Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сны и символы





Во Вводных лекциях в психоанализ Фрейд (1917/1954) пишет о важности символизма, особенно в снах. Символизм возникает, когда один социально приемлемый объект используется, чтобы пред­ставить другой объект — «табу». Таким образом, использование символов позволяет «запретному» желанию самовыразиться без активации механизмов защиты, опознающих происходящее, и без пробуждения спящего, без подавления или какого-либо другого способа вытеснения угрозы из сознания. Считается, что эти сим­волы универсальны; и действительно, если вас попросят угадать, что именно скорее всего символизируют зонтики, копья, ружья, канистры для воды, фонтаны, воздушные шары, самолеты, змеи или рептилии, вы, вероятно, сразу догадаетесь, что все они явля­ются символами пениса, который они напоминают либо своей формой, либо своим действием. (Правда, в связи с этой теорией возникает одна проблема: если символы так легко опознаются, почему они не пробуждают чувство тревоги и не активируют меха­низмы защиты?)

Однако эта очевидная легкость опознания символов едва ли может быть решающим доказательством для теории. Более убеди­тельной является работа Хэммера (Hammer, 1953), исследовав­шего символическое содержание рисунков, принадлежащих зак­люченным, изображавших дом, дерево и человека, — так назы­ваемый тест «Дом—Дерево—Человек». Тестировались две группы мужчин. Члены одной группы (20 человек) тестировались после того, как подверглись хирургической стерилизации. Контрольная группа состояла из 20 мужчин, которые должны были подверг­нуться другим видам хирургических вмешательств; кроме того, учитывались индивидуальные баллы, полученные заключенными го тесту, проведенному ранее. Ожидалось, что мужчины из груп­пы, подвергшейся стерилизации, будут тревожиться по поводу своего нового состояния и тревога, вызванная кастрацией, символически будет обнаруживаться в их рисунках. Действитель­но, их домам не хватало труб, а деревья были срублены, т.е. в результате исследования были получены статистически значимые результаты, которые, по-видимому, подтверждают фрейдовскую теорию символизма.

Вторая проверка теории была осуществлена в области лингви­стики. Во французском, немецком, ирландском, арабском и не­скольких других языках, не относящихся к индоевропейской груп­пе, слова имеют род — мужской или женский. Если теория Фрейда верна, то представляется вероятным, что фемининность женских символов и маскулинность мужских могла осознаваться по мере развития языка. Таким образом, «пол» слов, которые имеют сим­волическое значение, должен быть таким же, как и «пол» соот­ветствующего ему символа. Например, слова «фонтан» и «аэро­план» должны иметь мужской род, поскольку они символизиру­ют пенис.

Минтерн (Minturn, 1965) составил список символов и попро­сил группу лингвистов, свободно владеющих языками, перевести эти слова на десять языков. В качестве контроля он попросил их в

дополнение к этому перевести случайный набор существительных, чтобы установить основную пропорцию в каждом языке существи­тельных мужского и женского родов, а также существительных среднего рода. Задача заключалась в выявлении того, будут ли сло­ва, репрезентирующие маскулинные символы, иметь мужской род намного чаще, чем это ожидалось бы при случайном распределе­нии. Такой же анализ был проведен для женских символов в каж­дом языке. Было установлено, что слова, репрезентирующие муж­ские символы, действительно чаще имеют мужской род в языке символа (маскулинный/фемининный) и род слова обычно пред­ставляет символ (маскулинный/фемининный), соответствующий полу. Статистический анализ подтвердил, что мужские символы имеют мужской род гораздо чаще, чем это можно было бы ожи­дать согласно закону случайных чисел. (Для женских символов зна­чимого эффекта обнаружено не было.) Таким образом, было по­лучено некоторое подтверждение валидности этой части теории Фрейда.

Мейсснер (Meissner, 1958) измерял сопротивление кожи — физиологическую переменную, которая часто используется как показатель тревоги и эмоциональности. В общей сложности 20 муж­чинам-добровольцам было показано 50 слов или фраз, часть кото­рых являлись символами смерти. Предполагалось, что значение символов смерти может быть «декодировано» и привести к подъе­му уровня тревоги, который проявит себя в падении сопротивле­ния между электродами. Ожидалось, что контрольные слова не вызовут такого эффекта. Результаты подтвердили эту гипотезу: ока­залось, что символы действительно могут вызывать появление при­знаков тревоги.

Халл и ван-де-Кастл (Hall, van de Castle, 1963) изучали поло­вые различия в символическом содержании более 900 сновидений. Они постулировали, что сны испытуемых мужчин должны чаще содержать тревогу кастрации и реже — зависть к пенису, а снови­дения женщин должны иметь противоположное содержание. Со­ответственно они изучили отчеты о сновидениях добровольцев (60 мужчин и 60 женщин) и выявили интенсивность тем, симво­лизирующих кастрацию или зависть к пенису. В первом случае это могли быть повреждения или утрата части тела или предмета, ис­пользуемого испытуемым. Во втором случае, если пенис являлся предметом зависти, сновидения содержали фаллический символ (например, испытуемая подбирала зонтик, который валялся на тротуаре, или восхищалась мужскими поступками). Было установ­лено, что разные эксперты могут с большей степенью надежности обнаруживать эти темы в отчетах испытуемых и что имелись боль­шие статистически значимые различия между содержанием снов мужчин и женщин, подтверждающие теорию Фрейда. Сновидения испытуемых-мужчин были гораздо чаще связаны с тревогой каст­рации и реже — с завистью к пенису, в то время как для женщин была характерна противоположная картина. Таким образом, этот эксперимент также внушает некоторое доверие к фрейдовской те­ории символизма сновидений.







Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 349. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...


Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия