Студопедия Главная Случайная страница Задать вопрос

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Фольклор.




Автор «Слова» был хорошо знаком с русской устной словесностью. Глубокая насыщенность «Слова» - результат органической связи автора с устным поэтическим творчеством. С народной поэзией сближает «Слово» и гиперболизированное изображение силы, могущества и воинской доблести князей, напоминающих былинных богатырей. В «Слове», как и в народной песне, явления природы фигурируют без символических истолкований в духе христианского вероучения. В «Слове» попадаются такие эпитеты, каких нет в соответствующих памятниках русской письменности. Это тоже говорит о связи «Слова» с народно-поэтическим творчеством.

О том же говорят и отдельные совпадения образов «Слова» с образами народной поэзии.

Сравнение битвы с пиром в «Слове» находит себе параллель в одной из былин об Илье Муромце.

Плач Ярославны сближается с народным свадебным причетом, где обычен образ кукушки, символизирующий молодую женщину, тоскующую в разлуке со своими родными.

Много общего между «Словом» и народной поэзией.

 

16. Повести о нашествии татар на Русь. «Повесть о разорении Рязани Батыем». Особенности жанра воинской повести.

 

Немного истории.

Длившееся более двух веков татаро-монгольское иго было тяжелейшим бедствием дл русского народа. Русским, принявшим на себя бремя татаро-монгольского владычества, выпало на долю спасти европейскую культуру от разгрома и истощения. Нашествие татар нашло отражение в ряде произведений повествовательного, проповеднического и житийного характера.

Первое столкновение русских с татарами – 1223 г., р. Калка. Русские разбиты.

Повесть возникла в промежуток между 1223 и 1237 г., в Киеве. Встречается в летописных сводах в разных редакциях (краткая и полная). Судя по повести, татары при появлении на Руси произвели ошеломляющее впечатление. Нашествие оказалось неожиданным. Их рассматривали как предвестников апокалипсиса.

Особенно любопытны позднейшие варианты развития повести о битве на Калке с упоминанием о гибели в числе князей Александра Поповича с 70 храбрыми.

В связи с опустошением Батыем в 1237 г. Рязанской земли была повесть о разорении Рязани Батыем.

Композиция. Повесть состоит из двух частей. В первой – опасаясь татарского нашествия на Крым, священник Ефстафий решил бежать из города и увезти с собой на Русь икону Чудотворца. Путь оказался длинным и трудным. Он прибыл в Рязань с иконой. Во второй части повествования речь идет о нашествии татар и гибели княжеской семьи.

Содержание повести. В лето 6745 (т.е. в 1237 г.) пришел безбожный царь Батый на Русь со многими войсками татарскими и стал на реке Воронеже, близ Рязанской земли. И отправил он в Рязань к великому князю Рязанскому бездельных послов, прося десятины в князьях, людях, конях… Безбожный Батый, коварный и немилосердный, дары принимает, лживо обещает не воевать Рязань. Рязанский князь отказывается дать ему свою дочь в наложницы. Батый рассвирепел и убил Федора. Юрий Ингоревич отправляется против Батыя. Была сеча злая и ужасная, и пали многие полки батыевы. Бились наши крепко и мужественно, даже татарские полки были удивлены крепости и мужеству рязанского господства. Едва одолели русских татары. Был убит князь Юрий Ингоревич, князь Давид Ингоревич, и Глеб, и Всеволод Пронский, и многие князья местные. Все были мертвы.

Татары взяли Рязань, победили. Батый ворвался в город, зарубил княгиню Агриппину, церковь сжег, многих мечами посек.

Евпатий Коловрат выступает как эпический богатырь. Мстит за обиды и поругание Рязанской земле. Евпатий вышел из Чернигова с малой дружиной и прибыл в город. Увидя остатки былого величии, он вскричал, собрал малую дружину и погнался вслед за безбожным Батыем, напал на него и начал бить без милости. Татары стали «яко пьяны». Татары думали, что мертвые восстали (готно, готно! - прим. автора). Они пришли в смятение и решили одолеть Евпатия с помощью стенобитных орудий. Убили его и принесли царю. В заключении повести рассказывается, как князь Ингварь Ингоревич призывает оставшихся в живых попов и погребает своих родственников (братьев, мать, снох) с великим плачем и пением псалмов.

О повести. Такова эта незаурядная воинская повесть, представляющая собой живой отклик на события татарского нашествия. В основе – эпические сказания, устные поэтические произведения. С поэтикой фольклора связана и фразеология повести, когда изображаются рязанцы: «дружина ласкова», «резвецы», «удальцы», «воеводы крепкие».

В повести не всегда точно переданы исторические факты. Повесть – яркий образчик воинский повестей. Особенности – напряженный и сдержанный лиризм, драматизм. Отсутствует тон покаяния.

Кто автор? Споры не утихают и по сей день. Как бы то ни было, «Повесть» - один из ярчайших образцов воинских повестей Древней Руси.

 

17. «Житие Александра Невского». Особенности жанра

История написания. Написано каким-то церковником в конце XIII или в самом начале XIV в., возможно, на основе не дошедшей до нас светской биографической повести. Автор первоначальной редакции жития, связанный своим источником, придал ему черты агиографического стиля. Его произведение м.б. названо воинской повестью.

Начало. Образ Александра. Автор начинает свое изложение с шаблонного умаления своих качеств. Он «худый, грешный и недостойный». Если у автора недостаточно умственных способностей, то он надеется на помощь богородицы и святого Александра Ярославовича. По житийному трафарету сообщается, что Александр «богом рожен от отца благочестива». Ростом он был выше других людей, голос был как труба, лицо походило на лицо библейского Иосифа, сила была частью силы Самсона, премудростью равен Соломону. Этими краткими справками исчерпывается вся характеристика Александра.

Фабула и сюжет. Некто Андреяш пришел из западной страны от меченосцев, желая видеть «дивный возраст» Александра. Вернувшись назад, Андреяш поведал о том, что, пройдя много стран и народов, нигде не видел такого ни в царях царя, ни в князьях князя. И услышав это, король Швеции решил попленить землю александрову. Собрал большую силу, наполнил корабли свои воинами и пошел на Александра. Пришел на Неву и послал послов в Новгород царю. Александр молится со слезами в церкви св. Софии и, получив благословение от архиепископа Спиридона, начинает крепить свою дружину, ободряя ее словами св. писания. С небольшой дружиной выступает против врагов, уповая на св. троицу. Имел великую веру в Бориса и Глеба.

Белгусич. Увидел видение: сильная рать против Александра, судно с Глебом и Борисом на помощь. Белгусич сообщил о видении А. и пришел на помощь. Была сеча великая, побил А. множество войска. На второй год после победы западные соседи построили город во владениях А. А. вскоре пошел на них и разрушил город до основания. В следующем году, зимой, освободил взятый немцами Псков. Бьется с немцами на Чудском озере.

Черты воинской повести. В типичном для ВП стиле описывается это сражение: была суббота, солнце восходило, сгущались тучи, была сеча злая и треск от копий, звук мечного сечения, все покрылось кровью.

А. побеждает литовцев. Они боятся имени его. Прослышав про А., восточный царь Батый захотел видеть его. А. направляется к нему через Владимир, а татары пугали именем его своих детей. Батый нашел, что Александр превосходит всех князей, и с великой честью отпустил его домой.

Наконец, изложение повествует о последних событиях в жизни А. Какая-то «нужда от поганых» побуждает его отправиться в Орду, чтобы отмолить людей от беды. На обратном пути он заболевает и умирает. Автор в лирических строках оплакивает кончину своего господина. Тело А. понесли во Владимир, народ, встречая его в Боголюбове, так сильно рыдал, что земля тряслась. Когда митрополит захотел вложить А. в руки духовную грамоту, А, как живой протянул руку и взял ее.

Новое в жанре жития:

«Житие Александра Невского», оставаясь воинской повестью, заключает в себе признаки другого жанра - жития, представляет собой тот гибридный жанр, который принято называть «воинским житием». В Житии тесно переплетаются стили воинской повести и жития. В житийном жанре описана благочестивая кончина князя, посмертные чудеса. Зато баталии, описания битвы написаны в типичном стиле традиционной воинской повести. Это говорит о новом веянии в древнерусской литературе - смешение двух совершенно разных по стилю жанров.

Как изображен АН. А. изображен в житии как идеальный князь и воин, наделенный всеми положительными духовными и физическими качествами в наивысшей степени. Уподобляется выдающимся героям Библии.

На протяжении нескольких веков, вплоть до XVII в., житие АН несколько раз перерабатывалось.

18. «Слово о погибели русской земли»

К числу северорусских памятников, связанных с нашествием татар, принадлежит «Слово о погибели Рускые земли». Лопарев нашел его в начале 1890-х годов в рукописи XV в. псковского Печерского монастыря. В рукописи занимает 45 строк.

О чем? В «Слове» перечисляются природные и материальные богатства, которыми до нашествия изобиловала «светло-светлая и украсно-украшена земля Руськая»: озера многочисленные, реки и колодцы, горы крутые, птицы бесчисленные, города великие, села дивные, сады монастырские, дома церковные. Были тогда на Руси князья грозные, бояре честные, вельможи многие. Большие пространства и народы были покорены великому князю Всеволоду, отцу его Юрию, Мономаху, именем которого половцы устрашали детей в колыбелях. Различные соседские племена платили дань Владимиру медом, а царь Византийский Мануил посылал ему великие дары. Так было раньше, а теперь же приключилась болезнь христианам.

Памятник проникнут чувством глубокого патриотизма, гордостью прошлым Русской земли и скорбью об ее бедствиях. Вслед за ним идет житие Невского, не отделенное даже от текста. Предполагается, что это вступление к житию Александра Невского, начало трилогии.

Художественный стиль. Представляет собой сочетание книжного стиля с устно-поэтическими формами письменной речи. Перечисление богатства Руси и эпитеты – книжный стиль. Эпитеты: «светло-светлая», «украсно-украшена». От устно-поэтической традиции идут такие сочетания, как «горы крутые», «холмы высокие», «дубравы чистые», «князья грозные», «бояре честные», «синее море». Образ ВМ эпичен.

Влияние. «Слово» оказало большое влияние на вступительную часть одной из редакций жития князя Федора Ярославского.

 

19. «Моление» Даниила Заточника. Личность, стиль, жанр

«Моление» - яркий, публицистически насыщенный памфлет, написанный в форме обращения к князю. Стиль – риторический. Просьба к князю о том, чтобы он обратил внимание на автора, пребывающего в бедности, подвергаемого гонениям, неспособного к военному делу, но обладающему незаурядным умом и образованностью. Для убеждения своего оппонента в том, что он имеет дело с человеком начитанным, автор пересыпает свое обращение цитатами и афоризмами, взятыми из Библии, «Пчелы», «Физиолога», из повести об Акире Премудром, летописи и некоторых других произведений оригинальной и переводной литературы.

Отличие «первой» редакции от «второй» в том, что «вторая» редакция заключает в себе оппозиционный выпад против боярства и монастырского духовенства, вовсе в «первой» редакции. Возникновение первой редакции «Слова» приурочивалось к XII в., «второй» - «Моления», «Послания» - к XIII в. «Вторая» редакция «Моления» дошла до нас в двух списках: собрания Ундольского – XVI в. и Чудовского монастыря – XVII в. Более исправным считается второй список.

Одно из самых загадочных произведений древнерусской литературы.

Даниил, служивший князю и чем-то не угодивший ему или его вельможам, оказался в заточении на берегах олонецкого озера Лача. Даниил – боярский холоп. Обращаясь к своему повелителю, он рассказывает о бедствиях, обрушившихся на него, о наветах и гонениях, которым он подвергся. Укоряя князя, Даниил все же мечтает о его расположении, говорит о желании служить ему верой и правдой, перечисляет свои заслуги. В конце обращается к Богу с молитвой о своем господине: «Господи! Дай же князю нашему силу Самсона, храбрость Александра, разум Иосифа, мудрость Соломона, искусность Давида».

«Моление» восходит к издавна любимым на Руси сборникам афоризмов. «Богатым – все люди друзья». «Богатый заговорито – и все умолкнут, и речь его вознесут до облаков».

Даниил – человек образованный, необычайно начитанный. Он знаком не только с «Пчелой». Автор неоднократно прибегает к Библии. В «Молении» целая галерея библейских образов и сюжетов: Агарь и Сара, премудрый Соломон, пророк Даниил, Иосиф Прекрасный. Каждый персонаж, каждый сюжет Даниил как бы привязывает к собственной судьбе, к обстоятельствам своей личной жизни.

Несмотря на обилие библейских образов и сюжетов, «Моление» - произведение светское. В нем можно найти «мирские притчи» - житейские пословицы и поговорки, перекличку с летописями и с другим великим произведением древнерусской светской литературы – «СОПИ». Даниил высмеивает в своем «Молении» пути к достижению жизненного благополучия с оттенком цинизма, потешает князя. Это балагурство Даниила особенно ярко проявляется в выпаде против злых жен. Он рассказывает о себе.

Литературный жанр «Моления» - просительные обращения. Просьба настойчива и патетична. «Моление» - злая сатира на людей и пороки (особенно женские), порядки, отягчающие жизнь человека и порождающие социальную и моральную неправду. Крайне впечатлительный и остро реагирующий на зло, автор «Моления» обличает всех, кого считает виновниками общественного зла и соц. Несправедливости. Пафос обличительного сарказма.

Основной мотив «Моления» - страстная и убежденная защита человеческой личности и достоинства независимо от социального и имущественного положения. Даниил – своего рода интеллигент XIII в., пытающийся проложить себе дорогу в жизни исключительно при помощи своего книжного таланта и своих умственных дарований.

20. Повести о Куликовской битве («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина»)

В 1380 г. произошла Куликовская битва. Татарам был нанесен сокрушительный удар коалицией русских князей, возглавляемой московским князем Дмитрием Ивановичем. Исход битвы – очень крупное политическое событие в истории Руси. С одной стороны, победа русских в Куликово явилась первой серьезной попыткой освобождения Руси от татарского ига, длившегося уже более 150 лет. Победа возвысила и укрепила власть московского князя, главного организатора победы.

Летописная повесть возникла в конце XIV в. Она в распространенной переработке вошла во все редакции Новгородской IV летописи.

Повесть рассказывает о том, как на Русь пришел нечестивый царь Мамай при поддержке изменника – рязанского князя Олега Ивановича и литовского князя Ягайла. Дмитрий Иванович, как благочестивый человек, молится Богу перед битвой и просит благословения у епископа Герасима.

В обычном стиле воинских повестей описывается столкновение русских с татарами в день рождества Богородицы (8 сентября) и поражение татар на реке Непрядве. Мамай затем терпит поражение еще от хана Тохтамыша и убегает в Кафу (нынешняя Феодосия), где и погибает. Дмитрий Иванович возвращается победителем. Узнав о насилиях изменника, он собирает против него войско.

В литературном отношении летописная повесть связана с традиционной стилистикой и риторическими украшениями, заимствованными из летописных повестей.

«Задонщина» - литературная обработка сюжета о Мамаевом побоище. Стиль «Задонщины», образные средства и целый ряд сюжетных подробностей определились сильнейшим влиянием на нее «СОПИ», а также устно-поэтических источников. Возникновение «Задонщины» - конец XIV в. Автором ее был рязанский священник Софония.

«З» дошла до нас в 5 списках XV, XVI и XVII в., из которых три полностью не сохранились. Кроме того, все списки дефектны. Они обнаруживают малую грамотность и небрежность переписчиков. Делались попытки дать сводный текст «З». 1-я попытка была сделана Срезневским, позднее Шамбинаго.

«Задонщина», в подражание «СОПИ», начиналась со вступления, где автор приглашает «братий, друзей и сыновей русских» собраться и составить слово к слову, возвеселить Русскую землю и низвергнуть печаль на восточную страну, провозгласить победу над Мамаем, воздать хвалу великому князю ДИ. и брату его Владимиру Андреевичу. Похвала мотивируется тем, что у ДИ и брата его было мужество и желание за землю Русскую постоять, что они были умны и крепки духом.

В некоторых местах буквальное заимствование из «СОПИ». Вслед за упоминанием о Бояне автор обращается к жаворонку, чтобы он взлетел под «сини небеса», воспел славу ДИ и брату его.

Автор «З» сравнивает Бояна с соловьем. Как участников похода Игорева, так и участников похода ДИ сопровождают зловещие знамения природы: встают сильные ветра с моря, пригоняют они тучу великую к устью Днепра. Из тучи выступили кровавые зори, а в них танцуют синие молнии. Быть стуку и грому великому между Доном и Днепром, пасть трупу человеческому на поле Куликове, пролиться крови на реке Непрядве. И еще зловещий крик птиц и зверей.

Русские сталкиваются с татарами на поле Куликовом. На том поле сильные тучи столкнулись, из них часто сверкали молнии и загремел сильный гром. Это сразились сыновья русские с «погаными татарами» за свою великую обиду; на русских сияли доспехи золоченые, гремели русские мечами булатными.

В «СОПИ» брат Игоря Всеволод сравнивается с туром; в «З» с турами – русские воины.

По сравнению с «СОПИ» в «З» события развиваются в обратном порядке: в «СОПИ» - сначала победа русских, а потом поражение; в «З» - наоборот.

Вслед за рассказом о победе татар автор в манере «СОПИ» скорбит о том, что трава кровью полита, деревья с тоской к земле преклонились, птицы жалобными песнями откликаются на поражение русских. Княгини и боярыни и жены воеводские плачут по убитым мужьям.

Решительный бой русских с татарами происходит тогда, когда из засады выходит запасный полк двоюродного брата Дмитрия. Он бросается на татар. Если в «СОПИ» черная земля была засеяна костьми русских, то в «З» «черна земля под копыты», поля политы кровью. «З» заканчивается рассказом о том, как ДИ на поле Куликовом становится на костях павших русских воинов и произносит им похвальное слово.

Будучи, в основном, плагиатом «СОПИ», «З» не лишена самостоятельных поэтических достоинств: есть яркие художественные образы.

Литературные достоинства «З» обусловлены связью с устным поэтическим творчеством. Часто употребляется образный параллелизм, например: «Не стук стучит, не гром гремит… стучит сильная рать… гремят удальцы русские». Как и в былинном эпосе, в «З» гуси и лебеди, в отличие от «СОПИ» - символы вражеских сил. Нападение русских на татаров уподобляется нападению соколов, кречетов и ястребов на гусиные и Белозерские стаи. В образе былинных богатырей выступают в «З» два воина-монаха: Пересвет и Ослябя.

В «З» проступает церковно-религиозная струя.

От «СОПИ» «3» отличается и в идеологическом отношении. Понятие Русской земли в ней уже готово ассоциироваться с понятием Московского княжества во главе с великим князем ДИ. Показательно, что, вопреки исторической действительности, автор «З» говорит о том, что к московскому князю «съехались все князи русские», тогда как мы знаем, что это было не так, и что Олег Рязанский вместе с Ягайлом был в союзе с Мамаем. Характерно и то, что князья ДИ и Владимир Андреевич трижды именуются правнуками киевского князя Владимира Святославовича.

Характерно, что «З», написанная на тему о победе русского народа под предводительством московского князя над татарами, создана в подражание «СОПИ» - произведению, где звучал призыв к единству Русской земли.

Образные средства и художественная эмоция использованы в «З» для выражения радости и торжества по поводу победы над врагом. Очень показательно, как «З» переосмысляет некоторые выражения «СОПИ» в прямо противоположном смысле. Там, где в «СОПИ» говорилось о горестях Русской земли, в «З» говорится о торжестве русских сил.

 

21. Московская литература. Эволюция жанра жития в XV в. Епифаний Премудрый. «Житие Стефана Пермского». Стиль «плетения словес»

Эволюция жанра:

В конце 14, начале 15 века в агиографической литературе происходит возрождение и развитие риторическо-панегерического стиля литературы Киевской Руси. Это связано с подъёмом национального самосознания, вызванного борьбой с иноземными поработителями, формированием идеологии централизованного государства.

Риторическо-панегерический стиль первоначально получает распространение в агиографии, где житие становится «торжественным словом», пышным панегириком русским святым, являющим собой духовную красоту и силу своего народа.

Изменяется композиционная структура жития:

1) появление небольшого риторического вступления

2) центральная биографическая часть сокращается до минимума

3) главное место отводится похвале.

Биография христианского подвижника стала рассматриваться как история его внутреннего развития. Монологи становятся неотъемлемой частью построения житийного произведения. Характерная особенность этого стиля - пристальное внимание к различным психологическим состояниям человека.

Епифаний Премудрый:

Внёс значительный вклад в развитие древнерусской агиографической литературы 14 - конца 15 века. (Большую часть своей жизни провёл в стенах Троице-Сергиева монастыря. Обладал разносторонностью интересов. Написал всего два произведения - «Житие Стефана Пермского» и «Житие Сергия Радонежского». Умер в 1420 году)

Житие Стефана Пермского:

Написано после смерти Стефана (1396). Цель жития - прославить миссионерскую деятельность русского монаха, ставшего епископом в далёкой коми-пермяцкой земле и показать торжество христианства над язычеством.

По всем правилам строится Житие.

Открывается риторическим вступлением, далее следует биографическая часть, три плача.

Центральное место - описание миссионерской деятельности Стефана. Он ведёт энергичную борьбу с языческими обрядами.

Следует отметить, что Епифаний Премудрый по-новому подходит в своём Житии к изображению отрицательного героя. Противник Стефана Пам - это личность незаурядная, пользующаяся большим влиянием на пермяков. Победа над Памом даётся Стефану нелегко, что ещё раз подчёркивает значение личности победителя, его нравственного примера.

Епифаний вносит в своё Житие и элементы критики современного ему духовенства, церковных иерархов, добивающихся своих должностей путём борьбы с соперниками, путём обмана и подкупа.

Главная заслуга Стефана - в его просветительской деятельности (образец риторической речи).

В создании торжественного риторического стиля Епифаний опирается на традиции литературы Киевской Руси, и в частности - на «Слово о законе и благодати» Илариона.

Епифаний также подчёркивает, что вся деятельность Стефана, как и Сергия Радонежского, была направлена на общее благо Русской земли.

Житие нарушало традиционные рамки канона:

1) своим размером

2) обилием фактического материала

3) новой трактовкой отрицательного героя

4) отсутствием описания как прижизненных, так и посмертных чудес

5) композиционной структурой

Литературная деятельность Епифания Премудрого способствовала утверждению в литературе стиля «плетения словес». Этот стиль обогащал литературный язык, содействовал дальнейшему развитию литературы.

22.Теория «Москва – Третий Рим», её отражение в литературе («Сказание о князьях владимирских»)

Во второй половине XV – начале XVI в. создаются в Москве и другие повести на тему политический преемственности Русью византийского наследства. Таковы повести о Вавилонском царстве и естественное продолжение этих повестей – «Сказание о князьях Владимирских».

Повести эти сложились в Византии для обоснования идеи преемственности Византией всемирно-исторической царской власти, средоточием которой считался ранее Вавилон. На Русь повести о Вавилонском царстве пришли в устной передаче в конце XV в. Это была пора зарождения идеи Москвы – третьего Рима.

В послании к Василию III, относящемуся к началу XVI в., монах старец Филофей писал о том, что доселе было два Рима: Рим первый пал из-за своего нечестия; Рим второй, т.е. Византия, пал от агарнского засилия; третий же Рим – Москва –стоит непоколебимо, а четвертому Риму не бывать. Эта зарождавшаяся уже во второй половине XV в. идея Москвы – третьего Рима, Москвы – преемницы всемирного царства, обуславливала идейное содержание целого ряда памятников литературы и культивировала пышный и торжественный стиль.

Уже на русской почве в качестве действующего лица упоминается русский человек, принимающий участие в добывании для греческого царя Василия знаков царского достоинства.

«Сказание о князех Владимирских». Непосредственное развитие и продолжение повестей о Вавилонском царстве. Это же «Сказание» легло в основу «Послания» монаха Спиридона-Саввы о Мономаховом венце. Особую популярность «Сказание» получило при Иване IV. Было переведено на латынь.

«Сказание» предваряется вступлением, начинающим рассказ от Ноя и доводящим его до Августа-кесаря, который, «устраивая вселенную», посылает своего брата Пруса на берега Вислы, в страну, которая потом по его имени была названа Прусской. Потомками римлянина Пруса считали себя русские князья. Отсюда – привычное заявление Ивана Грозного, что он ведет свой род от Августа-кесаря.

В «Сказании» и далее говорится о том, что некий воевода Гостомысл велит новгородцам послать в Прусскую землю мудрого мужа и призвать оттуда князя. Новгородцы ему повинуются, и из Прусской земли приходит князь по имени Рюрик и становится князем. Вместе с ним приходят его братья Трувор и Синеус и тоже становятся князьями. Спустя время русский князь Владимир Всеволодович решил пойти на Византию. Он собирает вельмож, а также большое войско и отправляется во Фракию, предместье Царьграда. Пленив многих жителей Фракии, возвращается с богатой добычей. В Царьграде царем был Константин Мономах. Отсылает Владимиру Всеволодовичу подарки. Он принимает дары, венчается венцом Константина и с тех пор называется Мономахом.

Возникновение «Сказания» и его идейное наполнение следует связывать с южно-славянскими тенденциями. У сербов и болгар существовали вымышленные генеалогии их царей, ведших свой род от римских императоров. Устная традиция присваивает обладание вывезенными из Вавилона царскими регалиями, завершившему процесс политического возвышения Москвы.

 

23. Новгородская областная литература («Повесть о новгородском белом клобуке»)

Новгородская областная литература.

Еще в киевский период Новгород был весьма заметным книжным центром, но произведения новгородской письменности на первых порах в чисто литературном отношении не представляют собой чего-либо значительного.

Ранняя новгородская летопись – фактична, не содержала в себе тех поэтических черт, которые были характерны для летописей южных. Остальная новгородская литература отличалась той же склонностью к документальности и к дидактизму.

В XV веке, в связи с тенденцией Москвы к подчинению себе Новгорода, в Новгороде возникает ряд произведений легендарно-повествовательного и житийного характера. Эти произведения отражают идеологию новгородского боярства, заинтересованного в неприкосновенности своих крупных земельных владений и богатого купечества.

Политическая и идейная борьба между сторонниками литовской и московской ориентаций нашла живое отражение в новгородской литературе, особенно усилившись ко времени окончательного покорения Новгорода Москвой.

Новгородский архиепископ Евфимий очень потрудился в возвеличении прошлого Новгорода. 1432 г. – «Софийский временник», и затем другой свод – крупные летописные предприятия, где Новгороду отводится центральное место.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 353. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.02 сек.) русская версия | украинская версия