Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Мобильный мир





 

Все, о чем говорилось выше, указывает на чрезвычайно глубокие взаимосвязи «туризма» и «культуры» в подвижном мире[xlvii]. Путеше­ствуют не только туристы, но и предметы, культуры и образы. Ка­жется даже, что существует более общая «мобильная культура», ко­торая происходит от «принуждения к мобильности». Такую культу­ру описывает К. Каплан в работе «Вопросы путешествий»[xlviii]. Ее соб­ственная большая семья проживает на разных континентах, и в си­лу этого путешествия и туризм всегда были «неизбежностью и не­обходимостью для сохранения семьи, любви и дружбы, а также работы»[xlix]. Она «родилась в культуре, которая приняла как должное национальную выгоду путешествий» вместе с идеей, что «граждане Америки могут путешествовать куда хотят»[l]. Здесь имплицитно присутствует мысль о том, что человеку позволено путешествовать, что путешествия - существенная часть его жизни. Культуры стали настолько мобильными, что современные горожане (не только американцы!) не ставят под сомнение свое право проникать в дру­гие места и в иные культуры. Более того, если члены семьи нахо­дятся в постоянном движении, тогда различия между домом и не домом теряют силу. Культурное многообразие подразумевает и де­лает необходимыми широкие формы мобильности. (Впрочем, дру­гим культурам пока трудно превзойти недавний «рекорд» Индии. 24 января 2001г. в Алахабаде проходил фестиваль Hindu Kumbh Mela. В этот день в одном месте за короткий срок собралось, наверное, рекордное количество людей - 30-50 миллионов индусов прибыло на берега Ганга со всего света).

Принадлежность к культуре почти всегда предполагает путешест­вия. Они, развивая и поддерживая культуру, принимают разные фор­мы. Это и паломничества к сакральным местам, к определенным письменным или визуальным текстам, и поездки по маршрутам, свя­занным с ключевыми историческими событиями, и путешествия ради того, чтобы увидеть известных людей или свидетельства их жизни, по­знакомиться с другими культурами, чтобы сильнее ощутить собствен­ную культурную принадлежность.

«Национальное» может быть удобной точкой отсчета для того, чтобы проследить, что значит путешествие для культуры, и как культуры путешествуют. В центре нашего внимания будет повест­вование нации о самой себе. Национальные истории рассказыва­ют о движении людей сквозь прошлое; часто начало такого нарратива теряется в тумане времени[li]. Многое в истории традиций и символов «изобретено» и является как результатом забывания прошлого, так и воспоминания о нем[lii]. Европа конца XIX в. - это период примечательного конструирования национальных тради­ций. Например, во Франции День взятия Бастилии был учрежден в 1880 г., Марсельеза стала национальным гимном в 1789 г., 14 ию­ля было объявлено национальным праздником в 1880 г., а Жанну Д'Арк католическая церковь извлекла из небытия только в 1870-х г.[liii]. В более общем смысле, идея «Франции» была расширена бла­годаря «процессу, сходному с колонизацией, средствами коммуни­кации (дороги, железные дороги и газеты), так что к концу ХIХ века народная и элитарная культуры встретились» в результате разнообразных движений[liv]. Одним из ключевых моментов в этом процессе явилось массовое производство публичных памятников, увековечивавших нацию, особенно в перестроенном Париже. К этим монументам путешествовали, их рассматривали, о них говорили, ими делились с другими при помощи рисунков, картин, фотографий, фильмов и европейской индустрии туризма.

Первым национальным туристическим событием стала Великая Выставка 1851 г. в лондонском Хрустальном Дворце. С тех пор туризм превратился в коллективное предприятие, выполняя роль сти­мула для нации. В то время население Британии составляло восем­надцать миллионов; из них шесть миллионов посетило Выставку, причем многие воспользовались новой железной дорогой, чтобы впервые попасть в столицу. Во второй половине XIX в. похожие мега-события происходили по всей Европе, и они в отдельных случаях привлекали до 30 миллионов человек[lv]. Считается, что Междуна­родная Выставка столетия в Мельбурне 1888 г. собрала две трети на­селения Австралии[lvi]. Ее посетители, австралийцы и приезжие, были призваны подтвердить не только достижения, но и характерные чер­ты этой страны. Особую роль для складывания национального само­сознания сыграли создание национальных музеев, успехи нацио­нальных художников, архитекторов, музыкантов, драматургов, ро­манистов, историков и археологов[lvii].

За последнее время мир превратился в глобальную сцену, на ко­торую вышли почти все нации, соревнуясь в желании обратить на себя внимание и привлечь как можно больше туристов. В этом пла­не особенно показательны такие интернациональные мега-события как Олимпийские игры, соревнования за Мировые кубки и Международные выставки[lviii], ставшие предпосылкой массового ту­ризма и космополитизма. Они свидетельствуют о том, что нацио­нальная идентичность теперь все чаще определяется в терминах не только локальной, но и глобальной сцены. Именно такая сценич­ность облегчает как телесное, так и воображаемое путешествие к мега-событиям внутри глобального порядка [lix].

Кроме того, во многих культурах перемещения людей влекут за собой пересечение национальных границ. В развивающихся стра­нах семьи с возрастающим уровнем доходов создают новые нормы экстенсивной мобильности. Быстрое увеличение «глобальных диа­спор» расширяет диапазон, степень и значение всех форм путешест­вия для больших семей и общин, разбросанных по свету. В Тринидаде даже существует выражение, что ты можешь почувствовать себя настоящим тринидадцем только выехав заграницу. Около шестиде­сяти процентов нуклеарных семей имеют хотя бы одного человека, живущего в другой стране [lx]. А. Онг и Д. Нонини таким же образом показывают значение движения через границу для огромной китай­ской диаспоры, которая насчитывает от двадцати четырех до сорока пяти миллионов человек[lxi]. Дж. Клиффорд подводит итог: «рассеян­ные по миру народы, однажды отделенные от родины океанами и политическими барьерами, все сильнее связывают себя «погранич­ными отношениями» со своей прежней страной, получив возмож­ность передвигаться туда и обратно благодаря современным транс­портным связям, мобильным технологиям и трудовой миграции. Самолеты, телефоны, аудиокассеты, и видеокамеры, и мобильные рынки труда уменьшают расстояния и облегчают двухстороннее движение, легальное и нелегальное, по всему земному шару»[lxii]. Такое перемещение диаспор не лимитировано во времени. В отличие от обычного туризма, основанного на четком разделении «дома» и «не дома», путешественник диаспоры часто не имеет определенных временных границ, поскольку один вид его деятельности может плавно перейти в другой.

Заключение

 

Конфигурация взгляда туриста приобретает, таким образом, целый ряд важных особенностей благодаря процессам глобализации. Это относится и к вечно-мобильным путешественникам, перемежаю­щим свое движение паузами, и к неподвижным телам, встречаю­щимся в «странных столкновениях» нового мирового порядка. Та­ким неожиданным столкновениям свойственен исключительно вы­сокий уровень «невзаимодействия», или урбанистической аноним­ности, особенно внутри причудливых «городов, обнесенных стена­ми», известных как аэропорты [lxiii].

Произошел огромный сдвиг от одиночного взгляда туриста XIX века к современному изобилию бесчисленных дискурсов, форм и во­площений туристского взгляда. В упрощенном смысле можно гово­рить о глобализации взгляда туриста, поскольку сердцевину глобаль­ной культуры составляет множество взглядов, практически вездесу­щих в своем ужасном непрерывном бодрствовании. При этом виды мобильности, физической, воображаемой и виртуальной, добро­вольной и вынужденной не поддаются исчислению Кроме того, значительно меньше «туризма» как такового сущест­вует в пределах специфического обособленного времени-и-пространства; это своеобразный «конец туризма» внутри более общей «экономики знаков». Увеличивается сходство между поведением че­ловека «дома» и «не дома»[lxiv]. Места туризма стремительно распрост­раняются по земному шару в связи с массовым проникновением средств медиа в туристическую среду. Территория повседневной жиз­ни перестраивается под «туристские» образцы, равно как и многие участки окружающей среды. Мобильность становится все более зна­чимым фактором в самоидентификации молодежи, и выходцев из диаспор, и пожилых обеспеченных людей, которые могут позволить себе жизнь в движении. И «туристическая рефлексия», пусть и раз­дражая нас, ведет к тому, что практически каждое место получает шанс занять свою нишу в водовороте контуров складывающегося глобального порядка[lxv].

 

 


 


[1] Урри Дж. Взгляд туриста и глобализация// Массовая культура: современные западные исследования.- М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры». 2005. С. 136-150.


 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

[i] Caimcross F. The Death of Distance. London: Orion, 1997.

 

[ii] Bauman Z. Liquid Modernity. Cambridge: Polity, 2000.

 

[iii] Urry J. Sociology Beyond Societies. London: Routledge, 2000. Ch.3.

 

[iv] Urry J. Consuming Places. London: Routledge, 1995.

 

[v] Lencek L., Bosler G. The Beach. The History of Paradise on Earth. London:
Seeker and Warburg, 1998; Gottdiener M. Life in the Air. Surviving the New
Culture of Air Travel. Lanham, Mass.: Rowman and Littlefield, 2001; AhmedS.
Strange Encounters. London: Routledge, 2000.

 

[vi] Этот процесс распространения индустрии туризма может быть проиллюстрирован в художественной литературе на примере отталкивающего об­раза Руперта Шелдрейка, антрополога туризма. См.: Lodge D. Paradise News. London: Seeker and Warburg, 1991.

 

[vii] Franklin S., Lury C., Stacey J. Global Nature, Global Culture. London: Sage, 2000.

 

[viii] MacCannell D. Empty Meeting Grounds. New York Routledge, 1992; Auge M. Non-Places. London: Verso, 1995.

 

[ix] Lennon J., Foley M. Dark Tourism. London: Continuum, 2000; O'Rourke P.J. Holidays in Hell. New York: Atlantic Monthly Review, 1988.

 

[x] HendryJ. The Orient Strikes Back. A Global View of Cultural Display. Oxford:
Berg, 2000.

 

[xi] Lash S., UrryJ. Economies of Signs and Space. London: Sage, 1994.

 

[xii] Tourism, Travel and Sex/ Eds. S. Clift, S. Carter. London: Cassell, 1999.

 

[xiii] Klein N. No Logo. London: Flamingo, 2000.

 

[xiv] Ibid. P. 22.

 

[xv] Urry J. Sociology Beyond Societies. Ch.2.

 

[xvi] Veijola S., Jokinen E. The Body in Tourism // Theory, Culture and Society, 6. 1994. Pp. 125-51.

 

[xvii] Rodaway P. Sensuous Geographies. London: Routledge, 1994.

 

[xviii] См.: Leisure/Tourism Geographies/ Ed. D.Crouch. London: Routledge, 2000; Bodies of Nature/ Eds. P.Macnaghten, J.Urry. Body and Society, no.6, 2000.Pp. 1-202.

 

[xix] Shelter M. Consuming the Caribbean. London: Routledge, 2002.

 

[xx] Gil J. Metamorphoses of the Body. Minneapolis: University of Minneapolis Press, 1998. P. 126; Lewis N. The Climbing Body: Choreographing a History of Modernity. Ph D, Dept. of Sociology, Lancaster University, 2001.

 

[xxi] Pratt M. Imperial Eyes. London: Routledge, 1992. P. 222.

 

[xxii] Schivelbusch W. The Railway Journey. Trains and Travel in the Nineteenth
Century. Oxford: Blackwell, 1986. P. 66.

 

[xxiii] Larsen J. Tourism Mobilities and the Tourist Glance: the «Tourist Gaze» in
Motion. 2001.

 

[xxiv] Osbome P. Travelling Light. Photography, Travel and Visual Culture. Manchester Manchester University Press, 2000. P. 168.

 

[xxv] Schivelbusch W. Op.cit.

 

[xxvi] Thrift N. Spatial Formations. London: Sage, 1996. P. 286. '

 

[xxvii] Lujgren O. On Holiday: a History of Vacationing. Berkeley: University of California Press, 2000. P. 3.

 

[xxviii] Larsen J. Op.cit.

 

[xxix] UrryJ. Sociology Beyond SocietiesE Ch.3.

 

[xxx] Taylor J. A Dream of England. Landscape, Photography and the Tourist's
Imagination. Manchester Manchester University Press, 1994. Pp. 122,136-45.

 

[xxxi] Wilson A Culture of Nature. Oxford: Blackwell, 1992. P. 35.

 

[xxxii] Ibid. P. 37.

 

[xxxiii] Ibid. P. 33.

 

[xxxiv] Baden D., Moloteh H. The Compulsion to Proximity// Now/Here: Time, Space
and Modernity / Eds. R. Friedland, D. Boden. Berkeley: University of
California Press, 1994. Pp. 257-86.

 

[xxxv] Urry J. Sociology Beyond Societies.

 

[xxxvi] Roche M. Mega-Events and Modernity. London: Routledge, 2000.

 

[xxxvii] Ibid. P. 199.

 

[xxxviii] Ibid. P. 224.

 

[xxxix] RingJ. How the English Made the Alps. London: John Murray, 2000. Ch.4-6.

 

[xl] Lewis N. Op.cit.

 

[xli] Jarvis R. Romantic Writing and Pedestrian Travel. London: Macmillan, 1997.
Ch.1-2.

 

[xlii] Cloke P., Perkins H. Cracking the Canyon with the Awesome Foursome:
Representations of Adventure Tourism in New Zealand // Environment and
Planning Society and Space, 16.1998. Pp.: 185-218.

 

[xliii] Ahmed S. Op.cit.

[xliv] Desmond J. Op. Cit. Part 1.

 

[xlv] Desmond J. Staging Tourism. Chicago: University of Chicago Press, 1999. MacCannell D. Staged Authenticity: Arrangements of Social Space in Tourist Settings // American Sociological Review, 79. 1973. Pp. 589-603; Idem. The Tourist. New York, 1999.

 

[xlvi] Desmond J. Op. Cit. Part 1.

 

[xlvii] Touring Cultures/ Eds. C. Rojek, J. Urry. London: Routledge, 1997.

 

[xlviii] Kaplan C. Questions of Travel. Durham, US: Duke University Press, 1996.

 

[xlix] Ibid. P. IX.

 

[l] Ibid.

 

[li] Nation and Narration / Ed. H. Bhabha. London: Routledge, 1990.

 

[lii] McCrone D. The Sociology of Nationalism. London: Routledge, 1998. Ch.3.

 

[liii] Ibid. Pp. 45-46.

 

[liv] Ibid. P. 46.

 

[lv] Roche M. Op.cit.

 

[lvi] Spillman L. Nation and Commemoration. Cambridge: Cambridge University
Press, 1997. P. 51.

 

[lvii] McCrone D. Op.cit P.53-5; Kirshenblatt-Gimbktt B. Destination Culture.
Tourism, Museums and Heritage. Berkeley: University of California Press,
1998.

 

[lviii] Harvey P. Hybrids of Modernity. London: Routledge, 1996.

 

[lix] Roche M. Op.cit.

 

[lx] Miller D., Slater D. The Internet. London: Berg, 2000. Pp. 12,36.

 

[lxi] Ungrounded Empires / Eds. A Ong, D. Nonini. London: Routledge, 1997.

 

[lxii] Clifford J. Routes. Cambridge, Mass: Harvard University Press, 1997. P. 247.

 

[lxiii] GottdienerM. Op.cit. Pp. 34-35.

 

[lxiv] Shaw G.,Agarwal S., Bull P. Tourism Consumption and Tourist Behaviour: a
British Perspective //Tourism Geographies. 2,2000. Pp. 264-289. P. 282.

 

[lxv]См.: ParrM. Boring Postcards. London: Phaidon Press, 1999

 







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 486. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...


Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...


Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...


Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

ТРАНСПОРТНАЯ ИММОБИЛИЗАЦИЯ   Под транспортной иммобилизацией понимают мероприятия, направленные на обеспечение покоя в поврежденном участке тела и близлежащих к нему суставах на период перевозки пострадавшего в лечебное учреждение...

Кишечный шов (Ламбера, Альберта, Шмидена, Матешука) Кишечный шов– это способ соединения кишечной стенки. В основе кишечного шва лежит принцип футлярного строения кишечной стенки...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия