Кафедральный костёл святого Франциска Ксаверия
Кафедральный костёл святого Франциска Ксаверия (бывший иезуитский), возвышающийся в центре города, без сомнения, является самым великолепным его украшением. Это один из выдающихся памятников стиля барокко в Беларуси. Он поражал своим великолепием иностранных путешественников, стекавшихся в Гродно во время заседаний сейма и трибунала. Прусский пастор В. Шлемюллер, въезжая в город в 1752 году, писал: «Наконец увидели Гродно во всём его величии. Он действительно прекрасен с высокими костёлами, королевским замком, а прежде всего с двумя башнями и куполом на костёле иезуитов, крытыми оловом и блестящей жестью». Первая служба состоялась в ещё недостроенном костёле 30 мая 1700 года, а 6 декабря 1705 года состоялась консекрация (освящение) костёла в присутствии короля Речи Посполитой Августа II и российского царя Петра I. Гродненский костёл по своим размерам не уступает аналогичным иезуитским святым в Кракове (Св. Петра и Павла) и в Вильне (Св. Казимира), а высотой фасада даже превосходит их (длина 60м, ширина 30 м, высота 54 м). Архитектурно-художественное достоинство костёла ставят его в один ряд с наиболее яркими шедеврами стиля барокко в мире. Он представляет собой 3-нефную крестово-купольную базилику где центральный неф с трансептом выше боковых нефов. С обеих сторон пристроены 2 часовни – Архангела Михаила и Богоматери Студенческой. В последней находится чудотворная икона, привезённая из Рима. Она была торжественно вынесена в костёл 3 августа 1664 года. Её называют Богоматерью Конгрегатской, а также Студенческой, Снежной, Римской. Этот чудотворный образ является копией римской иконы Матери Божьей Снежной. Она славится чудесными исцелениями, о чём свидетельствуют многочисленные вота (серебряные пластинки в виде органов человеческого тела), помещённые вокруг неё в память и благодарность за чуда выздоровления, а также полихромные изображения на деревянных скамьях, стоящих в часовне за деревянной балюстрадой. 28 августа 2005 года при огромном стечении духовных и светских особ икона Божьей Матерью Конгрегатской была коронована. Фасад иезуитского костёла украшают 2 башни, которые приобрели своё изящное завершение в 1752 году. Справа и слева от главного входа находится фигура Петра и Павла, а над балконом, который служит для выступления оркестра, - св. Франциска Ксаверия(1768 год, скульптор Г. Гис). Трудно поверить, что скульпторы деревянные, и более чем за 250 лет солнце, дождь, снег практически не нанесли им ущерба. Интерьер костёла богато украшен деревянными и каменными скульптурами в стиле барокко. Здесь имеются 12 боковых алтарей, изящные резные деревянные конфессионалы (исповедальни) и амвон. Напротив алтаря находится скромный, но величественный памятник гродненскому старосте Антонию Тизенгаузу. Своей красотой и величием наиболее поражает алтарная часть костёла. в 1707 году прусский скульптор К. Пэукер нарисовал первые проекты будущего алтаря, но лишь спустя почти 30 лет, в 1736 году, его зять Ян Шмидт взялся за реализацию проекта. Современник характеризовал алтарь как «лес скульптур и колонн». Действительно, но представляет собой трёхъярусную композицию. 10 колон в каждом ярусе подчёркивают вертикализм композиции, а широкие карнизы соединяют структуру горизонталей. Двухъярусная база служит постаментом для нижнего ряда скульптур, состоящего из 10 апостолов, среди них в центре стоит патрон костёла – св. Франциск Ксаверий, индийский апостол, как называли его иезуиты за самоотверженное миссионерскую деятельность в отдельных от Европы странах. У его стоп можно заметить рельефные изображения обращённых в христианство язычников. По бокам алтаря перед пилястрами стоят фигуры св. Самуэля и св. Констанции – небесных покровителей фундаторов алтаря – Самуэля Лазового и его жены Констанции Юндзил. Скульптор прекрасно чувствовал форму, пропорции и пластику тела. Выражение лиц исполнены спокойствия и достоинства. В центре второго яруса на высоком постаменте скульптор разместил фигуру благословляющего Спасителя. По обе стороны от него находятся евангелисты и доктора костёла. Вначале алтарь глория (символическое изображение славы Господней), в обрамлении которой оказывается окно под сводами алтарной части (это ранний пример соединения скульптуры алтаря и архитектуры костёла). Чуть ниже глории размещаются коленопреклоненные символистические изображения четырёх континентов в окружности ангелов. Европа – женская фигура с рогом изобилия на земном шаре; Азию символизирует женщина с пером и подсвечником; Африка в маске крокодила стоит на льве; Америка – индианка в наряде из перьев. Костёл знаменит не только своими художественными достоинствами, но в первую очередь как центр католической религии на восточных землях Речи Посполитой. Даже в самые мрачные годы советского атеизма, когда богослужения в храме были запрещены, люди приходили сюда молиться и не позволяли властям превратить его в склад. Папа Римский Иоанн Павел II присвоил бывшему иезуитскому костёлу в Гродно статус малой базилики, который даётся наиболее заслуженными католическими святыням мира.
|