ПРИМЕР УРОКА С МУЗЫКАЛЬНЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ
ЭКЗЕРСИС У ПАЛКИ для старших классов и класса усовершенствования I. Plie ва пяти позициях. Каждое plie исполняется в 2 такта по четыре четверти, причем одно исполняется на demi-plie, другое — на большом plie. При исполнении demi-plie рука остается на II позиции; большое plie исполняется в сопровождении опускающейся и поднимающейся вместе с движением ног руки. Переход с одной позиции на другую исполняется вытянутыми пальцами.
II. Battements tendus с комбинацией plie на II позиции (нога и рука открыты на II позицию за тактом) (24 такта по две четверти). 1-й такт — Два раза опустить пятку на пол, распустив свободно подъем и каждый раз крепко вытягивая пальцы, поднимать пятку — по одной четверти. 2-й такт — Глубокое plie на II позиции — на две четверти, с опусканием и подниманием руки. 3, 4-й такты — Эту комбинацию движений повторить. 5, 6, 7, 8-й такты—Восемь battements tendus—по одной четверти каждый. 8 тактов — Повторить все сначала. 8 тактов — 32 battements tendus jetes, исполняя восьмыми. То же исполняется и с другой ноги. III. Ronds de jambes par terre и grands ronds de jambes jetes (8 тактов по четыре четверти). 1-й такт — Три ronds de jambes par terre en dehors — no одной восьмой, на четвертую восьмую остановка вперед носком в пол, обвести ногой rond de jambe par terre на demi-plie — на две четверти. 2-й такт —Четыре grands ronds de jambes jetes en dehors, исполняя по одной четверти каждое. 3-й такт — Три ronds de jambes par terre — по одной восьмой, на четвертую восьмую остановка вперед носком в пол; пять ronds de jambes par terre en dehors шестнадцатыми и пауза на три шестнадцатых. 4-й такт — Четыре grands ronds de jambes jetes, исполняя поодной четверти. Повторить всю фигуру en dedans на 4 такта. То же исполняется с другой ноги.
IV. Battements fondus и frappes. (16 тактов по две четверти). 1-й такт — Battement fondu вперед — восьмая с точкой, petit battement — на одну шестнадцатую, battement fondu назад той же формы и тем же темпом. 2-й такт — Повторить сначала. 3 и 4-й такты — Три fondus на II позицию — каждый на одну четверть, plie на левой ноге и два быстрых tours en dehors (с этого положения) тоже на одну четверть. 5 и 6-й такты — Восемь battements frappes — по одной восьмой каждый. 7 и 8-й такты —Восемь battements double frappes— по одной восьмой каждый. Вся комбинация движений повторяется на 8 тактов, начиная назад, причем tours исполнять en dedans.
V. Ronds de jainbes en 1'air (4 такта по четыре четверти). 1-й такт —Два ronds de jambes en 1'air en dehors no одной восьмой, остановка plie в сторону II позиции на третьей восьмой, подняться на полупальцы на четвертую восьмую. Два ronds de jambes en 1'air no одной восьмой, закончить на demi-plie в V позицию (правая нога сзади), на четвертую восьмую — полный поворот на полупальцах на обеих ногах en dehors. 2-й такт — С demi-plie V позиции один tour sur le cou-de-pied en dehors — на одну четверть. Еще раз повторить — на вторую четверть. На третью четверть — два tours, открыть ногу в сторону II позиции — на четвертую четверть. 3 и 4-й такты — Все повторить en dedans.
VI. Petits battements (8 тактов по две четверти). 1 и 2-й такты — Шесть petits battements no одной восьмой, на седьмую — быстрый переход на другую ногу с поворотом en dehors, на восьмую — остановка. 3 и 4-й такты — Продолжать движение с другой ноги, возвратиться обратно. 5, 6, 7 и 8-й такты — Все то же исполнить с поворотом en dedans на 4 такта. VII. Battements developpes (8 тактов по четыре четверти).
На первую четверть — developpe вперед. На вторую четверть — согнуть ногу к колену. 1-й такт На первую восьмую — developpe назад. На вторую восьмую — demi-plie на левой ноге. На одну четверть — подняться на полупальцы. На первую четверть — повернуться на левой ноге en dehors на полупальцах, правая нога впереди. На вторую четверть — повернуться обратно на полу пальцах, правая нога сзади. 2-й такт На третью четверть — броском по полу нога через I позицию проскальзывает вперед, закончив движение на plie левой ноги. На четвертую четверть — подняться на левой ноге на полупальцы (подняв правую руку наверх, взгляд под руку).
3-й и 4-й такты — Комбинация движений 1-го и 2-го тактов делается в обратном порядке. При переходе на каждую новую фигуру нога сгибается в колене. На первую четверть — developpe ва II позицию. На вторую четверть — согнуть ногу к колену. 5-й такт На восьмую — открыть правую ногу ва II позицию. На вторую восьмую — demi-plie на левой ноге.. На одну четверть — подняться на полупальцы. На первую четверть — быстро повернуться en dedans в полуоборот, подменив ногу, открыть другую на II позицию. На вторую четверть — проделать еще раз эту фигуру, возвратиться обратно, открыв правую ногу на II позицию. 6-й такт На третью четверть — короткий бросок ноги по полу через I позицию и обратно наверх —на II позицию (левая нога на pile). На четвертую четверть — подняться на полу-L пальцы, приняв позу ecartee назад.
7-й и 8-й такты — Эту комбинацию движений, начиная с 5-го такта, повторить в обратном порядке, т. е. исполнить повороты en dehors и закончить на ecartee вперед. VIII. Grands battementa jetes (8 тактов по три восьмых). Три grands battements jetes — вперед по одной восьмой каждый. Три grands battements jetes — в сторону II позиции. Три grands battements jetes — назад. Три grands battements jetes — в сторону II позиции. Еще раз повторить всю комбинацию движений на 4 такта. В старших классах и тем более в классе усовершенствования экзерсис исполняется у палки и на середине зала на полупальцах. ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА I. (16 тактов по три четверти). V позиция, demi-plie, developpe вперед правой ногой на efface (за тактом). На 1-й такт — встать на полупальцы на 1-й arabesque. На 2-й такт — опуститься на plie в той же позе. На 3-й такт — поворот на левой ноге en dedans, 4 такта 4 такта закончив на efface вперед на полупальцах. На 4-й такт — plie в этой позе effacee и продолжать. Это pas следует проделать 4 раза по диаго-_ нали от точки 6 к точке 2 плана нашего класса.
В другую сторону исполняется от точки 4 к точке 8. II. Затем pas исполняется обратно с продвижением назад от точки 2 к точке 6 и от точки 8 к точке 4 (также 16 тактов). V позиция, demi-plie, developpe назад, efface левой ногой (за тактом). На 1-й такт — встать на левую ногу на полупальцы, открыв правую ногу на efface вперед. На 2-й такт — опуститься на plie в той же позе. 4 такта На 3-й такт — поворот на правой ноге en dehors, закончив во 2-й arabesque на полупальцах. На 4-й такт — plie в этой позе. Продолжать все сначала (повторяется 4 раза в одну.и другую стороны).
Эта комбинация движений исполняется плавно, мягко, без малейшего подпрыгивания и заменяет первое adagio на середине зала. III. Battements tendus (8 тактов по четыре четверти). 1-й такт — Четыре battements tendus в сторону II позиции по одной четверти. 2-й такт — Шесть battements tendus jetes в сторону II позиции, 7-й — flic-flac en toumant en dedans, 8-й — остановка в сторону II позиции — по одной восьмой каждое рая. 3-й такт — Четыре battements tendua в сторону II позиции — по одной четверти (первый battement исполняется в V позицию назад). 4-й такт — Шесть battements tendus jetes в сторону II позиции (начиная первый battement в V позицию назад), 7-й — flic-flac en teurnant en dehors, 8-й — остановка в сторону П позиции по одной восьмой каждое раз. 5-й такт — Один tour en dehors с preparation II позиции медленным поворотом — на четыре четверти/ 6-й такт — Два tours en dehors с preparation П позиции — ка две четверти. Три tours en dehors с preparation II позиции — на две четверти. 7-й такт — Один tour en dedans на правой ноге с preparation II позиции медленным поворотом — на четыре четверти. 8-й такт — Два tours en dedans с preparation II позиции — не две четверти. Три tours en dedans с preparation II позиции — на две четверти. То же исполняется с другой ноги.
IV. Battements fondus и frappes (комбинированные) (8 тактов по две четверти). 1-й и 2-й такты — Три battements fondus doubles в сторону II позиции — по одной четверти и два tours en dehors sur le cou-de-pied — но одну четверть. 3-й такт — Пять battements frappes шестнадцатыми на три восьмых — остановка в сторону П позиции. 4-й такт — Flic-flac en dehors, закончив efface вперед на 90°, и остановка в этой позе на две четверти, Повторить, начиная левой ногой. 1-й и 2-й такты — Три battements fondus doubles в сторону II позиции — по одной четверти я два tours en dedans sur le cou-de-pied — на одну четверть. 3-й такт — Petite battements — шестнадцатыми на две четверти. 4-й такт — Flic-flac en dedans, закончив на attitude effacee, и остановка в этой позе на две четверти . БОЛЬШОЕ ADACIO (4 такта по четыре четверти). V позиция на demi-plie, правая нога откидывается в сторону П позиции на 45° и pas de bourree en tournant en dehors, закончив в V позицию на demi-plie, правая нога впереди (проделать движение за тактом). 1-й такт — На первую четверть — два tours sur le cou-de-pied en dedans. На вторую четверть — остановка на attitude effacee левой ногой. На третью четверть — повернуться en dedans на полкруга спиной в направлении точки 6 (рис. 1, б). На четвертую четверть — коротким броском по полу через I позицию вывести левую ногу вперед на croise. 2-й такт — Два grand chasse, croise спиной и остановка в этом направлении к точке 6 на левой ноге на 3-й arabesque на две четверти. Короткий поворот en dehors на efface вперед. Два grand chasse, efface вперед остановка на 1-й arabesque на правой ноге — на две четверти. 3-й такт — Левой ногой два раза проделать grand fouette en dedans на attitude effacee no две четверти каждое. 4-й такт — Sissonne tombee на croise назад левой ногой — на одну четверть. Sissonne tombee на croise назад правой ногой — на одну четверть, с остановкой preparation в IV позицию. Три tours en dehors sur le cou-de-pied на одну четверть. Остановка в позе IV позиции, руки поднять наверх (III позиция) — на одну четверть.
ALLEGRO I. (4 такта по две четверти). 1-й такт — CV позиции с demi-plie правой ногой —два ronds de jambes en 1'air saute, исполняя в повороте en dehors на полкруга, остановка спиной на первую четверть. Закончить assemble, правая нога вперед — вторая четверть. 2-й такт — То же самое повторить с поворотом в полкруга en dehors, закончив лицом к зрителю. 3-й такт —Двойной rond de jambe en 1'air saute en dehors 2 раза, первый раз исполняя с V позиции с остановкой на II позицию 45° — на первую четверть. Второй раз повторить с temps leve — на вторую четверть. 4-й такт — Pas de bourree en dehors, закончив в V позицию — на первую четверть. Brise вперед в V позицию левой ногой — на вторую четверть. С другой ноги комбинация движений проделывается en dedans также на 4 такта.
II. (4 такта по две четверти). 1-й такт — CV позиции левой ногой rond de jambe en 1'air saute, исполняя в повороте en dedans на полкруга, остановка спиной на первую четверть. Закончить assemble левой ногой сзади — на вторую четверть. 2-й такт — Повторить с поворотом в полкруга, закончив лицом к зрителю. 3-й такт — Двойной rond de jambe en 1'air saute en dedans 2 раза, первый раз исполнять с V позиции, остановка на П позиции 45' — на первую четверть, второй раз повторить с temps leve — на вторую четверть. 4-й такт — Pas de bourree en dedans, заканчивая в V позицию на первую четверть. Brise назад в V позицию правой ногой — на вторую четверть.
III. Свободно танцевальная форма исполнения (16 тактов по две четверти). 1-й и 2-й такты — V позиция, demi-plie и, начиная за тактом glissade на ecarte вперед правой ногой, сделать grand jete на 1-й arabesque. 3-й и 4-й такты —Glissade на ecarte назад левой ногой и grand jete на efface назад (правую ногу открыть efface вперед). 5 и 6-й такты — Grande sissonne renversee en dehors, закончив на demi-plie на правую ногу (левая — sur le cou-de-pied). 7-й и 8-й такты — Grand fouette saute en tournant en dedans левой ногой, закончив на 3-й arabesque. 9-й и 10-й такты — Pas de bourree en dedans и grand jete на attitude effacee. 11-й и 12-й такты — Повторить еще раз эту фигуру. 13-й, 14-й, 15-й и 16-й такты — Coupe на левую ногу и tours chaines по диагонали к точке 2 (рис. 1, б). Исполнить то же с другой ноги. IV. (8 тактов по две четверти). Исполняется строго ритмическим узором. 1-й такт — V позиция, entrechat-cinq назад левой ногой (правая рука на I позиции, левая — на II позиции) — на первую четверть. Pas de bourree en dehors en tournant в V позицию — на вторую четверть; в повороте руки закрываются в подготовительное положение. 2-й такт — Entrechat-cinq вперед правой ногой (левая рука на I позиции, правая — на II позиции) — на первую четверть. Pas de bourree en dehors en tournant в V позицию — на вторую четверть; в повороте руки закрываются в подготовительное положение. 3-й такт — Entrechat-cinq вперед правой ногой (левая рука на I позиции, правая — на II позиции) — на первую четверть. Pas de bourree en dedans en tournant в V позиции — на вторую четверть; в повороте руки закрываются в подготовительное положение. 4-й такт — С другой ноги повторить то же самое на две четверти. 5-й такт —Два brise вперед с левой ноги не две четверти (левая рука на I позиции, правая — на П позиции, причем без напряжения, при первом brise кисти вовнутрь, при втором — подняты наверх). 6-й такт — Два brise назад с правой ноги на две четверти (правая рука на I позиции, левая — на II позиции, движение кистей рук, как и в предыдущем исполнении). 7-й такт — Glissade левой ногой в сторону II позиции — на первую четверть. Entrechat-six de volee левой ногой на ecarte вперед (при взлете раскрытые руки в позе ecartee), закончить — левая нога в V позицию вперед на вторую четверть. 8-й такт — Поворот с V позиции en dehors, меняя ноги (обе руки наверх), заканчивается в V позицию, правая нога впереди на demi-plie — на две четверти.
V. (8 тактов по шесть восьмых). Направление от точки 6 к точке 2 плана нашего класса. Поза croisee назад на demi-plie на левой ноге (за тактом). 1-й такт — Jete passe вперед с правой ноги. 2-й такт — Повторить еще раз. 3-й такт — Sissonne tombee на efface вперед правой ногой. Grand assemble en tournant en dedans, закончить — левая нога в V позиции впереди. 4-й такт — Petite sissonne tombee назад на croise левой ногой и cabriole fermee на 45° правой ногой вперед и в направлении точки 8 (рис. 1, б). б-й такт — Grand jete на attitude croisee правой ногой, начиная его исполнение с preparation coupe левой ногой. 6-й такт — Повторить еще раз такое же grand jete. 7-й такт — Sissonne tombee левой ногой вперед на efface и grande cabriole на левой ноге на 1-й arabesque. 8-й такт — Отбежать (лицом к зрителю) к точке 4 и оттуда начинать исполнение с другой ноги. Начиная с 9-го такта, повторить все вышеизложенное от точки 4 к точке 8 плана нашего класса.
УПРАЖНЕНИЯ НА ПАЛЬЦАХ I. (8 тактов по две четверти). 1-й такт — Два echappes на П позиции с переменой ног — по одной четверти каждое. 2-й такт — Три sus-sous с продвижением вперед на croise (правая нога впереди) — на три восьмых, четвертая — остановка в V позиции на demi-plie. (При исполнении кисти рук слегка поднимаются на небольшую позу, голова повертывается вправо.) 3-й такт — Два echappes на II позиции с переменой ног — по одной четверти каждое. 4-й такт — Три sus-sous с продвижением на croise назад (левая нога сзади — на три восьмых, четвертая — остановка в V позиции на demi-plie, голова отклоняется также слегка налево, взгляд через левое плечо назад). 5-й такт — Два sissonnes simples правой и левой ногой, меняя их — по одной четверти каждый. 6-й такт — Два ronds de jambes en 1'air en dehora правой ногой на первую четверть, на вторую четверть V позиция на demi-plie, левая нога впереди. 7-й такт — Четыре sissonnes simples, меняя каждый раз ноги, — по одной восьмой, двигаясь назад, последний заканчивается preparation на IV позицию. 8-й такт — Два tours en dehors sur le cou-de-pied на первую четверть, закончить на вторую четверть в IV позицию, обе руки наверх (взгляд под руки налево). Повторить с другой ноги.
II. (8 тактов по три восьмых). 1-й такт — V позиция, правой ногой три chasses на croise на пальцах вперед — на три восьмых, закончив в V позицию на demi-plie. Правая рука, поднятая наверх во время исполнений, постепенно открывается. 2-й такт — Левой ногой assemble soutenu en tournant en dedans на три восьмых (руки соединяются в повороте). 3-й такт — Левой ногой три chasses на croise назад на пальцах на три восьмых, закончив в V позицию demi-plie, левая рука, поднятая наверх, открывается постепенно при исполнении chasse. 4-й такт — Правой ногой assemble soutenu en dehors en tournant — на три восьмых (руки соединяются в подготовительное положение). 5-й, 6-й, 7-й такты—Pas couru на пальцах en tournant en dedans левой ногой вперед вокруг своей оси — на две восьмых, левая рука поднята наверх, на третью восьмую — правую ногу поставить вперед в V позицию, правая рука на I позиции, левая — на П позиции. 8-й такт — Затем короткий pas de basque для preparation в ГУ позицию и два tours en dehors sur le cou-de-pied, исполнив все также на три восьмых. III. (8 тактов по шесть восьмых). 1, 2, 3 и 4-й такты — Исполнить четыре раза grand fouette en dshors на II позицию на 90° — по шести восьмых каждое, заканчивая на plie, правая нога у колена. 5-й такт — Отсюда берется полкруга на правой ноге на 1-й arabesque en dedans и pile. Еще полкруга на 1-й arabesque с окончанием на plie. 6-й такт — Два tours en dedans, левая нога en tire-bouchon, закончить на левую ногу на demi-plie, правая — sur le cou-de-pied. 7-й такт — Отступать назад на пальцах шесть раз восьмыми, меняя ноги (руки поднимаются и постепенно раскрываются). 8-й такт —Preparation в ГУ позицию, левая нога впереди и два tours en dehors sur le cou-de-pied. Закончить в IV позицию на demi-plie, правая нога сзади.
СОДЕРЖАНИЕ
А. Я. ВАГАНОВА и ее книга “ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА”..................................................................................................................... 3 ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ................ 11 ПОСТРОЕНИЕ УРОКА.................................................................... 14 ФОРМЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА.......................................... 21 I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ............................................................... 21 ПОЗИЦИИ НОГ............................................................................. 21 PLIE................................................................................................ 21 EPAULEMENT............................................................................... 24 ПОЗЫ CROISEE И EFFACEE....................................................... 24 EN DEHORS И EN DEDANS......................................................... 26 APLOMB......................................................................................... 28 II. BATTEMENTS.............................................................................. 30 BATTEMENTS TENDUS................................................................. 30 GRANDS BATTEMENTS JETES..................................................... 32 BATTEMENT FRAPPE................................................................... 35 PETIT BATTEMENT SUR LE COU-DE-PIED................................ 36 BATTEMENT BATTU..................................................................... 36 BATTEMENT FONDU.................................................................... 37 BATTEMENT SOUTENU................................................................ 38 BATTEMENTS DEVELOPPES....................................................... 38 BATTEMENT DIVISE EN QUARTS................................................ 40 III. RONDS DE JAMBES................................................................... 43 ROND DE JAMBE PAR TERRE...................................................... 43 ROND DE IAMBE EN L'AIR........................................................... 43 GRAND ROND DE JAMBE JETE................................................... 44 IV. РУКИ............................................................................................ 46 ПОЗИЦИИ РУК............................................................................. 46 PORT DE BRAS.............................................................................. 48 ПРИМЕРЫ УЧАСТИЯ РУК В ЭКЗЕРСИСЕ............................... 55 V. ПОЗЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА........................................... 58 ATTITUDES.................................................................................... 58 ARABESQUES................................................................................ 59 ECART1SE...................................................................................... 61 VI. СВЯЗУЮЩИЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ......... 63 PAS DE BOURREE......................................................................... 63 PASCOURU.................................................................................... 67 COUPE........................................................................................... 67 FLIC-FLAC..................................................................................... 68 PASSE............................................................................................. 69 TEMPS RELEVE............................................................................. 69 VII. ПРЫЖКИ................................................................................... 72 CHANCEMENT DE PIEDS............................................................. 74 PAS ЁСНАРРЕ............................................................................... 75 PAS ASSEMBLE.............................................................................. 76 PAS JETE........................................................................................ 78 SISSONNE....................................................................................... 86 SOUBRESAUT................................................................................ 88 ROND DE JAMBE EN L'AIR SAUTE.............................................. 89 PAS DE CHAT................................................................................ 90 PAS DE BASQUE............................................................................ 91 SAUT DE BASQUE......................................................................... 92 CARCOUILLADE............................................................................ 94 PAS CISEAUX................................................................................. 95 PAS BALLOTTE.............................................................................. 95 PAS BALLONNE............................................................................. 97 PAS CHASSE.................................................................................. 97 PAS GLISSADE............................................................................... 98 PAS FAILLI..................................................................................... 99 PAS EMBOITE.............................................................................. 100 PAS BALANCE.............................................................................. 101 CABRIOLE.................................................................................... 102 VIII. ЗАНОСКИ............................................................................... 104 PAS BATTU................................................................................... 104 ENTRECHATS.............................................................................. 105 BRISE............................................................................................ 107 IX. ТАНЕЦ НА ПАЛЬЦАХ............................................................. 110 X. TOURS........................................................................................ 116 ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ................................................... 116 TOUR С PREPARATION DECACEE........................................... 118 TOUR С IV ПОЗИЦИИ................................................................ 119 TOUR С V ПОЗИЦИИ.................................................................. 121 TOURS HA ATTITUDES, НА ARABESQUES И ДРУГИЕ ПОЗЫ 122 TOUR A LA SECONDE НА 90" (СО II ПОЗИЦИИ).................... 123 TOUR С V ПОЗИЦИИ С ГЛУБОКОГО PLIE............................. 124 TOURS CHAINES......................................................................... 125 TOUR EN L'AIR............................................................................ 126 ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О TOURS............................................... 126 XI. ДРУГИЕ ВИДЫ ПОВОРОТОВ................................................ 128 ПОВОРОТЫ В ADAGIO.............................................................. 128 RENVERSE................................................................................... 128 FOUETTE..................................................................................... 129 ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................ 133 ПРИМЕР УРОКА............................................................................ 133 ЭКЗЕРСИС У ПАЛКИ................................................................. 133 ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ....................................................... 135 МАЛЕНЬКОЕ ADAGIO................................................................ 135 ВТОРОЕ МАЛЕНЬКОЕ ADAGIO................................................ 135 БОЛЬШОЕ ADAGIO.................................................................... 136 ALLEGRO..................................................................................... 136 НА ПАЛЬЦАХ............................................................................... 136 ПРИМЕР УРОКА С МУЗЫКАЛЬНЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ......... 138 ЭКЗЕРСИС У ПАЛКИ................................................................. 138 ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА............................................. 144 БОЛЬШОЕ ADACIO.................................................................... 147 ALLEGRO..................................................................................... 148 УПРАЖНЕНИЯ НА ПАЛЬЦАХ................................................... 152 СОДЕРЖАНИЕ................................................................................ 155
|