Р.Штайнера
Вальдорфская педагогика является одной из разновидностей воплощения идей «свободного воспитания» и «гуманистической педагогики». Она может быть охарактеризована как система самопознания и саморазвития индивидуальности при партнерстве с учителем, в двуединстве чувственного и сверхчувственного опыта духа, души и тела.
Классификационные параметры По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе:антропософская По основному фактору развития:биогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная + гештальт. По ориентации на личностные структуры: ЗУН + СУД + СЭН + СДП. По характеру содержания: · обучение + воспитание, · религиозная, · общеобразовательная, · гуманистическая. По типу управления: система «репетитор» + система малых групп. По организационным формам: · альтернативная, · клуб + академия, · индивидуальные + групповые, · дифференциация. По подходу к ребенку:личностно ориентированная с неформальным лидерством педагога. По преобладающему методу: игра + диалог + творчество. По категории обучаемых:все категории, без селекции.
Целевые ориентации: 1. Воспитание призвано сформировать целостную личность:
· стремящуюся к максимальной реализации своих возможностей (самореализация, самоактуализация); · способную на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуаций. 2. Не столько знания, сколько способности (СУД + СЭН – ЗУН + СДП). 3. Развитие самоопределения, индивидуальной ответственности. Концептуальные положения: · Природосообразность; · Свободное воспитание и обучение; · Свобода как средство воспитания; · Воспитание и обучение приспосабливаются к ребенку, а не он к ним; · Ребенок в процессе обучения сам проходит, постигает все этапы развития человечества; · Обучение неотделимо от воспитания: всякое обучение есть одновременно и воспитание определенных качеств личности; · Экология здоровья, культ здоровья; · Культ творчества, творческой личности, развитие индивидуальности средствами искусства; · Подражание как средство обучения; · Соединение европейской и восточной культур: учение Христа и представление о личности как совокупности физического тела и эфирного, астрального; · Единство развития ума, сердца и руки; · Опора на авторитет педагога, школа одного учителя на 8 – 9 лет (во избежание стрессов); · Школа для всех; · Единая жизнь педагогов и учеников. Особенности содержания: · Гармоническое сочетание интеллектуального, эстетического и практически трудового аспектов образования. · Широкое дополнительное просвещение (музеи, театр и др.). · Межпредметные связи. · Обязательные предметы искусства: живопись. Эвритмия и изображение форм, музыка. · Большая роль отводится трудовому воспитанию. Особенности содержания по классам – обучение «по эпохам»: Дошкольный период: ходить, говорить, мыслить; 1. прообразы и сказки; от образа к букве; пение, эвритмия; вязание на спицах; 2. чудеса и легенды; письмо; арифметика; флейта, рисование, вязание крючком; 3. сотворение мира и Ветхий Завет; ноты, рисование форм, вязание крючком; 4. разрыв общего и частного; дроби; европейские мифы; орнамент, канон, вышивка; 5. гармония и античность, Греция; десятичные дроби, оркестр, работа по дереву; 6. средние века, борьба добра и зла; Рим, физика, проценты, геометрия, строгание; 7. пространство и Ренессанс; алгебра, стихи, шитье; 8. революции, XIX век; экономика, химия, композиторы, работа с металлом; 9. экология, технический прогресс и нравственность, история искусств, столярное дело; 10. политика, история, общество, физика, драматургия, керамика; 11. общество, литература, музыка, скульптура, переплетное дело; 12. история культуры, импровизация во всех сферах.
Особенности методики: · Педагогика отношений, а не требований. · Метод погружения, «эпохальная» методика. · Обучение без учебников, без жестких программ (дидактические материалы, дополнительная литература). · Индивидуализация (учет продвижения личности в развитии). · Отсутствие деления на классную и внеклассную работу. · Ученик подводится к открытию личностной значимости ЗУН и на этой мотивационной основе осваивает содержание предметов (областей). · Коллективное познавательное творчество на уроке. · Обучение самостоятельности, самоконтролю. · Много игры (учеба должна приносить радость). · Отрицание отметки. Позиция ученика. · Ребенок в центре педагогической системы. · Право выбора всего: от формы урока до его плана. · Право ребенка на ошибки. · Свобода выбора. · Право на свободный творческий поиск. · Отношения ответственной зависимости с коллективом. Позиция учителя. · Деятельность учителя является приоритетом, учитель ведет детей в течение 8 лет по всем предметам. · Учитель – старший товарищ. · С детьми к предмету, а не с предметом к детям. · Не знания давать, а давать детям жить на уроке; совместная духовная жизнь ученика и учителя. · Ожидание созревания сил, заложенных природой. · Не говорить ребенку «нет», «нельзя». · Не делать замечаний (отсутствие выделения слабых и сильных). · Не ставить плохих отметок. · Не оставлять на второй год. · Принимать ребенка таким, какой он есть (все дети талантливы).
Позиция Р.Штейнера по религиозному воспитанию: свободное христианское воспитание, которое находится вне общего распорядка школы, ведется как частное обучение в ее рамках. Очень важными сторонами вальдорфской педагогики являются внимание к здоровью детей, учительско-родительское самоуправление.
|