Братiе мои, отцы и чада! Какъ каждый изъ васъ долженъ дать отчетъ въ дѣлѣ послушанiя своего, такъ и я долженъ вамъ словомъ поученiя; и о, дабы имѣть мнѣ столь многообразное и разнообразное слово, чтобы для всѣхъ оно могло быть полезно и прилично по благодати Христовой! Ибо многiе между вами, братiе мои, требуютъ поощренiя, многiе требуютъ утѣшенiя, многiе требуютъ утвержденiя; иные же напоминанiй, другiе исправленiя, иные обличенiя, нѣкоторые епитимiи, иные снисхожденiя, другiе строгости, а иные безчестiя и безславiя. Такъ много различныхъ устроенiй; примѣнительно къ симъ должно быть и слово ученiя; ибо что для одного служитъ врачевствомъ, то другому приноситъ вредъ, и чѣмъ иному оказывается благодѣянiе, то, случается, другому дѣлаетъ ущербъ; и что служитъ одному къ исправленiю, то бываетъ для другого преткновенiемъ. Посему немаловажно служенiе мое, но тяжело и неудобоисполнимо. Впрочемъ, укрѣпляемый молитвами Отца моего и Отца вашего, я держусь онаго и, пока дышу, не вознерадѣю о немъ, но буду трудиться и подвизаться, всегда напоминая потребное вамъ, моимъ господамъ и отцамъ. Всѣ вы по водѣ Божiей изъ спасающихся, и всѣ пришли сюда, дабы спастись, и всѣ ищете не инаго чего, какъ только своего спасенiя. Но такъ какъ дiаволъ противится всякому благу, то многiе изъ насъ и противъ воли бываютъ искушаемы; ибо въ иномъ возжигаетъ онъ пламень плотскихъ похотей, будучи помоществуемъ вожделѣнiемъ юности; иного ввергаетъ въ гордостъ, чрезъ которую и самъ низпалъ съ неба; иныхъ разслабляетъ лѣностью и связываетъ унынiемъ, и влечетъ ихъ, куда хочетъ и какъ хочетъ; ослабляетъ ихъ невѣрiемъ, и ввергаетъ въ самочинiе, и наущаетъ ихъ дѣлатъ неподобающее. Но что я говорю о каждомъ порознь? — Всѣмъ, чѣмъ только можетъ, онъ прельщаетъ насъ и старается ежедневно утвердить насъ въ томъ, ожидая нашей погибели. Но Господь Богъ, сказавшiй морю: молчи, престани, (Мар. 4, 39) да запретитъ ему и отгонитъ его отъ насъ далеко. А это бываетъ, когда мы придемъ въ себя и вспомнимъ первую мысль, съ которою пришли сюда; ибо мы обѣщались предъ Богомъ претерпѣть всякую скорбь и тѣсноту даже до смерти. Такимъ образомъ отвергните всѣ все: скорбящiе — печаль, гордые — гордость, унылые — унынiе, сластолюбцы — сластолюбiе, любящiе начальствовать — любоначалiе, тщеславные — тщеславiе, дерзостные — дерзновенiе, безчинные — безчинiе, многословы — многословiе, пышно одѣвающiеся — пышность, плотолюбцы —плотолюбiе, завистники — зависть, любящiе спорить — спорливостъ, склонные къ ссорѣ — ссоры, праздные — праздность. Все это и подобное — дѣла тьмы, роды зла, хотѣнiя и изобрѣтенiя лукаваго. Благого же Бога нашего дѣла суть: миръ, кротость, смиренiе, послушанiе, независтливость, трудъ, прилежанiе, тщательность, любовь, вѣра, надежда, благочинiе, молитва. Это — дѣла свѣта, вѣнцы правды, исправленiя святыхъ, аще кая добродѣтель и аще кая похвала (Фил. 4, 8). Возстаньте, предавшiеся страстямъ, умоляю васъ, ради любви Божiей; пробудитесь усыпленные соблазнами. Если желаемъ проводить добрую жизнь и любимъ видѣть благiе дни, то послушаемъ говорящаго: уклонися отъ зла и сотвори благо; взыщи мира и пожени и. Очи Господни на боящихся Его, прогнѣванное же лице Господне на творящiя злая, еже потребити отъ земли память ихъ. (Псал. 33, 15 и слѣд.). И все продолженiе Псалма, если хотимъ быть внимательны, раскрываетъ намъ превосходное законоположенiе. Но о семъ довольно.
Въ настоящее время многiе изъ братiй заболѣли; ибо время теперь нездоровое. Итакъ, поможемъ, здоровые, больнымъ; а больные, примемъ наказанiе Господне, какъ полезное, и перенесемъ его съ терпѣнiемъ, и съ благодаренiемъ будемъ принимать подаваемое. Когда же встанемъ отъ болѣзни, то не останемся въ праздности, но будемъ заниматься своими дѣлами; ибо мы не имѣемъ рабовъ, купленныхъ за деньги, чтобы они намъ служили. Причина этому (т, е., рабству) грѣхъ, и Апостолъ попустилъ сему быть у мiрянъ. А мы сами себѣ и рабы и господа, и служащiе и пользующiеся услугами, но такъ что каждый изъ насъ долженъ стараться о томъ, чтобы болѣе служить, нежели чтобы ему служили безвременно. Ибо Господь знаетъ каждаго изъ васъ дѣло и служенiе; знаетъ, каковъ кто былъ сначала и каковъ теперь, каковъ былъ въ мiру и каковъ здѣсь, какъ понуждается и терпитъ, съ кѣмъ сравнился, каковъ въ состоянiи, и съ кѣмъ стоитъ, или обращается, или спитъ, и какую носитъ одежду или обувь. Все это съ точностiю взвѣшиваетъ Праведный Судiя, Всевидящее Око, и воздастъ, какъ написано, каждому по дѣламъ его. Итакъ, пусть никто не скорбитъ, и пусть никто ни о чемъ не помышляетъ кромѣ того, о чемъ должно помышлять; ибо мы не только явимся предъ Богомъ, но и предстанемъ предъ страшное и грозное Его судилище, когда онъ потребуетъ отъ насъ отчета въ дѣлахъ нашихъ; ибо Ему подобаетъ слава во вѣки вѣковъ. Аминь.