Психофизиологическая сущность опьянения
При всех вариантах опьянения — алкогольного, наркотического, никотинового — нарушаются единство и связь между психичес Эмоции стимулируются. Их масштаб увеличивается. Рамки мышления и интеллекта, контролирующие эмоции (как более наружные матрешки), не выдерживая напора эмоций, разрушаются. Благодушие, легкость, веселость, кайф нарастают, но уже без связи с другими психическими функциями и с реальной обстановкой. Эйфория сохраняется, даже если пьяного обманули, обокрали, арестовали. Эмоции существуют отдельно. В известной поэме Н.А.Некрасова есть слова: «Пошла по жилам чарочка, и рассмеялась добрая крестьянская душа». Они отражают избирательное влияние алкоголя на эмоциональное состояние человека. «Душа рассмеялась», несмотря на то, что ситуация должна была вызвать противоположные эмоции. Мышление при опьянении не отражает реальных связей между явлениями. Мысли о реальном исчезают. Появляются только приятные мысли об успехах, победах, достижениях, достоинствах, которых нет, о разрешении всех проблем и исполнении всех желаний. Все уважают и любят. Мышление либо замедляется, либо ускоряется, утрачиваются последовательность и стройность и единство с другими функциями. В качестве примера можно привести слова из популярной песни О.Газманова: «Мои мысли — мои скакуны... Эскадрон моих мыслей шальных...» Такое расстройство мышления характерно для опьянения, вызванного психостимуляторами — кокаином, экстази, эфедроном и др. Восприятие при опьянении искажается. Возникают обманы восприятия или слуховые и зрительные галлюцинации. Нарушаются пространственные соотношения между предметами. В качестве примера можно привести слова из песни: «Кони в яблоках летели, не касаясь мостовой... А я маленький, ниже стремени». В психиатрических терминах это зоопсии, микропсии, расстройства схемы тела, дереализация, деперсонализация. Память при опьянении также расстроена. Пьяный не помнит каких-то событий. Сознание тоже расстраивается. Человек перестает ориентироваться в месте, времени и собственной личности. Иллюстрация этого расстройства также всем знакома по рекламе пива. Дед Мороз, праздновавший Новый год с 31 декабря по 8 Марта, на вопрос: «Где был?» ответил: «Пиво пил». В словах песни «Напилася я пьяна, не дойду я до дома» отражается потеря координации движений. Подчеркну еще раз, что распад целого на части и потеря единства между частями — механизм и содержание любого опьянения. Результатом этого процесса является ослабление и гибель как отдельного человека, так и народа, и страны. В состоянии опьянения искажается понимание смыслового содержания ситуации. Враги кажутся благодетелями и друзьями. В 1994 г. 57—60% всех убитых в Российской Федерации были в состоянии алкогольного опьянения, пьяными оказались 77% убийц (Немцов А.В., 2001). 58% девочек теряют свою девственность в состоянии алкогольного опьянения. Чаще всего курить и пробовать наркотики также начинают, притупив разум алкоголем. Сути опьянения многие люди не понимают. Этот пробел надо устранить. Напомним еще раз о том, что психическая деятельность структурирована на 7 функций — восприятие, мышление, эмоции, волю, память, интеллект, сознание. Они самостоятельны, четко отделены друг от друга по целевому предназначению и физиологическим механизмам, но работают они в содружестве. Воспользуемся метафорой и вспомним известное сравнение психики с оркестром. В оркестре — разные музыканты с разными инструментами, но продукция оркестра — музыка — результат совместной работы всех участников оркестра и дирижера. Качественные и количественные характеристики музыки зависят от работы каждого музыканта и от их взаимодействия. Аналогичным образом качественные и количественные характеристики психической деятельности зависят от сохранности каждой психической функции и их взаимодействия. При опьянении эмоции сначала повышаются, а потом снижаются; восприятие теряет четкость; мышление утрачивает связность и стройность, затормаживается; воля слабеет; память снижается; интеллект слабеет; сознание расстраивается. Психическая деятельность утрачивает структурированность и нормальное соотношение ее компонентов. Психика становится уродливой. этом нет ничего положительного и привлекательного. Продолжим аналогию на физическое тело. Тело человека тоже структурировано на органы — голову, руки, ноги, сердце, легкие и др. Лицо структурировано на глаза, нос, рот, подбородок но эмоции и влечения растормаживаются. Люди становятся внушаемыми, возбудимыми, сексуальными, агрессивными, склонными к бунту, протесту и разрушительным действиям. Во время концерта группы «Who» в Цинциннати в 1985 г. были убиты 11 и ранены 42 человека. Известный рок-музыкант Д.Хендрикс в интервью журналу «Лайф» сказал: «С помощью музыки мы гипнотизируем людей, низводя их до примитивного уровня... Находя их самое слабое место, им можно вбить в голову все, что угодно». В Древнем Китае практиковалась пытка специальными звуками, вызывавшими рассогласование деятельности внутренних органов и приводившая к мучительной смерти (Неведомская Л., 2002). Существуют даже музыкальные формы, побуждающие людей к самоубийству. За рубежом таких примеров много. Руководитель программ Канадского радио Ж.-П.Режимбаль, автор крупных исследований массовой молодежной культуры второй половины XX в., проанализировав 18 фактов самоубийств молодых людей в возрасте от 15 до 20 лет, совершенных за 1 год в одной из провинций Канады, установил, что единственным фактором, связывающим все самоубийства, было пристрастие к рок-н-роллу. Известны подобные факты и в России. Непонятное самоубийство трех школьниц из Балашихи, выбросившихся из окна, по мнению психолога И.Володина, можно объяснить их поклонением тяжелому року, который они слушали перед самоубийством. Психолог Д.Азаров проанализировал с помощью компьютерных технологий музыкальные произведения, которые исполняли музыканты-самоубийцы, и пришел к логическому выводу о существовании некоего подобия «звукового яда», вызывающего у слушателей психозы - грубые расстройства психической деятельности с депрессией, тревогой, потерей контроля над собой и влечением к самоубийству. Д.Азаров выделил такие музыкальные фрагменты, от прослушивания которых у него самого начинался прилив тоски и появлялись суицидальные мысли (Неведомская Л., 2002). Значение музыки для здоровья человека признавалось во все времена. В древнем мире музыка считалась отражением мироздания и фактором, формирующим мир. Профессия музыканта была служением Богу, предполагала высочайшую духовность, образованность и исключительно праведный образ жизни На Руси во время эпидемий постоянно звонили церковные колокола. Вековой опыт русского народа показывал, что колокольный звон «изгоняет болезни». Пока не изучен механизм этого эффекта — то ли воздух дезинфицируется, то ли иммунитет у людей повышается. А современные производители и организаторы рок-индустрии нередко заимствуют «музыкальные технологии» у приверженцев оккультизма и сатанизма, включают фрагменты из ритуальных культов черной магии. Джон Леннон стал автором идеи включения в граммзапись отрывков из «Евангелия от сатаны», записанных задом наперед или на высокой скорости. Такая музыка, безусловно, вредна для духовного, психического и физического здоровья, и от нее нужно защищать людей. Проблема состоит в том, что такой защиты не существует. Чтобы ее создать, нужно «достучаться» до госслужащих, наделенных всеми правами и средствами. А пока хозяева эфира не спрашивают слушателей о том, хотят ли они слушать музыку и, если хотят, то какую, и не несут никакой ответственности перед слушателями. Поэтому надо защищаться самим, руководствуясь собственным разумным эгоизмом и иерархией телесно-душевно-духовных потребностей.
|