Отцы мои, братiя и чада! Вы какъ тучная и добрая земля, прiемля смиренное мое слово, всегда приносите плоды и произрастите, какъ бы садъ, украшенный красотами добродѣтелей. Ибо я вижу, чада мои, и знаю ваши дѣла и вашу тщательностъ, и прiемлю одного кротость, другаго ревностъ, инаго безмолвiе, другаго псалмопѣнiе, инаго дѣланiе[21], другаго бдѣнiе, отъ одного то, отъ другаго иное, а отъ всѣхъ непрестанное и непреододимое тщанiе къ составленiю нашей общежительной жизни. Удивляюсь я, какъ нѣкоторые забыли прежнiя свои страстныя привычки, такъ какъ они мало по малу понуждали себя Господа ради, перемѣнились и стали какъ бы другiе, мужественно претерпѣвая настоящее и жительствуя подобно добродѣтельнымъ братiями. Ибо поистинѣ все возможно для любви Христовой, такъ какъ она и высокихъ убѣждаетъ и влечетъ ко смиренiю, и привыкшихъ невоздержно ѣсть и пить къ воздержанiю, и богатыхъ къ нищетѣ. И не этимъ только я удивляюсь, но и всѣмъ, которые ради Евангелiя Христова оставили все; ибо одни оставили родителей, другiе братъевъ, иные женъ, другiе близкихъ, иные отечество, другiе домы, а иные разстались съ привычками; ибо во всѣхъ самоотверженiе одинаково. Часто оказывается, что тотъ на кого смотрятъ какъ на низшаго, и кого считаютъ недостойнымъ стоять наравнѣ съ нѣкоторыми изъ высшихъ, переноситъ несравненно большiй трудъ; хотя бы и не было чего другаго, но уже въ томъ одномъ, что онъ возмогъ освободиться отъ насилiя и мучительства естества и любви родителей и сродниковъ сво-ихъ, или отъ произвольныхъ привычекъ. Одно это можетъ ему вмѣниться въ мученичество, и достаточно для того, чтобы сказатъ Христу, подобно верховному Апостолу Петру: се мы оставихомъ в ся и вслѣдъ Тебе идохомъ: что намъ будетъ? И скажетъ ему Господь: во второе пришествiе сядете на двоюнадесяте престолу, судяще обѣманаде с яте колѣнома Израилевама. (Мат. 19, 27. 28). Если намъ уготованы таковыя толикiя воздаянiя, братiе и Отцы, то почему всѣмъ намъ еще не понуждать себя къ совершенiю добродѣтелей? Почему не претерпѣть всякую скорбь и тѣсноту Христа ради, — воздержанiе, бдѣнiе, поношенiе, повиновенiе, послушанiе, славословiе, пѣснопѣнiе, или иное что-либо трудное, говоря пророческое слово: яко Тебе ради умерщвляеми есмы ве с ь день: вмѣнихом с я яко овцы заколенi я. (Пс. 43, 23)? И по истинѣ, чада мои, вы не далеки отъ сего гласа. Ибо не закалаетесь ли и вы каждодневно отсѣченiемъ воли вашей, ударами обличенiй, пребыванiемъ въ послушанiи, и кровью сердецъ вашихъ? Хотя и не чувственно, однако вы уподобляетесь мученикамъ, и получите, по словамъ Апостола (1 Петр. 5, 4), неувядаемый вѣнецъ славы.
Не лгу я передъ вами, чада мои, и не обманываю васъ; да не будетъ сего! Но и весьма много отстаю отъ истины, и развѣ только нѣсколько изображаю вещи омраченнымъ моимъ словомъ. Впрочемъ, говорю вамъ, что вы достойны великихъ воздаянiй, если совершите жительство ваше; и блаженъ тотъ, кто бываетъ не слушателемъ только того, что читается и говорится, но и дѣлателемъ. Полезно бы мнѣ было всеокаянному претерпѣть укоренiе, заушенiе, поношенiе, поруганiе и всѣ благiя страсти Христовы, чтобы еще здѣсь получитъ разрѣшенiе грѣховъ моихъ и достигнуть небесной славы. Ибо подвергнуться гоненiю, смерти или другому чему либо скорбному, но не устрашающему, наводящему боязнь, но безбоязненному, — это показываетъ съ одной стороны, что мiръ любитъ тѣло свое, а съ другой, что душа несравненно славнѣе и почтеннѣе (тѣла), съ которою вмѣстѣ и тѣло наслѣдуетъ обѣтованныя блага.
Поэтому, чада, да осiяетъ васъ свѣтъ неложнаго разума, и любовъ Божiя да отлучитъ васъ отъ мiра, и желанiе жизни вѣчной да умертвитъ похоти ваши, и Богъ да приведетъ и вознесетъ васъ въ мѣру высокую и къ цѣли благочестiя, да утвердитъ сердца ваши и да укрѣпитъ помышленiя ваши. И никто изъ васъ да не лишится той благой части и наслѣдiя, которое получили прежде усопшiе братiя наши; потому что безъ сомнѣнiя и мы всѣ туда пойдемъ, познаемъ одинъ другаго, и увидимъ другъ друга, инаго рода познанiемъ. А если сподобимся, то наслѣдуемъ и тѣ блага, ихже око не видѣ, ухо не слыша и на с ердце человѣку не взыдоша, о Христѣ Iисусѣ Господѣ нашемъ, Которому слава и держава со Отцемъ и Св. Духомъ, нынѣ и присно, и во вѣки вѣковъ. Аминь.