Студопедия — Об окормленiи словесныхъ овецъ Христовыхъ.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Об окормленiи словесныхъ овецъ Христовыхъ.






Братiя и отцы! Можетъ ли кормчiй быть покойнымъ, когда онъ на морѣ, управляетъ кораблемъ и наблюдаетъ за вѣтрами, или добрый пастыръ, когда увидитъ, что идутъ волки похищать овецъ. Никоимъ образомъ; но оба бодрствуютъ, бываютъ внимательны, пекутся и смотрятъ, и ходятъ вокругъ, туда и сюда, дабы спасти корабль отъ волнъ, а овецъ отъ волковъ. Такъ трудится и предстоятель душъ и пастырь словесныхъ овецъ, и даже еще болѣе, насколько выше его начальство, и важнѣе потеря или спасенiе. Посему и я, смиренный трепещу, боюсь, стеню и скорблю, видя трудность настоятельства и неудобство къ исправленiю обязанности. Ибо по истинѣ трудно быть руководителемъ душъ и наставлять людей. Что съ нами встрѣчается и случается повседневно, вы это знаете, хотя бы и не говорить о семъ: ибо какъ вамъ не видать въ общежитiи возстающей бури и скалъ во глубинѣ, когда вѣютъ вѣтры лукавства, и воздвигаются безчинiя въ братствѣ чрезъ безумнѣйшихъ, нерадивѣйшихъ и лѣнивѣйшихъ? Если кто сдѣлается въ служенiи своемъ не усерденъ, въ послушанiи прекословенъ, къ повиновенiю непреклоненъ, самочиненъ и неподчиненъ, и чрезъ содѣйствiе бѣсовъ найдетъ мѣсто и время удобное для своего отступничества, — ибо князь мiра сего исполняетъ желанiя покоряющихся ему: — тогда, пришедши въ такое состоянiе онъ не только себя, но и другаго брата дѣлаетъ отступникомъ. О бѣда, бѣда! Что съ нами? что дѣлается? Какъ побѣждаетъ бѣсъ? Какъ мы посрамляемъ нашихъ святыхъ Ангеловъ хранителей? Какъ избираемъ жребiй дiавола, на посрамленiе великаго Бога, нашего добраго Пастыря, Который крестомъ и смертiю Своею даровалъ намъ спасенiе? Какъ увидимъ лице Его? Какъ перенесемъ гнѣвъ Его? Не превосходитъ ли наше зло всѣ муки, на которыя мы будемъ осуждены, которымъ подвергнемся для вѣчнаго наказанiя мы, окаянные, скотоподобные, бѣдные и исполненные зла. Другiе восхищаютъ царство небесное, а насъ похищаетъ льстецъ. Иные совершаютъ дѣла мучениковъ, а мы осуждаемся за паденiе въ отступничество. Другiе возносятся на небеса, а мы низвергаемся въ преисподнюю земли. Иные полагаютъ въ сердцахъ своихъ восхожденiе добродѣтелей, а мы устрояемъ нисхожденiе къ погибели нашей. Ежели мы не обратимся когда-либо, ежели не воспрянемъ, ежели не скажемъ пророческое слово: сердце наше привлеклъ еси, сердце наше привлеклъ еси (Пѣснь нѣси. 4, 9)! Ей, прошу васъ, понудить себя, воздвигнемъ себя; избѣгая винъ ко грѣху, потщимся совершать боголѣпное и преподобное: послушанiе безъ разсужденiя и повиновенiе, тщательность въ дѣлахъ нашихъ, благопокорливость со смиренномудрiемъ, чтобы все открывать чрезъ исповѣдь, и тотчасъ же, какъ только дiаволъ внушитъ намъ лукавые помыслы, противорѣчить ему и говорить: иди за мною сатана (Матѳ. 16, 23): влечетъ ли онъ насъ къ похоти плотской, или побуждаетъ къ отступничеству, или ввергаетъ въ унынiе, или плѣняетъ насъ нетерпѣливостiю, или уловляетъ невѣрiемъ; ибо всегда разставляетъ свои тенета, сѣти и мрежи, и подаетъ снѣди и смертоносныя зелiя; никогда не знаетъ покоя, не спитъ, не ѣстъ, не пьетъ, и никакого не имѣетъ другаго дѣла, какъ только день и ночь старается о погибели душъ нашихъ. Посему единственная и главная помощь противъ него состоитъ въ томъ, чтобы укрѣплять себя исповѣдью, при помощи и заступленiи Божiемъ. Итакъ, не будемъ лѣпиться и подвергаться паденiямъ. Хотя и велика его сила къ погубленiю, хотя и коваренъ онъ по разнообразiю злобы, хотя и безпощаденъ по естеству и изобрѣтатель нашей погибели, однако не будемъ бояться его. Ибо съ того времени, какъ Христосъ и Богъ нашъ принялъ плоть и сталъ человѣкомъ, онъ потерялъ свою крѣпость и силу. Воспоемъ же: врагу оскудѣша оружiя въ конецъ (Пс. 9, 7); ибо Господь, побѣдившiй его, далъ намъ власть наступать на главу его. Укрѣпляясь вѣрою мы не сочтемъ его и за ничтожную птицу; но будемъ его, какъ гада, попирать о Христѣ Богѣ нашемъ, Которому подобаетъ слава и держава съ Отцемъ и Святымъ Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.

ПОУЧЕНIЕ 25-Е.

О томъ, что игуменъ долженъ изъискивать и употреблять всѣ средства, чтобы проходящiе поприще мученическаго повиновенiя были въ благодушiи, дабы, одержавъ надъ врагами побѣду, они получили въ награду вѣчные вѣнцы отъ Подвигоположника Бога.

Братiя и отцы! Тѣ, которые ратоборствуютъ въ народныхъ браняхъ, имѣютъ своихъ учителей, которые

руководятъ ихъ, обучаютъ военному искусству, и показываютъ имъ, какъ и откуда нападать на враговъ, дабы удобнѣе йобѣдить ихъ, и многое другое, что способствуетъ къ одержанiю побѣды. Такъ и намъ, смиреннымъ, должно поступать съ вами, борцами и страдальцами Христовыми, которые боретесь на поприщѣ мученическаго повиновенiя; должно говорить и дѣлать для васъ все, что служитъ въ вашему утѣшенiю, къ мужеству, къ благодушiю, къ терпѣнiю, къ благонадежiю, что приводитъ васъ къ навыку въ вашемъ добромъ подвигѣ, дабы вамъ побѣдить враговъ своихъ, и получить вѣнцы, не временные, но вѣчные отъ Подвигоположника Бога.

Посмотримъ же, если вамъ угодно, какъ тѣ приготовляются къ войнѣ, и изъ ихъ примѣра увидимъ, что требуется для насъ. Они, когда наступитъ время ратоборства, и даже еще прежде сего времени, не живутъ по прежнему, и какъ случится, по приготовляются, постятся и подвергаются трудностямъ, дабы прiучиться къ ожидающимъ ихъ трудамъ, и пользуются всякаго рода обученiемъ, такъ что имъ возбраняется даже проводить время въ праздности, и употреблять пищу и питiе, которые не приносятъ имъ пользы, и изъискиваютъ и употребляютъ еще и другiя средства, чтобы умѣренно питать и укрѣплять тѣло. И разговоръ ихъ днемъ и ночью не о чемъ иномъ, какъ только о томъ, какъ дѣйствовать, дабы одержать побѣду, какъ нападать, когда выйдутъ на мѣсто дѣйствiя, и гдѣ отступать, или кто кого поразитъ изъ непрiятелей. Итакъ, они употребляютъ много трудовъ. Для чего же? Дабы одержать побѣду, получить тлѣнные вѣнцы и временныя награды, чтобы порадовать зрителей и посрамить побѣжденныхъ. Если же такъ поступаютъ они съ такою обдуманностiю и разсмотрительностiю; сколько же, по вашему мнѣнiю, должно имѣть намъ и вамъ тщательности, заботливости, разсмотрительности, попеченiя, бдительности и вниманiя о томъ и о семъ, къ тому и другому? Ибо супостатъ, соперникъ и врагъ нашъ не неопытенъ и не новоначальный, не нерадивъ и не лѣнивъ; но противустоя намъ, великое и невыразимое попеченiе имѣетъ о томъ, откуда напасть на насъ, какъ нанести намъ ударъ, гдѣ насъ уязвить, какимъ образомъ бросить и вонзить въ насъ стрѣлы, уловить сѣтьми, и какъ низринутъ и повергнуть долу смиреннаго инока и страдальца благочестiя.

Итакъ, не великъ ли нашъ подвигъ? Не великое ли намъ нужно попеченiе? Не великая ли тщательность? Не потребно ли намъ воздѣть руки къ небу и сказать: Призри, Господи, отъ Святаго жилища Твоего, воздвигни силу Твою, и прiиди во еже спасти насъ (Псал. 79, 3). Много нужно намъ обучаться и внимать сему, и никогда и никуда не обращать ума и мыслей нашихъ, какъ только къ сему, и притомъ со смиренiемъ и сокрушенiемъ сердца, съ надеждою и мужествомъ души, съ чистоiо и испытанною вѣрою и съ послушанiемъ, дабы врагъ, видя это, убоялся и возвратился вснять. Никогда непопуститъ Господь подвижнику добродѣтели впасть въ унынiе, если сей призываетъ Его въ помощь; на Него бо, сказано, упова сердце мое, и поможе ми, и процвѣте плоть моя (Псал. 27, 7). А когда Господь будетъ помогать намъ, то кто можетъ противостать, или кто можетъ побѣдить насъ? Никто. Но если тысячи и тмы враговъ возстанутъ, таковый не устрашится; ибо Именемъ Господнимъ побѣдитъ и расточитъ ихъ, хотя и не въ короткое время. Ибо врагъ не перестаетъ бороться многiе и многiе годы; но не можетъ какимъ-либо образомъ пресѣчь усердiе, когда при помощи Божiей уповаемъ на побѣду и вѣчное наслажденiе. Тамъ одинъ день проводятъ въ борьбѣ, и побѣдители увѣнчиваются, радуются и веселятся; но радость ихъ не всегдашняя, а только на нѣкоторое время, и опять они бываютъ какъ не побѣдившiе. Не такъ бываетъ въ предлежащихъ намъ подвигахъ; ибо если кто сподобится побѣдить, тотъ блаженъ и преблаженъ; потому что, если онъ однажды увѣнчается нетлѣнными вѣнцами, то безъ конца будутъ его радость и ликованiе, слава, свѣтлость и веселiе, и не на маломъ поприщѣ, и не предъ малымъ собранiемъ временнымъ и скоро расходящимся, но тамъ, гдѣ ликъ и предстоянiе Ангеловъ, гдѣ страхъ и трепетъ неизреченный, тамъ гдѣ открываются дѣла и слова, тамъ гдѣ звучитъ труба и гдѣ всеобщiй вопль, гдѣ свивается небо, земля кипитъ и трясется, звѣзды падаютъ, солнце темнѣетъ, луна помрачается, всѣ стихiи измѣняются, рѣка течетъ и клокочетъ съ великимъ шумомъ; кипятъ смертоносные и ядовитые черви, и стремятся пожирать тѣла грѣшниковъ; пропасти самыя мрачныя разверзаются и ждутъ осужденныхъ, готовятся узы вязать жилы, кости и члены. И кто можетъ выразить всю скорбь, которая встрѣтитъ грѣшниковъ, какъ и праведниковъ радость и веселiе?

Горе, горе тогда побѣжденному; ибо презрѣнный и обезчещенный предъ Ангельскими силами, онъ будетъ стоять въ печали и сѣтованiи, съ поникшимъ лицемъ, не смѣя даже поднять очей своихъ за свое безумiе и безразсудность; за тѣмъ связанный, влекомый и бiемый, онъ преданъ будетъ страшнымъ ангеламъ, которые ввергнутъ его въ вѣчныя мученiя вмѣстѣ съ прельстившими его бѣсами, на погибель плоти, содѣлавшей злое, и на сожженiе души, послушавшей лукаваго, и преданъ будетъ безконечному мученiю. Какая польза такому, хотя бы онъ дожилъ и до скончанiя вѣка, хотя бы и насладился всѣмъ вожделѣннымъ въ мiрѣ, всѣми сладостями и прелестями? Поистинѣ онъ понесъ великое лишенiе, подвергся жалкому обману; въ полномъ смыслѣ получилъ одну мѣдницу, и потерялъ безчисленные таланты золота; поистинѣ продалъ себя за одинъ мѣдный динарiй, и купилъ вѣчныя мученiя; поистинѣ предпочелъ наслажденiе одного дня, а лучше сказать и ни одного часа, и лишился безконечнаго Царства. Жалокъ онъ, какъ содѣлавшiй достойное жалости, окаяненъ, какъ поступившiй окаянно. Лучше, если бы онъ осужденъ былъ, какъ безсловесное животное, нежели, будучи разумнымъ, подвергся вѣчному мученiю.

Но прiиди, посмотри на подвижника Христова, благоразумно разсудившаго, который продалъ все, и волю, и желанiя, и стяжалъ одного бисера Христа, котораго льстецъ не могъ прельстить здѣшними наслажденiями. Скажемъ съ Апостоломъ, онъ вмѣненъ былъ, яко льстецъ, (2 Кор. 6, 8) не прельстившiйся страстьми, но сохранивъ душу непорабощенною отъ страстей, и возжелавъ быть только рабомъ Господнимъ; не подвергся онъ посмѣянiю подобно многимъ, но осмѣялъ и посмѣялся мiру и поруганнымъ отъ него, — тѣмъ которые прилѣпились къ злому, лукавому и вредному, какъ бы къ доброму, вожделѣнному и полезному: былъ воздержанъ, отвергъ плотскiя наслажденiя, возлюбилъ дѣвство, нестяжательность, молитву и прочiя добродѣтели, и возненавидѣлъ грѣхи и беззаконiя. Такъ мудро онъ разсудилъ; если даже онъ имѣлъ всякое человѣческое благополучiе, и отрекся его и оставилъ его ради Бога, то онъ не сдѣлалъ ничего великаго, но оставилъ какъ бы одну мѣдницу, или ничтожную славу одного дня, а получилъ безчисленныя сокровища и безконечную честь; вотъ чему онъ уподобился. Смотри, какъ онъ тамъ будетъ ликовать, веселиться, радоваться, какъ будетъ благословлять свою благую рѣшимость, своихъ добрыхъ наставниковъ и десныхъ своихъ предстоятелей. И, да не продолжимъ слово, веселiю одного не будетъ конца, а для другаго напротивъ не будутъ имѣть конца скорбь, печаль и мученiе съ великимъ стыдомъ и срамомъ.

Итакъ, хотя бы мы были и камни, но должны придти въ чувство и похвалить доброе дѣло, которое мы сдѣлали, величайшее и блаженное, т, е., что оставили мiръ, стали иноками и проводимъ жизнь въ дѣвствѣ. Для чего я это сказалъ? Дабы приложить намъ восхожденiе къ восхожденiю, усердiе къ усердiю, и какъ бы получивши крылья, и разогрѣвши сердца, возлетѣть намъ добродѣтелью къ Богу, отнюдь ни въ чемъ не давая мѣста дiаволу обладать нами. Итакъ, да исчезнетъ тщеславiе, да бѣжитъ преслушанiе, да отгонится ропотъ, клевета, дерзость, многословiе, лѣностъ, спорливость, прекословiе, зависть, злословiе и всякая гнусная страсть. И пусть пребываетъ съ дерзновенiемъ и сiяетъ доброе, вожделѣнное и боготворное смиренномудрiе, небозванное послушанiе, Христородительное дѣвство, просвѣтительное умиленiе, радостотворный плачъ, и всякое другое священное дѣланiе. О дабы всѣмъ намъ, какъ причастникамъ сихъ дѣланiй, быть наслѣдниками Небеснаго Царства о Христѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ, Которому подобаетъ слава и держава во вѣки вѣковъ. Аминь.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 301. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Сравнительно-исторический метод в языкознании сравнительно-исторический метод в языкознании является одним из основных и представляет собой совокупность приёмов...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия