Студопедия — Средства композиции
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Средства композиции






Основными средствами композиции являются: пропорции, симметрия и асимметрия, статика и динамика, тектоника, объемно-пространственная структура, масштабность, ритм, акцент, нюанс, цвет, контраст.

Пропорции. Под пропорциями в технической эстетике понимают соразмерность элементов, систему отношений частей формы предмета между собой и с целым, придающую ему гармоническую целостность и художественную завершенность.

Форма почти всегда зримо расчленяется на части, которые обычно являются подобными. Это придает форме определенную стройность. В технике степень обусловленности формы конструкцией значительна. Трудно представить себе пропорционирование автомобиля до определения их типа, колесной формулы, кинематики и схемы привода. После уточнения конструкции с помощью расчетов, определения габаритных размеров сборочных единиц и деталей дизайнер может представить себе форму и уточнить размерные соотношения главных элементов объемно-пространственной структуры. Стадии инженерной отработки конструкции предшествуют отработке формы, в результате чего пропорции автомобиля являются производными от его инженерной компоновки. Пропорциональный строй, соразмерность частей и целого служат важной проверкой технического совершенства конструкции. Следует признать, что пропорции во многом складываются объективно - они связаны с основой конструкции.

Под симметрией понимают такой порядок в построении формы, при котором соблюдается соразмерность, пропорциональность и расположение частей и целого относительно осевой линии, центра. Различают осевую, зеркальную, центральную симметрии. По закону симметрии организуют виды автомобилей спереди, сверху и сзади. Абсолютной симметрии в природе практически не существует. В технике же широко используется отступление от симметрии, что вызвано условиями работы и функционирования машин.

Под асимметрией в технической эстетике понимают такой порядок в форме, при котором строго соблюдается уравновешенность масс относительно главного элемента композиции. Нарушение закономерности равновесия масс при асимметрии приводит к нарушению закономерностей тектоники и ритма.

Расположение плоскости и оси симметрии во многих предметах следует направлению силы тяжести. Вместе с тем вертикальное направление силы тяжести предопределяет различие весовых характеристик, выражающееся в асимметричном строении верхней и нижней части предмета.

Под статикой понимают подчеркнутое состояние покоя, незыблемости, устойчивости формы во всем ее строе.

Под динамикой понимают подчеркнутое в форме выражение однонаправленности, вторжение в пространство. Для динамических композиций характерна явная асимметрия - некоторая напряженность и в геометрическом строе формы.

В статических объектах ось или плоскость симметрии является одновременно главной осью композиции. Внешняя форма движущихся транспортных средств (автомобилей, самолетов, судов и т.д.), как правило, асимметрична. При этом главная ось их композиции подчинена направлению движения.

Динамичность является важным качеством композиции применительно к колесному транспорту. Форму активно односторонне направленную, как бы вторгающуюся в пространство, принято называть динамичной. Если динамичность ярко выражена, она может стать главным качеством, определяющим композицию. Равенство размеров тела по трем пространственным координатам характеризует относительную статичность формы. Контраст в этих соотношениях создает при зрительном восприятии эффект динамичности в направлении преобладающей размерности, например длины.

Динамичная форма свойственна скоростным автотранспортным средствам, к числу которых следует отнести легковые автомобили, в первую очередь спортивно-гоночные, междугородные автобусы, магистральные автопоезда. Построение их динамичной формы в значительной мере определяется законами и требованиями аэродинамики.

Под тектоникой понимают зримое выражение в форме конструктивной основы, несущей способности, устойчивости предмета и его отдельных частей.

Под конструктивной основой понимают работу несущей части конструкции, характер распределения главных усилий, соотношение масс, организацию конструкционных материалов и т.п. Форма должна четко отражать все эти особенности конструктивной основы.

Художественно-образная структура предмета, образованная из композиционно связанных элементов конструкции, представляет собой тектоническую систему. Законом тектонической системы является стилевое единство.

Под масштабом в технической эстетике понимают сопоставление характеристик предмета с каким-либо фиксированным размером тела человека. Масштабность следует, отнести к числу факторов, гуманизирующих проектирование изделий.

Масштабными характеристиками в автомобиле обладают элементы их конструкции и формы, имеющие непосредственное отношение к человеку. Они называются носителями масштаба. К их числу относятся кузова, кабины, сиденья, двери, окна, фары. При зрительном восприятии формы автомобиля, их композиции человек сталкивается с явлением ракурса.

Ракурс - это перспективное сокращение отдельных размеров предмета при обозрении его с различных сторон под острым углом зрения. Ракурс обеспечивает видение третьего измерения пространства, его глубину. Композиция, разработанная без учета возможного перспективного сокращения, может оказаться искаженной при рассмотрении предмета с какой-либо точки.

Прорисовки автомобиля в разных положениях, создание макетов позволяют избежать ошибок, а значит, непроизводительных расходов при их проектировании.

Объемно-пространственная структура. Любая форма взаимодействует с пространством. Значит, как бы ни была построена форма, можно говорить о двух основных компонентах структуры: объеме и пространстве. Важнейшей из закономерностей хорошо организованной объемно-пространственной структуры является органичность связей между отдельными элементами или частями структуры.

Условием целостности объемно-пространственной структуры является ее общая упорядоченность. Только упорядоченность, т. е. сознательно или подсознательно прочитываемый принцип ее построения, делает структуру гармоничной.

Если упорядоченность отсутствует и связи элементов случайны, восприятие структуры затрудняется.

Автомобиль можно рассматривать как типичную объемно-пространственную структуру.

Опыт художественного конструирования показывает, что главным, организующим объемно-пространственную структуру началом должна явиться композиционная группировка ее элементов в некие общности.

Тектоника и объемно-пространственная структура тесно связаны. Отношения материал - пространство несут в себе тектонические характеристики, а отношения объем - пространство дают представление об объемно-пространственной структуре. Конструкция должна «работать». Слабо загруженная, она теряет свое тектоническое звучание, а следовательно, и эстетическую выразительность.

Под ритмом в технической эстетике понимают повторность тех или иных сходных составляющих формы и композиции через определенные соизмеримые промежутки. Метрический повтор (метр) в композиции - повторение какого-либо элемента. Метр представляет собой предельно упрощенный ритм.

Ритм и метр отражают количественное изменение в форме, которое относится к любым ее элементам: отдельным линиям, целым образованиям и цвету, являющемуся самостоятельным средством формообразования. Окружности и другие линии, являясь формальными чертами предмета, выступают в виде контуров отдельных элементов и всего предмета в целом и образуют ритмический и метрический строй. Ритмический и метрический строй образуются и с помощью масс, цвета. Метр может быть простым, если он состоит из однородных элементов, и сложным - при включении разнородных.

Акцент - это выделение художественными средствами какого-либо элемента формы. Акцент увеличивает ее выразительность. Для акцентирования используют самые разные закономерности средств формообразования, а также цвет и его контрастные сочетания.

Под нюансом в технической эстетике понимают закономерность тонкой проработки формы, придающей ей особое свойство пластичности. Нюанс широко используется как средство Формообразования для выражения тектоничности акцентирования элементов формы предмета, образования метра и ритма. Он имеет особое значение в формообразовании при зримом оптическом искажении формы, которое исправляется главным образом нюансировкой.

Цвет выражает и проявляет в форме многие закономерности, на основе которых создана композиция предмета. Различают чистые цвета (хроматические) - это цвета оптического спектра, и составные (сложные) - белый, серый, черный (ахроматические).

Цвет характеризуется тоном, насыщенностью, светлотой. Тон представляет собой свойство, которым один цвет отличается от другого; насыщенность - свойство, указывающее на силу или интенсивность цвета; светлота - это степень насыщенности цвета относительно бело-черной шкалы.

Система гармонического сочетания цветов получила название колорита. Различают цвета теплые (светло-желтый, светло-оранжевый, розовый), холодные (светло-голубой, светло-зеленый), легкие (цвета светлых тонов), выступающие - усиливающие друг друга (красный в сочетании с зеленым, красный с синим) и т.п.

Цвет, функция и форма автомобиля должны быть органически увязаны между собой. Цвет необходимо рассматривать с учетом условий работы и конкретной формы.

Контраст - противопоставление, борьба разных начал в композиции - одно из главных средств композиции в технике. Сущность композиции, простроенной на контрасте, в активности его визуального воздействия. Умело примененный контраст придает предмету нарядность, яркость, делая его заметным; Перенасыщенная контрастными отношениями форма становится излишне пестрой, разрушается красота даже удачно разработанной структуры.

Приемы использования контраста в технике условно разделяют на две группы. К первой относятся те, которые обусловлены самой конструкцией, компоновкой изделия. Ко второй группе относятся приемы, зависящие от дизайнера, т.е. являющиеся субъективными.

Под конструкцией понимают структуру изделия, ее состав, взаимное расположение и связь элементов. Определение понятия «конструкция» сходно с определением понятия «композиция». Элементами композиции являются как отдельные детали, так и сборочные единицы, агрегаты автомобиля и трактора (передний мост, сцепление, коробка передач, задний мост, двигатель, кузов, кабина).

По форме, внешнему виду различают открытые, закрытые и комбинированные конструкции. К открытым относятся конструкции велосипеда, мотоцикла; к закрытым - легкового автомобиля, автобуса; к комбинированным - грузового автомобиля, автопоезда.

Под формой понимают внешнее очертание, наружный вид автомобиля. Элементами формы являются линии, точки, плоские и криволинейные поверхности, а также их сочетание в различных комбинациях. Основные свойства формы - пространственность, протяженность, конечность, прерывность, бесконечность, глубина и т. п. Среди форм различают природные (форма листа, дерева) и созданные человеком (все изделия). Они делятся на расчетные (формы винта судна, крыла самолета) и относительно производственные, порожденные фантазией дизайнера с учетом функциональности изделия. Расчетные и относительно производственные формы, в свою очередь разделяют на постоянные и переменные. Примером переменных могут служить формы погрузчиков, бульдозеров и др.

Любая форма промышленного изделия определяется его функцией и является результатом конструктивного решения. Но она не может оставаться сугубо утилитарной. Форма должна обладать наряду с утилитарной и духовной ценностью, а это требует ее образования в соответствии с законами композиции. Форма представляет собой структуру взаимосвязанных в пространстве элементов. Она взаимодействует с самим пространством. Объемно-пространственная структура - это уже категория композиции.

Под композицией понимают строение, соотношение частей и целой объемно-пространственной структуры объекта. Композиция является фактором, связывающим конструкцию (компоновку) с эстетической формой, т.е. посредством ее закономерностей конструкции изделия можно придать эстетическую форму. К важнейшим свойствам композиции относятся целостность, выразительность, статичность, динамичность и т. п.

Различают объемные, плоские и линейные композиции. Если форма в пространстве имеет приблизительно одинаковые размеры, направления координатных осей, то композиция относится к объемной.

Значительное отличие размеров в направлении одной из координатных осей по отношению к двум другим приводит к плоской и линейной композиции. Если один из относительных размеров мал, то композиция плоская. Плоскую композицию часто называют фронтальной. Объемная композиция может рассматриваться условно состоящей из фронтальных.







Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 3472. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия