Студопедия — Методологическая культура
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Методологическая культура






Так как в качестве методологических установок могут выступать приемы, принципы, логика, парадигмы, метод, исследовательская программа, философия, когда они являются основными положениями, определяющими общее направление деятельности, то понятие "методологическая культура" должно включать их в свое содержание. Но каким образом? Несмотря на общеупотребительность понятия "методологическая культура", его содержание, объем и место в системе других понятий как в философии, так и в педагогике остается неопределенным. Это приводит к тому, что под ним начинают понимать очень многое и, в конце концов, перестают использовать. Например, в вышедшем в 1993 году учебном пособии Б.Т.Лихачева "Педагогика" понятие "методологическая культура" даже не упоминается. Нет его и в педагогических энциклопедиях. Одной из главных причин такого отношения к понятию "методологическая культура" было отождествление методологии и философии, а конкретно марксистско-ленинской философии, когда методологическая культура отождествлялась с философской культурой, а главным критерием методологической культуры педагога было знание основных положений диалектического материализма, умение их использовать в деятельности ученого-исследователя и педагога-практика. Поэтому постоянное внимание уделялось формированию мировоззренческой культуры, как ее понимали в то время. На занятиях методологических семинаров рассматривалась методологическая роль положений марксистско-ленинской теории, приемы и способы их применения в познавательной и практической деятельности.

В 80-х годах методологическая культура стала рассматриваться как проявление интеллектуальной культуры. По проблемам интеллектуальной культуры проводились научно-методические конференции, издавались сборники научных трудов. Значительное влияние на исследования по методологии того времени оказали идеи П.В.Копнина, который и явился одним из зачинателей исследований по логике и методологии науки в нашей стране.

Проблемы методологии науки рассматривались в работах философов: Г.С.Батищева, В.А.Дмитриенко, И.С.Ладенко, В.А.Лекторского, В.И.Метлова, Г.И.Петровой, А.И.Ракитова, В.Н.Сагатовского, В.С.Степина, А.К.Сухотина, В.С.Швырева, Г.П.Щедровицкого, И.П.Элентуха, Э.Г.Юдина и других.

Педагогическая методология исследуется в работах философов В.А.Дмитриенко (науковедение), Г.И.Петровой (гносеологические основания), Н.С.Розова (аксиологический аспект), Г.П.Щедровицкого (рефлексивный подход); педагогов В.С.Гершунского, В.И.Загвязинского, В.В.Краевского, В.М.Полонского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина, В.А.Сластенина и других. Основное внимание ими уделяется методологии конкретных педагогических исследований, общей схеме педагогических исследований, методике применения в педагогике общенаучных подходов: структурного, деятельностного, системного, кибернетического и т.д.

На состояние методологических исследований в нашей стране сильное влияние оказывают работы зарубежных авторов: Т.Куна, И.Локатоса, К.Поппера, П.Фейерабенда и др. В конце 80-х началось возвращение богатства философской мысли дореволюционного периода и русского зарубежья. Актуальными являются и фундаментальные исследования взаимосвязи философии и педагогики, представленные в работах П.Наторпа и С.Гессена.

Но несмотря на наличие глубоких научных разработок проблем методологической культуры рядовой учитель сегодня не обладает методологической культурой научного исследователя. Исследователи указывают на неосведомленность, неготовность и неспособность основной массы педагогов воспринять передовой опыт, внедрить проектную разработку, реализовать новую педагогическую идею. Такая ситуация, помимо социокультурных причин, может быть объяснена и отсутствием механизма формирования и совершенствования методологической культуры, что, в свою очередь, является следствием неразработанности концепции методологической культурой вообще и методологической культуры педагога в частности.

К анализу самого понятия "методологическая культура" и его содержания обратились лишь недавно. Существует лишь несколько работ, где специально анализируется методологическая культура. В разделе "Методологическая культура в контексте образования" монографии А.А.Касьяна "Контекст образования" методология рассматривается как способ взаимодействия философии и науки, а методологическая культура является показателем уровня развития методологии науки и характеристикой личности в сфере образования. В диссертационных исследованиях В.С.Лукашова "Методологическая культура преподавателя" и Е.В.Бережновой "Содержание и способы формирования методологической культуры у будущих учителей в процессе преподавания педагогики" (М.,1994), в материалах целевой исследовательской программы "Учитель", выполненной В.А.Сластениным и В.Э.Тамариным на базе педагогического факультета МГПИ в содружестве с большой группой пединститутов и университетов, методологическая культура выступает как рефлексия исследовательской деятельности педагога. В рамках этого направления ведется разработка проблем методологической культуры представителями методологической школы В.В.Краевского. Содержание методологической культуры педагога раскрывается в ряде статей в научных педагогических журналах. В.К.Кириллов в статье "Методологическая культура учителя, ее формирование в учебном процессе педвуза" делает акцент на дидактическом аспекте методологической культуры.

Сложность методологической культуры как социально-исторического и гносеологического явления требует и адекватных познавательных средств исследования. Наиболее разработанным в педагогической науке является системно-деятельностный подход. Его описание и функционирование представлено в трудах В.П.Беспалько, В.А.Дмитриенко, М.Б.Ракитова, В.М.Сагатовского, В.Н.Садовского, А.И.Уемова, В.Г.Юдина и др. Системно-деятельностный подход требует, во-первых, выделения методологической культуры из общей культуры педагога вначале по внешним характеристикам, затем изучения методологической культуры как явления, состоящего из элементов разных уровней сложности. Здесь уже должны быть выделены уровни методологической культуры педагога. Следующим шагом исследования должен быть поиск оснований, которые упорядочивают содержание методологической культуры и являются структурообразующим базисом методологической культуры. От структурного анализа необходим переход к изучению функций элементов структуры. Функциональный подход дает возможность установить структурно-функциональные связи элементов методологической культуры. Методологическая культура уже предстает как целостное явление. Поэтому возможно ее изучение как системы. Далее следует системный уровень познания методологической культуры. На этом уровне выясняются социальные потребности методологической культуры, виды методологической деятельности, педагогические средства методологической деятельности и их функции. Деятельностный подход к методологической культуре педагога предусматривает выявление целей методологической деятельности, определение условий для применения тех или иных методологических средств при педагогическом познании, критериев эффективности методологической деятельности, уровней методологической культуры педагога как результата, продукта методологической деятельности. В педагогике результатом будет изменение объекта и субъекта в процессе научной и практической педагогической деятельности как реализации методологической культуры.

Понятие "методологическая культура" сложное. Оно включает в себя такие родовые понятия, как "методология" и "культура". Поэтому для выяснения специфики, содержания и механизма функционирования методологической культуры необходимым является анализ понятия "культура". Многозначность этого понятия отмечается во всех исследованиях по культуре. Многие исследователи убеждены в том, что это обстоятельство не дает возможности для четкого и однозначного определения культуры, поэтому "известная доля конвенциальности в данной ситуации представляется ныне как нельзя более необходимой..."

Для анализа специфики методологической культуры необходимо выделить самые существенные свойства культуры. Такими являются свойства, обеспечивающие выживаемость человека в изменяемом им самим мире. Культура пришла на смену биолого-генетического регулирования поведения, и она дает возможность иного взаимодействия со средой, она же требует от человека и способности взаимодействовать со средой по-новому, а следовательно, принуждает его развиваться.

В целях нашего исследования мы ограничимся лишь несколькими сторонами культуры. В первом случае культура - это все то, что создается человеком искусственно. Культура предстает в этом случае в виде "внебиологически выработанного способа человеческой деятельности", В этом смысле культура противостоит природе, а ее главная функция адаптационная, заключающаяся в самосохранении и развитии общества в процессе его взаимодействия с природой. Данный подход разрабатывается в трудах М.С.Кагана, Э.С.Маркаряна, Ю.А.Жданова и других. Этот подход получил название социологического. При таком подходе культура - это, по выражению С.И.Гессена, "непреходящее прошлое", которое, сохраняясь, передается от поколения к поколению, а методологическая культура - это многообразные формы и методы познавательной и практической деятельности. То, что было использовано в прошлом опыте, что должно быть сохранено и использовано в будущей деятельности в качестве ее образца, способа. Это все методологические установки (идеи, принципы и т.д.).

Вторая сторона культуры, которая поможет нам приблизиться к пониманию сущности и специфики методологической культуры, связана с ценностным подходом к культуре. Этот подход зафиксирован и в этимологии слова "культура". В большинстве случаев указывается, что в переводе с латинского оно означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Особенно важным здесь является последнее значение - культура как почитание. На эту сторону культуры указывает и корень слова "культ", как то, чему отдается предпочтение, чему поклоняются. Так, по мнению В.В.Розанова, "культура есть все, в чем завит, скрыт какой-нибудь культ... В понятии культа содержится внутренний, духовный смысл культуры... Культ есть внутреннее и особенное внимание к чему-нибудь, предпочтение некоторого всему остальному". В.В.Розанов показывает следующую этимологию слова "культура": "Colo - чту, потом возделываю, обрабатываю, развиваю то, что чту; отсюда - cultum", Розанов приводит в качестве примера Джордано Бруно, взошедшего на костер "за дорогую, открытую им истину, быть может за заблуждение своего ума". Следуя такому пониманию культуры, можно утверждать, что методологическая культура заключается не только в безудержном поиске новых способов деятельности (инновации), но и предпочтении уже оправдавших себя методов (традиции). Без традиций культура распадется, так как остается только единичное, всеобщее же, смысл всего исчезает. В этом отношении культура является средством регулирования будущей деятельности.

Культура - часть материального мира, получившего смысл в результате человеческой деятельности. Смысл же - это всеобщая связь предметов, втянутых в человеческую деятельность, обеспечиваемая идеальными средствами. Она обеспечивает "субстанциональное единство" мира человека, понимание человеком мира. Поэтому понимание входит в методологическую культуру как обязательный элемент. Это понимание иного (текста, поступка, проблемы, средств и методов ее решения), понимание своей позиции, своих действий. Но как возможно понимание? Что вообще оно означает?

Понимание - очень важное понятие для педагогики. Учитель должен понимать ученика. Ученик должен понимать требования учителя и тот материал, который объясняет учитель, или который изложен в учебнике. Из личного опыта нам кажется очевидным, что понимание является чем-то личностным, плодом интеллектуальных усилий индивида. Отсюда часто бывает так, что человек заявляет, что он понял, но это оказывается не соответствующим действительности: или не понял, или понял не так. Поэтому нельзя спрашивать у ученика, понял он объяснение или нет. Когда учитель объясняет ученику, то в этот момент ученик объясняет себе. Если это объяснение состоялось, то ученик понял учителя. Учитель иногда не может понять (объяснить себе), почему ученик его не понимает, то есть не может повторить объяснение учителя. Происходит это потому, что ученик не может (или по каким-то причинам не хочет) воспроизвести ту систему связей, которую изложил учитель.

Герменевтики показали, что различие понимания и объяснения определяется не только интенцией, направленностью объяснения. Особое значение понятию "понимание" придал Дильтей, который противопоставил понимание, как специфическую процедуру гуманитарных наук, объяснению, как процедуре наук естественно-научных и математических. Эта проблема относится и к педагогике как гуманитарной науке, рассматривающей педагогические ситуации, в которых действуют наделенные сознанием люди. Противопоставление понимания и объяснения дает лишние аргументы для антиметодологизма. Несмотря на то, что творчество, интуиция являются основным элементом педагогической деятельности, обобщение опыта, выдвижение и доказательство гипотез в педагогике доказывают ее научный статус: а более пристальное рассмотрение понятий "понимание" и "объяснение" обнаруживает их близость. Г.Г.Шпет не разделял эти понятия. Для него понимание, интерпретация являются вполне рациональными. К.Г.Гемпель вообще считал неприемлемым то, что в гуманитарном познании вместо объяснения используется только понимание. По его мнению, и при изучении истории всегда можно найти причинное объяснение фактам, то есть всегда можно найти закон, из которого данный факт выводится как его следствие. Уточняя основные идеи К.Г.Гемпеля, Е.П.Никитин утверждает следующее: "Любой объект прямо или косвенно связан с бесчисленным количеством других объектов, то есть может как существовать в такой системе, так и не существовать: с его устранением система не перестает существовать. Однако всегда есть по крайней мере одна система объектов, в которой данный объект существует необходимо. Иными словами, в такой системе реализованы необходимые и достаточные условия для него. Задача объяснения в основном и заключается в том, чтобы указать такую систему". На таких же позициях стоит А.И.Ракитов. По его мнению, понимание не является процедурой специфической лишь для общественных наук, а поэтому и не является и альтернативой объяснению. Понимание и объяснение могут давать познание как общего, так и неповторяющегося, интимного. Понимание и объяснения взаимодополнительны. Специфику понимания А.А.Ракитов видит в "рационализации внерациональной информации". То есть понимание используется, когда текст или действия, подлежащие объяснению, кажутся нерациональными. Понимание обеспечивает их рационализацию для последующего объяснения.

Объяснение есть представление связей, как необходимых и существенных, то есть объяснение есть подведение под закон, под общее правило. Объяснить поступок означает показать общее правило, которым этот поступок определяется, а это значит указать его методологию.

На связь понимания и методологии указывает этимология слова "понимание". Понимание в герменевтике стало использоваться главным образом как толкование текстов. Под тестами стали понимать не только письменные тексты, но и действия субъекта, его поступки, текст жизни. Здесь и обнаруживается генетическая связь понимания и объяснения. Так, А.А.Брудный, поясняя происхождение слова "понимание" (от имени бога Гермеса - покровителя пастухов, торговцев, которым Гермес указывал путь, дорожные указатели получили название "гермы"), указывает, что "понять" означало "найти правильное направление, пройти по пути, ведущему к продуктивному результату". Последнее и указывает на близость понимания и методологии. Понять - значит определить методологию своих действий, путь, направление и способы.

Многие исследователи спецификой понимания считают наделение смыслом явлений, событий. Так, В.С.Швырев утверждает: "Понимание как реальное движение в смыслах, практическое владение этими смыслами, сопровождает всякую эффективную познавательную деятельность". По мнению А.П.Огурцова, "проблема понимания связана с актами смыслополагания, смыслопорождения или придания человеком смысла чему-то объективному. В.Н.Порус предлагает три "каркаса" рассмотрения понимания: 1) понимание как усвоение смысла того, что понимается (понимаемое здесь совпадает с областью познанного); 2) понимание как наполнение смыслом того, что этого смысла не имеет (здесь смысл предшествует пониманию); 3) понимание как взаимопонимание. И.С.Алексеев называет понимание "смыслопорождением": "Слова не несут в себе смысл - они получают смысл, наделяются им только в актах их понимания человеком".

Но что такое смысл? Это значение, которым мы наделяем поступок или понятие. По мнению Р.Карнапа, слово (понятие) должно иметь значение. Если этого значения нет, то это псевдопонятие. Например, слово "бабик". Если мы скажем, что есть вещи, которые бабичны и укажем характеристики бабичности, то это будет значением слова "бабик". Если не сделаем этого, то это будет псевдопонятие. Несмотря на то, что Р.Карнап стремится доказать бессмысленность философских понятий, он фактически указывает на деятельностную природу понятий, хотя и не видит таковой в понятиях философских. Если нет связей данного понятия с другими, то оно не выражает никакого смысла, не может указать на какую-либо деятельность. Значение, смысл слова выражает позицию человека по отношению к тому, что оно выражает. Понять, осмыслить что-то - значит вступить в определенные отношения, быть согласным действовать определенным образом. В результате осмысления поступок, действие подводятся под общее правило, которое и выступает методологией деятельности. Выражение "я его понимаю" означает "в подобной ситуации я поступлю также". Понимание любого (даже противника) есть согласие на точно такие же действия в подобных условиях. Значит объяснение - это передача методологии деятельности, а понимание - восприятие (взятие на вооружение) этой методологии. Отсюда главной целью обучения должна быть передача методологии деятельности, а необходимым элементом готовности к профессиональной деятельности - наличие у учителя - это умение выразить методологию деятельности, результатом которой является учебный материал, и умение передать ее ученику разнообразными средствами.

Методология - не только путь к новому, но и стремление сохранить старое в новом, обеспечить сопряженность, смысловое единство нового с прежним опытом. Поступок может свершиться и без методологии и даже быть эффективным, но он не будет осмыслен, он останется случайным, непонятным. Методологическая культура - это механизм, который сохраняет человека в данном смысловом поле. Без методологической культуры человек выпадает из этого смыслового поля из-за различных препятствий, возникающих в ходе его деятельности. Отсюда не все методологические установки попадают в разряд культурных, а только те, которые показали свою эффективность в практике их применения, которым отдается предпочтение. Проблема же заключается в том, каким образом выявлять элементы методологической культуры.

 







Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 441. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия