Студопедия — Бытие человека
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Бытие человека






В философии есть такие понятия, с помощью которых пытаются охватить как можно больше явлений, сторон реального мира. Это множество настолько многообразно, разнородно, что чаще всего в понятии удается обобщить лишь одну черту, свойство предметов, его образующих. Такие предельно общие понятия называют категориями. К их числу относится понятие «бытие». Им обозначают все, «имеющее место быть», все существующее в мире.

Эту категорию использовали древнегреческие философы. Одни из них (Парменид) писали о бытии как непрерывном, цельном, неделимом. Другие характеризовали его как становящееся, изменчивое. «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»,—утверждал Гераклит.

Проблема бытия человека также издавна занимала философов. В древнейших философских системах Китая, Индии, Греции человек мыслился как часть Космоса, всеобъемлющего мира. И сам человек воспринимался как своеобразный «микрокосмос». Природа понималась как живой организм, а человек —как сочетание разных элементов, или «стихий», космоса. Одному из древнекитайских мудрецов принадлежат слова: «Между Небом и Землей человек драгоценнее всего». При этом мир создан не ради человека, поэтому человек не вправе диктовать свою волю природе. Он призван следовать естественности, в крайнем случае «упорядочивать», преодолевать сбои, происходящие в мире время от времени, но он ответствен за свои деяния на высшем, космическом уровне.

Древнеиндийская философия выдвинула идею переселения душ и сделала весьма условной и подвижной границу между живыми существами. Суть этой идеи состоит в том, что душа человека после его смерти не погибает, а находит себе другое пристанище. Во что именно она воплотится, зависит от поведения человека в теперешней жизни: за мысленный грех — в представителя низшей касты, за словесный — в животное, за греховный поступок — в неодушевленный предмет.

Человеку и только человеку приписывалось стремление и способность освобождаться от предопределенности через нравственное благородство, раскрепощение души, что даст возможность достичь величия.

Античная философия обогатила науку пониманием различий между законами природы и человеческого мира. Было выделено противоречие: «неизменные законы природы — изменчивые человеческие установления».

Человек как духовно-телесное существо был главным содержанием всей древнегреческой культуры, особенно во времена ее расцвета. Философ Гераклит утверждал: «Из обезьян прекраснейшая безобразна, если сравнить ее с человеческим родом. Из людей мудрейший, по сравнению с Богом, покажется обезьяной и по мудрости, и по красоте, и по всему остальному. А сами греческие боги предстают величественными и вместе с тем человечными».

Греческая философия, провозгласившая тезис о человеке как о мере всего существующего, ориентировалась на его разум, призывала к самопознанию. Изречение «Познай самого себя», высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах, явилось одним

из путеводных в развитии наук о человеке.

Средневековая христианская философия противопоставляла «истинное», божественное и «неистинное», сотворенное бытие, различая при этом сущность и существование, смысл и символ.

Своеобразие христианского библейского представления о человеке как «образе и подобии Бога», внутренне раздвоенном вследствие грехопадения, сочеталось с учением о соединении божественной и человеческой сущности в личности Христа. Такое соединение открывало возможность внутреннего приобщения каждого человека к божественной благодати, преодоления греховности и смертности тела через бессмертие души.

Эпоха Возрождения дала науке представление о безграничности творческих возможностей человека. Идея философа Мирандолы заключалась в том, что человек занимает особое положение в мироздании, поскольку причастен ко всему земному и небесному от низшего до наивысшего. В сочетании со свободой выбора предназначение человека дает ему творческую способность самоопределения. Человек-творец уподобляется Богу. В этот период философы восхищались человеком, провозглашали гимны его разуму, творческому началу.

Философы XVII—XVIII вв. рассматривали бытие как реальность, противостоящую человеку, как сущее, которое человек осваивает в деятельности. Для европейской философии этого времени бытие чаще всего ограничивается природой, миром естественных тел, а духовный мир статусом бытия не обладает.

Наряду с этой натуралистической линией в новоевропейской философии формируется прямо противоположный способ истолкования бытия: подлинной реальностью является именно мысль. Этот подход представлен в исходном тезисе Р. Декарта: «Мыслю, следовательно, существую». В дальнейшем эта идея получила развитие в немецкой идеалистической философии. Так, философ И. Фихте утверждал, что подлинным бытием является свободная, чистая деятельность абсолютного «Я», материальное бытие — продукт осознания и самосознания «Я». Такие взгляды, отрывавшие категорию бытия от внешнего мира, вскоре были подвергнуты справедливой критике.

И. Кант вопрос «Что такое человек?» формулирует как основной вопрос философии, а самого человека рассматривает как существо, принадлежащее двум различным мирам — природной необходимости и нравственной свободе. В немецкой философии XVIII—XIX вв. ведущим являлось представление о человеке как творце духовной жизни, культуры, носителе всеобщего идеального начала — духа или разума.

Велик был интерес к проблеме человека и в конце XIX—XX вв. Поиск сущностных свойств человека сконцентрировал внимание ученых на таких проявлениях, как чувство, воля, влечение. Тогда же в науке начали различать понятия «индивидуальность» и «личность». Индивидуальность стала пониматься прежде всего как своеобразие, неповторимость психической жизни человека, а личность — это его индивидуальные проявления на фоне социальных отношений.

В XX в. проблема бытия человека стала предметом особого философского исследования. В учении немецкого философа XX в. М. Хайдеггера бытие — «просека», которая открывает тайну сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит согласно Хайдеггеру «смысл бытия».

Французский философ и писатель Ж.-П. Сартр разграничивает бытие материальное и человеческое. Первое есть для него что-то косное, сопротивляющееся человеческой воле и действию.

Основная характеристика человеческого бытия, по мнению Сартра,— свободный выбор возможностей.

Итак, бытие человека — специфический способ его уникального, неповторимого существования. Это понятие трактуется в мировой философии по-разному. Однако при всех различиях оно оценивается как особая реальность, постижение которой позволяет человеку лучше понять самого себя.

Русский философ Н. А. Бердяев писал: «Проблема человека есть основная проблема философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с себя. Разгадка бытия человека для человека скрыта в человеке. В познании бытия человека есть совсем особая реальность, не стоящая в ряду других реальностей. Человек не есть дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадка мира».

 







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 831. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

Принципы резекции желудка по типу Бильрот 1, Бильрот 2; операция Гофмейстера-Финстерера. Гастрэктомия Резекция желудка – удаление части желудка: а) дистальная – удаляют 2/3 желудка б) проксимальная – удаляют 95% желудка. Показания...

Ваготомия. Дренирующие операции Ваготомия – денервация зон желудка, секретирующих соляную кислоту, путем пересечения блуждающих нервов или их ветвей...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия