У Нади было много знаменитых друзей. При жизни...
Жила-была на свете девочка Надя. Сорванец, артистка, художница, талант. Сначала дело было в Свердловске, потом в Москве. Известный кинодраматург Надежда Кожушаная промелькнула как метеор. Она была сценаристкой самых прославленных фильмов: «Прорва», «Зеркало для героя», «Нога» (первого художественного фильма об Афгане с Иваном Охлобыстиным в главной роли). Почти все ленты, снятые по ее сценариям, были отмечены призами на престижных фестивалях всего мира. Она была счастлива в семейной жизни: любимый муж Борис, любимая дочь Катя. Наде было 40 с небольшим, когда она внезапно умерла. И вот пришло письмо от ее матери.
Уважаемая Ольга Кучкина! Пишет Вам Ямшанова Глафира Михайловна, мама Нади Кожушаной. У меня есть кассета с записью интервью, которое Вы брали у Нади в 1996 году. Идет пятый год, как ее нет. Мне очень плохо. Я осталась совсем одна. Первые два года я бывала в Москве, а потом не смогла (инвалид II группы). Надина могила в Москве на Троекуровском кладбище расползлась, осела, крест качается, памятника нет. Зять Борис женился, любит и любим. За это никак нельзя осуждать. Каждому дана жизнь. Но как быть с Надей? Здесь, на Урале, можно заказать памятник. Камни красивейшие, форма любая. Я все беру на себя, даже отправку багажом по железной дороге. Очень прошу Вас, помогите мне, несчастной матери, найти Надиных друзей. Хороших людей много. Я верю, что Хотиненко, Охлобыстин, Бортник, Феклистов отзовутся. Может, кто-то из них возьмет на себя труд хотя бы получить памятник, который я оплачу. Будьте милосердны. Глафира Ямшанова Екатеринбург.
В таком же направлении работают с письмами и журналисты Дальневосточного приложения «Комсомольской правды». Письма читает, отвечает на них журналист Людмила Чеснокова. Рубрики Дальневосточного приложения таковы: «Вот такая история», «Письмо от пенсионерки», «Ваш адвокат – газета», «От ограбленного» и др. Журналист Л. Чеснокова ситуацию, сложившуюся с письмами, видит так: «Редакционной почты стало значительно меньше. Раньше почта шла буквально мешками, сегодня – единицами. Большую часть писем я бы объединила под рубрикой «Помогите!». То есть газета остается последней инстанцией для отчаявшихся, потерявших веру в справедливость, людей... Как и чем можем, им помогаем». С изменением тональности писем изменилось их информационно-новостное направление. К примеру, письмо рубрики «Жизнь дана на добрые дела».
Когда нашей бабушке Наталье Петровне исполнилось 80, она решила, что уже пора и о душе подумать. У сына с невесткой все хорошо, внуки – 4 мальчика и девочка – растут. Все в жизни ее – ладком, рядком. Но не хочет быть она никому в тягость, сама стала к смерти готовиться – туфли прикупила, платье, белье. Но человек предполагает, а Бог располагает. В одночасье в ее жизни все рухнуло – в автокатастрофе погибли сын и невестка. Господи, сколько же слез она выплакала, сколько корила себя за то, что смерть звала. А она, злодейка, все перепутала, ее кровинушек забрала. Ей твердили: «Отдавай детей в детский дом». Младшему исполнилось тогда 7, старшему – 15. Решение приняла после сороковин. Квартиру в городе сдали, машину перегнали в деревню, благо сын купил там полдома с участком. И началась у Натальи Петровны новая жизнь. Сказать, что было трудно, – ничего не сказать. Но крутились. Первым в военное училище поступил старший внук, а за ним потянулись и другие. Только внучку она определила в педагогический, а мальчишки все пошли по военной части. Когда 10 лет спустя, теплым августовским вечером приехал из города самый младший внук Олег и, обнимая бабушку, сообщил, что он тоже поступил в училище, Наталья Петровна была по-настоящему счастлива. Вся семья была в сборе – старшие внуки со своими женами и детьми и младшие. Это был ее вечер. А утром Наталья Петровна уже не встала – умерла во сне. В сентябре ей должно было исполниться 90 лет. Галина Суркова Октябрьский район[59][28].
Действительно, информационная насыщенность этой заметки достаточно привлекательна, поучительна, несет большой нравственный потенциал. Это – не сенсационная новость, но она достаточно выгодно выглядит на полосе. Таким образом, возможность и необходимость разных способов включения писем в структуру информации зависит от характера и содержания писем, задач издания, интересов аудитории. Безусловно, факты из писем широко используются в журналистских материалах, в том числе и новостных, на основе писем создаются журналистские произведения. Завершая разговор о письмах как источнике информации, необходимо отметить, что в последнее десятилетие объем читательской почты резко сократился. Это объясняется переменами в социальной структуре нашего общества. Поэтому сегодня не приходится говорить об эффективности воздействия писем трудящихся на общественную жизнь. В большинстве своем они носят резко критический характер. То есть, если раньше письма образно называли барометром общества, показывающим разнообразную погоду, то сегодня стрелка этого барометра шкалит на отметке «пасмурно».
Итоги Новости оттуда, «сверху» были, есть и остаются важнейшими информационными каналами. Избегайте информационных посредников. Ищите, открывайте свои новостные источники. Ваш информатор – ваши уши, глаза и локаторы. Берегите их! Журналистика – это действительно особое призвание. Дано или не дано! Будьте мужественным, но не забывайте о доброте, отзывчивости. Благотворительные редакционные акции – это ваши акции. Холодность и равнодушие с нашей профессией не совместимы. Если письмо в редакцию написали, значит, автора «достали». Сможете ему помочь – помогите.
|