Искусство как форма духовной культуры.
Учебно-практическое пособие
Редактор О.А. Петрова Компьютерная верстка и макет А.А. Гончаровой
ИД № 06430 от 10.12.01. Подписано в печать 21.06.04. Формат 60х84 1/16. Печать офсетная. Усл. печ. л. 20,0. Уч.-изд. л. 18,2.Тираж 500 экз. Заказ. Курский государственный технический университет. Издательско-полиграфический центр Курского государственного технического университета. 305040, Курск, ул. 50 лет Октября, 94. Искусство как форма духовной культуры. Существует много определений этого феномена, искусство в широком смысле это художественное творчество. Искусство это специфически род духовного освоения человеком действительности, с помощью которого он преобразовывает окружающий мир и самого себя по законам красоты. Все определения едины в том, что основанием для искусства является художественное творчество. Специфика искусства состоит в художественнобразном отражении жизни. Форма мышления в искусстве - художественный образ. Особое присущая искусству форма - отражение действительности, характерными для каждого вида искусства присущими средствами.(Зрительные образы, звуковые, слова, литература, синтез и т.п.) Автор всегда выступает из субъективных авторских позиций. Не случайно искусство называют объективным миром. Темы: Любовь, дружба, материнства - основные в искусстве. В художественном произведении автор имеет право на своё «я». Чем крупнее личность, тем больше «я». Интересно что сейчас в творчестве делается упор на самовыражение и на самосознание художника. Даже в тех случаях, когда искусство обращается к жизни реально, оно может быть предельно условным. Художественное освоение действительности - не претендует стать действительностью. Важно в искусстве - единство, чувства и мысли. Искусство называют школой чувств. Также, был исследователь М.С. Каган - он говорит что «Эмоциональная реакция свойственна и животным, однако крики птиц не становятся музыкой, а прыжки животных - танцем. Потому что у них нет мышления». Многие художники, именно в наше время, разменивают свой талант на денежные составляющие. В «наш век» несколько раз менялись художественные направления. В первую мировую (Пост-модернизм), потом идет поиск новых форм, художественные эксперименты. Искусство постоянная развивающаяся система. Отличается гибкостью и подвижностью, выражая себя по разному. Не один из видов искусства не может дать всеобъемлющую картину мира человека. Искусство явление социальное. И не случайно им часто пользуются(например в СССР, плакатное искусство). Конечно, оно выполняет множество функций и исследователи до сих пор не знают сколько их(великое множество). (коммуникативная, гивинистическая и т.д.) Соотношение функций изменяется под видом политических аспектов, идейных, творческих. К примеру, Западное искусство, под воздействием буржуазно-капиталистических действий сейчас выдвигает «радостное» искусство, компенсируя страдания людей. Искусство отвергло стремление учить.
Наука как форма духовной культуры. В отличии от искусства, в науке всё намного сложнее. Наука, это область культуры, где основной функцией является выработка и систематизация знаний о мире. Наука охватывает как деятельность получения знаний, так и результат. А результат науки - совокупность знаний, признанный сообществами ученых в тот или иной период времени. Основной организацией ученых является теория. Теория представляет собой систематизированные знания в той или иной конкретной области. Наука включает в себя: Описание фактов. Экспериментальные результаты. Гипотезы. Законы. Схемы. - Теория объединяет это все в единое представление о мире. Важнейшими научными функциями является объяснение и предсказание. Объяснение - обоснование истинности высказываниями о некотором событии с помощью других высказываний. Событие - вывод из высказываний. Объяснение схоже с доказательством, отличие в том, что в процессе объяснения уже известна истина, там интерес заключается в основе объяснения. Теории без базы называют предсказаниями. Интересно, что эти объяснение и предсказания играют важную роль в социуме. В обществе превалирует(является главной) сознательная постановка цели. Важным критерием научности является практическая применяемость.
Нравственная составляющая культуры. Нравственность. Мораль. Этика. Этика, от греч - этос, - нрав, характер, обычай. Его ввел более 2300 лет назад Аристотель, называл им достоинства и добродетели человека.(подразумевал мужество, честность, благоразумие). А этика - наука о этих качествах, появилась тоже при Аристотеле. Мораль, лат. От Мос, или Морес, - нрав, обычай, но его ввел Цицирон, следуя за Аристотелем ввёл слово моралис, т.е. мораль. Ни становятся эквивалентом слов - этический и этика. Нравственность - русское слово, - нрав, норов, - также.(с 18 века)употребляется наряду с этикой и моралью, как их синоним. Под нравственностью и моралью мы понимаем принципы, ценности и нормы человеческого поведения. Этикой называют как сами принципы, врачебная этика к примеру, так и науку о них. Нравственная культура как и соц. Культура имеет два аспекта - ценности и регулятивы(проверить написание). В качестве нравственных ценностей у всех народов почитается честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие и патриотизм. Эти ценности в полном виде выступают как этические идеалы. Нравственные регулятивы - (найти определение)кодекс своеобразных моральных правил. Каждый человек для себя выбирает сам эти ценности. Центральной категорией морали всегда является добро. Зло - антиценность.
Социокультурные функции морали: Мотивационная функция - нравственные принципы должны мотивировать человека. Конститутивная функция(основополагающая) - главная. Традиционная - вытекает из предыдущей. Состоит в том чтобы обеспечить морали в силу её приоритетов - единство согласованности действий.
Общество обособленное от природы, но связана с ним часть материального мира, который включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения. Типология культур. Тип - абстрактная конструкция, которая выражает некие существенные и типичные признаки культур. Каждая культура уникальна. Критерий- основной принцип, на основании которого что либо классифицируют.(Географический критерий - локализация культуры в пространстве, хронологический - культура во времени) Культуру также различают по особенностям языка, религии, экономики. Общечеловеческая мировая культура - вклад в мировую культуру. Локальная культура - культура конкретного народа, общества, сообщества. В конкретную эпоху, течение ряда эпох - русская эпоха с 9 века и по настоящее время. Обладает специфическими чертами и особенностями. Доминирующая культура. Субкультура. Контркультура. Любое общество обладает доминирующей культурой(обладает совокупностью ценностей, верований и традиций, которыми руководствуются большинство членов общества) ð Общество всегда неоднородно, в нём присутствуют субкультуры. Они воплощают в себе отличные от общепринятой культуры образ жизни, мышления, поведения. ð Этнические субкультуры. (Культуры различных народностей) ð Корпоративные субкультуры. ð Религиозная субкультура. Контркультура => превращение обычной субкультуры, в случае слишком яркого отличия, как в негативном смысле, так и в позитивном.
Субкультура всегда существует в рамках национальной культуры. А контркультура всегда ей противостоит. Субкультура никогда не претендует на то, что превратится в доктрину. А контркультура всегда стремится занять лидирующее положение. Виды культуры: Народная, национальная, элитарная и массовая культуры. Распространение культур среди привилегированных или не привилегированных слоев населения. Некоторые приметы народной культуры являются самобытными. Нация - группа людей объединенная общей культурой, языком, самосознанием и исторической памятью. Национальная культура - формируется на основе письменной традиции. Также иммигрировав из России многие сохраняют культур и язык. Такая культура в основном базируется в городах. Она всегда авторская. (скульпутры, авторы книг, поэты, художники) Национальная культура не носит коммерческого характера. Элитарная культура - (политическая элита, часто не совпадает с экономической и очень редко совпадает с творческой элитой) она создается либо элитой, либо по заказу. Существует часть признанных (художников, писателей и т.д.) и существует элитная прослойка, которая стремится войти в эту элиту. Полит. Элиту обслуживает художественная и прослойка, таким образом, создатель и потребитель могут совпадать и не совпадать. Элитарная культура создается только на основе письменности и воплощается в науке, философии, литературе, искусстве. В основном элитарная культура сосредоточена в городах. Личное авторство обязательно и автор чаще всего в элитарной культуре стремится не к известности, а к творческому самовыражению. Инновация всегда важнее, чем традиция. Чаще всего она непонятна большинству. Массовая культура - явление 20-21 века. Условия - конец 19 века, первое явление -когда красильни стали менять на производство. Развитие производства.(машин, механики и так далее) Культура носит коммерческий характер, стремление её - прибыль. Для культура характерно развитие СМИ, потому что через них можно легко тиражировать эти образцы. Черты - культурная продукция рассчитана на массового зрителя, тиражирование, потребления. Произведения - не часто обладают художественной ценностью, предельно упрощены и носят развлекательный характер - поэтому легко воспринимаются идиотами. Такой термин как стандарт - не уникально произведение. Так как массовая культура всегда удовлетворяет сегодняшние запросы, мода здесь и сейчас, на технику, автомобили, одежду, похудание, здоровый образ жизни. Сегодня нравится одно - завтра другое. Идет эстетизация страшного.
Восточная и западная культуры. Найти материал. Подготовить. Выучить. Что характерно для Востока, Запада, какими они бывают, религии, искусство, Понятия «Восток» и «Запад» не имеют четко определенного смысла. Чаще всего под Востоком понимают Азию, а под Западом Европу и Северную Америку. Однако различие между Востоком и Западом интересует культурологию не в географическом отношении, а как различие между двумя типами культур. О чертах, отличающих культуры Запада и Востока друг от друга, можно говорить лишь с большей или меньшей долей условности. Во-первых, потому, что культуры эти неоднородны по своему содержанию, и если характеризовать их обобщенно, отвлекаясь от специфики включенных в них национальных культур, то такая характеристика будет весьма бедной. Во-вторых, восточная культура неоднородна в гораздо большей степени, чем западная; она охватывает три разных культурных мира — китайский, индо-буддийский, арабо-мусульманский, в которых доминируют различные религии, тогда как культура Запада объединяется одной религией — христианством. В течение долгого времени проблема «Восток—Запад» рассматривалась преимущественно с позиций европоцентризма. Различие между восточной и западной культурами усматривалось в том, что первая отстала в своем развитии от второй. В настоящее время стало ясно, что развитие культуры в различных регионах идет разными путями, Восток и Запад — это не расположенные одна над другой ступеньки культурного прогресса, а две мощные ветви человеческой культуры, развивающиеся одновременно, но по-разному. Отмечаемые многими исследователями культурные различия между Западом и Востоком представлены в таблице.
Причины, обусловившие особенности культур Запада и Востока, связаны с разницей климатических, исторических и социально-экономических условий жизни народов в этих регионах. Однако наряду с отличиями есть и определенный параллелизм в культурном развитии Востока и Запада (так, по мнению исследователей, Восток имел свою эпоху Ренессанса, который выражался в специфических восточных формах). Существуют два противоположных взгляда на проблему взаимодействия западной и восточной культур. Один из них выражен в известном стихотворении Киплинга: «Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и с места они не сойдут»; другой сформулирован еще Гёте: «Мысли мудрой быстрым током свяжем Запад мы с Востоком». В настоящее время стало почти общепризнанным, что взаимодействие западной и восточной культур необходимо и полезно для культурного прогресса человечества. Несомненно, оно ведет к их сближению. Однако это не означает исчезновения различий между ними. Освоение Востоком технической культуры Запада, разумеется, ведет к стандартизации производства и быта по западному образцу, но тем не менее при этом сохраняются их специфические национально-культурные черты. Примером тому может служить опыт Японии. На практике ныне уже происходит не только экспансия западной культуры на Восток, но и быстро растущее вхождение восточной культуры в различные сферы культурной жизни Запада: влияние ее проявляется в западной философии, медицине, практической психологии, музыке и танце, в капризах моды, в распространении восточных верований и культов. И западная культура впитывает в себя, усваивает и «переваривает» идущие с Востока веяния, расцвечиваясь от этого новыми красками, но не сходя со своей исторически обусловленной магистрали развития. Особое место на стыке Востока и Запада занимает Россия. Она вынуждена решать проблему диалога двух различных социокультурных миров как проблему своей внутренней политики. Многие русские мыслители указывали в этой связи на особую историческую миссию России, которая призвана соединить Восток и Запад.
Семиотика культуры. Язык культуры. Под языком культуры в широком смысле понимается - те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом, ориентироваться в пространстве культуры. Таким образом, язык культуры - универсальная форма осмысления реальности. Семиотика - наука о знаках, знаковых системах. Основоположники этой науке - Чарльз Моррис, Фердинанд Де Сасюр.(1905-1913) Герменевтика - древняя наука, занимается толкованием в раннем христианстве тексты нового завета и другие библейские тексты, также, перетолковывает другие моменты.(Ганс Георг Гадамер) Естественные языки- как основное и исторически термичное-средство познания и коммуникации. Вторичные язык - миф, религия, искусство. Знак - материальный предмет - явление, предмет.
Западная культура представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. Приоритет инициативы, идея значимости личности, творческое ее развитие лежат в основе западного общества. Социальная динамика западной культуры волнообразна и неравномерна. Продвижение от старого к новому протекает как ломка устаревших систем ценностей, политических и общественно - экономических структур. Запад, являясь носителем творческого начала, постоянного поиска, бунта и перемен и, в то же время, проявляя стремление к постоянному, всестороннему познанию окружающего мира и Вселенной чаще занимает сторону земного материалистического бытия, тем самым, разрушая гармонию, постоянство и органичность собственной духовной и материальной жизни, ее устоев, канонов и устоявшихся норм. Восток, во многом в противоположность Западу являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира человек культуры востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. Восток - это некое воплощение принимающего, женского принципа-начала он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей (при этом часто ущемляя существование плоти, но при этом всегда стремясь к существованию гармонии и равновесию в мире). На Востоке новое не стремится разрушить и опровергнуть устоявшееся старое, нажитое веками, а органично вписывается, дополняя его. В отличие от западной культуры, направленной во вне, восточная стремится погрузиться во внутренний мир человека. Большинство восточных мыслителей и философов были убеждены, в том, что усовершенствовать мир можно лишь обретя цельность и гармонию в самом себе. Если западная культура выбрала путь создания техники и технологий как средства общения с окружающим миром и природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом. Восток - это сжатость, глубина, тишина. Восток провозглашает принцип познания или, вернее сказать, постижения мира через отождествление, слияние с ним. Раствориться в окружающем, в Бытии, в мгновение оказаться Всем и одновременно мельчайшей частицей Всего. Ключевыми понятиями в постижении этих принципов являются «Пустота» (шуньята (санскрит.)) или «Недеяние» (увей (кит.)). Эти термины во многом характеризуют восточную культуру, но они отнюдь не означают полное отрицание мира и вообще отрицание чего-либо, скорее напротив: они говорят о запредельности, сверхреальности и в то же время единственной Реальности, причем неразрывно слитой с реальностью обыденной, являющейся ее истоком и устьем. То, что для человека западной культуры кажется самой важной частью религии - а именно структура, которая «отличает» ее от всех других религий и устанавливает является ли человек католиком или протестантом, если не считает себя тем или другим, и не соглашается с какими-то параграфами веры, - является для восточной культуры самым несущественным аспектом, так как восточный человек инстинктивно стремится «отбросить все внешние различия, чтобы вновь обнаружить всех там, где все сходится в одной центральной точке» (Сатпрем).
08.09.12.
Сложившиеся подходы к культуре. 1. Деятельностный. Культура -это, специфический вид человеческой деятельности. 2. Аксеологический (ценностный). Культура - это, совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми. 3. Исторический. Культура - это продукт истории общества, она развивается путем передачи человеческого опыта от поколения к поколению. 4. Функциональный. Культура проявляет себя через функции, которые она выполняет в обществе. 5. Антропологический. Культура включает в себя всё, что создано людьми и характеризует их жизнь в определенных условиях. 6. Идеациональный. Культура это духовная жизнь общества. 7. Семиотический. Культура- это система знаков. 8. Социологический. Культура - это фактор организации общественной жизни, совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную жизнедеятельность людей. 9. Символический. Культура - система символов. Культура - это система, внебиологических выработанных способов (к которым относятся нормы и образцы поведения, парадигмы мышления), благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе. (Парадигма - с греческого, шаблон, образец, модель чего-либо) Попытки описать структуру культуры, мы называем морфологией культуры.(Морфология - морфе - форма, логос -наука/учение.) Ценности и нормы культуры. Нормы культуры вариативны, они носят исторический характер. Резкие изменения происходят в семьях. Культурные ценности подразделяются на: 1. Витальные. (Жизненные). Жизнь, здоровье, безопасность, в том числе и экологическая безопасность. Качество жизни и уровень потребления. 2. Экономические. Наличие равных условий для производителя, возможности к реализации и предприимчивости. 3. Социальные. Социальное положение, труд и трудолюбие, семья, достаток, гендерное равенство, личная независимость. (Ге́ндер (gender, от genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.). Способность к достижениям, терпимость. Посмотреть мульт бабья работа. 4. Политические. Патриотизм. Гражданская активность. Законность и легитимность. Гражданские свободы и гражданский мир. Моральные ценности. Добро. Любовь. Дружба. Долг. Бескорыстие. Честь. Честность. Верность. Порядочность. (уточнить о фронтовом барделе, посмотреть фильм с софи ларен - две женщины) 5.
|