Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Туризм и глобальное





note 21

Джон Урри

ВЗГЛЯД ТУРИСТА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ [1]

 

В 1990 г., когда я впервые опубликовал книгу «Взгляд туриста», зна­чимость процессов, которые мы называем сегодня глобализацией, еще не была очевидна. В то время только изобрели Интернет, и сложно было предположить, как он преобразует бесчисленные ас­пекты общественной жизни, внедряясь в нее намного скорее, чем любая предыдущая технология. Не успело сказаться влияние Интер­нета, как еще одна мобильная технология - мобильный телефон - преобразовала практики коммуникации «в движении». В целом 90-е гг испытали существенное сжатие времени и пространства, посколь­ку люди во всем мире стали «ближе» благодаря разнообразным тех­нологическим усовершенствованиям. Для многих социальных групп все более актуальной становится «гибель дистанции»[i]; при этом, со­вершается переход от прочной, устойчивой современности к более текучей и ускоренной «жидкой современности» [ii].

Ощущение сжатия пространства возникло, отчасти, благодаря быстрым потокам путешественников и туристов, физически переме­щающихся с места на место. В другой своей работе я провожу разли­чие между виртуальным путешествием по Интернету, воображаемым перемещением при помощи телефона, радио и телевидения, и путе­шествием «во плоти» по инфраструктурам глобальной индустрии ту­ризма[iii]. За последнее десятилетие объем «движения» заметно вырос. Хотя нет никаких свидетельств того, что виртуальные и воображае­мые путешествия замещают реальные, но, безусловно, между ними существуют сложные пересечения, и различия начинают все быстрее стираться. Компания Микрософт спрашивает: «куда хотите отпра­виться сегодня?», и есть множество разнообразных взаимосвязан­ных способов туда попасть.

В частности, практика «телесных» путешествий достигла огром­ных размеров. В настоящее время происходят величайшие в истории перемещения людей через национальные границы. В силу такой те­кучести отношения между обществами на земном шаре опосредова­ны потоками туристов, и, одно за другим, места изменяются для то­го, чтобы принимать эти потоки. Мир охвачен процессом «произ­водства» и «потребления мест»[iv]. Сегодня основные компоненты, позволяющие «исполнять» современную глобальную культуру, включают гостиничный буфет, бассейн, коктейль, пляж, зал ожида­ния аэропорта и бронзовый загар[v].

Такое всепоглощение предполагает рост «туристической рефлек­сии», складывание дисциплин, процедур и критериев, позволяющих любому (и каждому?) месту в рамках возникающих образцов глобаль­ного туризма направлять, оценивать и развивать свой «туристичес­кий потенциал». Такая рефлексия дает возможность идентифициро­вать конкретное место в географических, исторических и культурных координатах, опоясывающих Землю, и определять его существующие и потенциальные материальные и семиотические ресурсы. Одним из элементов «туристической рефлексии» является институционализация исследований туризма - появление новых монографий, учебни­ков, экзотических конференций, отделов и журналов (включая воз­никшие в 90-х гг «International Journal of Tourism Research», «Tourism Studies», «Journal of Sustainable Tourism», «Journeys», «Tourism Geographies»). Открылось множество консультирующих фирм, свя­занных с местными, национальными и международными государст­венными структурами, компаниями, добровольными ассоциациями и национальными географическими обществами[vi].

Данная рефлексия касается не только отдельных людей и их жиз­ненных возможностей, но целого ряда систематических, регулируе­мых оценочных процедур, позволяющих каждому «месту» изучать, модифицировать и максимизировать свое положение в стремитель­но изменяющемся мировом порядке. Эти процедуры изобретают, производят, продают и распространяют (в частности, по всемирному телевидению и Интернету) новые или заново «упакованные», или отличающиеся от других, или занимающие отдельную нишу места и их визуальные образы. В дальнейшем обращение этих образов реа­лизует саму идею «земного шара» [vii]. Разумеется, не все члены мирового сообщества являются равны­ми участниками глобального туризма. Рядом с глобальными турис­тами и путешественниками во многих «пустых местах встречи» или «не местах» современности, таких, как зал ожидания аэропорта, ав­то- и железнодорожный вокзал, станции техобслуживания на авто­магистралях, порты и т.д., соседствуют бесчисленные изгнанники со всего мира[viii]. Усилившееся в последнее время экономическое и соци­альное неравенство понуждает людей к мобильности - они бегут от голода, войны, пыток, преследований и геноцида.

Для «взгляда туриста» важно, что ряд обстоятельств переводит про­блему «туризма» из области маргиналий глобального порядка (и чис­то академического интереса) чуть ли не в центр возникающего мира «жидкой современности». Во-первых, туристические инфраструкту­ры создаются в самых неожиданных местах. Разумеется, большинство людей не глобальные туристы, а, скорее, посетители; но это вовсе не означает, что те места, в которых они живут, и связанные с этими ме­стами образы природы, нации, колониализма, жертвы, общины, на­следия и т.д. не становятся важнейшими составляющими хищного глобального туризма. Даже самые неожиданные направления включа­ются в его сеть - Аляска, Аушвиц-Биркенау, Антарктида, особенно в период празднования Миллениума, Шанги Джайл в Сингапуре, мес­та нацистской оккупации на островах Ламанша, Дахау, заброшенные угольные шахты, Куба, в особенности ее «колониальное» и «амери­канское» наследие, Исландия, Монголия, Эверест, Северная Ирлан­дия, Северный Кипр, оккупированный Турцией, Пирл-Харбор, пост­коммунистическая Россия, Роббен-Айленд в Южной Африке, Сарае­во, космос, «Титаник», Вьетнам и т.д.[ix]. В ряде случаев формирование туристического направления - часть рефлексивного процесса, посред­ством которого общества и места вступают в глобальный порядок (или «возвращаются» в него, как Куба в 90-х).

Существенно возрастают туристские потоки из разных стран, в особенности «восточных», которые ранее посещали и потребляли туристы с «Запада». В настоящее время растущие доходы среднего класса в Азии (равно как и студенческие образовательные поездки и туризм «челноков») генерируют сильное желание увидеть воочию те места на «Западе», которые, как представляется, определили миро­вую культуру. Дж. Хендри описывает создание в азиатских странах различных тематических парков, полных экзотических «западных» черт[x]. Она характеризует эту тенденцию как вид обратного ориента­лизма («ориентализм наносит ответный удар»), - желание выставитьна обозрение элементы западной культуры, чтобы они воспринима­лись в Азии как диковинные и странные.

Сфера глобального туризма все больше пересекается с общей «эко­номикой знаков», вторгаясь в различные пространства потребления. В ее пределах обнаруживается множество институтов и форм, воздей­ствия которых трудно избежать[xi]. К ним относятся транспортные пе­ревозки, гостиничный бизнес (в том числе и секс-туризм)[xii], путеше­ствие, дизайн, консультирование, производство образов, объектов глобального туризма, глобальных символов (таких, как Эйфелева башня), типичных картин (всемирный пляж), локальных знаков (балийские танцы), репрезентация и обращение образов в СМИ через печать, телевидение, новости, Интернет, организация строительства и развития туристической инфраструктуры, и прочие вещи.

В мире все быстрее распространяются могущественные и вездесу­щие глобальные бренды или логотипы[xiii]. Их сила связана с тем, что самые успешные корпорации за последние два десятилетия превра­тились из производителей продукции в производителей брендов, с громадными расходами на маркетинг, дизайн, спонсорство, пиар и рекламу. Такие брендовые компании, включающие множество фирм, занятых в сфере путешествий и отдыха (Nike, Gap, Easyjet, Body Shop, Virgin, Club Med, Starbucks и т.д.), создают «концепции» или «стиль жизни». Они «свободны от тягот реального мира, от производства и хранения продуктов; беспрепятственно укрепляясь, бренды реализу­ют скорее коллективные галлюцинации, чем товары и услуга»[xiv].

Водоворот глобального туризма бесчисленными способами втяги­вает в себя людей и места. «Глобальное» и «туризм» - не два отдель­ных понятия, соединенные при помощи каких-то внешних связей. Скорее, каждое из них - часть системы сложных взаимозависимых процессов. Более того, подобные инфраструктуры, потоки людей и образов и сама практика туристической рефлексии должны быть ос­мыслены в единстве как некий глобальный гибрид, распространяю­щийся по земному шару[xv]. Здесь можно усмотреть аналогию с други­ми глобальными гибридами, такими как Интернет, автомобилизм, всемирная финансовая система и т.д., которые развиваются, преоб­разуя и воспроизводя «глобальное».







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 547. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Тема: Составление цепи питания Цель: расширить знания о биотических факторах среды. Оборудование:гербарные растения...

В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия