языческая, служба. Только несколько иная, более архаичная.

14. ТРИ ТРИАДЫ ЕГИПЕТСКИХ БОГОВ И ТРИ ТРИАДЫ ХРИСТИАНСКОЙ "НЕБЕСНОЙ ИЕРАРХИИ".

14.1. КАКАЯ ИЕРАРХИЯ БЫЛА УСТАНОВЛЕНА БОГОМ.

Египетский Осирис главенствовал над "тремя Эннеадами богов (так называемыми ТРЕМЯ ТРИАДАМИ ТРОЕК)" [11], с.52. Но и Христос также главенствует над ангелами, а "согласно св. Дионисию Ареопагиту, иерархия ангелов выстраивается из ДЕВЯТИ ЧИНОВ АНГЕЛЬСКИХ И ДЕЛИТСЯ НА ТРИ ТРИАДЫ", см. [63], раздел "Христологический ряд", комментарий к иконе 19. И опять возникает просто поразительное соответствие между "древне"-египетским учением, не имеющим, по мнению комментаторов, никакого отношения к христианству, и средневековым христианством. Указанное соответствие доходит иногда до мельчайших деталей. Оно полностью объясняется новой хронологией и, в частности, датировками "древне"-египетских зодиаков.

Задумаемся, почему небесная иерархия в египетской версии названа "Эннеадами богов"? Мы уже знаем достаточно, чтобы найти объяснение. Дело, по-видимому, в том, что Андроник-Христос прежде чем принять царскую власть в Царь-Граде долгое время жил и правил в городе под названием Эней [140], с.240, 242, 361. Именно из Энея Андроник прибывает в Царь-Град в 1182 году [140], с.240, 361. Поскольку Андроник не просто жил в Энее, а правил там, то он, естественно, установил некую иерархию правления в Энее, которую возглавлял. Прибыв в Царь-Град и заняв царский престол, он, по-видимому, внедрил здесь ту же самую иерархию, которая, следовательно, воспринималась жителями Царь-Града как Энейская, пришедшая с царем Андроником. Отсюда могло возникнуть название Энеада. Впоследствии, когда возникло христианское учение, в котором Андроник-Христос является богом, государственное устройство, внедренное им в Энее, а затем в Царь-Граде, естественно назвали "Энейской иерархией" или "Энеадами". А впоследствии, когда суть дела подзабыли, ее стали именовать небесной иерархией, исходя из представления, что Бог правит на небе, а следовательно, установленная им иерархия, является небесной.

Известно, что представители династии Комнинов, к которой принадлежал Андроник, занимались изобретением новых чинов и вообще преобразованиями придворной иерархии. Так например, основатель династии Алексей Комнин, сделавшись императором, придумал несколько новых придворных титулов [140], с.953. Поэтому нет ничего удивительного, что Андроник тоже занимался этим. Вообще, в эпоху Комнинов, как отмечают исследователи, старые титулы при византийском дворе "или исчезают совсем или теряют былую значимость, а новые... становятся прерогативой исключительно Комнинов или связанных с ними родственными узами семейств - Мелиссинов, Ангелов, Дук, Палеологов... Сложная бюрократическая система управления была упрощена. Число ведомств государственного аппарата (при Алексее I Комнине - Авт.)... сократилось" [44], с.245.

Обратимся к известному сочинению ранне-христианского автора Дионисия Ареопагита "О небесной иерархии". Считается, что Дионисий был современником Христа и написал свое сочинение в I веке н.э. [48], с.63. Естественно, сегодня мы имеем лишь позднюю редакцию его текста. Но все-таки в нем сохранилось немало интересных сведений. Дионисий сообщает следующее: "Слово Божие (то есть Христос - Авт.) все небесные существа... обозначает девятью именами... разделяет их на три тройственные степени" [48], с.20. К первой степени относятся Престолы, Херувимы и Серафимы. Ко второй - Власти, Господства и Силы. "Третья и последняя в небесной Иерархии содержит чин Ангелов, Архангелов и Начал" [48], с.20. При ближайшем рассмотрении устройство небесной иерархии, описанное Дионисием Ареопагитом, оказывается весьма похожим на устройство царского двора. Настолько похожим, что трудно отделаться от впечатления, что перед нами - описание иерархии, установленной Андроником-Христом в Энее и Царь-Граде.

Так например, в царском дворе ближе всего к особе государя находятся телохранители. А также, естественно, престол, на котором он восседает. В полном соответствии с этим первый чин небесной иерархии описан как наиболее тесно и непосредственно соприкасающийся с Богом. "Находящиеся в первой степени всегда предстоят Богу теснее и без посредства прочих с ним соединены" [48], с.20. Престолы, Херувимы и Серафимы "находятся в большей и непосредственнейшей перед другими близостью к Богу" [48], с.20. И далее: "Существа сии составляют, так сказать, домашнюю у Бога... Иерархию" [48], с.22.

Возникает следующая естественная картина. Престол - это трон, престол, на котором сидит царь. А Херувимы и Серафимы - его телохранители. Именно они находятся рядом с ним, окружают государя. Все остальные чины должны обращаться к царю только как бы через его телохранителей.

Интересно, что Херувимы изображались в виде фантастических животных, например, сфинксов. См. нашу книгу "Империя". Возникает вопрос - сохранились ли в описании двора Андроника сведения, что его охраняли "животные"? Да, сохранились, причем довольно яркие. Никита Хониат сообщает, что Андроник, помимо варваров-телохранителей, "завел у себя и злую собаку, которая могла бороться со ЛЬВАМИ и опрокинуть на землю вооруженного всадника. Телохранители и стражи обыкновенно спали ночью где-нибудь вдали от его спальни, а собака привязывалась к дверям и при малейшем шуме ПОДНИМАЛАСЬ И СТРАШНО ЛАЯЛА" [140], с.331. Таким образом, на страже Андроника находилась какая-то фантастическая собака, сравнимая со львом по своей силе и даже более мощная. Причем она находилась к Андронику даже ближе, чем обычные телохранители. О том, что это была за "собака", мы поговорим ниже, а здесь отметим, что чудовищный зверь, охраняющий Андроника-Христа и превратился под пером позднейших писателей в небесного Херувима, охраняющего Бога.

14.2. НЕБЕСНЫЕ ХЕРУВИМЫ И РЫЧАЩИЕ ЛЬВЫ У ЦАРЬ-ГРАДСКОГО ПРЕСТОЛА.

Описание "злой собаки" у Никита Хониата вызывает ощущение, что речь шла на самом деле не о собаке. Вряд ли обычный пес мог так поразить воображение современников, чтобы его сравнили со львом или рассказывали, будто он может опрокинуть на землю вооруженного всадника. По-видимому, имелось в виду что-то другое. Выскажем следующее предположение. По нашему мнению, Херувим небесной Иерархии (по Дионисию Ареопагиту) или "злая собака" Андроника (по Хониату) - это знаменитый царь-градский механизм у царского престола. Он был устроен так. "Около трона размещены были золотые львы и другие звери, механика которых была так устроена, что львы рыкали, а лежавшие у трона звери поднимались на ноги, как скоро кто приближался к престолу во время торжественных приемов. Страху и величия для простых глаз было несказанно много... Эффект поразительный для толпы" [55], ч.1, с.204.

И действительно, описанное сооружение поражало современников. По образцу царь-градских рыкающих львов-херувимов устраивались такие же механизмы и в Москве. Более того, такой же трон, оказывается, был и у библейского Соломона, то есть "Солнечного Царя". И.Е.Забелин отмечал: "Прототипом для московских тронов, без всякого сомнения, как и везде, служил знаменитый трон Соломона" [55], ч.1, с.203. Как и в Царь-Граде, "в Московских дворцах СТОЯЛИ ПОДОБНЫЕ ЖЕ ПРЕСТОЛЫ и в подражание византийскому дворцу УСТРОЕНЫ БЫЛИ ДАЖЕ РЫКАЮЩИЕ ЛЬВЫ" [55], ч.1, с.204. В Москве такие механизмы устраивались еще и в XVII веке. К этому мы еще вернемся в главе 9.

Кстати, об Андронике-Христе говорится, что он ЛИЧНО придумывал механизмы. Например, "изобретал камнеметные машины" [140], с.293.

По поводу "львов-херувимов" Соломона говорится: "И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом; к престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников; и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного сему не бывало ни в одном царстве" (3 Царств 10:18-20).

В средневековой "Книге о рождении блаженной Марии и детстве Спасителя" мы находим сведения о львах, "резвящихся у ног Христа". Они описаны так, что очень напоминают механических львов у царь-градского престола: "И воссел Иисус в пещере, и львята бегали туда и сюда у ног Его, ласкаясь к Нему и играя с Ним. Старые же львы между тем держались поодаль с опущенной головой; они преклонялись перед Ним и смиренно били хвостами по бедрам своим" [62], с.256. Здесь, скорее всего, описан царь, восседающий на престоле (а не в пещере, конечно). У его ног, то есть внизу престола находятся львы. Они двигаются, "резвятся", "бьют себя хвостами". Описание достаточно откровенно.

А в старинной арабской рукописи, впервые опубликованной в 1697 году в Утрехте Генрихом Сайком [62], с.260 (потом, кстати, "пропавшей"), прямо сказано, что Иисус чудесным образом изготовил царский престол: "Присутствующие, видя это чудо, были поражены изумлением и славили Бога" [62], с.280. По мнению автора, уже не понимавшего сути дела, чудо состояло в том, что престол таинственным образом изменил свой размер на нужный. Но дело, скорее всего, было именно в механических львах, поражавших воображение.

Причем говорится, что Христос сделал престол из дерева, которое якобы существовало "со времен Соломона" [62], с.280. Вспомним, что именно у Соломона, по словам Библии, был престол со львами, см. выше. По-видимому, здесь и в Библии речь идет об одном и том же предмете - царь-градском престоле, изготовленном для Соломона = Солнечного Царя = Андроника Христа.

Рядом с рассказом об изготовлении Иисусом престола помещено описание того, как Иисус в детстве делал из мокрой земли разные изображения животных, а затем заставлял их ХОДИТЬ [62], с.279. Данный сюжет был очень популярен в средневековых сказаниях о Христе. Он встречается много раз в различных текстах и разных вариантах, см. [62]. Возможно, здесь тоже отразилось восхищение современников механическими животными у царь-градского престола Андроника-Христа.

Здесь уместно напомнить, что именно ЛЕВ был и является гербом города Владимира, то есть Владеющего Миром - столицы Империи в эпоху XIV-XVI веков. Впоследствии, когда гербом Российской Империи стал орел, появились царские престолы с изображениями орлов с разинутыми клювами и шевелящимися языками. Такие троны изготовлялись, например, в XVIII веке в эпоху Романовых, а чем нам рассказали экскурсоводы Оружейной Палаты Московского Кремля.

14.3. СЕРАФИМЫ В КРАСНОМ, АРХАНГЕЛЫ-КНЯЗЬЯ И АНГЕЛЫ С СЕКИРАМИ.

Еще один чин телохранителей - Серафимы. Их имя означает "пламенеющий" или "горящий" [48], с.21. В целом возникает следующая картина. На Престоле сидит царь, у престола - механические рыкающие львы, повергающие в трепет и изумление, а вокруг - "огненная стража" с факелами или же в КРАСНЫХ одеждах. Напомним, что царская стража раньше одевалась в красное. Такой обычай просуществовал на Руси до XVII века. Считается, что он пришел из Византии. Но красный цвет - цвет огня. Поэтому одетые В КРАСНОЕ царские воины-телохранители могли получить название "огненных", то есть Серафимов.

Подведем итог. Ближайшее царское окружение Андроника-Христа действительно могло быть описано "тремя чинами": Престолы, Херувимы, Серафимы.

Очень интересно следующее сообщение Дионисия Ареопагита. Что происходит, когда правосудие Бога осуждает преступников? "Когда... Божественное правосудие определило отделить невинных от преступников; то узнает о сем ПЕРВЫЙ ПОСЛЕ ХЕРУВИМОВ тот, который опоясан по чреслам сапфиром, и облечен в подир - ЗНАК ПЕРВОСВЯЩЕННИКА. Прочим же Ангелам, ИМЕЮЩИМ В РУКАХ СЕКИРЫ, Божество повелевает узнать от первого Божественный суд о сем" [48], с.29. То есть, приговор, вынесенный Богом, сообщается через Херувима Первосвященнику, а Ангелы-секироносцы узнают о приговоре от своего начальства. Но в "Истории" Никиты Хониата именно так и происходит. Царь выносит приговор, который (в важных случаях) сообщается Патриарху. А приводят приговор в исполнение секироносцы. Кстати, именно словом СЕКИРОНОСЦЫ они и называются у Хониата [141], с.251. Он в нескольких местах подчеркивает, что телохранители Андроника были вооружены СЕКИРАМИ [140], с.351. Напомним здесь, что секиры, торчащие из пучка розог, это - символ "античной" римской власти. Так были вооружены римские ликторы [60], т.1, с.383. См. рис.5.35.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 483. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Основные разделы работы участкового врача-педиатра Ведущей фигурой в организации внебольничной помощи детям является участковый врач-педиатр детской городской поликлиники...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия