Глава 1. Понятие “чужого”.
Деление людей на “своих” и “чужих” заложено самой природой. Осознание себя у человека в юном возрасте появляется лишь в тот момент, когда он начинает воспринимать других. Поэтому неудивительно, что противостояние “своих” и “чужих” – одно из самых древнейших отношений в мире. Уже у первобытных людей складывалось отношение к “чужим”: чужаки воспринимались либо как угроза, либо как добыча. Со временем представления о “чужом” трансформировались, видоизменялись, но никогда не переставали быть актуальными. Образ “чужого” конструировался и во времена Крестовых походов, и особенно ярко вписался с появлением националистической идеологии, оправдывая идеи теоретиков национализма. Тем не менее, несмотря на продолжительность существования концепта, на сегодняшний день до сих пор не существует единого научного термина, определяющего категорию “чужого”. Диапазон предлагаемых исследователями понятий достаточно широк: от представления “чужого” в качестве “другого” (не такого, как мы) до сравнения “чужого” с “врагом”. Тем не менее, можно представить некий общий ряд признаков “чужого”, которые фиксируют в своих концепциях практически все теоретики по данному вопросу: · Во-первых, наличие “чужого” всегда обязательно, чтобы отталкиваться от него в поиске “своего”. Ценности “своей” группы обычно формируются за счет отрицания пороков “другой” группы. · Во-вторых, складывающиеся представления о “чужом” всегда основаны на стереотипах, в которых содержится смесь здравого видения и грубых заблуждений. В результате этого практически всегда в отношении “чужих” существуют негативные предубеждения, тогда как “свои” обычно заслуживают завышенные самооценки. · В-третьих, для формирования представлений о “чужом” необязательно сталкиваться с ним лицом к лицу. Очень часто индивид или группа впервые идет на контакт с “чужим” уже после того, как сложились стереотипы о нем. В случае такого контакта наличие стереотипных характеристик у “чужого” проверяется и зачастую индивид думает, что его предостережения по поводу “чужого” подтвердились. · В-четвертых, отношение к “чужим” может формироваться как за счет таких критериев, как внешность, язык, поведение, так и за счет таких более глубоких критериев, как ценности или мировоззрение. Дать определение понятию пытались очень многие мыслители. Так, например, в своем сборнике «Предрассудок» Анитра Карстен определяет образ чужого как «предвзятое суждение о группах людей... основанное на чувствах, позитивных или негативных, и не обязательно соответствующее действительности...»[16] А И. –В. Гете говоря о представлениях нации о себе и “других”, считал, что «каждая нация обладает своими особенностями, которые отличают ее от всех других. Ощущение этих особенностей и разделяет между собой нации, привлекает их друг к другу или, напротив, отталкивает. Внешние проявления этого внутреннего своеобразия обычно представляются другим людям чаще всего явно неприятными и гадко смешными. Именно поэтому другую нацию мы всегда менее уважаем, чем она того заслуживает».[17] Тем не менее, особое внимание данному вопросу уделили такие «мастодонты» политической науки, как Карл Шмитт, Георг Зиммель, Эдмунд Гуссерль и Альфред Шюц. На работах каждого из этих мыслителей я хотел бы остановиться подробнее.
[1] http://www.forbes.ru/sobytiya-photogallery/obshchestvo/241916-kratkaya-istoriya-mezhnatsionalnyh-konfliktov-v-rossii/photo/1 [2] https://www.facebook.com/events/198328520252594/ [3] https://www.facebook.com/events/231653370237319/ [4] http://vk.com/wall-3966396?day=03112013 [5] http://www.rbcdaily.ru/media/562949984385714 [6] Елизарова, Т. М. Русские и Якуты: представления о себе и «других» (опыт семантического шкалирования) / Т. М. Елизарова // Вестник ВГУ. Сер. «Филология. Журналистика». – 2009. – № 1. – С. 26–(28). [7] http://postrussia.info/dinamika-social-media/ [8] http://vk.com/wall-30022666?day=20032014&w=wall-30022666_73735 [9] http://www.politizdat.ru/fragment/43/ [10] Там же. [11] http://www.hse.ru/pubs/lib/data/access/ticket/1392163457d258cbb39c7a41c2f12134b608de5d54/11_3_03.pdf [12] http://sociol.uspi.ru/socis/2009/04/Gusev.pdf [13] http://filosfak.ru/lekz/%C2%AB%D0%B4%D1%80%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%B9%C2%BB-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1/ [14] http://yanko.lib.ru/books/philosoph/shutz-smusl_str_povsed-a.htm#_Toc161214105 [15] http://www.cossa.ru/upload/medialibrary/240314%20Social_network_MailRuGroup.pdf [16] http://krotov.info/libr_min/11_k/op/elev_1993.htm [17] Там же
|