На духовное здоровье
«Тот, кто песен петь и слушать не умеет, Тот не будет счастлив никогда». Л.Островой выражения состояния души и духа. В песнях отражаются все телесно-душевно-духовные характеристики человека и общества - национальность, возраст, пол, профессия, социальное и семейное положение, прошлое, мечты о будущем, география, климат, история и т.д. Поэтому песня имеет сложную «матрешечную» конструкцию. В ней присутствует много составляющих — словесно-смысловая, поэтическая, образная, информационная, содержательная; музыкальная (мелодия, аранжировка, тональность, ритм и др.), исполнительская, голосовая, мимическая, пластическая, костюмная, косметическая, цветовая, световая, сценическая и др. Их нужно уметь видеть и научиться давать оценку их воздействия на био-пси-хо-социальную структуру человека и общества. «Нам песня строить и жить помогает». Это так, потому что конструкция песен конгруэнтна конструкции души и духа человека и общества. Но конструктивный потенциал песен можно использовать с противоположной целью. Современные авторы создают, а средства массовой информации распространяют такие песни, которые помогают разрушать и умирать. Приведем примеры, подтверждающие это суждение. Сравним психосоциальную конструкцию и направленность песен советско-социалистического и демократически-капиталистического этапов развития нашей страны (см. табл. 2—6).
В обеих песнях дети позиционируют свое социальное происхождение и преемственность поколений. Советские дети самоидентифицируют себя как дети трудящихся, выражают идеологическое единство с отцами и готовность продолжать их дело. Дети эпохи капитализма имеют сомнительное происхождение. Их отцы - охотники за шальной удачей. Можно предположить, что это прихватизаторы. В советской песне у детей обозначены цель и смысл жизни. Они будут приближать светлое будущее. Они организованы, объединены общей идеей, готовы к труду на благо общества. Их интересы соотносятся с интересами страны. Они законопослушны. В «демократической» песне дети ориентированы на легкую жизнь. Телесные, сексуальные потребности важнее социальных и духовных. Они не собираются соблюдать законы. Они себя чувствуют королями в ночное время. Из контекста песни ясно, что их ночное поведение деструктивно и асоциально. В советской песне ночь и темнота отступают под действием света костров. В современной песне ночь и темнота сохраняются как условия для реализации «королевских» потребностей. Образ молодых людей в современной песне агрессивно деструктивный. Образ детей в советской песне соответствует здоровой био-психо-социальной конструкции человека и общества. В «демократической» песне - разрушает ее по всем составляющим. Но самое страшное впечатление на меня произвело то, что именно эту песню включили в программу концерта, посвященного Дню милиции 10 ноября 2004 г. На концерте присутствовали президент страны В.В.Путин — гарант Конституции; депутаты Государственной думы, разрабатывающие и принимающие законы; руководство российской прокуратуры, контролирующей выполнение законов; милиция, охраняющая порядок, особенно в ночное время. Концерт транслировался по телевидению на всю страну. Процитированный припев трижды лихо спела и сплясала группа молодых людей — ансамбль «Ромео и Джульетта». Содержание песни было прямо противоположным идее праздника и отрицанием профессиональной деятельности высокопоставленных зрителей. Как понимать такое совпадение? Когда взрывают здания — это терроризм. Когда с вызывающей смелостью взрывают духовные символы нации, исключают патриотические, народные, национальные, классические произведения в исполнении великих мастеров искусств, которые создают величие и единство нации, из таких тематических концертов, это... свобода и демократия.
Таблица 3 Подростки и юноши в старых и новых песнях
В советской песне образ мальчишек очень позитивный и конструктивный. Они укрепляют физическое здоровье, получают образование, выбирают мужские профессии, проявляют патриотизм и героизм. Они добились успеха, у них хорошее настроение. Они не одиночки. Их много, и они объединены общими идеалами и служением Родине. В «демократической» песне мальчишки одиноки. Их настроение грустное. Их желания индивидуальны, инфантильны и примитивны. Образы мелкие. Стремления стать мужчинами, тружениками, воинами, защитниками... нет. Советские песни воспитывали у девочек и девушек трудолюбие, доброту, скромность, целомудренность, готовили их стать женами и матерями, желающими и способными жить интересами семьи и страны. Иерархия телесно-душевно-духовных потребностей у них была нормальной. В приведенных «демократических» песнях девочки-героини ленивы, необразованны и невоспитанны. У них отсутствует позитивный образ своего «Я» и будущего. Они готовы к самому унизительному положению в обществе, к фальши и обману в любви, к тому, что судьба окажется сломанной в ранней юности. Они также готовы к алкогольной аддикции, т.е. к уходу от проблем в алкоголизацию. По сюжету песен они одиноки и несчастны. Их телесно-душевно-духовная конструкция полностью разрушена. Песни крайне деструктивны. Они «помогают разрушаться и умирать», но именно их пропагандируют средства массовой информации.
Таблица 4 Девочки и девушки в старых и новых песнях
В советских песнях герои-мужчины были физически, душевно и духовно здоровыми. Их жизненные цели были едины с целями всей страны. В песнях преобладало самопредъявление — «мы». Они учились, трудились, совершали трудовые и ратные подвиги. Они имели цель в жизни, любили трудиться. Они уважали и любили женщин. Они защищали Родину. Это были очень позитивные, яркие и привлекательные образы. Женщины понимали и уважали мужчин, принимали их преданность службе. Иерархия телесно-душевно-духовных потребностей у них была единой, отражала единство народа.
Таблица 5 Образы мужчин в песнях
Эти песни любили и пели все. Это воспитывало детей и объединяло нацию. В современных песнях, которые транслируют радио и телевидение, мужчины — в основном проблемные, деструктивные личности. Не имеют профессии и любимой работы. В большинстве своем это одиночки, которые приспосабливаются к жизни, выбирая легкие пути, не связывая себя серьезными обязательствами. Они потребительски относятся к женщинам. У них нет нравственных, волевых, интеллектуальных, профессиональных и других ресурсов. Они не претендуют на подвиги. Они предпочитают идти не вперед «к великой цели... сквозь снег и ветер», а «тихо на пальцах 100 шагов назад», без логики и без притяжения людей и Родины. Герои песен склонны к алкоголизации и курению. У них сложные отношения с женщинами, в которых они не берут на себя роли защитника. Как у героев песен, так и у исполнителей имеется дефицит мужества и маскулинности в голосах, манерах, костюмах, содержании песен. До крайней степени доведено стремление уничтожить все физические, психические, социальные и нравственные признаки мужчин в образе «Верки-сердючки». «Ее» репертуар очень деструктивен, так как пропагандирует алкоголизацию и самые примитивные формы поведения. Будучи в Севастополе на международном семинаре по трезвости, я много раз слышал в исполнении Верки-сердючки: «Льются песни, льются вина... не (погибнет) Украина...» Название страны рифмуется с вином, а пьянство утверждается как гарант стабильности страны. Какие деструктивные процессы происходят на Украине, сейчас мы знаем. Одна из причин такого отсутствия единства — «промывка мозгов» под бесшабашную музыку. Таблица 6 Образы женщин в старых и новых песнях
В советских песнях эпохи социализма женщины были здоровыми физически и психически, целомудренными, цельными, имели высокие идеалы, стремились соответствовать самым высоким требованиям во всех сферах жизни. Они любили, мечтали о счастье, имели профессию, охотно трудились, самоутверждались и в личной жизни, и в работе на благо Родины. В любви они были верными, надежными и скромными. Интересы семьи были для них выше личных. Они умели ждать. Ожидание было наполнено смыслом, соответствовало иерархии телесно-душевно-духовных потребностей. В «демократических» песнях женщина свободна от обязательств перед кем-либо и одинока. Она озабочена тем, чтобы получить побольше наслаждений. Она прагматична, но профессия значения не имеет. Она сексуально предприимчива и агрессивна, не считает нужным ждать своего друга. Она опускается сама и снижает духовность мужчин, склонна к алкоголизации. Герои современных песен сами страдают от их безнравственности. Упразднение духовности приводит к непониманию в отношениях, к разрыву связей между людьми, к душевным и физическим страданиям. Не понимая и не желая этого, звезды телевидения и эстрады подтверждают триединство тела, души и духа и невозможность безнаказанно разрушать их единство. Примеров таких песен очень много: «Ты меня не понял на перроне... Я уходила, чтобы возвратиться...» «Немного жаль моей любви, Немного жаль твоей надежды. Все это было, но, увы, Уже не будет так, как прежде...» «...Что он в ней нашел? У нее душа кошкина. А я такая, растакая..., но Мой поезд ушел...»
«Знаю, что скоро тебя потеряю, Но сердце не хочет понять, А мне его трудно унять...» «Постучалась в дом боль незваная. Вот она, любовь окаянная... ■ Коротали мы ночи длинные Нелюбимые с нелюбимыми...» Что ни песня, то конфликт между телом, душой и духом и разлад между героями. Ни молодые, ни пожилые персонажи жить не умеют, социально не состоятельны. А их переживания легковесны, потому что они остаются самодовольными и самовлюбленными и не ставят обременительных для собственного эгоизма задач понять причину очередной неудачи и изменить сценарий своей жизни. Классический пример депрессивной реакции и ее конверсии в психосоматическое расстройство заключается в словах песни про «настоящего полковника»: «Гложет сердце кручина... Давит грудь подоконник...» Героиня потерпела неудачу, фрустрирована. Полковник ею попользовался, за нее счет удовлетворил свои сексуальные и алкогольные потребности. Жениться обещал, но скрылся. Героиня страдает, но страдать и думать ей не хочется. Она демонстрирует использование механизма бессознательной психологической защиты по типу идеализации. Чтобы уменьшить степень своего социального и нравственного поражения, она идеализирует уголовника — «ах, какой был мужчина». Хоть как-то надо оправдать свою оплошность. Она свою ошибку не поняла и не исправила. Осталась убежденной в том, что сексуальные потребности «ближе к телу», чем нравственные. Понять героиню песни можно. Если звездные мужчины поют: «Я шоколадный заяц, я ласковый мерзавец...» и прославляют «...пупси, которая за бакси продает секси...», то и уголовник воспримется как полковник. «Где ж ты бродишь? Настоящий мужчина...» — вопрошает суперзвезда А.Пугачева в песне о полковнике. Настоящие мужчины — пилоты, космонавты, моряки, воины, кочегары, плотники, монтажники, высотники, геологи, шоферы, кузнецы и др. — остались в Союзе Советских Социалистических Республик, за барьером реформ. Нормальная био-психо-социальная конструкция советского мужчины оказалась неконгруэнтной конструкции демократического, капиталистического общества. В книге «Почему вымирают русские» (2004) И.А. Гундаровым дано объяснение феномену самой высокой смертности мужчин в регионах вокруг Великого Новгорода, Пскова, Ярославля, Владимира, имеющих самые древние национальные корни. В исторической памяти русского народа мужчина был сильным, смелым и бескорыстным воином-защитником, богатырем, готовым все отдать за Родину. В мирное время это был самодостаточный хозяин, труженик, который все делал сам, и в холодном климате, затрачивая гораздо больше усилий, чем южане, производил все, что нужно его многодетной семье. Во время реформ социальная роль мужчин подверглась наибольшей деформации. Экономический и социальный статус мужчин резко опустили. Заниматься тем, что должно и нужно, им стало невозможно. Моральная ответственность за семью и Родину стала невыполнимой. От безысходности, от хронического стресса число самоубийств 20—29-летних мужчин выросло в 1,8 раза. Социально-экономическая политика стала выдавливать мужчин в сети алкогольного, табачного, игорного, сексуального и наркотического бизнеса. Реклама и эстрада это поддержали с величайшим энтузиазмом. Позиционирование нас, русских, советских людей всех национальностей, в песнях, исполняющихся на нашем родном русском языке, оскорбляет всю нашу нацию. Это глумление над народом-победителем, спасшим Европу и мир от фашизма. У нас есть замечательные песни, есть выдающиеся, истинно народные артисты — Людмила Зыкина, Елена Образцова, Тамара Синявская, Муслим Магомаев, Ренат Ибрагимов и др., много записей Игоря Талькова. Почему наш народ в средствах массовой информации, по радио и телевидению слышит и видит только то, что разрушает его национальное самосознание, дискредитирует величие его души и духа?
|