Этапы проектирования
Проектирование программного обеспечения выполняется в несколько этапов, что соответствует основным этапам объектно-ориентированного анализа и проектирования программных систем: - разработка спецификаций; - проектирование и конструирование программы; - доказательство правильности проекта (верификация); - кодирование, т.е. описание программы на конкретном языке программирования; - отладка и проверка правильности программы; - доработка и улучшение; - производство окончательного программного продукта. Последовательный процесс объектно-ориентированного проектирования приведен на рисунке 2. Он включает анализ требований к системе со стороны пользователя, анализ системы с точки зрения принципов ее функционирования и основных составных частей, проектирование и непосредственно кодирование с использованием определенного языка программирования.
Рисунок 2 - Процесс объектно-ориентированного анализа и проектирования программы На первом этапе детально анализировалась основная цель разработки программы, и составлялось подробное описание всех действий, которые она должна выполнять. На данном этапе было необходимо дать ответы на следующие вопросы: - какими должны быть входные данные; - какие данные являются корректными, а какие ошибочными; - кто будет использовать разработанное программное обеспечение, и каким должен быть интерфейс; - какие ошибки необходимо выявлять, и какие сообщения необходимо выдавать пользователю при наличии ошибок; - какими должны быть выходные данные; - какая документация на разрабатываемую программу должна быть подготовлена.
4.2 В качестве языка для создания спецификаций, конструирования, визуализирования и документирования функций данного программного обеспечения применяется язык UML, который является языком визуального моделирования программного обеспечения, включающий в себя определенную систему условных обозначений (нотацию). При проведении первого этапа проектирования была построена UML диаграмма вариантов использования (см. Приложение А). Диаграммы вариантов использования отображают взаимодействие между вариантами использования, представляющими функции системы, и действующими лицами, представляющими людей или системы, получающие или передающие информацию в данную систему. Для моделирования процесса выполнения операций в языке UML была построена диаграмма деятельности (см. Приложение Б). На диаграмме деятельности отображается логика или последовательность перехода от одной деятельности к другой, при этом внимание фиксируется на результате деятельности. Сам же результат может привести к изменению состояния системы или возвращению некоторого значения. Для отражения последовательности передачи сообщений между объектами была построена диаграмма последовательностей действий (см. Приложение В). Взаимодействие объектов в системе происходит посредством приема и передачи сообщений объектами-клиентами и обработки этих сообщений объектами-серверами. При этом в разных ситуациях одни и те же объекты могут выступать и в качестве клиентов, и в качестве серверов.
Она применяется и содержит распределение компонентов по отдельным узлам системы. Кроме того, диаграмма развертывания показывает наличие физических соединений — маршрутов передачи информации между аппаратными устройствами, задействованными в реализации системы. Для представления статической структуры модели системы в терминологии классов объектно-ориентированного программирования была построена диаграмма классов (см. Приложение Д). Диаграмма классов может отражать, в частности, различные взаимосвязи между отдельными сущностями предметной области, такими как объекты и подсистемы, а также описывать их внутреннюю структуру и типы отношений.
|