О томъ, чтобы имѣть трезвенiе и совершать досточудныя дѣла блаженнаго послушанiя.
Братiе, отцы и чада! Опять чрезъ долгое время, по возвращенiи нашемъ изъ странствованiя, мы приступаемъ къ обычнымъ поученiямъ. И вотъ мое къ вамъ первое слово: далеко ли мы отъ васъ отстоимъ, здѣсъ ли находимся, хотя я и грѣшенъ, но прошу и молю Бога, чтобы Онъ сохранилъ васъ цѣлыми и невредимыми, и чтобы безпрепятственно совершать вамъ сiе святое ваше житiе, и чтобы ни одинъ изъ васъ не преткнулся по навѣтамъ дiавольскимъ, но дабы всегда вы были внимательны и старались совершать досточудныя дѣла послушанiя. Ибо когда вы это будете соблюдать, то все прочее не будетъ причинять мнѣ никакой печали, хотя обыкновенно оно и наводитъ печаль, говорю о стѣснительномъ положенiи нашей тѣлесной жизни, въ каковомъ находимся мы и въ сей часъ. Но и тѣсноту считаю просторомъ, и убожество богатствомъ, и злополучiе благополучiем, и прочее подобнымъ образомь: такъ какъ я наставникомъ, имѣю упованiе и вѣру, что Господь не убiетъ гладомъ душъ праведныхъ и не оставитъ преподобныхъ своихъ, каковы но благодати Христовой и вы, Всевышнимъ промысломъ питаемые, напаямые, покрываемые и согрѣваемые, не только въ душевномъ видѣнiи, но и въ тѣлесномъ служенiи; ибо кто бы возмогъ подавать намъ все необходимое, если бы не была съ вами сила Божiя? Посему умоляю и поучаю васъ всегда, пустъ каждый изъ васъ, сколько возможно, будетъ тщателенъ въ послушанiи, въ которомъ находится, дабы много трудясъ, быть и многоплоднымъ, и духовно и чувствен-но. Ибо одно познается чрезъ другое, т, е., кто тщателенъ въ тѣлесномъ, тотъ тщателенъ и въ душевномъ; какъ и напротивъ, кто нерадивъ въ тѣлесномъ, тотъ и но душѣ безплоденъ. Второе слово мое о томъ, что у насъ должно быть все общее, не только тѣлесное и чувственное, но и духовное и мысленное. Поэтому добродѣтели и добрыя дѣла будемъ сообщать другъ другу, и передавать ихъ одинъ другому, какъ это ны видимъ и въ тѣлесномъ, по слову Апостола: яко тѣло есть едино, и уды имать многи: вси же мнози уди тѣла, едино тѣло есть. И аще страждетъ единъ удъ, состраждутъ есu уди: аще ли славится единъ удъ, съ нимъ радуются вси уди [25] (1 Кор. 12, 12, 26). И какъ съ головы до ногъ, отъ правой и до лѣвой сторопы ощущается потребностъ въ служенiи каждаго члена, такъ должно разумѣть и о душевномъ. Сперва Отецъ мой и вашъ, за нимъ вторый я, а потомъ и прочiе, даже до самаго послѣдняго, будемъ имѣть похвалу или порицанiе въ день воздаянiя. Не думайте, что я радуюсь о томъ, если я какъ первый, болѣе имѣю благъ. Я боюсъ и, трепещу; потому что какъ за добро, такъ и за зло будетъ воздаянiе, и за совершаемое мною зло я окаянный болѣе дамъ отвѣтъ, по мѣрѣ того, какъ превосхожу меньшихъ. Зная это, чада, будемъ всѣ стараться и подвизаться, будемъ всѣ, каждый по послушанiю своему и по силѣ своей, приносить пользу, а не вредъ, или убытокъ общежительному дѣлу. Должно вамъ знать и то, что не такъ, какъ мы судимъ, будетъ судить Богъ въ день оный; ибо иной судъ Божiй и иной человѣческiй. Онъ и тридцатаго поставитъ третьимъ или четвертымъ, и десятаго низведетъ въ среднее мѣсто, и послѣдняго возведетъ въ первое, смотря по добродѣтели и прилежанiю каждаго. И хотя страшно сказать, однако скажемъ и то, что Богъ нѣкоторыхъ и совершенныхъ (по образу) отлучитъ отъ сонма братiй и пошдетъ ихъ въ муку, т, е., тѣхъ, которые здѣсъ живутъ безъ повиновенiя и по своей волѣ, и руководствуются своимъ разумомъ, какъ и меня грѣшника за мою лѣность и злыя дѣла. А какъ вы думаете? Ужели въ самомъ дѣлѣ напрасно трудится тотъ, кто идетъ на послушанiя. — кто копаетъ, или готовитъ пищу? Ужели всѣ тѣ, которымъ нѣтъ возможности сидѣть, безмолвствовать, читать псалмы и пѣть, не прiимутъ равной части съ сидящими въ монастырѣ и читающими? По истинѣ говорю вамъ, прiимутъ. Такъ на войнѣ сражающiеся съ оставшимися для храненiя стана раздѣляютъ по ровну добычу: и люди иногда погрѣшаютъ и нарушаютъ правду, а безгрѣшный Богъ никоимъ образомъ; но, по Писанiю, въ мѣру ею же мѣримъ, возмѣрится намъ. Посему, братiе мои, будемъ внимательны, къ сказанному, и не будемъ трудящiеся по внутреннему, унижатъ находящихся въ внѣшнихъ трудахъ; а послѣднiе первыхъ, т, е., поющiе и молящiеся занятыхъ послушанiями; и немощные здоровыхъ. Скажетъ кто-либо: чѣмъ можетъ послужить немощный? И много можетъ: благодаренiемъ, нероптанiемъ и терпѣнiемъ болѣзней. Богъ видитъ наши дѣла, и въ книгѣ Его всѣ наши слова[26] пишутся и будутъ писаться, и въ день судный раскроются книги нашихъ дѣянiй и явными содѣлаются дѣла каждаго изъ насъ, и каждый воспрiиметъ по дѣламъ своимъ. Молюсъ, чтобы всѣмъ вамъ тогда получить похвалу и бытъ увѣнчанными за ваши святыя дѣла и труды, которые вы подъемлете здѣсъ. Хочу же, чтобы вы знали, что нѣтъ лучшаго врачевства, во спасенiе, какъ исповѣдь, что и вамъ извѣстно; и дарованiе это дано отъ Бога. Итакъ, что же нѣкоторые изъ васъ медлятъ исповѣдываться, и чрезъ молчанiе утопаютъ, уязвляются и зараждаютъ червей отъ утаенныхъ помыслонъ? И ради этого, чада мои, я болю вашимъ недугомъ, и сожалѣю о васъ. Имѣя возможность уврачеваться, просвѣтиться и имѣть свѣтлое лице, зачѣмъ пребываемъ въ противномъ? Богъ все знаетъ, нѣсть бо тварь неявлена предъ нимъ, вся же нага и объявлена предъ очима Его. (Евр. 4, 13). Но и я долженъ знать ваши помыслы, почему и ищу вашей исповѣди, чтобы мнѣ знатъ чадъ моихъ, и чтобы они знали меня. Вотъ въ чемъ состоитъ искреннее духовное рожденiе; вотъ не рабское повиновенiе, вотъ путь безъ попеченiя; вотъ гдѣ сладкая молитва, всегдашнее преуспеянiе, возрастанiе и обоженiе того, кто имѣетъ сiе дарованiе. Помолитесь, чада, чтобы и мнѣ издалека увидѣть преддверiе безстрастiя; это особенно необходимо для того, чтобы руководить васъ, и дабы мнѣ такимъ образомъ не остаться подъ тяжестiю грѣха. Похвально, если проливаются слезы умиленiя. Похвальна чистая молитва ночная и дневная. Похвально терпѣнiе поношенiй. Похвальна тщательность въ рукодѣлiи. Похвально бодрствованiе въ чтенiи. Похвально немногословiе и бесѣда, не сопровождающiяся смѣхомъ. Похвально умѣренное воздержанiе, и чтобы ѣсть и пить съ разсужденiемъ и по заповѣди. Похвальна непрестанная память смерти и чтобы по силѣ подражать жительству святыхъ. Похвально бѣгать гибельнаго дерзновенiя и быть тщательнымъ въ божественномъ смиренномудрiи. Вся искушающе, по слову Апостола, добрая держите. (1 Сол. 5, 21). Господь же да подастъ вамъ силу и мужество, да укрѣпитъ васъ въ духовномъ и тѣлесномъ дѣланiи, да сохранитъ васъ въ томъ и другомъ, и да умножитъ вамъ потребное, о Христѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ, Которому слава и держава со Отцемъ и Св. Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь. ПОУЧЕНIЕ 13-Е. [27]
|