Все следствия происходят от несметного множества причин.
Все следствия превращаются в причины.76-77) 76. Заметим, что под «все» мы имеем ввиду все наблюдаемые прямо или опосредствовано (философского «трансцедентного», то есть принципиально не взаимодействующего с нами, мы не трогаем - чего не знаем, того не знаем. А много ли умного можно сказать о том, чего не знаешь?) 77. Невозможно согласиться со следующим утверждением БСЭ: «Причинность есть лишь одна из форм всеобщей связи явлений. В.И. Ленин подчеркивал, что “казуальность”, обычно нами понимаемая, есть лишь малая частичка всемирной связи... Понятие “закон” более широкое, нежели понятие “причинности”». Во-первых, такие мысли надо не подчеркивать, а перечеркивать. Назовите хотя бы несколько других форм всеобщей связи явлений! Можно придумать еще только одну - беспричинность. Но это непознаваемое принципиально, а значит, существует или нет - ничего о нем нельзя сказать, и говорить о нем можно только впустую. Даже самые «нематериалистичные» религии не толкуют о беспричинных явлениях, а усматривают причину в Боге. Так что по сравнению с нашими материалистами религии - кладезь материализма. Во-вторых, закон намного слабее и уже принципа причинности. Это просто знание связи определенных причин с определенными следствиями. И если это знание имеет достаточно высокую надежность, то ему присваивают чин закона. Физические законы выполняются с точностью до ограниченности наших понятий - а они всегда ограничены. Понятия охватывают только немногие стороны объекта, обладающего неисчерпаемым набором свойств. Законы рассматривают только следствия от ограниченной совокупности причин (часто ограничиваясь одной или несколькими!!!). А между тем в действительности следствия являются результатом хаотического воздействия бесконечного множества причин, и определенные сочетания не учитываемых причин могут привести к следствиям, не только отличным от предсказываемых законом, но даже противоположным. Примем следующее определение закона, почти дословно совпадающее с определением В. Даля: Закон - предел свободе действий. Естественно, Даль различает три совершенно разных смысла этого термина: «Закон природы или естественный закон, которому неизбежно следует вся вещественная природа. Законы гражданские, установленные гражданскою, государственной властью противопоставляются законам духовным, т.е. относящимся до дела веры...». Рассмотрение духовных законов не входит в задачи этой книги. А поэтому дадим наши определения только для двух первых:
|