ЖИЗНЬ - А ЭТО ЧТО ЕЩЁ ТАКОЕ?
Жизнь не так проста, как она кажется. Она гораздо проще. П режде, чем обсуждать жизнь человека в обществе, надо бы, наконец, ответить на вековечную загадку науки: что же такое жизнь вообще? Для этого придется дать понятие жизни не из нее самое («масло масляное»), а из более общих мировоззренческих категорий. Чтобы это удалось сделать, надо взглянуть на окружающий нас мир с иной стороны, чем это общепринято. Человеческое сознание взрослело одновременно с тем, как человек овладевал миром вещей. И, «по привычке», человек стремится навести порядок в хаосе вещественных объектов и физически, и познавательно. 72) 72. Человек ухитряется делать из вещей целый мир: «Мир мебели», «Мир обуви», «Мир сантехники». Не удивлюсь, если где-то существует «Мир унитазов». Что может индивидуум, замкнувшийся в этих «мирах», понять о действительном мире? Он может создать только унитазное миропонимание. На самом деле гораздо продуктивнее рассматривать жизнь человека не как протекающую в мире вещественных объектов, а в мире событий. Собственно это неявно подразумевается во всех научно-практических подходах: объект считается понятным, если увидели его движущие и созидающие причины и осознали, причиной каких явлений он может быть. Наше определение события: Событие - превращение причин в следствия. Следствие - каждое изменение, связанное с данной причиной. (Понятие «изменение» принимаем без определения). Поскольку деление на причины и условия субъективно (деление зависит от протяженности выбранного пространственно-временного интервала), мы будем использовать понятие причины в широком смысле: Причины (в широком смысле) - те свойства объектов, без каждого из которых невозможно данное событие. 73-75) (Понятие «Свойство» примем за первичное). 73. Говорят: «Причиной схода лавины стал громкий крик», «причиной лавин стали обильные снегопады и наступившая затем оттепель», «причиной частого схода лавин в этих местах является вырубка лесов на склонах». Правда, никто не говорит, что причиной схода лавин явилось земное тяготение - оно действует всегда и постоянно. Но если мы будем осмысливать это явление не в связи с недавними событиями, а всеохватывающе, то должны учесть и последнюю причину. 74. Может быть, часть причин все-таки называть условиями, обстоятельствами или свойствами объекта? Но эти термины не отражают явно их главное свойство - способность «причинить следствия». Поэтому лучше проведем раздел внутри самих причин на широкие и узкие.
|