Студопедия — Механизмы реакций. 11 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Механизмы реакций. 11 страница






Проповедь начинается с заявления о греховности прихожан и еще большей греховности тех, кто не присутствует на службе. Ритмический, монотонный голос проповедника вызывает согласные крики из толпы слушателей. Он задает вопросы и получает ритуальные ответы. Он делает замечание о равен­стве всех рас, встречающее бурную поддержку: в помещении находятся только белые.

Зачитываются пассажи из Библии, особенно о чудесах, возможных для тех, кто тверд духом и си­лен в вере. Заявляя, что «если вы верите достаточно сильно, то Бог обязан сделать что-то для вас», про­поведник продолжает разжигать страсти. Он го­ворит звучным, размеренным голосом, постоянно повторяясь, многократно подчеркивая каждое ут­верждение, постепенно ускоряя ритм речи.

Какая-то девушка падает на пол и начинает су­дорожно дергаться; никто этого не замечает. Слепая пожилая женщина подходит к проповеднику, кото­рый возносит молитву о ее прозрении. Плачущие прихожане опускаются на колени. Вскоре уже все стонут и трясутся. Многие (в основном, юные де­вушки), корчась, катаются по полу и кричат на не­понятном языке. Они одержимы «святым духом» (или дьяволом, по мнению одного баптистского наб­людателя). Но ритуал только начинается.

В помещение вносится большая коробка, напол­ненная медянками и гремучими змеями. Буквально выполняя библейское обещание о том, что верные «возьмут змей в руки и не будут ужалены», при­хожане хватают змей и начинают швырять их по комнате. Судя по всему, никто не укушен. У змей не были вырваны клыки, и они остались ядовиты­ми. (Замечание: это не так уж опасно, поскольку лишь 3% укусов гремучих змей приводят к леталь­ному исходу. Тем не менее, такое представление с разбрасыванием змей в штате Тенесси карается за­коном.)

Тем временем наступает полное безумие. Люди катаются по полу, вопят во все горло, швыряются зме­ями, говорят на разных языках и признаются в не­мыслимых грехах. В общем — обычная, «тихая» воскресная служба.

Наконец проповедник восстанавливает контроль над толпой. Внимая звукам его голоса, люди на­чинают успокаиваться: «святой дух» покидает их. Передается блюдо для сбора пожертвований (по 44 доллара с человека). Все змеи возвращаются в ко­робку, за исключением одной. Проповедник дер­жит ее на вытянутых руках, вознося молитву о вере. Господь защищает его, потому что его вера сильна. Но тут гремучая змея все-таки кусает его.

Весьма смущенный, проповедник старается по­скорее закончить службу, чтобы наложить жгут (хотя это считается признаком отсутствия веры). При­хожане настаивают на молитвах о его спасении, а некоторые девушки решают снова устроить ис­терический молебен. Наконец ему удается распус­тить людей, пообещав, что все их молитвы будут услышаны. Он со всех ног мчится домой: укушенная рука уже распухла почти вдвое против обычного размера (он выжил).

Мы находимся на Гаити, в ветхом здании, по­строенном для проведения церемоний Водана (от за­падно-африканского «водан» или «сила», означав­шего сознательную силу или сущность; позднее перепуталось с французской сектой Vadois и развилось в Америке до культа «вуду»). Здесь мы станем свидетелями более обыденного (менее безум­ного?) ритуала.

Выпивка, еда и благовония в изобилии припа­сены заранее, как и животные, предназначенные для принесения в жертву. Приготовления могут за­нимать часы или дни, в зависимости от торже­ственности случая. Сегодня не великий праздник, а обычная небольшая служба.

Люди сидят на стульях и скамьях, беседуют и на­певают под мерный рокот барабанов. Другие при­танцовывают под музыку. В жертву богам прино­сится поросенок или курица; пол окропляется пальмовым вином и посыпается мукой. До сих пор происходящее не особенно отличается от обычной ве­черинки. Люди едят, пьют и веселятся. Жрец ведет себя как гостеприимный хозяин и следит за тем, что­бы все шло надлежащим образом.

Потом один из членов группы впадает в сос­тояние лоа: им овладел один из богов. Его голос становится громче и пронзительнее. Барабанщики ускоряют ритм; жрец и его помощники начинают петь, но их голоса тонут в общей болтовне. Вскоре одержимость распространяется на других, причем каждый ведет себя согласно характеру, приписыва­емому тому божеству, которое им овладело. Одни члены группы начинают хромать, другие — дела­ют непристойные жесты, третьи — застывают не­подвижно. Они едят, пьют, разговаривают и поют подобно божествам, в которых они воплотились. Время от времени один из богов «покидает» чело­века для того, чтобы вселиться в другое тело.

Атмосфера общего веселья очень важна, посколь­ку боги могут проявлять благосклонность лишь в том случае, если люди, в которых они вселяются, ра­дуются жизни. Поэтому служба ничуть не напоминает оргии «черной магии», часто изображаемые в фильмах ужасов. Иногда человек, одержимый божеством, слишком возбуждается, и тогда жрец успокаивает его, затем помогает другому, у кото­рого кружится голова. Во время церемонии друзья и соседи обращаются к человеку и относятся к нему, как к богу, воплотившемуся в его теле; они просят его благословения и помощи.

Такие службы могут длиться часами, а иногда целыми сутками, но потом еда и питье заканчи­ваются. Народ Водана почтил и порадовал своих богов, и те согласны ответить людям взаимностью. После того как божество покидает человека, он возвращается к своей обычной роли в обществе. Большинство утверждает, что после церемонии они ощущают не усталость, а подъем сил.

В южной Калифорнии службы центрального американского храма секты Ничереи Шошу про­водятся в огромном, размером с собор, помещении, устланном толстыми коврами, но без скамей для молитвы. Когда люди входят в переднюю, они сни­мают обувь. Здесь они могут купить четки, мо­литвенники на японском и английском языках, вне­сти пожертвование, заказать себе домашний алтарь — в общем, получить услуги, доступные в любой «религиозной лавке» при любой другой церкви.

Люди входят в огромный храм: мужчины — сле­ва, женщины и дети — справа. Все уже поют ман­тру «нам-мо-хо-ринг-кьо»; некоторые занимаются этим уже около часа. Люди сидят или стоят на ко­ленях, как им удобнее. Помощник жреца просит прихожан продолжать пение, пока он будет гото­вить алтарь. Над алтарем расположена огромная ко­пия «Гошансан» (их священного писания), сделанная из золота и черного дерева. В сущности, в модельном зале достаточно золота, серебра, слоновой кости и черного дерева, чтобы поспорить с убран­ством любого христианского собора, накормить ты­сячи люд ей.

Наконец все свечи и курительные палочки за­жжены, и жрец выходит на открытое место перед алтарем. Он ударяет в гонг, чтобы привести в чув­ство наиболее увлекшихся, и начинает службу с чтения молитвы по-японски. (Почему бы и нет? Ес­ли католики могут отправлять богослужение по-гре­чески и по-латыни...) Хотя большинство прихожан не имеет ни малейшего понятия о том, что говорит жрец, они послушно повторяют нараспев незнако­мые слова. Первая молитва скорее похожа на приз­нание, чем на традиционное обращение или хвалу божеству. Основная мантра присутствует как пос­тоянный рефрен, сопровождающий каждую фразу.

Затем жрец начинает читать проповедь на от­влеченную теологическую тему, но сопровождает ее массой красивых общих фраз о добре, равен­стве и милосердии. Он совершает особое благос­ловение для новообращенных, которые подходят к алтарю в процессии, весьма напоминающей хрис­тианскую церемонию конфирмации. После этого жрец поворачивается к алтарю, и все снова начи­нают петь мантру: «Нам-мо-хо-ринг-къо, нам-мо-хо-ринг-кьо, нам-мо-хо'ринг-кьо...» Примерно через три минуты они на самом деле поют: «Къо-ринг-нам, къо-ринг-нам....», но это уже никого не вол­нует. Прихожане раскачиваются взад-вперед, «одер­жимые духом Гошансана». К пению добавляется еще один звук — щелканье молитвенных четок в такт песнопению, которое все продолжается и продолжа­ется...

Жрец завершает службу несколькими молитва­ми и просьбами о благословении. Люди присоединяются — сначала с просьбами об удовлетворении своих личных желаний, а затем лишь для того, что­бы вернуться в состояние транса. Многие уходят, но некоторые остаются и часами стоят на месте, рас­певая: «Къо-ринг-нам, къо-ринг-нам...»

В освещенных луной холмах Реформатс­кие Друиды Северной Америки (РДСА) отмечают Шамхайн (произносится «соаи»). Это ночь Хэллоуина, которая в старой кельтской культуре назы­валась «ночью между мирами», или началом нового года. РДСА практикует древние кельтские (особенно ирландские) религиозные убеждения и ритуалы, «реформированные» в том смысле, что больше не совершаются человеческие жертвоприно­шения. Секта была основана в начале 1960-х годов, и ее не следует путать с другими группами, вы­ступающими под сходными названиями или объя­вляющими себя прямыми потомками доисторических ирландцев. РДСА не имеет таких больших претен­зий.

Служба начинается с молитв Матери-Земле (воп­лощению жизненной силы), Бе'алу (воплощению абстрактной сущности вселенной), Дэлону ап Лан-ду, Л лиру, Дану и другим божествам древней Ир­ландии. Распевая гимны, переведенные из кельтс­ких манускриптов и реликвий, эти современные друиды возносят хвалу Природе. Они признают че­ловеческие недостатки и пороки.

Зачем зачитываются пассажи из «Хроник» РДСА, и собравшиеся медитируют над ними. («Хроники» представляют собой историю движения, написанную

в стиле короля Джеймса, плюс упомянутые выше пе­реводы, а также стихи и размышления. Все это счи­тается творением людей обычных, хотя, возможно, и охваченных божественным вдохновением.)

Друиды носят на шее красные ленты, символи­зирующие цвет жизни. По мере продолжения це­ремонии «вода жизни» (примерно 80-градусной крепости) меняется на «воду сна» (чистая вода), а красные ленты меняются на белые, цвета смерти. Это символизирует начало Сезона Сна; красные ленты снова будут надеты лишь 1 мая, в начале Сезона Жизни.

Верховный друид произносит короткую пропо­ведь на тему разрушительной деятельности человека и осквернения природы (РДСА занималась эколо­гией задолго до превращения в секту). Он просит Мать-Землю благословить ее детей и наполнить их своей силой, чтобы они хорошо служили ей. Уча­стники церемонии называют себя частицами Мате­ри-Земли и подтверждают свою связь с нею и друг с другом.

После нескольких хвалебных молитв служба за­канчивается. Участники, чувствующие себя окрепши­ми и умиротворенными, сидят на вершине холма, допивая «воду жизни», смотрят на звезды и город внизу.

Но еще не все стихло на вершине холма — в конце концов, это Хэллоуин, и ночь еще только началась. Звучит предупреждение, но все решают остаться. Скоро они перейдут тонкую грань, раз­деляющую магию и религию. По-прежнему одетые в традиционные мантии, двое лидеров группы го­товятся к ритуалу церемониальной магии.

Алтарь представляет собой валун, вросший в зем­лю на вершине холма. Некогда он использовался ин­дейцами для их ритуалов, а теперь стал центром «магического круга». С помощью кинжалов выкапы­ваются ямки в земле, и четыре посоха устанавли­ваются в соответствии с четырьмя сторонами света. Пятый посох, самый большой, помещается у осно­вания алтаря; он указывает на сегодняшнюю мишень.

Случайный хиппи, заблудившийся в лесу, под­ходит к группе. Когда ему объясняют, что здесь про­исходит, он спешит уйти (в этой местности все знают, что лучше не ввязываться в дела чародеев). Вокруг посохов и алтаря чертится круг, и все входят внутрь этого круга. В отличие от большинства ма­гических кругов, этот предназначен не для защиты от внешних воздействий, а скорее для того, чтобы удерживать энергию внутри до нужного момента.

Члены группы, в основном, профессионалы, специалисты Зеленой и Коричневой магии. Двое лидеров (один из них — Зеленый маг, другой — Желтый) являются знатоками своего дела. Фактичес­ки, все участники являются выпускниками разных колледжей и имеют за плечами годы обучения и тре­нировок. Лидеры разработали церемонию с большой тщательностью, чтобы обеспечить ее успех. На по­вестке дня два вопроса: проклятие и экзорцизм.

Ритуал начинается с освящения магического кру­га и посохов. Затем следуют выдержки из «Хро­ник». Кольцо очищается от всех враждебных сущ­ностей и мысленных схем. Участники начинают сосредотачиваться.

Произносятся литании, обращенные к богам, полубогам, духам природы и великих людей. Их призывают присоединиться к группе и помочь сво­им могуществом. Язык яркий и живой, речь звучит ритмично; эмоциональное напряжение возрастает по мере того, как друиды начинают чувствовать присутствие вне круга. Лунный свет выхватывает из темноты странные фигуры и силуэты.

Формирование образа мишени заканчивается, когда каждый член группы ясно видит его перед мысленным взором. Пересказывается жизнь этого человека, перечисляются его зверства, объявляется о его опасности для общества. Намерение группы пере­дается всем собравшимся.

Мишень не уничтожается на месте, так как этот человек надежно защищен и преуспел в отражении обычных атак белой и черной магии. Будучи вы­нужденным испытывать на себе последствия всех своих магических действий, он погибает сам. Вок­руг него создается непроницаемый экран, выложен­ный изнутри «психическим зеркалом». Всякий раз, когда он попытается в любых целях применить ма­гию, энергия отразится от этого зеркала и ударит в него вместо намеченной жертвы. Это известно как «проклятье бумеранга» и может быть безвред­ным или смертоносным, в зависимости от будущих поступков мишени. Иными словами, это «поэтичес­кое правосудие» в чистом виде.

Эмоции напряжены до предела, мишень отчетли­во мысленно видна. Намерение высказано во всех подробностях. Группа фокусирует свою энергию на очередном импровизированном заклинании и нано­сит удар. Многие участники видят смутные силуэ­ты, взмывающие в небо и устремляющиеся к ми­шени.

Вторая церемония заключается в изгнании нечис­той силы, очищении пространства. С помощью сходных методов эмоции снова накапливаются и до­стигают кульминации. Зачитываются заклинания, объявляющие о намерении друидов. Всякое крупное насилие, как физическое, так и психическое, запрешено. Ни правым, ни левым не удастся склонить толпу к мятежу; все белые и черные маги, которые попытаются направить свою силу на разрушение, обнаружат, что их энергия нейтрализована. Основная цель данного ритуала — это не уничтожение про­тивника, а, скорее, отрешение его от власти. Мир и покой будут править, по крайней мере, до сле­дующего Великого Праздника. Под звучное и тор­жественное пение маги-друиды высвобождают на­копленную энергию.

Обе церемонии скрепляются выражением уверен­ности в успехе. Оно подтверждает, что все совер­шится так, как было задумано.

После завершения второго ритуала, участники благодарят и отпускают существа, которых они при­зывали. Круг размыкается, вершина холма очища­ется от мусора. Друиды расходятся по домам удов­летворенные, оставляя древний холм во власти луны и кроликов.

Они использовали принципы, не известные официальным оккультистам. Они смешали Жел­тую, Зеленую и Коричневую магии, а также роли магов, чародеев и колдунов. Их мишени были не готовы к чему-либо, кроме традиционных атак.

Эта церемония имела всесторонние последствия с интересными результатами. Вскоре после выполне­ния ритуала первая мишень потеряла лучшего сенситива в своем окружении; затем вся группа этого человека распалась, а сам он оказался на грани банкротства. Экзорцизм, очевидно, тоже имел зна­чительный успех. Сообщения из разных районов свидетельствовали о полном смятении и замешатель­стве противника. Что касается политиканов, то, нес­мотря на многочисленные оправдания, в течение пос­ледующих трех месяцев они так и не смогли

срежиссировать хотя бы один случай беспорядков. Спокойствие сохранялось до самого Рождества. Разумеется, это было чистое совпадение.

Заметим сложившуюся схему: представление па­ствы и просьбы об отпущении грехов, ответ бо­жества (или персонифицированного группового ра­зума), отождествление участников с божеством, новые просьбы, обращенные к нему, и подтверж­дение успеха церемонии.

Начальные молитвы у христианского алтаря, первые движения танца хопи, хлопки в ладоши у пятидесятников и народа Водана, буддийские напе­вы, песни хвалы, обращенные к Матери-Земле — все это относится к представлению паствы и моль­бам о снисхождении.

Чтение отрывков из священных рукописей, будь то Библия или «Хроники», торжественные песно­пения или цитирование исторических событий — все это, в сущности, является ответом божества или Силы, к которой обращаются участники ритуала.

Освящение тела Господня, смена лент у друидов, «одержимость» божествами у хопи, пятидесятников, народа Водана и буддистов — все это способы отождествления с божеством.

И наконец, каждая религиозная группа просит об особых милостях и заканчивает церемонию позитив­ным подтверждением ее успеха.

Возьмите справочник по сравнительной теории религий, и я уверен, что вы найдете новые при­меры, совпадающие с этой схемой. Но какова основная теория, стоящая за ней, и откуда такое раз­нообразие обрядов?

Почти каждый из известных магических или ре­лигиозных ритуалов проводится по следующему сценарию. Эмоции пробуждаются, накапливаются и достигают кульминации. Создается образ мишени, и формулируется четкая цель. Эмоциональная энергия фокусируется, направляется и устремляется к этой цели. Затем наступает разрядка: это позволяет из­бавиться от остатков эмоционального напряжения и испытать удовлетворение от случившегося.

Каким образом ритуалы, которые мы рассмот­рели, отражают схему эмоционального катарсиса? Как можно убедиться, на самом деле есть две раз­ные, но взаимосвязанные цели проведения ритуала. Когда акцент делается на подключении к божеству, такой ритуал называем «религиозным», а мишень имеет теургическую природу: экстаз одержимости божеством. Когда акцент делается на получении силы посредством подключения или создания Коммутатора, такой ритуал называем «ма­гическим», а мишень обычно имеет тавматургическую природу: конкретный объективный результат. Однако иногда бывает трудно отделить одно от другого.

Откуда такое разнообразие, если цель одна и та же? Это происходит потому, что разные люди в разных культурах, эпохах и странах по-разному реагировали на эмоциональные стимулы. То, что заставляет одного человека плакать, вызывает смех У другого. То, что возбуждает одного человека, может вызвать у другого невыносимую скуку. Вспомните закон Бесконечных Вселенных.

Один из основных стимулов, используемых во всем мире для усиления эмоций — это пение и хло­панье в ладоши. Напевное произнесение слов, исполненных священного смысла, вдохновляет и воз­буждает людей, а иногда один лишь монотонный ритм и внутренние вибрации мантры могут загип­нотизировать того, кто ее произносит. Ритмические хлопки, барабанный бой, трубные звуки, притопы­вание ногами, монотонное пение, речитативы или погремушки — все это весьма эффективно вызы­вает состояние гипнотического транса (не говоря уже о прямых ассоциативных эффектах). Не забывайте о том, что загипнотизированный человек очень лег­ко поддается эмоциональной стимуляции.

Известно, что использование высокопарной фразеологии, игры, основанной на смене страха и надежды, отчаянии и радости, является тем стимулом, который накапливает и высвобождает эмоции. Но в хорошо продуманном ритуале задействованы все человеческие чувства.

Одежда, алтарь, чаши, жезлы, мандалы, муд­ры, мантры, благовония, вино, пение, музыка, све­чи, эмблемы, реликвии, яства и сама привычка к ритуалу — важные ингредиенты любого обряда. Сценический реквизит используется для манипуляций со вкусом, ощущением, обонянием, зрением, слухом и памятью с целю создания желаемой атмосферы. Каждый элемент ритуала должен напоминать о це­лом. В этой симфонии взаимодействующих стиму­лов не может быть фальшивых нот: все направляется к одной цели, определенной заранее. Таким обра­зом, желаемая эмоция легко накапливается, направ­ляется и разряжается.

Но к чему прикладывать столько усилий? Мы можем убедиться в существовании универсальных методов контролирования и разрядки эмоциональной энергии, но какую пользу они приносят? С одной стороны (это точка зрения большинства официаль­ных антропологов), религия и магия служат полезным общественным и психологическим целям, давая выход сильным эмоциям и «безвредно» рассеивая их. С другой стороны, все мы видели, чего смогли добиться Гитлер и Сталин со своими грандиозными ритуалами обожествления государства. Нам необхо­димо понимать правила и методы, управляющие этим типом поведения, особенно сегодня, когда во­истину демонический, безумный патриотизм и уль­транационализм, захлестывающие земной шар, уг­рожают самому существованию человечества.

Но существует и другой способ отношения к происходящему — тот самый, который «респекта­бельные» ученые всегда отказывались даже при­нимать во внимание: а что, если магия в самом деле существует?

Выше было показано, что каждое изменение в электрохимическом балансе человеческого организ­ма модулирует радиоволны, излучаемые и прини­маемые нервной системой (по крайней мере, та­кова наша рабочая гипотеза). Все известные нам эмоции оказывают огромное воздействие на жиз­недеятельность тела, а в частности на нервную си­стему. Следовательно, ритуал (то есть порядок ма­нипуляций и контроля над эмоциями) на самом деле представляет собой процесс манипуляции и контроля над изменениями в нервной системе. А следователь­но...?

Добавим кое-что еще. Была отмечена законо­мерность, сопровождавшая успешные опыты с эк­страсенсорным восприятием и психокинезом. Подо­пытный испытывает очень сильные эмоции либо по поводу самого эксперимента, либо по поводу его определенного аспекта. Эта эмоция усиливается из-за уверенности в успехе, а затем высвобожда­ется, когда человек правильно называет карты, бро­сает кости и т. д. Впрочем, сильная эмоция не обязательно должна сопровождаться уверенностью в успехе; достаточно любого позитивного чувства. Когда-нибудь необходимость в эмоциях вообще от­падет: их можно будет заменить инъекциями адре­налина или других гормонов. Новые эксперименты по селекции и контролю над эмоциями, вероятно, да­дут поразительные результаты.

На этой стадии меня неизменно спрашивают, ка­кие ритуалы работают наилучшим образом и могу ли я порекомендовать хорошую книгу заклинаний. Исходя из теоретических исследований и личного опыта, я вынужден признать, что лучшие заклина­ния и ритуалы — современные, написанные вами и специально разработанные для вас, с учетом ин­теллектуального развития в конце XX века.

Разные эпохи рождают различные убеждения. Ритуал, прекрасно работавший в 1571 году, скорее всего, не будет нормально работать в 1971 году — просто потому, что определенные действия, вы­зывавшие эмоции и ассоциации, уместные для 1571 года, не вызовут таких же эмоций и ассо­циаций в 1971 году. Это все равно, что пытаться носить одну и ту же одежду в двух разных эпо­хах: люди стали выше примерно на фут, и мода существенно изменилась. Не говоря о неудобстве, вы будете выглядеть смехотворно, если не измените фасон и покрой одежды. Но даже подогнав ее под себя, вы едва ли впишетесь в современное обще­ство, если только не принадлежите к клубу или организации, традиционно поддерживающей анах­ронизмы. Во многих «тайных мистических шко­лах» можно видеть таких специалистов по анах­ронизмам, обычно лишенных творческой жилки. Они попытаются заставить ваш разум реагировать на свои, и только на свои, ритуалы.

Изучение ритуалов чуждых Культур полезно, в основном, потому, что раскрывает фундамен­тальные схемы церемониальной магий. Если про­должить аналогию с одеждой, то изучение фасонов других культур показывает, что их одежда пред­назначена прежде всего для существ с четырьмя ко­нечностями и одной головой. Усвоив это и овладев методиками иглы (законы магии) и нити (три «М» — мантра, мудра и мандала), вы готовы к пошиву собственной одежды, удовлетворяющей ваши инди­видуальные вкусы и потребности.

Повторение старинных заклинаний из пыльных книг и воспроизведение «замшелых» ритуалов не даст абсолютно никаких результатов (если только вы случайно не подключитесь к Коммутатору). И еще одно замечание. Хотя я горячо рекомендую ра­боты Алистера Кроули только в теоретических це­лях, вы ни при каких обстоятельствах не должны копировать его ритуалы; он обладал весьма свое­образным чувством юмора и снабдил большинство своих обрядов, опубликованных в печати, коварны­ми минами-ловушками*.

 

*Они опасны не для опытных адептов, понимающих парадоксы магии, но лишь для новичков, которые относятся к словам бук­вально. — Прим. автора.

 

Любое повторение ритуа­лов и заклинаний, принятых в Африке, Индии, Ти­бете или Южной Америке, будет совершенно бесполезным, если вы не являетесь частью этой культуры.

Так какой же вид ритуала будет работать? Здесь мы подходим к предмету тавматургического дизайна. Это словосочетание, как вы догады­ваетесь, означает экспериментальные разработки в тавматургической магии. Все уже должны пом-

нить, что означает «тавматургическии», поэтому я не буду повторять определение.

Тавматургическии дизайн заключается в разра­ботке магических ритуалов и методик, которые бу­дут (а) действенными, (б) легко оцениваемыми и (с) не причиняющими вреда исполнителям. Они так­же должны успешно решать поставленные задачи и обладать гибкостью, необходимой для внесения ис­правлений по ходу дела. Короче говоря, наша цель — сделать магию более полезной и «научной».

Как вы уже могли убедиться, магия представляет собой очень сложный предмет, в первую очередь потому, что она имеет дело с силами человеческого разума, еще не вполне понятными нам самим. По­стигая основы тавматургического дизайна, вы стол­кнетесь с большим количеством проблем, главной из которых является проблема количества и учета пе­ременных факторов. В большинстве экспериментов вы стараетесь сохранять все переменные жестко фиксированными, кроме одной; тогда, теоретичес­ки, вы сможете отделять ее значения от остальных. Даже в других областях науки это не так просто, как кажется, но в магии эта задача еще сложнее. Например, сколько переменных участвует в маги­ческом процессе, когда и в каких сочетаниях? Воз­можно ли четко разделить эти переменные? Уже сейчас, за закрытыми дверями, ученые начинают за­даваться вопросом: возможно ли изолировать лю­бую переменную в любой науке без автоматичес­кого включения в расчеты новых переменных? Можем ли мы вообще контролировать магические переменные? Следует ли нам игнорировать те, ко­торые мы не в состоянии отслеживать или класси­фицировать?

В этой книге мы рассматривали большое коли­чество переменных, включая эмоции, ассоциации, культурную принадлежность, сенсорные стимулы, индивидуальные черты характера, состояние ионос­феры, физическое здоровье агента и мишени, рас­стояние между агентом и мишенью, схемы ритуа­лов, наличие или отсутствие наркотических веществ в кровеносной системе, способность прис­посабливаться к новым обстоятельствам и многое другое. Уже сейчас должно быть ясно, что мы ни­когда не узнаем все переменные, участвующие в магическом процессе; согласно закону Бесконеч­ных Данных, мы должны были осознавать это с самого начала. Но изучив традиционные оккульт­ные верования, методы обучения, результаты совре­менных антропологических исследований, открытия в области парапсихологии и других официальных наук, мы смогли прийти к некоторым осторожным выводам и гипотезам.

Например, мы открыли, что все магические действия и псы-феномены, по-видимому, являются результатом ассоциаций, усиленных эмоциями. Неза­висимо от того, согласны ли вы с доводами д-ра Когана, ясно, что ассоциации модулируют и нап­равляют энергию, генерируемую сильными эмоция­ми, посылая эту энергию для воздействия на иные энергетические схемы, связанные с разумом или с веществом. Таким образом, в процессе участвуют как внутренние, так и внешние переменные.

Эти переменные действуют в разуме и теле агентов и мишеней. Значительно большее количе­ство переменных действует в физической вселен­ной, разделяющей их. В обеих областях у нас не­достаточно сведений. Пока мы вынуждены выступать с позиции профессиональных статисти­ков, утверждающих, что «любая переменная, кото­рую нельзя определить или измерить количествен­но, должна игнорироваться в отдельных случаях, но

по возможности регистрироваться для последующего анализа накопленных результатов».

Существуют и другие проблемы, например проблема повторяемости. Возможность повторять эксперимент и постоянно получать аналогичные ре­зультаты играет основную роль в создании мифов о науке. Экспериментальная процедура основана на законе Причин и Следствий. Поскольку одинако­вые действия при одних и тех же условиях всегда ассоциируются с одинаковыми результатами, то, следовательно, если вы не можете повторить экс­перимент с точно такими же результатами, то на­рушаете этот закон. Все это совершенно верно, но...

Никакие эксперименты никогда не повторяются в совершенно одинаковых условиях, просто потому, что Вселенная постоянно меняется. Для таких наук, как химия или физика, постоянные изменения слиш­ком незначительны, чтобы повлиять на эксперимен­ты (за исключением квантовой механики, где фак­тор вероятности является определяющим). Но, когда мы переходим к биологическим, а затем к обще­ственным наукам, постоянные изменения условий, рождают серьезную проблему. Что же касается внутренних царств разума и магии, то там беско­нечные изменения настолько велики по сравнению с действующими переменными, что исследователи буквально теряются. Имея дело с человеческим разу­мом, невозможно точно скопировать условия экспе­римента.

Возможно, меню моего утреннего ланча оказы­вает самое незначительное воздействие на резуль­тат химического эксперимента. Но оно оказывает значительно большее влияние на мое пищеварение, общее состояние моего тела, мое отношение к кол­легам и внимательность к окружающим. А если бы я попытался угадать карты Зенера с расстройством желудка... даже подумать страшно!







Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 365. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.016 сек.) русская версия | украинская версия