Студопедия — А у меня все гораздо серьезнее!
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

А у меня все гораздо серьезнее!






А у меня все гораздо серьезнее!

Очень хорошо, когда, покопавшись в проблемах, все приходят к выводу, что для счастья достаточно простых и небольших изменений в жизни: немножко заняться собой, делать для себя какие-то мелочи, время от времени рисовать, путешествовать и посещать выставки. А что делать, если выясняется, что человек грезит творческой профессией? Не приятным редким развлечением в статусе хобби, а большой и серьезной мечтой?

Казалось бы, если это так серьезно — в чем проблема? В конце концов, творческая профессия — такая же, как все остальные. Испокон веков существуют пути становления для профессиональных художников, музыкантов, писателей. Для них есть училища, вузы и частные академии. Среди них есть признанные мастера и гуру. Рынок и профессиональные круги. И что мешало окунуться во все это и жить этим? Но почему-то для многих именно творчество никак не ассоциируется с работой. Скорее — с неуправляемыми процессами и состояниями или с удовольствием и развлечениями. Равно как и с ответственностью, деньгами, бизнесом, уверенностью в завтрашнем дне. Подходящим путем для главы семьи или серьезного человека. Чем-то, на что можно рискнуть потратить полжизни.

И что делать, если не хватило смелости и целеустремленности, чтобы пойти этим путем «вовремя»? В то время как некоторые таки пошли в эти самые училища, университеты искусств и галереи, другие пытались закрывать глаза на правду, выполняли пожелания родителей и тратили годы на совсем другие вещи. Теперь кажется, что все уже поздно, и мысли об упущенных возможностях нагоняют мрак и тоску. От некоторых мыслей становится очень страшно: «Неужели все потеряно? Неужели я предал свою мечту, когда нужно было ее отстаивать, и теперь все поздно? Годы не вернуть, на этот рынок — не попасть. Учиться — поздно. Без образования — не выдержу конкуренции».

Эта книга для людей с очень сложной мечтой. Для тех, кто с самого начала чувствовал или со временем понял, что хотел бы жить творчеством. Для тех, кому мало «небольшого хобби». Кто понял, что его любимое дело — это творчество. И это любимое дело не хочется задвигать в какие-то дальние уголки, а хочется называть своей профессией, своим призванием, самым важным делом в жизни. Отдавать ему лучшее время дня. Не темные усталые вечера, а деловое утро, рабочий день, все силы и мотивацию. Для тех, кто давно мечтает просыпаться по утрам, собираться и отправляться на работу — заниматься творчеством. Продолжать важные творческие проекты, начинать новые, получать за это зарплату. И чтобы все к этому относились как к серьезному делу, к профессии, а не к капризу, глупому увлечению, виду активного отдыха.

Возможно, кто-то из читателей всегда хотел быть настоящим художником, писателем или модельером, но в свое время не решился. Поддался давлению и приобрел «понятную профессию». А кто-то стоит на распутье прямо сейчас. Родственники почти дотолкали несчастного до края пропасти, и он уже готов прыгнуть в страшную пучину (отдавшись на долгие годы делу, которым на самом деле совсем не хочется заниматься). Но все еще поигрывает с мыслью развернуться и пойти в другую сторону. Делать то, чего на самом деле хочется более всего, несмотря на сомнительные перспективы (как описывают их те самые родственники).

А некоторые — сбились с пути. Они знали, кем хотят быть, и твердили это с ранних лет. В то время как другие дети хотели быть пожарными, капитанами и космонавтами, они всегда с уверенностью отвечали, что хотят быть художниками. Но даже их каким-то загадочным образом умудрились перенаправить в другое русло. Сами того не заметив, они согласились стать не совсем художниками. Почти. Совсем немножечко кем-то другим. Верстальщиками. Или дизайнерами. В конце концов, дизайнер — он художник и есть. Получил хорошее, крепкое художественное образование. А человек хотел рисовать картины. Он рисует их по вечерам, а днями ходит в офис, вот уже десятый год. В первые годы он еще мечтал, что картины перевесят и дизайн «отвалится» сам собой. Но картины остались в загашнике, их становилось меньше и меньше, а офиса становилось больше, и с годами прибавлялось аргументов, почему офис нельзя бросать: дети, ипотека, уверенность в завтрашнем дне.

Другие даже уже занялись именно тем, чем хотели. Они упрямо поступили именно в тот вуз, который считали нужным, пробовали силы именно в том деле, которое вдохновляло и казалось своим, даже начали добиваться определенных успехов. Кто-то из них даже давно зарабатывает этим. Может быть, часть доходов, а может быть, и все деньги на жизнь. Но все равно не получается объяснить родным и близким, что это серьезно. Хотя оно уже обладает всеми признаками работающего бизнеса или самой обычной работы, окружающие все еще смотрят на «рисующую девочку» и ждут, когда у нее пройдет эта фаза и она «займется делом». Многие свято верят, что «это не профессия» (и профессией быть не может), другие считают, что успешных художников — десять человек на весь мир, а остальные просто всю жизнь безуспешно пробуют. И что между статусом Энди Уорхола и «никем» не существует никаких промежуточных стадий, никаких средних, но стабильных доходов, никаких небольших, но достойных аудиторий, почитателей и ценителей, возможностей быть успешным и состояться. Таким образом, эти люди уже получили творческую профессию и работают в ней, но страдают от ощущения нереализованности. Потому что никто не принимает это всерьез.

Хотя мои самые близкие люди — мои родители — всегда поддерживали меня в моих творческих порывах, мне пришлось немало бороться за возможность бросаться во все пучины моей мечты и заниматься тем, что для меня важно, без компромиссов и угрызений совести. Позже многие читатели спрашивали у меня совета, когда им казалось, что весь мир ополчился против них, никто их не понимает и не поддерживает. Одним мешали активно и открыто. Другим объясняли, что готовы поддержать в чем угодно, но на деле — обрывали Музе крылья. Когда мы выставили несколько драм на всеобщее обозрение в моем блоге, собирались сотни читателей, переживших очень похожие истории. Стало видно, как трудно иногда отвоевать у общества простейшие вещи. Такие, как понимание, открытость по отношению к смелым мечтам и немного иным картинам мира.

Может быть, кому-то поможет мой опыт. Или пригодятся мои аргументы. И рецепты, которые я выявила для себя или получила в подарок от тех, кто разобрался во всем раньше, чем я. Здесь — истории о спасении Музы и Вдохновения. Потому что ходят слухи, будто искусство и красота способны спасти даже душу.

 

 

Я хочу стать:

............................................

 

Моя ежедневная работа будет состоять из:

............................................................................................................................................................................................................................

 

Я знаю людей, работающих в этой профессии. Это: ...................................................... Я знаю, как они туда попали? И я тоже так туда попаду: ............................................................
 

 

Кто мешает Музе расправить крылья?

 

Первая часть этой книги будет посвящена тем, кто мешает творческому человеку развернуться. Вообще я не очень люблю теории, из которых следует, что во всех проблемах человека виноваты другие, а не он сам. Такие теории обычно придумывают люди, которым проще свалить вину за собственные поражения на других, а не решать проблемы самостоятельно.

Тем не менее — когда человек долгое время не занимается тем, что на самом деле интересует его больше всего, чаще всего в этой трагедии задействованы родные и близкие. Люди из ближайшего окружения.

Именно они часто пытаются сдержать наши творческие порывы либо говорят и делают что-то, что напрочь отбивает у нас желание делать что- либо «для себя». Некоторые делают это сознательно, другие — сами того не осознавая, и при этом на удивление «профессионально», как будто кто-то

специально учил их, как надо. На самом деле их действительно учили. Со многими это делали раньше их родственники. Знания и умения, связанные с обрезанием крыльев Музе, во многих семьях передаются из поколения в поколение. Вместе с обоснованиями, почему так всем будет лучше.

Одни хотят направить максимум нашей энергии в полезное для себя русло. Другим просто страшно, когда они не могут нами управлять. Третьи идут к каким-то своим целям, безжалостно затаптывая всех вокруг ради собственного удобства. Кто-то играет в игры власти, кто-то добивается любви и внимания, а кто-то проецирует на нас свой личный опыт, отвергая любые альтернативные варианты. А некоторые доброжелатели просто стараются навязать нам единственный вариант, который им знаком и понятен, потому что все незнакомое их пугает.

Итак, сначала желательно найти, в чем проблема. Потом — найти виноватого. У людей, для которых я пишу эту книгу, проблемы схожи, хотя в личных историях каждого имеется много отличий и индивидуальных деталей. Они не занимаются тем, чего просит их душа. Или мало занимаются. Или занимаются, но не так. Держат в статусе хобби то, что должно было стать их призванием. Не решаются попробовать. Или не решаются сделать уже опробованное с большим размахом, хотя именно большого размаха хочется более всего. Спят и видят какую-то мечту, но искренне считают ее реализацию абсолютно невозможной. Хотя знают о существовании людей, которые эту мечту реализовали, имея те же предпосылки. Регулярно пытаются заниматься тем, что нравится больше всего, но в результате получают не радость, а какие-то трагедии: слезы от неудач, скандалы и споры, упреки, чувство вины, критику, которая сильно деморализует. Выбрали якобы творческую профессию, но почему-то занимаются исключительно нетворческой работой. Боясь, что творческая не прокормит, или что другое они не смогут, или вообще не зная, чего боятся. Многие и вовсе не могут объяснить, почему они не занимаются тем, чем хотели бы заниматься более всего. Просто не делают. Не решаются. По двадцать лет откладывают.

 

Почему же иногда важно найти виноватого?

 

У меня как-то была беседа с психологом на эту тему. Я уверенным голосом рассказывала, что я считаю важным найти свою проблему и самостоятельно решить ее. Психолог пытался подвести меня к тому, что некоторые проблемы портят мне жизнь, но создала их не я!

— Ну какая разница, кто их создал, — спорила я, — важно ведь не виноватого найти, а решение. Все равно же мне решать? — Нет, — возражал психолог, — важно найти виноватого!

 

Во-первых — потому что от этого по-человечески станет легче. Да, очень хорошо, что мы такие ответственные люди, готовы брать на себя вину за все и разруливать все самостоятельно. Но все же иногда бывает очень приятно узнать, что во всех бедах на свете виноваты не мы одни. Что некоторые неправильные решения мы приняли потому, что у нас не было другого выхода, или потому, что было ощущение, что нет другого выхода. И это ощущение привили нам другие. Специально. Именно преследуя такую цель. Чтобы было удобнее нами управлять или извлекать из нас пользу.

Во-вторых — все это произошло не просто так. Музе обрезали крылья, потому что, размахивая ими, она создает довольно много беспорядка и беспокойства. Этого беспокойства кто-то попытался избежать, и попытается еще. Чтобы быть успешным в борьбе за творческие полеты, человек должен научиться выявлять тех, кто ставит ему палки в колеса, и впредь пресекать их губительные действия в самом начале!

Так кому же мешает наша смелость? Наша расслабленность? Наша радость бытия? Наше легкомысленное отношение к мечтам? Кому мешает наша вера в себя и свои силы? Наша уверенность в том, что мы на правильном пути? Даже если путь этот во многом кажется сомнительным?

В первую очередь — тем, кто хочет, чтобы нам было хорошо. Да, это звучит абсурдно, но тем не менее — нашим родителям, нашим учителям и воспитателям, тем, кому небезразлична наша судьба, кто часто пытается воспитать нас, следуя собственному опыту и руководствуясь привычными правилами.

А еще — тем, кто хочет, чтобы мы приносили пользу им, а не себе. И тем, кто хочет самоутверждаться за наш счет. И, конечно же, эгоистам, которым вообще нет дела до наших желаний и чувств, потому что они думают только о себе и интересуются только собой. И еще, конечно, есть психи, больные и убогие люди, которые не имеют собственной интересной жизни, но имеют достаточно энергии, которую некуда девать. Они выбирают себе какую-нибудь жертву и начинают оккупировать ее личное пространство и ее жизнь, чтобы жить этой самой жизнью. Потому что чужая интереснее, чем своя. К сожалению, жертва обычно в ходе такого эксперимента разрушается.

 

Они среди нас

 

Удивительно, но при рассмотрении вопроса, кто мешает нам развернуться в самом дорогом нашему сердцу деле, все сводится к самому узкому кругу: родным и близким. Казалось бы — как же так? Ведь они «свои», родные, те самые, кто всегда на нашей стороне. Почему именно они? А если серьезно — кто, если не они? Чужим, малознакомым людям нет до нас дела. Им все равно, чем мы живем, на что тратим свое время, деньги и силы. Они ни на какие из наших ресурсов не претендуют, и им нечего с нами делить. Соответственно, зачем им тратить силы и время на то, чтобы сбивать нас с каких-то путей, мешать нашим планам или влиять на нашу жизнь? Вероятнее всего, мы им настолько неинтересны или они настолько мало знают о нас, что даже не подозревают о том, какие там у нас мечты и желания.

Конкуренты? Они появляются потом, когда человек уже пошел по определенному пути и чего-то добился. До наступления всех этих фаз он для конкурентов вообще не существует. Да и где они могли бы увидеть эту «восходящую звезду», этот потенциал, гений, талант, если он еще никак не проявил себя? Только там, где этот талант зарождается, то есть дома. Значит, опять только свои.

У истоков всего, как плохого, так и хорошего в нашей жизни, стоят наши родители. Они воспитывают нас как могут. Чаще всего руководствуясь тем, как воспитывали их. Либо пытаясь исправить ошибки, которые сделали их родители или они сами. Большинство их воспитательных мер продвигается под лозунгом «Я хочу, чтобы у тебя все было так же хорошо, как у меня» либо «Я хочу, чтобы у тебя жизнь была лучше, чем у меня!» Они либо гонят нас по изведанной тропинке, либо пытаются «вытащить» из нас то, что не смогли сделать сами. И при этом говорят одни и те же фразы.

Здесь можно привести очень много клише, за которые держится половина человечества.

1. Нехорошо быть «другим», отличаться от толпы. У толпы это вызывает раздражение. Нужно заниматься понятными для всех вещами, ходить по проторенным дорожкам, стремиться к изучению популярных ремесел и наук, приобретать популярные профессии и проходить «стандартный путь» от школы до пенсии. Как все. Просто чтобы не раздражать окружающих. Потому что общество (община, социум) может иногда поддержать в трудную минуту. А иногда может «затравить», лишить поддержки и тем самым поставить в практически безвыходное положение или как минимум сильно испортить жизнь. Поэтому лучше его не злить.

2. Хорошо ходить изведанными путями, потому что известно, что они работают. И все знают, как именно. Если делаешь понятное дело, многие могут дать тебе совет, когда где-то запутаешься или столкнешься с трудностями. С делом, в котором никто ничего не понимает и которое большинство окружающих вообще не считает чем-то серьезным, ты будешь очень одинок.

3. Человек растет, проходя испытания. Нельзя выбирать путь наименьшего сопротивления, потому что тогда не будет роста. Человек растет через усилие, а особенно эффективно растет через сверхусилие. Всякий раз, когда мы преодолеваем лень, нежелание что-то делать, трудности, мы крепчаем, растем, становимся более выносливыми, зрелыми, мудрыми и непробиваемыми.

4. Нельзя всегда делать то, что хочется, нужно часто делать то, чего не хочется, потому что именно это воспитывает в человеке характер и ответственность.

5. Нельзя быть эгоистом. Нельзя всегда стремиться делать так, как удобнее для тебя. Нужно думать о том, как удобнее другим. Иначе другие нас бросят, и тогда мы останемся одни, а это очень страшно.

6. Также делание исключительно того, что хочется, может привести человека к опасному состоянию, когда он попросту не может заставить себя сделать то, что хоть слегка не нравится. (Тут все боятся вырастить сорокалетнего «непонятого гения», который сидит без работы, потому что все предложенные варианты недостаточно хороши для него.)

7. Нужно много и часто приносить себя, свои интересы, силы и время в жертву родным и близким. Чтобы привязать их к себе. Тогда они будут чувствовать себя обязанными или виноватыми, это не позволит им бросить нас в трудную минуту. Также желательно сделать их жизнь удобнее и приятнее, чтобы потеря полезного человека влекла за собой заметное ухудшение жизни. (Приверженцев этой теории совсем не смущает, что окапывание множеством полезных дел, обязанностей, функций и так далее часто забирает все силы и время, так что на реализацию собственных желаний просто не остается ресурсов. В этом случае принесение себя в жертву кому-то другому превращается в смысл жизни. О том, почему этот смысл жизни никуда не годится, — позже.)

8. Нехорошо слишком высоко ценить собственные таланты и слишком яростно верить в себя. Потому что мания величия — это диагноз. Потому что самовлюбленных нарциссов никто не любит. Потому что, опять же, слишком самовлюбленные люди часто остаются совсем одни, ведь им кажется, что никто их не достоин. Потому что человек, преувеличивающий свои возможности и способности, по большому счету неадекватен и на него нельзя положиться в серьезных вопросах. Потому что такие люди часто берут на себя ответственность, которую на самом деле не могут нести. И в результате подводят всех.

9. Вообще нехорошо «знать себе цену» и настаивать на том, чтобы ее знали другие, потому что это тоже приводит к социальным проблемам. Например, человек, слишком зацикленный на собственном величии, не может работать со многими людьми, считая их «недостойными» и «непонимающими». Из этого следует, что он не сотрудничает ни с кем и никто не сотрудничает с ним.

10. Нельзя быть слишком уверенным в себе. Потому что каждый может ошибаться и переживать крушения, и чем больше человек был уверен в успехе, тем тяжелее он перенесет поражение. Нужно быть готовым к ударам судьбы, тогда будет не так больно.

11. Нужно быть ответственным. Да, мир состоит из простых и банальных вещей, от которых временами становится скучно и грустно, но никуда от этого не денешься. Нельзя быть ни для кого обузой. Со временем человек обзаводится семьей, и у него рождаются дети, и нужно думать о том, как их прокормить, как обеспечить им возможность получить желанное образование и реализовать свои таланты, создать благоприятные условия для развития и, в конце концов, сделать их жизнь легкой и приятной. Еще некоторое время спустя стареют родители, и нужно подумать, как помочь им. И решать эти банальные проблемы лучше банальными и проверенными способами. А не экспериментировать неизвестно на какие средства неизвестно сколько лет.

 

Я думаю, что перечислила далеко не все мысленные конструкции, которые всем нам очень знакомы. Большинство родителей всю жизнь повторяют приведенные выше правила и еще многие другие, близкие по смыслу, добавляя ко всему, что они всегда учили нас жить тихо, правильно и скромно, потому что желали нам удобной и приятной жизни с минимумом конфликтов.

Они являются противниками наших странных полетов и желаний, потому что они их попросту боятся. Они видят в них врага, разрушительную силу, источник всех бед и неприятностей. Прямую дорогу к бедности, разрухе и нереализованности.


 


 

Кто они, эти родители, которых пугают творческие порывы детей? Очень часто — люди далекие от творческих профессий. Выросшие в среде, где было принято бояться «полетов», где из поколения в поколение все слушались старших и выбирали профессии, про которые всем понятно, как этим прокормить себя.

На этом месте мне вспомнился рассказ женщины, проводившей курсы для начинающих бизнесменов. Каждый раз, начиная общаться с очередной группой студентов, она просила поднять руку тех, у кого в семье были бизнесмены. Обычно в таких группах поднимали руки один-два из двадцати- тридцати. На курсы «Как стать успешным бизнесменом» или «Как поднять свой бизнес» пришли люди, которых никто раньше такому не учил. Вероятнее всего, они пришли вопреки привитым дома страхам, они решились сделать этот шаг, и им хочется попробовать.

Расспрашивая их, преподавательница слышала одни и те же ответы: «Нет, у нас никто не занимался бизнесом. Родители и их родители всю жизнь работали на кого-то и не хотели своего бизнеса».

Всегда находятся многочисленные аргументы против самостоятельности. Здесь, как и в любой другой области, есть две стороны, которые бесконечно пререкаются друг с другом. Все имеют стандартный арсенал доводов, они их собирали и коллекционировали, передавая из поколения в поколение.

Что говорят люди, которые боятся заводить свое дело?

«Бизнес — это риск. Чтобы начать бизнес, нужны большие вложения, а где их взять? Я отрицаю проекты, для которых нужно рискнуть всем, что имеешь, ради попытки заработать. Человек, у которого семья и дети, не имеет морального права подвергать такому риску всю семью. Бизнес — это ненадежно, это большой стресс. Если все развалится, будешь крайним, за все сам заплатишь.

 

Кредиты — это страшно. Вложения — это страшно. Большая финансовая ответственность — страшно. Страшно долго работать, накопить большие деньги, а потом рисковать всей суммой неизвестно ради чего. Это неразумно — лучше купить дом и успокоиться, дом, по крайней мере, никуда уже не денется.

В бизнесе преуспевают только нечестные и недобрые люди! Чтобы быть хорошим бизнесменом, нужно быть бесчеловечным. Такие люди ставят деньги выше интересов живых людей. Они любого хорошего человека обидят, уволят и лишат всего, если им так удобнее, и на судьбу его семьи им наплевать. Начальниками хотят быть те, кто ничего не умеет, кроме как зарабатывать деньги чужим трудом. Все они — эксплуататоры. Себе берут больше, чем платят тем, кто на самом деле трудится. Они продали душу дьяволу...»

Этот ряд можно продолжать бесконечно.

Также у всех противников бизнеса есть в запасе многочисленные истории, иллюстрирующие, какое это гиблое дело. У каждого есть какой- нибудь дядя, попробовавший торговать. И чем кончилось? Известно чем — ничего не получилось, и с тех пор, уже двадцать лет почти, у него полный гараж мыла. А у кого-то брат пытался ввязаться в свое дело и таких неприятностей нажил. Его побили, всей семье угрожали, ему пришлось уехать в деревню и несколько месяцев там прятаться. А у других знакомых — сестренка, дура, решила делать свой бизнес. Мужа не спросила. Конечно же, ничего у нее не получилось, а долги за пять минут выросли огромные, хорошо, что хоть муж ее не бросил, но долги они отдавали всей семьей десять лет.

При этом, по статистике, совсем небольшой процент бизнесов разоряется и прогорает. Большинство выживают, а закрываются или от даются/про даются по другим причинам (никак не связанным с финансовыми проблемами) либо потихоньку превращаются в другие, разрастаются или с кем-то объединяются.

Обычно это семьи, где все, до десятого колена, работали «на дядю», и будни у всех примерно одинаковые, и «взлеты и падения» — тоже. Они регулярно делятся дома новостями, что было на работе. Там довольно понятная для всех рутина. Иногда происходит что-то более серьезное, но в рамках понятного для всех окружающих: нужно менять место работы, происходит смена власти, серьезные конфликты, необходимость как-то отстаивать свою позицию на работе.

В таких семьях, как и у всех, имеются свои истории, свои притчи, с моралью и умным выводом. Примеры, как кто-то в семье сделал и как нужно или не нужно было делать. Вот дядя сделал так, не уступил, а в результате работу потерял, в другом месте только такую должность получил, столько-то денег и времени упустил. А кто-то другой поступил мудрее, переждал бурю, совершил необычный шаг, проявил храбрость, и она окупилась.

Но есть и другие люди. Те самые, которые на курсы «Как поднять собственную компанию» не ходят. Потому что их всему этому научили дома. У них все выглядит точно так же, только ежедневной рутиной для всех является бизнес. Который был своим у отца, у деда и у прадеда. Какой-то из бизнесов в третьем поколении передался по наследству, какой-то дружественно или не очень переняли у соседа, какой-то достался в связи с женитьбой. А кто-то между делом еще открыл пару новых.

Там такая же рутина, такая же повседневная жизнь. Иногда — просто потоки мелких событий. Закупили, продали, произвели. Пошло хорошо, получилось не очень, неожиданно провалилось. Кого-то уволили, кого-то повысили в должности. Иногда — более серьезные события: дела пошли плохо, кризис, банкротство, конфликт серьезных противников на рынке. У таких семей тоже есть наборы своих анекдотов и притч, только немного других.

Один брат решил купить небольшую компанию, не посмотрев на нее внимательно, а она оказалась в таком состоянии, что погашение ее долгов начало поглощать все ресурсы всех остальных компаний, принадлежавших ему же. Деньги вылетали, как в черную дыру. И пришлось объявлять банкротство, и получились одни убытки.

А другой брат вступил в конфликт с конкурентом, и они так воевали, что до суда дошло, и уже подумывали, не пойти ли вообще «старыми способами» выяснять отношения.

Кто-то купил обманным путем чьи-то акции, представитель конкурента доработался в компании врага аж до совета директоров. Там контракт подписали, не посмотрев внимательно, там еще что-то упустили, и теперь человек теряет контроль над собственной фирмой, которую строил всю жизнь. И вся семья обсуждает, как можно это исправить, какие были случаи и примеры, какие есть возможности.

 

У семьи служащего одни трагедии: глава семьи потерял работу, не выдержал конфликта, уволился, но что-то придумал и нашел новое.

У семьи бизнесмена — свои: потерял завод, был вынужден уволить тридцать человек, потерял дом, задолжал банку сколько-то миллионов. И тоже что-то придумал, открыл новое, миллионы отдал, новых партнеров нашел.

Эти люди просто живут в разных реальностях. Для кого-то некоторые события невообразимо страшны. Для другого это просто стандартные сценарии, у которых, как и у всех остальных, существуют десятки возможных путей развития, ведущих к очень даже счастливым концам. Один не может спать от мысли, что он кому-то должен миллион долларов и он не знает ни одного способа, как в течение жизни таковой заработать (а способов «делать деньги» другими путями, кроме как прямой продажей своего труда, он не знает). На другого ужас нагоняет ситуация, в которой он не видит никаких перспектив для роста и развития, потому что нанят для выполнения какой-то работы и постоянно упирается в потолок собственных физических возможностей (в то время как фантазия все время предлагает гораздо более эффективные способы заработать там же, подчинив себе ресурсы других людей).

Я была крайне удивлена, узнав, что средний миллионер полностью разоряется в течение своей жизни шесть раз. При этом некоторые, естественно, не разоряются ни разу. Зато другие разоряются до тридцати раз! Что не мешает им, тем не менее, умереть богатыми, а перед этим прожить счастливую жизнь. А еще есть люди, всю жизнь живущие на то, что они играют на деньги в Лас-Вегасе. Они вообще регулярно просаживают все деньги, оказываются на улице, ютятся у друзей и продают все самое дорогое. А между этим так же регулярно купаются в деньгах и разбрасываются ими. Говорят, такой образ жизни выбирают себе люди, для которых все эти взлеты и падения вообще не являются настоящими трагедиями, а просто служат ежедневным источником адреналина. И, как ни странно, той самой «радости бытия».

 

***

В творческих профессиях все то же самое. В то время как один человек полжизни решается стать художником, годами объясняя семье, что это профессия, другой в этом растет, и для него творческая профессия является чем-то тривиальным.

Так выросла я. Хотя в моей семье были и врачи, и юристы, и математики, родители были художниками и иллюстраторами. Благодаря этому мы всегда были окружены множеством творческих личностей.

Для меня не было загадкой, как художники зарабатывают деньги. С самого детства я видела перед глазами множество очевидных примеров: один рисовал таблички для контор, другой — иллюстрации для книг. Третий раскрашивал изнутри и снаружи детские садики, и парки культуры и отдыха. Кто-то лепил кукол в кукольном театре, кто-то рисовал плакаты, висевшие на стенах этого театра снаружи, над кассой. Одни друзья семьи рисовали декорации, другие — костюмы.

Все они тоже каким-то своим способом перемещались между светлыми и темными полосами в жизни. И все, что вокруг них происходило, было для меня нормой жизни.

Поэтому для меня никогда не было проблемой «хотеть быть художником». Также это не было проблемой для моих родителей. Хотеть творческую профессию не казалось им сумасбродством, безумной идеей, тупиковой мечтой. Точно так же как в других семьях все передавали друг другу секреты успеха, в нашей семье родители и их друзья бесконечно делились «тайными знаниями». Слушая из-под стола их разговоры, я впитывала в себя информацию.

 

«Вот этот никогда ничего не добьется, потому что он все хорошо делает, но никогда не приносит готовую работу к сроку, а кому нужен его заказ через неделю после сдачи? За это время все уже потеряли надежду, быстро заказали другому, тот сделал в спешке, совсем плохо, но по крайней мере было что печатать. А то бумага в типографии куплена, книга в очередь поставлена, а картинок нет. А через две недели у всех в планах совсем другое».

 
 

«А этот никому ничего не продаст, потому что делает слишком мало». «А это так плохо покупают, потому что непонятно, для какого клиента это предназначено. Для частного клиента — слишком монументально. А для музея или организации — слишком дешево исполнено!»

Один не получает заказов, и все понимают почему. Другой делает прекрасное и редкое, но востребован только потому, что никто больше за эту ядовитую гадость браться не хочет. И уже его дядя умер от эмфиземы легких, и никакое качество таких жертв не стоит. А он умеет, и любит, и все равно продолжает. Все жили и вертелись по-разному, но рецепты большинства успехов и крушений были ясны: их обсуждали, анализировали и совали под нос молодым и неопытным. «Вот, смотри, будешь делать так — козленочком станешь!»

У окружающих меня художников, иллюстраторов, скульпторов, поэтов и писателей был свой мир. Полный своих трагедий и праздников. В этом мире разное бывало, но никто не ставил под вопрос саму возможность хорошо, долго и счастливо жить и реализоваться в нем.

***

Допустим, с этими все понятно: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки, мужья и жены мешают своим родным и близким податься в творческую профессию, если их самих этот мир пугает. Они не понимают, как это работает, и работает ли вообще, и как быть, если он провалится, и сколько нужно вложить (денег, времени, терпения), чтобы хватило на то, чтобы вставить ногу в эту дверь.

К тому же про «богемный мир» творческих личностей ходит много страшных слухов. Говорят, что «все женщины там ходят по рукам», а истории про Муз и вдохновение — всего лишь оправдание для распущенной сексуальной жизни. И что без наркотиков большинство вообще ничего придумать не могут. И все нормальные мужья, и жены в конце концов убегают в слезах от супругов-художников, собрав в охапку детей. Звучит местами смешно, но мы отчетливо помним, как все это говорила, например, моя бабушка моей маме. Это потом, десяток лет спустя, она причитала: «Ой, Светочка, какую тяжелую работу ты выбрала — только сидишь и рисуешь, сидишь и рисуешь, хоть бы на улицу выходила иногда». А когда все начиналось, она с непосредственностью ребенка повторяла страшные байки про «беспредел, который там творится, у художников этих».

Каково же было мое удивление, когда я обнаружила множество убийц вдохновения, «тормозов» и деморализаторов среди людей, знакомых с творческими профессиями не понаслышке! Родители, сами художники, вдруг начинают активно мешать художественной карьере своего ребенка. Всеми силами направляют его в какие угодно русла, забивая ему голову воображаемыми проблемами и яростно культивируя в нем кучи комплексов.

 

 

Братья и сестры, мужья и жены, сами прекрасно знающие все о профессии, состоявшиеся и преуспевающие люди, знающие, что нужно для того, чтобы успешно творить, выбивают из колеи своих родных и близких. Ставят им подножки, делают подлости, лишают поддержки и вселяют в них тяжелейшие сомнения в том, что они способны в этом направлении чего-то добиться.

А эти-то почему? Ведь им все это знакомо. Почему они не желают своему близкому человеку творческих успехов и почему мешают его творческой карьере?

Одна из самых банальных проблем — конкуренция. Которая, к сожалению, бывает между кем угодно. Даже родители иногда видят в своих детях конкурентов (хотя мало кто готов признаться в этом), не говоря о братьях и сестрах, более дальних родственниках и супругах.

Другая причина — зацикленность на собственных принципах. На этом месте мне вспоминается история живописца-реалиста, прошедшего в свое время жесточайшую академическую школу. Он всю жизнь кормил семью, выписывая сложнейшие объекты «как на фото», гордился владением ремеслом, ставил себе самые сложные натюрморты и продавал результат отелям и ресторанам.

Не успел он подумать о будущей карьере сына-подростка, как тот проявил живой интерес к творениям папы и начал пристраиваться рядом, когда тот писал свои натюрморты. А иногда вообще нагло брал уже написанную отцом картину и списывал ее. Только его не интересовал никакой реализм, и он просто переписывал все, криво и косо, едва наметив формы и заполняя пространство каракулями, кляксами и грязными разводами.

Талант сына невозможно было опровергнуть, все это выглядело ужасно и ощущалось как вандализм, но «в этом что-то было». Тем не менее отец долго не мог отделаться от обиды, чувства несправедливости и ощущения, что «такое добром не кончится». Он полжизни учился рисовать ровно и красиво. А тут приходит молоденький, наглый, ленивый, что-то мазюкает, правила света и тени учить не собирается, над ровной линией работать — тоже. И при этом считает себя художником? Возмутительно!

 

 

Отец не мог принять идею, что можно быть художником, называть себя этим словом, не овладев ремеслом станковой живописи, не научившись «строить» предметы, не выучив законы цвета, света и тени и не выписывая все, пока не станет «похоже на оригинал». Он был приучен к тому, что есть профессия, есть школа, и те, кто получал в этой школе лучшие оценки, потом и заработали самые большие деньги. Лично его талант заключался в том, что он промучился до победного конца и научился писать с натуры «как на фото». Он был уверен, что в этом весь рецепт его успеха, поэтому покупают, поэтому платят. А если эту школу не пройти — что же тогда получится? Получится плохой неграмотный рисунок, за который стыдно.

Мир наступил, только







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 443. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия