Студопедия — Механизмы реакций. 10 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Механизмы реакций. 10 страница






Возникает еще одна мысль. Возможно ли, что­бы другие существа — здесь, на Земле, или в иных мирах — могли иметь свои Коммутаторы? Дельфин, к примеру, обладает мозгом и нервной системой, не уступающими по сложности челове­ческим, и, без сомнения, тоже способен передавать и принимать телепатические сигналы. В истории человечества накоплено огромное количество све­дений об отношениях между людьми и дельфинами. Лишь несколько месяцев назад греческий рыбак, потерпевший крушение в Средиземном море, был спасен дельфинами, которые несли его двадцать миль до побережья и по пути отбивались от акул. Некоторые ученые утверждают, что дельфины «иг­рают» с человеком, тогда в этом случае они по­теряли нескольких своих товарищей в схватке с акулами ради того, чтобы продолжить «игру». Во­обще-то, я склонен думать, что дельфины умнее людей. Они не только имеют больше мозговых из­вилин (число которых вроде бы соотносится с раз­витием разума), но и не убивают себе подобных. Приходилось ли вам когда-нибудь слышать о дель­фине, создающем атомную бомбу или изобретаю­щем ядовитый газ? Обычно это «объясняют» тем фак­том, что у дельфинов нет рук. Но пробовали ли парапсихологи или океанологи проводить телепатические эксперименты с дельфинами? Разумеется, нет.

Представьте себе, если можете, два огромных Коммутатора, нависающие над Землей (в конце концов, они представляют собой лишь модулирован­ные энергетические схемы, генерируемые нашими физическими телами, и их существование зависит от нас). Разрастаясь, они начинают взаимодейство­вать с Коммутаторами на других планетах и звездных системах, и со временем образуют колос­сальный Галактический Коммутатор. Но зачем останавливаться На этом? Рассуждая логически, мы в конечном счете приходим к идее Вселенского Коммутатора, связывающего все галактики в на­шей физической вселенной. Возможно, этот Все­ленский Коммутатор с бесчисленными квадриль­онами разумов в далеком будущем найдет способ обратить энтропию вспять и сотворить новую Все­ленную, сказав что-нибудь вроде: «Да будет свет!».

Мы вступили в царство фантазии и научной фантастики, но вы видите, каким образом простая теория может стать основой для самых невероятных экстраполяции. Однако теперь давайте спустимся с небес на землю.

Возможно, некоторые из вас задаются вопросом, почему я называю Коммутатором это собрание метасхем, генерируемых человечеством и разделяемых всеми живыми существами. Такое название пока­залось мне удобным по аналогии с обычным ком­мутатором, поскольку некоторые люди способны, случайно или намеренно, подключаться к его со­ставным частям. Подключение к Коммутатору является разно­видностью пси-феномена в том смысле, что здесь задействованы те же самые переменные. Подключение следует понимать как вид телепатической связи с Коммутатором, или «супер-интроспекцию», Ключом опять-таки служат ассоциации, усиленные эмоциями, и, как и в случае с другими видами пси, это происходит чаще случайно, чем умышленно..

К примеру, вы молитесь в церкви вместе с дру­гими верующими. Повторяя молитву, вы не только становитесь частью локального «группового разума» или мини-Коммутатора, генерируемого мыслями присутствующих, но также можете подключиться к цепи Коммутатора, состоящей из всех приверженцев данной религии.

Теперь предположим, что вы живете на Юге девятнадцатом веке и узнаете, что чернокожий мужчина попытался жениться на белой женщине. В центре города собирается большая толпа; все пылают ненавистью и фанатизмом. Неожиданно формируется цепь, и толпа превращается в неуп­равляемое стадо. Став частью этого стада, вы про­питываетесь миазмами ненависти и можете совер­шить поступки, которые как отдельная личность сочтете ужасными и отвратительными. Многие люди, изучавшие психологию толпы, отмечали, что она действует, как единое целое, словно ее пос­тупками руководит некий примитивный животный разум. Если в Коммутаторе существует цепь, от­вечающая чувствам толпы, то устанавливается связь, и члены толпы становятся «одержимыми». Помое­му, настоящая черная магия творилась «людьми» в белых балахонах, хорошо знавших, как взвинтить до предела толпу линчевателей и заставить ее со­вершать чудовищные бесчинства, обычно во имя христианского милосердия.

Приведу еще один пример. Допустим, вы хо­дите по старому обветшавшему дому. Ваше восп­риятие начинает формировать в сознании опреде­ленные схемы. Где-то в Коммутаторе хранятся метасхемы воспоминаний об этом доме и о собы­тиях, происходивших в его стенах. Эмоциональные ассоциации сильны с обеих сторон еще не суще­ствующей линии связи, и схемы, формируемые в вашем сознании, могут быть сходны с теми, что находятся в Коммутаторе. Внезапно цепь замыка­ется, и вы подключаетесь к Коммутатору. Ваш разум наполняется воспоминаниями, которые при­надлежат не вам. Поступающая информация интер­претируется незнакомыми способами.

Возможно, вы «видите» призраков или «слы­шите» странные голоса, рассказывающие вам о ве­щах, которые вы не можете знать. Вы не сошли с ума, и это не обычная галлюцинация. Просто вы случайно подключились к Коммутатору и интер­претируете получаемые сведения как сенсорную ин­формацию. Вы можете даже побеседовать с «приз­раком», как это делали многие медиумы. Кстати, если ваш рассудок отказывается понять и упорно отрицает происходящее, ваше подсознание может прибегнуть к психокинезу, чтобы убедить вас. Вне­запно выключаются лампочки, хлопают двери, по­являются и исчезают таинственные огни, предметы летают по комнатам. Складывается полная картина «дома с привидениями». В ней нет ничего сверхъ­естественного, зато с вами действительно произош­ло нечто необычное.

Теперь такой пример. Вы мирно спите в пос­тели; какая-то схема в пределах вашей метасхемы неожиданно вступает в контакт с одной из схем Коммутатора, и вы бессознательно подключае­тесь к нему. Вас спящий разум затопляют воспоминания очень энергичного человека, жившего нес­колько веков назад. Они могут быть настолько яр­кими, что кажутся вашими, и вы интерпретируете поступающую информацию как личные воспомина­ния о своей предыдущей жизни. Проблема заклю­чается в том, что хотя в Коммутаторе хранятся воспоминания всех умерших и ныне живущих лю­дей, это все же воспоминания других людей, и их не следует путать с вашими. Когда физическое тело умирает, оно прекращает транслировать теле­патические волны, и личность остается лишь в вос­поминаниях живущих. Действительно, эти воспоми­нания могут быть очень живыми и яркими, но, за исключением редчайших случаев, они не вселяются в новое тело и не продолжают накапливаться. В сущности, есть все основания полагать, что большая часть метасхем начинает разрушаться сразу после смерти и постепенно вырождается (о чем свидетель­ствует тот факт, что даже при подлинном спири­тическом контакте умственная организация призыва­емого «духа» обычно очень слабая). Возможно, само желание обрести личное бессмертие, порож­денное естественным страхом перед смертью, в со­четании со случайными подключениями, лежит в основе всей теории «реинкарнации». Человеку не­навистна мысль о том, что злодеи, преуспевавшие в этой жизни, не понесут заслуженного наказания в ином воплощении; таким образом, понятие кармы может использоваться для оправдания нравственных предпосылок реинкарнации. Те, кто верит в по­добные вещи, теперь могут убедиться, что я насто­ящий материалист.

Однако я хорошо знаком с литературой по ре­инкарнации и еще не обнаружил ни одного случая, где моя теория Коммутатора не обеспечила бы альтернативного объяснения, одновременно более простого и не противоречащего здравому смыслу. Конечно, я могу ошибаться. Землю тоже можно счи­тать плоской, но современные понятия приносят зна­чительно больше пользы.

Некоторые оккультисты убеждали меня, что, хотя материалистические электромагнитные теории мо­гут объяснить телепатию, они не объясняют различ­ные виды ясночувствования и гиперпознания. Ду­маю, они ошибаются. Если рассматривать телепатию как электромагнитный феномен, то из этого логи­чески вытекает теория Коммутатора. С моей точки зрения, все виды ясночувствования, и даже раз­личные формы гиперпознания, могут быть функци­ями Коммутатора. Очевидно, мы просто интерп­ретируем сведения, полученные через Коммутатор, как ясновидение или яснослышание. Принцип его действия подобен колоссальному компьютеру, рас­считывающему возможные варианты на основании имеющейся информации. Учитывая количество метасхем, скорость и сложность расчетов выходит за рамки человеческого воображения. Время от времени вы можете случайно подключиться к Коммутато­ру и получить информацию о прошлом, настоящем или будущем в виде предсказания или расчета ве­роятностей. Заметьте, я не утверждаю, что Комму­татор делает это сознательно; с таким же успехом можно назвать разумным любой современный ком­пьютер, который на самом деле представляет собой лишь устройство, с огромной скоростью произво­дящее простейшие арифметические вычисления.

Все это может означать, что на самом деле су­ществует лишь одна разновидность ЭСВ, то есть телепатия, имеющая электромагнитную природу. С другой стороны, парафизика вроде бы не связана с Коммутатором, если не считать возможности извлечения оттуда дополнительной энергии для агента. Но тогда, поскольку (а) все вещество является энергией; (б) парафизика включает в себя манипуляцию веществом и энергией; (в) Коммутатор... ого-го!

Как видим, теорию Коммутатора можно ис­пользовать для объяснения многих необычных или «сверхъестественных» феноменов с использованием терминов, более привычных для современного ра­зума. Однако помните, что все вышеописанное — чисто умозрительное построение, логически вы­текающее из предпосылки, что мы постоянно поль­зуемся телепатией, не зная об этом. Эта предпосыл­ка, в свою очередь, представляет собой современное выражение распространенных мистических верова­ний о том, что каждое слово, мысль и поступок сохраняются навеки.

Создается впечатление, что мы наконец-то можем получить частичное научное подтверждение этим древним верованиям. Но если Коган и другие оши­баются, нам придется начать все сначала и безжа­лостно отказаться от теории Коммутатора. Столь безжалостная операция на теле моих магических убеждений будет болезненной, но если не провести ее в случае необходимости, то разовьется раковая опухоль, которая в конечном счете разрушит все ос­тальное.

С другой стороны, возможно, что новые исс­ледования потребуют лишь внести изменения в мою теорию. Разумеется, такой исход более желателен, поскольку она кажется мне очень полезной. Допу­стим, мы обнаружим, что, хотя телепатия и суще­ствует, она имеет не электромагнитную природу. В этом случае большую часть теории Коммута­тора можно будет сохранить. Однако, исходя из нынешнего положения вещей и ограничиваясь рам­ками этой книги, я предлагаю считать ее «верной».

Мы обсудили уже много явлений, которые при­нято называть «сверхъестественными». С помощью лингвистической волшебной палочки, меняющей слово на «паранормальный», мы смогли найти здравые, рациональные и естественные объяснения этим явлениям. Такова одна из главных задач книги: дать читателю систему упорядочения сведений о ма­гии и «сверхъестественном» таким способом, ко­торый не оскорблял бы человеческий разум. Много лет назад такой способ был применен в мистичес­кой каббале, где предоставлялся набор взаимосвя­занных приемов упорядочивания сведений. Однако в наши дни сложные философские системы, тре­бующие метафизической гимнастики, не годятся миру вечной спешки и больших скоростей. Итак, этот маленький том предназначен для того, чтобы снабдить современных магов современными инст­рументами для исследования.

Я постоянно подчеркивал пользу междисципли­нарного подхода для объяснения необычных или не­правдоподобных событий. Относясь к предмету ис­следований со здоровым скептицизмом, мы тем не менее обнаруживаем, что многие фольклорные ис­тории и распространенные предрассудки несут в себе зерно истины. Возьмем любое суеверие и пос­мотрим, что получится.

Как насчет «вервольфов». Это люди, предполо­жительно умеющие превращаться в волков посред­ством процесса, известного как ликантропия (вера в способность человека превращаться в разных жи­вотных существует в течение тысячелетий, и термин «ликантропия» охватывает все эти способнос­ти). Если после метаморфозы вервольфа ранили, рана оставалась на теле человека, когда он при­нимал первоначальный облик. Если вервольфа убивали, человеческое тело погибало. Как упоминалось выше, волчий облик был не единственным; некоторые люди становились медведями, львами, оленями, кабанами и так далее. Способность к превращениям приписывалась также традиционным «ведьмам», умевшим превращаться в животных и выведывать чужие тайны или творить разные па­кости.

Можно не сомневаться, что 99.99% историй о вервольфах и средневековых ведьмах были заве­домой ложью, сфабрикованной служителями като­лической и протестантской церкви. Истории изоб­ретались для укрепления власти и умножения богатства инквизиторов и «охотников на ведьм», преуспевавших на своем поприще. Но остается тот 0.01% историй, к которым стоит отнестись повни­мательнее. Мы будем рассуждать следующим об­разом.

Во-первых, всегда следует искать житейские, очевидные объяснения. Во всех человеческих культурах был распространен обычай облачаться в шкуры животных и подражать их повадкам; обыч­но это делалось с целью призвать дух животного в соответствии с законом Ассоциации. Можно вспомнить кроманьонскую пещерную живопись и мифы о «рогатом боге» диких лесов, не говоря уже о различных церемониях инициации и ритуалах плодородия. Викинги надевали медвежьи шкуры; чтобы устрашить врагов в битве (отсюда происходят слова «bear-sarker» и «берсеркер»). Все эти ри­туалы были густо замешаны на иллюзии, внуше­нии или просто обмане. Безумие тоже нельзя сбра­сывать со счетов; вполне возможно, что обезу­мевший человек уподоблялся дикому животному, нападая на скот и людей и перегрызая им глотки (как млекопитающее человек является гораздо более опасным животным, чем мы обычно думаем). Не­которые из вас, несомненно, знакомы с гипноти­зерами, убеждающими людей, что они преврати­лись в кошек или собак; самовнушение и безумие бывают гораздо мощнее гипноза. Стоит заметить, что большинство вервольфов согласно преданию изменяло свой облик в полнолуние — традиционное время безумия и «лунатизма». Хотя повышенная ак­тивность пациентов с умственными расстройствами вовремя полнолуния является экспериментально дока­занным фактом, современные ученые «знают», что связи не существует. Заметьте также, что способ­ности оборотня передавались через укус (закон Сродства) в те времена, когда люди ничего не зна­ли о микробах и медицинских инфекциях.

Только пропустив каждый случай через призму наиболее правдоподобных возможностей, мы мо­жем перейти к необычным объяснениям. Что, если способности оборотней были одним из проявлений пси-феномена?

Допустим, к примеру, что я установил полный телепатический раппорт со своим котом Бубастиком. Поскольку (надеюсь!) я обладаю более силь­ной волей, то у меня есть возможность захватить его тело (применив закон Тождества и т. д.). Тог­да я смогу видеть глазами кота и слышать его уша­ми, хотя кошачьи возможности сенсорного скани­рования покажутся весьма странными моему человеческому разуму. Однако если кошачьему те­лу будет нанесен ущерб, пока мы находимся в со­стоянии прочного раппорта, то потрясение, вызван­ное этим событием, вернет меня назад в мое тело. Бесчисленные эксперименты доказали, что гипноз и другие формы внушения могут служить причиной

появления и исчезновения ран на человеческом теле. Представляется возможным, что травмы, полученные в состоянии раппорта с животным, могут отразиться на человеческом теле. Разум в кошачьем теле при­надлежал мне; следовательно, когда кошке отру­били лапу, я лишился одной из своих конечнос­тей. Вернувшись в человеческое тело, я сохраню воспоминания об увечье, потому что оно ассоции­руется с сильнейшей болью и глубоко вошло в мою метасхему. Уже находясь в человеческом облике, я неосознанно начинаю выполнять действия, связанные с потерей конечности, и теряю руку или ногу (пос­редством паралича или КПК). Если бы кошка по­гибла, когда я находился в ее теле, то, возможно, пережитого потрясения было бы достаточно, чтобы убить меня.

Лично я склоняюсь к тому, что настоящая ликантропия заключается в телепатическом раппорте, а не в трансформации каждой молекулы тела при сохранении человеческого разума, способного вер­нуть это тело в первоначальное состояние. Опять-таки, если вы в совершенстве владеете психолюминисценцией, то можете создать вокруг себя иллюзию волка. Еще более простым способом бу­дет применение телепатического гипноза, чтобы одурачить зрителей. Я готов признать, что все вы­шеперечисленное выглядит весьма неправдоподоб­но, но мне не дают покоя две навязчивые мысли Во-первых, все большее количество экспериментов доказывает существование телепатической связи между человеком и животными. Во-вторых, имен­но серебро — великолепный проводник электро­магнитной энергии — согласно преданию, исполь­зовалось для охоты на оборотней

Раз уж мы коснулись темы, подробно разрабо­танной в голливудских фильмах ужасов, то можем заодно поговорить о Дракуле, монстре Франкен­штейна и зомби.

Дракула (славянское слово, от греческого dra-gula, означавшего «дракон» или «чудовище») был самым знаменитым вампиром всех времен и наро­дов. Вампирами — в средние века в них верили практически повсеместно — считались мертвые мужчины и женщины, встававшие из могил, на­падавшие на живых людей и высасывавшие их кровь. К несчастью для романтиков, происхождение этих верований можно объяснить простыми, обы­денными причинами. Во-первых, существует редкая форма сумасшествия, пробуждающая кровожад­ность. Кроме того, кровь всегда ассоциировалась с жизнью и служила пищей для призраков в на­родных преданиях. Нельзя забывать и о том, что в средние века людей часто хоронили заживо — просто потому, что средневековые врачи ничего не знали о коме и каталептических состояниях. Если одна из таких жертв преждевременного погребения просыпалась и пыталась выбраться из могилы или гробницы (мне говорили, что такие случаи случа­лись нередко), с каждым, кто ее видел, случался нервный припадок. Сказочка о том, как вампиры превращаются в летучих мышей, является поз­дним дополнением к мифу и принадлежит к об­ласти ликантропии. Как бы то ни было, я считаю, что окончательное высказывание на тему вампиров и вампиризма было сделано Чарльзом Шульцем.

Монстр Франкенштейна был не более чем сов­ременной разновидностью голема, или воплощени­ем примитивной идеи робота. Голем — это искус­ственное человекоподобное существо, либо соз­данное из дерева, глины или металла, либо сшитое из отдельных кусков мертвых тел. Обычно голема наделяли жизнью, чертя на его лбу священное имя.

Голем не имел собственного разума и был превос­ходным рабом для своего создателя. Понятие голема играло важную роль в еврейском мистицизме и магии, но я сомневаюсь, что кому-либо удавалось соз­дать действующую модель.

Что касается зомби, или «ходячих мертвецов», то они являются частью вудуистского культа. Миф о' зомби представляет собой сочетание мифов о вам­пирах и големе, поскольку зомби были возрожден­ными мертвецами и использовались в качестве ра­бов. Помимо уже сказанного об этих мифах, нужно учитывать тот факт, что знахари вуду поль­зовались ядом, вызывающим искусственную каталепсию, так похожую на смерть, что жертву обыч­но хоронили очень быстро. Через несколько дней знахарь возвращался и вводил противоядие. Кисло­родное голодание в сочетании с действием яда па­губно влияло на разум жертвы, которую немедлен­но приставляли к выполнению тяжелой работы на плантациях знахаря, который таким образом получал бесплатную и бессловесную рабочую силу. По крайней мере, на это указывают мои исследования. Было бы хорошо, если какой-нибудь ботаник об­наружил бы растение, из которого извлекается средство для «зомбирования».

Вообще-то, я не слишком интересуюсь вампира­ми, вервольфами, големами и зомби, но какую книгу по оккультизму можно считать полной без них? Если бы я не упомянул о них, то, наверное, меня бы исключили из рядов оккультных авторов, а ведь мы этого не хотим, верно?

Вас беспокоит настойчивый полтергейст? В де­вяти случаях из десяти виновником оказывается под-росток, страдающий каким-нибудь расстройством, обычно на сексуальной почве. Если он девственник (а так обычно и бывает), постарайтесь как можно

скорее устроить так, чтобы лишить его невинности. Если ничего не получится, это означает, что (а) агентом может оказаться кто-то другой или (б) секс не был причиной расстройства. Проблемы ча­сто возникают из-за отношений с родителями; поп­робуйте воспользоваться психологическими консуль­тациями для родителей и детей.

Вам не дают покоя призраки, разгуливающие по дому? Как мы уже говорили, призраки появляются в результате случайного подключения к цепи Коммутатора, воспроизводящей те схемы восприятия, которые вы наблюдаете. Вы интерпретируете ин­формацию как голос или видение, а дальше все идет своим чередом. Чтобы избавиться от призрака, вы должны разорвать связь между двумя метасхемами. Если вы (или призрак) достаточно сильно верите в христианского Бога, то можете позвать католического или англиканского священника и провести обряд экзорцизма*

 

* Экзорцизм — заклинание, изгнание нечистой силы (англ) — Прим. род.

 

. Я с большим успехом занимался «языческим» экзорцизмом, но это происходило лишь потому, что и я, и мои клиенты ве­рили в мои способности. Иногда полная перепла­нировка и ремонт дома позволяет избавиться от призрака, поскольку это меняет схему вашего вос­приятия и разрывает связующее звено. Но тогда вы должны избегать мыслей о призраках в будущем, так как ваши воспоминания могут подключить вас обратно.

Если вы сумеете вовлечь призрака в разговор, то спросите его, как разорвать связь, хотя он, воз­можно, будет говорить в терминах «освобождения от земных оков» и т. д. Кстати говоря, поскольку метасхемы призраков не развиваются, то они даже не знают о том, что их физические тела мертвы. Постарайтесь по возможности тактично сообщить им об этом.

Если ничего не выходит, позовите парапсихо­логов: они так загоняют призрака, что он, возмож­но, вообще перестанет появляться, по крайней мере, в их присутствии. Кстати, можно пригласить са­мого закоренелого скептика, которого вы знаете, и попросить его пару раз переночевать в доме. Та­кие люди часто генерируют мощный статический шум катапси, заглушающий все остальные теле­патические излучения.

Однако, если вы решительно никак не можете избавиться от вашего полтергейста или призрака, дайте мне знать об этом. Я с радостью совращу вашу дочь или спугну вашего призрака. Расценки высылаются по первому требованию.

В оккультных сочинениях вы можете обнаружить много описаний религиозных и магических риту­алов, предназначенных для различных целей. Если присмотреться повнимательнее, то можно заметить зловещее сходство, проглядывающее за высокопар­ными доводами авторов в пользу уникальности их утверждений. В этой главе мы подробно изучим несколько ритуалов и попробуем обнаружить в них уже упомянутые черты сходства.

Начнем с того, что в западной культуре рели­гиозные ритуалы и ритуалы церемониальной магии имеют сходную основу. Слово «ритуал» происхо­дит от греческого корня, означавшего «число» или «подсчет» при выполнении последовательных дей­ствий (то есть «одно после другого»). Поскольку «церемония» здесь является синонимом «ритуала», то церемониальная магия — это та же магия, но с ак­центом на ее ритуальных аспектах. В ритуалах важнее всего совершать надлежащие действия в надлежащем порядке, обычно предписанном рели­гией или традицией. Как мы вскоре убедимся, ри­туалы могут служить еще одним ярким примером того, как люди стремятся к одному, а в итоге по­лучают нечто совершенно иное.

Несмотря на замысловатые теологические разли­чия, по большей части абсолютно неведомые веру­ющим, протестантская церковь сохранила основной порядок священнослужения, доведенный до совер­шенства ранней византийской и римско-католичес­кой церковью. Давайте поприсутствуем на такой службе.

Мы видим священника или проповедника, стоя­щего перед алтарем. Он начинает читать молитвы, обращаясь скорее не к прихожанам, а к различным геометрическим формам или статуям в глубине хра­ма В католических церквях это обычно изображения или статуи распятого Христа, Марии, Иосифа или других святых. Вступительные молитвы, как пра­вило, состоят из признания былых прегрешений и просьб, обращенных к божеству: (а) не держать зла на грешников и (б) выслушать молитвы с дальнейшими просьбами. Прихожане (вслух или про себя) присоединяются к этим молитвам.

Затем зачитываются пассажи из разных книг, за­частую проникнутые мужественным и благородным пренебрежением к фактам, состоящим в явном про­тиворечии с предполагаемой божественной волей. Таким образом, божество, в свою очередь, отвечает на посланные ему молитвы.

Затем произносится проповедь на ту или иную теологическую тему, которая считается важной или представляющей интерес на данный момент, но не требует от прихожан ни разума, ни сознательных действий. При этом происходит сбор пожертвова­ний.

Священнослужитель возвращается к алтарю и во­зобновляет свой диалог с богом, предлагая ему дары, в особенности хлеб и вино В начале нашей эры прихожане строились в очередь к алтарю с нас­тоящими буханками хлеба и кувшинами вина. На

этом этапе новообращенные верующие обычно по­кидали храм, поскольку они были недостойны стать свидетелями предстоящего чуда. Но вернемся в наше время.

Теперь священник отождествляет себя с богом, пов­торяя заклинание, превращающее хлеб и вино в плоть и кровь божества. Очень важно отметить, что священник говорит «это мое тело... это моя кровь», а не «это твое тело... это твоя кровь», как при обычном поминании. Если вы католик, то эта буквальная замена называется трансубстантинацией, если вы протестант, то эта символическая замена называется консубстантинацией. Между этими двумя терминами заключается очень важное различие, из-за которого были убиты и искалечены миллионы мужчин, женщин и детей во всем мире.

Далее прихожане и священник поглощают плоть и кровь божества, которое теперь стало вполне ося­заемым. Они верят, что, делая это, поглощают его силу и качества (в дополнение к добродетельному разделению пищи со своими ближними). После трапезы священник благодарит бога за снисхожде­ние и подтверждает его присутствие в ритуале еди­нения с паствой. Прихожане, преисполненные бо­жественной благодати, совершают заключительные молитвы и обращаются с последними просьбами Священник заверяет людей, что их молитвы будут услышаны, что бог пребывает с ними, затем от­пускает их по домам.

В процессе церемонии используется всевозмож­ный реквизит, костюмы, музыка, благовония и раз­нообразные специальные эффекты. Они предназ­начены для того, чтобы довести эмоции паствы до кульминации в момент поглощения плоти и крови божества и причащения к его благодати. Хотя не­которые молитвы альтруистичны, по большей части это практичные повседневные благословения на посевы, детей, личное имущество и т. д.

Когда-то церковная месса была самым могуще­ственным ритуалом в западной культуре. Фразы на латыни искусно подбирались по смыслу, ритму и звучанию, и мастер григорианского молебна умел играть на эмоциях прихожан лучше, чем ор­ганист умеет играть на органе. Теперь, когда мо­литвы переведены на местные языки, они во мно­гом потеряли свою силу (не говоря уже об ущербной теологии, неожиданно выступившей на первый план). Одеяния священнослужителей утратили бы­лую пышность, и ладан почти не используется, за исключением особо торжественных случаев. За последние сто лет в жанре церковной музыки не написано ни одного сколь- нибудь значительного произведения. По этим и другим причинам месса больше не оказывает на людей такого мощного воздействия, как раньше. (Должен признать, мне приходилось видеть некоторых священников, прек­расно ведущих мессу даже по-английски, но их ос­талось очень мало.) Возможно, недавние попытки изменения канона церковной службы делают честь теологам экуменического движения, но они оказа­лись пагубными для ритуала.

Дождя не было уже очень долго, и люди пле­мени хопи начали впадать в отчаяние. Они решили совершить Танец Кашины, надеясь, что Кашины (полубожественные существа) даруют им дождь.

Каждый танцор облачается в причудливый кос­тюм и маску. Церемония начинается и продолжается как один нескончаемый танец с постоянным пением молитв. Сначала поется о том, что хопи согрешили и желают просить прощения. Цитируются историчес­кие моменты, как из жизни племени, так и свя­занные с Кашинами. Все члены племени стремятся очиститься от греховных помыслов и утвердиться в вере, сосредотачиваясь только на ритуале.

Танцы очень замысловаты и строго формальны, поскольку один неправильный шаг может означать неудачу всего предприятия. Через несколько часов усталые танцоры чувствуют, как исчезает барьер между ними и Кашинами. Каждый танцор стано­вится Кашиной, которого он изображает. Ритми­ческие движения тел, голосов и погремушек пов­торяются снова и снова. Время от времени некоторые танцоры останавливаются и отдыхают, пока осталь­ные продолжают ритуал. С достижением тожде­ственности танец ускоряется: Кашины вступают в полную силу и повелевают дождю прийти к ним. Танец внезапно прерывается порывом холодного ветра. Небо темнеет, и в облаках гремит гром.

В южном Тенесси, в отделении церкви Белой Пятидесятницы, более известной как церковь Святого Духа, начинается воскресная служба (ритуал во мно­гом позаимствован из церемоний Водана, прово­дившихся негритянскими рабами, но прихожане не знают об этом, а если бы и знали, то не поверили бы).

Паства состоит в основном из подростков и по­жилых людей. Они поют и хлопают в ладоши. Ритм напева уже погрузил в транс нескольких чле­нов секты; они раскачиваются взад-вперед с закры­тыми глазами. На подиум поднимается проповедник с Библией в руке.







Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 324. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.014 сек.) русская версия | украинская версия