Басмаческое восстание» в Тахта-Купырском рай-оне (Кара-Калпакская АО). В с.Андатколь состоялось собрание каракалпаков и казахов, на котором было принято решение о вооружен-ном сопротивлении властям. Собравшиеся выбрали Исматуллаева Жалел-Максума ханом и БарлыкбаяНурымова командующим.
Тахта-Купыр. 90 повстанцев захватили город, учинив погром советских учреждений; жертвами «басмачей» стали 5 человек. Через 2 часа басмачи были выбиты из города советским отрядом Грязнова и бежали в Кара-Узякский район. В этот же день восстали жители кишлака Некем, избравшие своим руководителем Талиба Мусабаева. (См. также: Борьба с басмачеством 1918-1938 гг.)Ходжикент. Узнав о приближе-нии советских войск, басмачи Т.Мусабаева оставили город. При первом же сражении плохо вооруженные крестьяне потерпели поражение и отступили к кишлаку Бричмолла. Здесь на помощь казахам и узбекам пришел отряд восставших из Киргизии под руководством Исламбека.
Бричмолла. Два ожесточенных сражения с войсками ОГПУ привели к разгрому отряда повстанцев Т.Масабаева и Исламбека. Более 70 человек было убито, многие попали в плен и лишь небольшой группе удалось уйти. Кустанай. На ярмарке представители Батпаккаринского, Торгайского, Наурузумского, Семиозерного и Боровского районов вели переговоры о вооруженном выступлении казахских и русских крестьян против советской власти. Антисоветское восстание началось в Батпаккаринском районе. Возглавили повстанцев А.Бекежанов (начальник Наурзумской милиции), А.Смагулов (бывший первый председатель Тургайского ревкома), Оспанов (агитатор Тургайского райкома партии), С.Кадиев, О.Бармаков. Среди воссташих было 3 коммуниста, 12 комсомольцев, 5 членов аул-советов и 2 председателя местных союзов бедно-тыБатпаккар. Восставшие казахи овладели райцентром, разгромили партийные и советские учреждения, милицию, освободили арестованных. В Батпаккаре состоялся съезд представителей всех аулов района, на котором было принято решение о свержении Советской власти. В аулах избирались советы из трех аксакалов, каждый аул должен был дать 50 джигитов в повстанческую армию, были отправлены агитаторы в соседние районы, а также в Кызыл-ординский и Акмолинский округа. Омарбай-Бармаков был провозглашен ханом.Восстание в г.Созак Сырдарьинского округа. Поводом для него стало сооружение в районе нескольких концентрационных лагерей для раскулаченных и их родственников. За короткое время была разоружена местная милиция, убиты представители власти и активисты, около 20 человек было арестовано. Восстание возглавили С.Шолакулы, избранный ханом, его помощник А.Асадулла, бывший начальник отделения милиции Бейсенбаев, бывший милиционер Кужак, Д.Атинбаев, К.Жолшиев, С.Шалымбетов, А.Дюганов, О.Оразбаев и Т.Аюбеков. Выдвинув лозунги «Долой Советскую власть», «Да здравст-вует ханская власть!» и «Да здравствует казахское прави-тельство!» повстанцы направили гонцов в соседние районы.Вооруженное восстание в Восточном Казахстане. Восстали русские крестьяне сс.Кондратьевка, Васильевка, ЗубовкаУсть-Каменогорского района и Крестовка и Березовка Зыряновского района. Повстанцы выдвинули лозунг «Долой Советскую власть, да здравствует свободный труд!». За несколько дней к восставшим присоединились и соседние села.Весной 1931 года казахи родов табын и адай, спасаясь от коллективизации и мясозаготовок, начали массовую откочевку в Туркме-нию, Каракалпакию и даже на Кавказ.Туркменская ССР. Отряд 85-го дивизиона войск ОГПУ под командованием т. Цетлина вступил в бой с вторгшимися в Северную Туркмению казахами, пытающимися через пустыню Кара-Кум прорваться за границу в Персию.В результате 3-дневного боя (19-21.04.1931 г) обе стороны понесли тяжелые потери.Казахская ССР. Попытки остановить откочевку казахов вызвали вооруженное восстание, охватившее весь Табынский район, 60 % хозяйств Мангыш-лакского района, несколько аулов соседних районов. Повстанцы пытались взять г.Форт-Александровск, разгромили ряд сельсоветов.По данным ОГПУ в Казахстане действует 80 повстанческих отрядов общей численностью 3 192 челове-ка.Туркменская ССР. Курбаши казахских басмачей Б.Дерментаев вступил в переговоры с советскими властями, не приведшие к соглашению.
112.Голод 1931-1933 гг.: экономические и демографические последствия
Голощёкин провёл в Казахском крае т. н. «Малый Октябрь». В результате этих мер у людей отнимали скот, имущество и под конвоем милиции направляли в «точки оседания». Скот, рекви-зируемый для нужд колхозов, забивали так как невозможно прокормить собранное к одну точку большое количество скота. К 1933 г. из 40 млн голов скота осталась примерно одна десятая часть. От таких действий в первую очередь пострадали казахи, так как скот был единственным источником пропитания казахов.В результате в течение 1931—1933 гг. умерло от 1млн.чел. (оценка Роберта Конквеста) до 2,4млн.чел. (оценка Абылхожева, Казынбаева и Татимова, 1989). Погибло и покинуло Казахскую АССР 48 % коренного населения[1][2]. Так, согласно всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года [3], число людей, владеющих киргиз-кайсацким языком, насчитывалось 4 084 139 чел. Для сравнения говорящие на сартском и узбекском языках, которые стали в дальнейшем узбеками насчитывалось не более 2 миллионов человек (без учета населения Хивинского ханства и Бухарского эмирата, численность населения которых составляла ок. 3 млн человек)[4](современная численность узбеков в среднеазиатском регионе составляет более 25 млн человек). Часть казахов вынуждены были откочевать в Китай, Монголию, Ирак и Афганистан. Согласно некоторым источникам численность казахов, совершивших такие вынужден-ные миграции оценивается в более, чем в 1,030 млн человек. Насильственные меры по переводу кочевников на оседлый образ жизни, привели к огромным жертвам в основном среди коренного населения[5]. Первым мероприятием в Казахстане были конфискации, проведенная весной 1920 и осенью 1928 годов. Под конфискацию попали 11260 хозяйств, у которых было отобрано около 4500 тысяч голов скота (в переводе на крупнорогатый скот). По признанию самого Голощекина, первоначальные замыслы Советской власти были вдвое масштабнее, и собирались конфисковать хозяйства до 15,0 млн.голов (все далее, согласно статистике 1920-х годов, в переводе на крупнорогатый скот), и общее число голов скота для «баев-полуфеодалов» должно было составить не более -150 голов на хозяйство. Но при утверждении плана конфискации 1928 года в ЦК ВКП(б) и ВЦИК СССР, Голощекина одернули, и установили другие нормы: 400 голов — кочевые хозяйства, 300 — полукочевые, 150 — оседлые. Общее число хозяйств подлежащих конфискации снизилось до 7000 [6]. От голода умерли более 2 млн. 291 тысяч человек казахов (42 %). Но и другие народы тоже понесли значительные потери: украинцы — 200 тысяч человек (4%), узбеки — 125 тысяч человек (2,4 %), уйгуры — 27 тысяч человек (0,5 %). Это, конечно, неполные данные[источник не указан 158 дней]. Все народы в Казахстане пострадали от голода, но более всего, кочевой, коренной народ. Эта катастрофа подтверждается советскими источниками — так по официальным данным, согласно Всесоюзной переписи населения СССР 1920 года, казахов в СССР насчитывалось 5 456 137 человек, а уже в 1939 году согласно переписи 1939 года — всего 3 100 949 млн человек. То есть за период с 1926 го по 1939 годы после Голощекинских реформ численность казахов на территории СССР по официальным данным сократилось на 2 355 188 человек, официальные данные значительно меньше реальных. Казахи только к 1970 г. восстановили свою численность на уровне 1926 г[5]. До голода в Казахстане в 1932—1933-х годах в Казахстане в этническом отношении доминировали казахи, но только в 80-х годах XX-го века они достигли пропорционального соотношения в 50 % по отношению к другим этносам в Казахстане. От действий Голощёкина пострадали и другие этносы, проживающие в Казахстане: русские, украинцы, узбеки и т. д. По некоторым сведениям, около 200 тыс. человек некоренной нацио-нальности погибло от политики Голощёкина. На освободившиеся места, в период 1938-44 гг. переселялись ссыльные и депортированные народы: ингуши, чеченцы, крымские татары, корейцы, балкарцы, курды, турки, карачаевцы, немцы[6]. Также население Казахстана пополнилось узниками ГУЛАГа, КАРЛАГа, АЛЖИРа и т. д., часть которых остались жить впоследствии в Казахстане.
По мнению же, А. Н. Алексеенко [7] «…с учетом всех возможных поправок потери казахского населения составили не более 1840 тысяч человек или 47,3 % от численности этноса в 1930 году. Более всего пострадали казахи востока республики. Потери составили здесь 379,4 тысячи человек или 64,5 % от численности этноса в 1930 году. В данном регионе наблюдалась наиболее значи-тельная миграция, в первую очередь в пограничные районы Российской Федерации и Китая. Более половины представителей этноса было потеряно в Северном Казахстане — 410,1 тысячи человек или 52,3 %. Западный Казахстан потерял 394,7 тысячи казахов или 45,0 % этноса, Южный — 632,7 тысячи или 42,9 %. Наименьшие потери были в Центральном Казахстане — 22,5 тысячи человек или 15,6 % этноса данного региона.» Демографические последствия голода в Казахстане начала 30-х годов (оценка потерь казахского этноса)
113.Письмо Т.Рыскулова Сталину. «Письмо пятерых
Заместитель председателя СНК РСФСР Турар Рыскулов в своем письме Сталину в 1932 году также указывал на бедственное положение казахского населения. Он писал, что к лету откочевки и, как следствие, голод и эпидемии среди беженцев приняли угрожающие размеры. Т. Рыскулов предлагал конкрет-ные меры по спасению казахского народа от гибели, к примеру, резко поднять животноводство путем раздачи скота казахам в частную собственность. Беззаконие и произвол Письма Сталину и в правительственные органы писали не только отдельные должностные лица, представи-тели казахской интеллектуаль-ной элиты, но и рядовые люди. Так называемое «письмо пятерых» видных казахстанских деятелей культуры занимает особое место в истории Казахстана. Летом 1932 года Г. Мусрепов, М. Гатаулин, М. Давлетгалиев, Е. Алтынбеков, К. Куанышев написали письмо Сталину о бедственном положении в казахской степи, обвиняли Голощекина в искривлениях генеральной линии партии по проведению коллективизации, уничтожении стимулов населения по развитию животноводства, что порождало отвращение к занятию скотоводством.
Но большинство явных сторон-ников этого взгляда стали жертвами преследований. Власть Голощекина усилива-лась, в своих выступлениях и докладах он всячески «разобла-чал» тех, кто имел иную точку зрения на проводимые в республике политические и экономические мероприятия. Против виднейших казахских литераторов, публицистов и просветителей А. Байтурсынова, А. Бокейхана, М. Жумабаева, М. Дулатова, Ж. Аймаутова и других началась травля в газетах, они же стали первыми жертвами беззакония и произвола. Мало того, преследовались ни в чем не повинные члены их семей — жены, сестры, братья, дети. Территория Казахстана была определена сталинским руководством в качестве «кулацкой ссылки» для десятков тысяч крестьян из других районов страны. В республику была выслана 46 091 семья, или 180 015 человек из разных районов СССР. Таким образом, в стране была создана гигантская система лагерей ГУЛАГ.
114.Особенности социалистической индустриализации в Казахстане и ее результаты
Осуществление индустриализа-ции, курс на которую был намечен на XIV съезде ВКП (б) в декабре 1925 года, натолкнулось в Казахстане на ряд трудностей. Главной из них была социально-экономическая отсталость, в условиях которой казахскому народу, по замыслам Коммуни-стической партии и Советского правительства, предстояло совершить стремительный переход от феодализма к социализму, минуя капиталистическую стадию развития.Положение усугублялось еще и тем, что восстановление народного хозяйства после гражданской войны и иностранной интервенции явно затянулось. Так, к началу 1926 года промышленность республики достигла лишь 61%уровня 1913 года, а сельское хозяйство— 82,9%. Это был низкий дореволюционный, колониальный уровень, ори котором в промышленности ведущее место занимало мелкое производство, выпускавшее в основном предметы потребления и располагавшее лишь предприятиями по обработке продуктов земледелия и животноводческого сырья. Богатые месторождения угля, нефти, цветных металлов и других ископаемых только начали изучаться. Поэтому новое строительство велось во многих случаях без должной подготовки. К этому, следует добавить крайнюю нехватку квалифицированных рабочих, строительных материалов, техники, механизмов и денежных средств. Невиданный кризис промышленности во всем, СССР в первой половине 20-х годов привел к необходимости ускорения индустриального развития Накопление для промышленности и транспорта предполагалось формировать за счет экспроприации крестьянства. Вместе с тем для Казахстана отводилась роль сырьевой базы для промышленно развитых регионов СССР. Однобокое развитие промышленности (слабость или вообще отсутст-вие ведущих отраслей тяжелой и легкой индустрии), заложенное еще во второй половине XIX в., и продолженное в советское время, сказывается до сих пор.В 20 30-е годы были реконструированы и построены предприятия металлургии, являющиеся крупнейшими не только в Казахстане, но и в стране. Достаточно сказать, что Чим-кентский свинцовый завод в 1939 году дал 73,9% всего выплавленного в СССР свинца, а Балхашский завод 51% всей меди, выплавленной в республике. Все это выдвинуло Казахстан на второе место в стране по выпуску цветных металлов, столь необходимых для разви-тия народного хозяйства и укрепления обороноспособности Союза в условиях начавшейся Второй Мировой войны. Бурное развитие получила угольная промышленность, 90% добычи которой в 1940 г. приходилось на долю Карагандинского бассейна, превратившегося в третью после Донбасса и Кузбасса угольную базу страны. Добытый здесь коксующий уголь направлялся на Магнитогорский металлургиче-ский комбинат и другие предприятия. По добыче нефти, которая в 1940 году достигла почти 700 тысяч тонн, Казахстан вышел на третье место после России и Азербайджана и давал около одной пятой части всей нефти страны.Другой особенностью индустри-ального развития республики в этот период было выдвижение на передний план транспорта, в особенности железнодорожного. Вслед за Турксибом были проложены основные участки будущей трансказахстанской магистрали Боровое — Акмолинск — Караганда, Караганда Балхаш, линии Жарык — Джезказган, Рубцовка — Риддер, Уральск — Илец. Высокие темпы индустриального развития Казахстана во многом были обеспечены всесторонней помощью России, Украины и других более развитых респуб-лик. Она проявлялась в разнообразных формах: в выделении крупных капиталовложений как за счет РСФСР, куда Казахстан на правах автономной республи-ки входил в 1920-1936 г г.,. в геологическом изучении природных богатств, снабжении предприятий и новостроек материалами, техникой, специалистами, квалифицированной рабочей силой, шефстве Москвы, Ленинграда, Кйева* Донбасса, их участии в подготовке кадров из коренного населения, а также в других акциях. Индустриальное развито Казахстана в 1920-1940 гг. повлекло крупные социально-экономические последствия. К их числу следует отнести — превращение республики из аграрной в индустриально-аграрную, рост городов и удельного веса горожан в составе населения республики, формирование рабочего класса — в особенности его национальных кадров, начало создания инженерно-технической интеллигенции, а также другие социально-демографические изменения в составе населения. Туркеета-но-Сибирская магистраль, строительство которой началось в 1927 г., должна была соединить Сибирь, Среднюю Азию и юг Казахстана, способствовать экономическому развитию прилегающих к ней районов, преодолению Советским Союзом хлопковой зависимости. Одним из проявлений «социалистиче-ской индустриализации» стало сооружение лагерей ОГПУ-НКВД для обеспечения дешевой рабочей силой крупных предприятий. Например, в 1931 г. создается Карагандинский лагерь (Карлаг), где находились репрессированные со всех регионов СССР. В течение 30-40 гг. XX века в Казахстане возникает Целый ряд подобных лагерей. В целом, результаты индустриализации оцениваются неоднозначно. Она осуществлялась за счет снижения уровня жизни народа. В итоге за 1929-1934 г. наблюдается значительная инфляция, планы по выпуску легкой промышленности не были выполнены
115.Итоги индустриализации Казахстана
Индустриализация в Казахстане началась с разработки недр полезных ископаемых, развития добывающих отраслей промышленности: цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности. В годы индустриализации происходило строительство железных дорог. Сооружение дороги, соединяющей Сибирь и Среднюю Азию (Турксиб), протяженностью 1445 км началось в апреле 1927 года, 25 апреля 1930 года, на 17 месяцев раньше срока, она была завершена. В1927 году была построена дорога Петропавловск – Кокчетав, продолженная в 1931 году до Акмолы. В1939 году для вывоза сырья из Казахстана были построены дороги Акмолинск — Караганда, Илецк — Уральск, Рубцовск – Риддер, а в 1940 году – Караганда – Джезказган. Крупными стройками того периода были: Чимкентский свинцовый завод, Балхашский медеплавильный и Ачисайский полиметаллический комбинаты. Началось строительство Текелийского полиметаллического и Джезказганского медеплавильного комбинатов, Усть-Каменогорского свинцово-цинкового завода. Это были крупнейшие предприятия цветной металлургии не только в Казахстане, но и в СССР. Началось строительство предприятий химической промышленности в Чимкенте, Актюбинске и других регионах. Увеличилось производство электроэнергии: Карагандинская ЦЭС, Ульбинская ГЭС, ТЭЦ Балхашского медеплавильного комбината были ударными стройками того времени. Развивался Эмбинский нефтяной район. Были расширены старые промыслы: Косшатыл, Макат; разработаны новые месторождения: Кульсары, Сагыз. Казахстан вышел на второе место в Союзе по производству цветных металлов, на третье место по добыче нефти, Караганда стала третьей угольной базой.В годы индустриализации были построены и крупные предпри-ятия пищевой промышленности: Семипалатинские мясокомбинат, Гурьевский рыбоконсервный завод, Алма-Атинский плодоконсервный завод, сахарные заводы в Джамбуле, Мерке, Талды-Кургане. Индустриализация дала свои результаты. В хозяйстве Казахстана промышленность стала преобладающей отраслью. В 1939 году ее доля составляла 58,9%. Ряд поселков превратился в города, такие как Караганда, Риддер, Балхаш, Арал – Море и др. Доля городского населения соответственно возросла с 8,2% до 27,7%. Формировался отряд квалифицированных рабочих, инженерно-технических кадров. В 1926 году рабочие, занятые в народном хозяйстве, составляли 10,7%, в 1939 году их стало 33,8%. В индустриализации республики важное значение имела первая пятилетка 1928/29-1932/33 годы. Она была выполнена раньше срока за четыре года три месяца. В течении пятилетки промышленное производство росло, дал первые тысячи тонн черновой меди Карсакпайский медеплавильный завод, вошедший в строй в 1928 году. Добыча каменного угля увеличилась почти в 1,5 раза по сравнению с предшествующим годом, а нефти в 2,2 раза.
116.Культура Казахстана в 20-30-е гг. ХХ в. Противоречия и проблемы.
Культура Казахстана в начале 20 в. отражает сложнейшую атмосферу переходного общества, в основе которой лежат разнообразная культурная деятельность и борьба различных социальных сил. Думается, что формальное прохождение большинства населения через «ликбезы» не являлось решающим шагом. Более того, разговоры о поголовной безграмотности в степи безосновательны. А.Букейхановв начале XX в. отмечал: «В еще недавно поголовно безграмотной степи, ныне встречаются ученые типа Науана, окончившие высшие мусульманские школы в Самарканде, Бухаре, Константинополе, Казани, и других мусульманских центрах. Трудно сказать, какойпррцент казахов грамотен, так как обучение ведется тайно, и сведения не подаются в статистическую литературу». Вместе с тем, в Казахстане, в связи с реформой народного образования была создана широкая сеть советских учебных заведений. Составной частью культурной революции большевиков были алфавитные реформы. За годы культурной революции по велению центра казахам трижды приходилось менять письменность: в начале — с арабского на латинский, затем — с латинского на кириллицу (1930, 1937 гг.) Не хватало ни учителей, ни учебных пособий, не говоря уже о том, что в своей основной массе преподавательский корпус подвергался различным гонениям. В 1935 г была создана сеть начальных школ. В 50-е г. было осуществлено всеобщее семилетнее образование, в 60-х гг. восьмилетнее, а в 70- х гг. среднее. Культурная революция была придумана не для того, чтобы поднять грамотность народа, а скорее, для того, чтобы вырастить «нового человека»; т.е. «манкурта». В принципе, в 1935 г. сеть начальных школ была создана, уровень охвата детей достиг 90 %, но об отсутствии полного образования говорит тот факт, что в 1936 г. по всей республике среднюю школу окончили всего 11 казахских детей. Только в 50-х годах XX века было осуществлено всеобщее семилетнее обучение, в 60-х г. XX века т восьмилетнее, а в 70-х г. XX века- среднее. Наряду с этим наблюдается постепенное снижение качества знаний, формализация учебного процесса, идеологизированность и деэтнизация в школах Казахстана. Фактически тр положительное, что было в образовательном уровне начала XX в., сохранилось до 50-60-х г. XX века. Сеть высших и среднеспециальных учебных заведений создавалась в республике в послевоенные годы. В 50-е г. были открыты 13 институтов, в 60-70 гг. — 27 высших и свыше 100 среднеспециальных. Несмотря на идеологизированность системы образования, качество подготовки в ВУЗах до недавних времен было высоким. Вместе с тем, на уровне знаний отражается незнание новейших достиже-ний науки и техники. Крупнейшим событием после войны стало открытие Академии наук Казахстана (1946 г.) Первым президентом был избран выдающийся ученый К.И.Сатпаев, К 90-х гг. XX века в составе АН находи-лись 32 научных учреждения, около 250 докторов и 2000 кандидатов наук. В эти же годы АН столкнулась с необходимо-стью реформ, координации тем, освоения новых направлений, избавления от неэффективности. Искусство и литература Казах-стана имеют богатое наследие тысячелетней культуры кочевников Центральной Азии. Литература 20-30-х г. XX века богата яркими творцами (Ж. Аймауытов, М.Жумабаев, С Торайгыров, А.Байтурсунов, Ш.Кудайбердиев, а позднее — Б.Майлин, И Жансугуров, С.Сейфулин и т.д.) Крупным явлением в казахской литературе 30-40-х гг. XX века стали пьесы, повести и роман-эпопея М.Ауэзова В послевоен-ный период художественная литература обогатилась творчеством нескольких поколений писателей. Успехом пользовались книги О.Сулейменова, И.Есенберлина, А.Кекильбаева, М.Шаханова, О.Бокеева и др. Во второй половине 20-х г. XX века зарождается профессиональное искусство и казахская национальная живопись. Первый театр открылся в 1926 г. в г. Кзыл-Орде. Театральная труппа состояла из известных актеров- самородков. В эти же годы А.Кашаубаев с большим успехом выступил в концертных залах Москвы и ряда европейских городов. Накануне войны появилось еще несколько театров — Театр оперы и балета, Театр кукол, Русский театр драмы. Творческая интеллигенция республики работала под жестким идеологическим контролем партийных органов. Несмотря на успехи в развитии культуры, проблемы духовного возрождения оставались и тени. Преподносимая как национальная, казахская литература на самом доне была далека от своих корней. Культура XX в. Пыла не только пролеткультовской, но вместе с тем й атеистической. На протяжении тысячи лет на территории Казахстана культур-но- воспитательная роль ислама была огромной. Под его непосредственным воздействием формировалась, и традиционная культура казахов начала XX гг. Казахская интеллигенция этого периода была носителем идеи джадидизма-реформаторского движения мусульман России. В его основе нажала идея преобразования школы на принципах сознательного, осмысленного отношения к обучению, что позволило бы просветить народ, вывести его из тьмы невежества к свету знаний, чтобы построить новое, просвещенное общество и сравняться с европейскими народами. Основоположниками реформаторского движения был И.Гаспринский — крымский татар Его в числе своих трех учителей (Кунанбай, Абай) называет Ш. Кудайбердиев. Другим важнейшим элементом духовно-религиозной культуры был суфизм, который, не отрицая обрядовую сторону ислама, исходил в первую очередь из идеи духовного слияния с Богом посредством внутреннего преобразования личности (путь тариката). О влиянии суфизма свидетельствуют суфийская направленность казахской литературы второй половины XIX в. Таким образом, для религиозной жизни казахского общества начала XX века были присущи эти две особенности. В Казахстане было много людей, владевших наряду с тюркским, арабским и языком фарси. Морально-этические нормы духовной жизни, формировавшиеся на основе ислама, наряду с языком и самобытной культурой делали казахский этнос неповторимым и единственным, открывали ему путь в общечеловеческую сокровищницу цивилизации. На территории Казахстана в начале XX в. проживали многочисленные приверженцы и других конфессий — христианства, иудаизиа и буддизма. Вслед за таким привлекательным для мусульман актом, как Обраще-ние Совета Народных комисса-ров «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» от 20 ноября 1917 г. начался новый этап в жизни мусульман, ознаменовавшейся уничтожением мечетей, книг, гонением служителей и т.д. Одним из распространенных обвинении в советское время было обвинение в панисламизме. В 20-х г. таковым считали любого человека, высказывавшего сомнения по поводу перехода к другому алфавиту, в 30-50-е г. — хранящего у себя книги на арабице, в 70- 80-ё г. — простого посетителя мечети. Антирелигиозную борьбу Коммунистическая партия проводила через деятельность «Союза воинствующих безбож-ников» (существует в Казахстане с 1925 года, а затем — различные атеистические течения).
117.Ликвидация безграмотности в 20-30-е годы ХХ в. Становление системы народного образования
В 1930 г. ввели всеобщее начальное образование. К концу 30-х гг. завершили переход к обязательному семилетнему образованию. К 1940 г. сформировалась советская система народного образования. Ввели обязательные государственные программы обучения. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов.
В 20-е гг. правящая партия вынуждена была использовать знания старых специалистов. В годы первой пятилетки ситуация изменилась. В высшие учебные заведения после окончания рабфаков пришло около 150 тыс. коммунистов и комсомольцев. Новая интеллигенция формировалась за счёт выходцев из рабочих и крестьян. Им были предоставлены большие льготы в получении образования. В этот же период прошли судебные процессы над старыми специалистами – Шахтинское дело. Трудовой крестьянской партии, Академическое дело и другие. Старую интеллигенцию посте-пенно удалили из советских учреждений. К концу 30-х гг. в стране насчитывалось более 20 млн. специалистов. Большинство из них получило образование при Советской власти. В сложном положении оказалась церковь. У неё были конфис-; кованы большие ценности, закрыты и уничтожены многие храмы. Тысячи священников оказались в лагерях. Особенно активно такую политику стали проводить с начала первой пятилетки. Вторая была объявлена пятилеткой безбожия. За первые двадцать лет существования Советской власти количество церквей сократилось в десять раз. В сознание людей насаждали идеи атеизма. Единственным методом в искусстве был социалистический реализм. Он требовал служения задачам социалистического строительства. Это выливалось в слепое восхваление успехов советского общества. К середине 30-х гг. создали единые союзы творческой интеллигенции (Союз писателей.Союз композиторов и др.), в рамках которых только и возможно было профессионально заниматься творчеством. К числу известных писателей, создавших в этот период немалую часть своих произведений, принадлежали: А.М.Горький, А.П.Гайдар, М.А.Шолохов, В.В.Маяковский, А.А.Фадеев, А.Н.Толстой,/Й.Э.Бабель, О.Э.Мандельштам, Ю.К.Олеша, В.П.Катаев, М.М.Зощенко, Б.А.Пильняк.
118.Создание научных центров. Формирование научных кадров в 20-30-е годы ХХ в
Появление в Казахстане высшей школы принято отсчитывать с приходом советской власти. До нее система образования состояла, в основном, из гимназий, медресе и училищ.
Одно из неоспоримых достиже-ний советского режима — развитие системы образования и борьба с безграмотностью. В 1918 году принимаются «Декларация о единой трудовой школе» и «Положение о единой трудовой школе», в которых отражались основные принципы советской образовательной системы — бесплатность, совместное обучение мальчиков и девочек, исключение из преподавания богословских дисциплин, отмена всех видов наказания, школьное самоуправление. Все школы делились на две ступени — первую, для детей 8-13 лет, и вторую, для детей 13-17 лет. Началась активная работа по преобразованию медресе, мектебов и русско-казахских школ в советские. К концу гражданской войны в Казахстане действовало 2410 школ с 144 тыс. учащихся, из которых 31 тыс. — казахи. Однако основная часть школ работала в непри-способленных помещениях, 99% казахских школ вообще не имело своих зданий. Единых учебных программ не было, практически не было учебников. Для казахских детей и детей батраков и сирот устраивались школы-коммуны и школы-интернаты. В 1923 году было уже 2025 школ со 128 000 учащихся, а в 1925 году — 2 713 школ со 160 924 учащимися. В то же время, количественный рост школ в сложной экономической ситуации привел к падению качественного состояния системы образования. Так, в 1927 году только 1,5% казахских аульных школ и 28% русских школ имели свои помещения. В 1930 году был декларирован переход к всеобщему обязательному начальному обучению, а в 1931 году было введено всеобщее обязательное семилетнее образование. Расширялась сеть интернатов, в которых к 1934 году обучалось более 24 тыс. учеников. В 1925 году в казахстанских школах был установлен единый образец аттестатов, свидетельств, 5-балльная система оценки, единая продолжительность учебного года и каникул, упорядочена структура школ.Одним из важнейших компонентов системы образования в 20-30-е годы XX века была ликвидация неграмотности среди взрослого населения. В 1921 году правительством Казахстана была образована Центральная Чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, руководившая всей работой по организации пунктов, где взрослое население овладевало азбучной грамотой.С 1921 по 1927 годы в этих пунктах было обучено около 200 тыс. человек, в 1929 году — 150 тыс., а в 1930 году — около 500 тыс. человек. В 20-х-30-х гг. проводилась большая работа по методическому обеспечению школ. В 1921 году в Семипалатинске отпечатали учебники «Есепкуралы», «Оку куралы» и «Tiлкуралы» А. Байтурсын и М. Дулатулы. При Госиздате была образована редакционная коллегия для создания новых учебных пособий, к написанию которых были привлечены А. Бокейхан («География»), М. Жумабай («История Казахстана», «Педагогика»), Ж. Аймауыт-улы («Дидактика»), Б. Омаров («Алгебра») и другие известные представители национальной интеллигенции. В 1927-28 учебном годах для казахских школ было издано уже более 30 наименований учебников общим тиражом 575 тыс. экземпляров. Тяжелый удар по системе образования нанес переход казахского языка в 1929 году с арабской графики на латинскую. Одновременно с борьбой за всеобщую грамотность власти пытались оторвать казахов от огромного духовного наследия веков, зафиксированных в книгах с арабским шрифтом. Кроме того, даже после усовершенст-вования А. Байтурсыном в 1924 году арабица позволяла казахам читать любые тюркоязычные издания, в т.ч., и выходившие за рубежом, что считалось политически вредным. Сотням тысяч казахов, умеющим читать по-казахски на основе арабской графики, пришлось вновь стать неграмотными и осваивать новый алфавит.
119.Развитие литературы и искусства в 20-30-е годы ХХ в
И. Алтынсарин. Организатором народного образования во второй половине XIX в. был выдающийся казахский просве-титель ИбрайАлтынсарин (1841 -1889). Он родился в семье известного бия Балгожи, окончил казахскую семилетнюю школу в Оренбурге. Глубокое изучение истории и современного состояния русс-кой педагогики позволило ему стать просветителем родного народа. При помощи народа ему удалось открыть казахские школы, несколько школ для девушек с интернатами, сельскохозяйственные, ремесленные школы. Ибрай разработал дидактические принципы обучения и воспитания детей, создал учебные и методические пособия. Написанные им «Киргизская хрестоматия», «Руководство по обучению киргизов русскому языку» имели огромное значение в истории казахской культуры. Школу он считал ключом к подлинному просвещению народа. И. Алтынсарин был действительным членом Оренбургского отдела Русского географического общества. Значительна и литературная деятельность просветителя. Наряду с переводом на казахский язык басен Крылова, рассказов Л.Н.Толстого, К. Ушинского он написал короткие рассказы о выдающихся ученых, государственных деятелях, трудолюбивых, сметливых крестьянах. Произведения Алтынсарина правдиво отражали казахскую жизнь. Своими стихотворениями и рассказами он пропагандировал науку, осуждал невежество.
120.Массовые политические репрессии в Казахстане в 1937-1938 гг
Политические репрессии продолжались после окончания гражданской войны. Они приобрели массовый характер, с началом принудительной коллективизации сельского хозяйства и ускоренной индуст-риализации в конце 1920-х — начале 1930-х годов, а также укреплением личной власти Сталина. Массовые политиче-ские репрессии — одна из самых печальных страниц в истории Казахстана. На территории Казахстана находились самые крупные лагеря структуры ГУЛАГа –АЛЖИР, Степлаг, Карлаг. Республика, практически, превратилась в одну большую тюрьму. За годы репрессий в лагеря Казахстана было сослано более 5 миллионов человек. По некоторым данным, общее число заключенных значительно превышает эту цифру. В период с 1921 по 1954 годы, в Казахстане, было осуждено 100000 человек, к 25000 из них была применена высшая мера наказания – расстрел.
Прямым результатом становления тоталитарной власти стало раскручивание репрессивной машины. Как результат этого — усиление политических преследований участников партии Алаш, которые высказывались против политики центра. Далее следовали нарушения прав человека и республики. В период с 1937 по 1938 года, вследствие Политики Малого Октября, в Казахстане прошли массовые репрессии. Всех «неверных» под разными предлогами удаляли из республики. Многие были сняты со своих постов. К концу 20-х гг. подозрительность и нагнетание стали всеобщими. В1928 г. были репрессированы бывшие деятели Алаш Орда — Дулатов, Жумабаев, Аймауытов. Положение в республики чрезвычайное – везде ищут врагов, на шахтах подстраиваются аварии, которые впоследствии объясняются этими поисками. Повсеместно фабрикуются уголовные дела, проводятся чистки в партийных организациях. В это же время были созданы лагеря – Сазлаг, Карлаг, Алжир и многие другие.
В Казахстане службой НКВД было «разоблачено» 183 организаций, с общим числом «агентов» в 3720 человек. За 33 года с 1920 по 1953, около 110 тысяч человек было подвергнуто политическим репрессиям, около 18% всей казахстанской партийной организации было объявлено врагами народа. Сталинская репрессивная машина оборвала жизни та-ких деятелей как: Абдурауф-Фитрат, Абайдулла Ходжаев, Ашурали, Захири и многих других. Была уничтоже-на национально-либеральная интеллигенция, среди которых были Х.Досмухамедов, М. Тынышпаев, Ж. Акпаев, М. Жумабаев — почти все деятели партии Алаш-Орда. Излюблен-ным объектом сталинских репрессий выступали местные партийные деятели – так называемые национал — уклонисты. По сталинской системе они подвергались моральному и физическому уничтожению.
121. Перестройка жизни республики на военный лад в годы Велкиой Отечественной войны
Правители гитлеровской Германии, внимательно следившие за происходящим в СССР, учитывали фактора его силы и слабости. План военного похода («Барбаросса