Студопедия — Robert B. Dilts 15 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Robert B. Dilts 15 страница






Некоторые из этих более глубинных понятий НЛП впоследствии поит вам применить отдельные аспекты конкретной способности в нее удаленном контексте, даже если «что» для этих контекстов бу-■ различаться. Пытаясь перенести те или иные ресурсы в контекст, существенно

тличающийся от позитивного референтного опыта, вы можете столк-


Часть И. Совместная креативность

нуться с невозможностью использовать даже прежний стиль мышления. В этой ситуации, чтобы отыскать ресурс, подлежащий переносу, вам придется подняться на более высокий уровень, такой как убеждения или ценности,

Таким образом, если вы пытаетесь перенести некий ресурс из ситуации катания на лыжах в офисную ситуацию, вам удастся перенести только очень ограниченный набор элементов «что» — актуального поведения связанного с лыжным спортом, Вероятно, вам удастся пе ренести определенные микрофизиологические аспекты подготовки к спуску на лыжах, но макроповеденческие проявления окажутся непригодными для офисного контекста,

На уровне когнитивных способностей вы можете обнаружить, что во время катания на лыжах способны составить чрезвычайно четкое представление о предстоящем маршруте, однако в собственном офисе для этой же цели пользуетесь лишь весьма туманными вербальными формулировками. Возможно, вам не составит труда перенести и i контекста в контекст когнитивный процесс «визуализации* маршрута

Следующий вопрос звучит так: «В достаточной ли мере то, что вы делаете, изменяет или расширяет вашу карту восприятия, чтобы вы могли найти адекватное решение проблемы?» Является ли визуализация маршрута необходимым и достаточным ресурсом или достаточно новым способом мышления, чтобы породить адекватное решение?

Если нет, вы можете вернуться к позитивному референтному переживанию и продолжить поиск паттернов на уровне убеждений и ценностей. Возможно, «что» и «как» не подлежат эффективному переносу, однако в ситуации спуска на горных лыжах вы верите в то, что справитесь с задачей, и полагаетесь на неосознаваемые навыки, которые управляют каждым вашим движением. Это убеждение можно перенести в дру1 ой контекст. И может оказаться так, что, если вы перенесете веру в собственную неосознаваемую компетентность в сложную офисную ситуацию, вам неожиданно откроются новые перспективы и альтернативы взаимодействия с ограничивающими факторами.

Если контексты весьма существенно различаются, вы можете столкнуться с тем, что единственным ресурсом, который вы можете перенести из одного контекста в другой, окажутся ваши самосознание и чувство миссии. Вероятно, в ресурсной ситуации вы в точности осознаете, кем вы являетесь и в чем заключается ваша миссия. Это же чув-сгво идентификации и миссии может оказаться весьма ценным ресурсом в проблемной ситуации.


Глава 5. Креативность и решение проблем


Самосознание и сознание миссии

 


ячимость физиологии

с тренеру, так и исследователю важно помнить, что различные типы {интенсивность поведенческих сигналов связаны с различными уров-

4И процессов. Уровень нервной системы, мобилизующийся в тот эмент, когда вы испытываете чувство собственной миссии и иденти-акации, находится гораздо глубже, чем уровень, необходимый для

[шекторного движения рукой. Для исследования собственного окру-ения вы можете оставаться пассивным, Вы не обязаны отдаваться эму всецело. Вы можете наблюдать за окружающей средой, не акти-

зируя никаких глубинных уровней. Однако для того чтобы пред-ринять какое-то действие, вам придется мобилизировать уже боль-) часть нервной системы. Чтобы подумать о собственных действиях,

[ придется мобилизировать и связать между собой уровень, ответ-венный за непосредственные действия, и новый уровень. Чтобы почить доступ к убеждениям и ценностям, вы должны мобилизовать е, что связано с вашим сердцем, вашим «нутром». И разумеется, пол-

i мобилизация нервной системы порождает чувство самосознания. I целом, высшие уровни процесса мобилизуют более глубокую отда-' нервной системы.

Одна из задач НЛП — с помощью всех этих понятий (репрезента-№ных систем, физиологических проявлений, программ и целей)


Часть П. Совместная креативность

определить методы, позволяющие мобилизировать большую часть подобной неврологии. Как уже говорилось, цель упражнения — не в том, чтобы предоставить готовое решение, но в том, чтобы расширить пространство решения. Первый вопрос: «Что может быть перенесено, и как это сделать?», второй: «В достаточной ли мере перенесенный элемент открывает пространство решения, чтобы обеспечить адекватное решение?»

Что касается основной стратегии, тренеру следует начать с осязаемых и очевидных микроуровневых паттернов, а затем переходить к паттернам более высоких уровней. Поведенческие сигналы являются одновременно инструментом и доказательством для переноса креативных процессов из контекста в контекст. С точки зрения НЛ П, если система закрыта для нового способа мышления или новой карты, успеха ожидать не приходится.


Глава 5. Креативность и решение проблем

РАЗДЕЛ 5.4. КАРТА А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            1 Заключение            
     
Неэффективная ЮТЕ Нуждается в иннова-■foiijiir найдите элемент, Нюорый порождает ■проблему     Задача в том, чтобы расширить наше пространство восприятия/ карту   а не в том, чтобы отыскать гарантированное решение  
   
        путем сравнения контрастных переживаний   усовершенствовать карту, добавив новые альтернативы будущего и вероятна обнаружив более эффективные паттерны  
               
Ввруппы» сенсорных ■репрезентаций и фи-Киологические сигна-Ьм могут быть перенесены «как есть» Неэффективного ИЬнтекста в менее ■аффективный     необходимо откорректировать эти элементы, чтобы они вписались в специфику менее эффективного контекста (изменить качество репрезентаций)  
  попытаться добавить новые элементы (сложить репрезентации)  
  Там, где этого окажется недостаточно.    
           
       
     
         
  Начните работать В любом событии  
■Шагните вверх ■ра уровень ■почему/как?           над целью, затем над доказательствами, действиями и реакциями сохраняйте цель (и намерения) менее эффективного  
  найдите причины    
   
                  на проблемы контекста  
                                 

Ключевые положения

К

Немощь кому-либо в переносе эффективного креативного процесса или ТОТЕ — тре-

■инговая деятельность, которая требует наличия определенных интерактивных уме-

рй, а также навыков наблюдения.

к

Применение этих навыков и умений ведет к своеобразной со-креативности.

Процесс тренинга сам по себе является разновидностью ТОТЕ.

ш

юерхзадача тренера — помочь исследователю расширить свое восприятие проблем-

Ной ситуации, не обязательно при этом находя конкретное гарантированное решение.

Вто касается общей стратегии, тренер должен начать с более осязаемых и наблюда-|Иых микроуровневых паттернов и затем перейти к паттернам более высоких уровней.

Ьенер должен концентрироваться на элементах процесса и структуры, а не на содержании этого процесса.

W


Часть II. Совместная креативность

РАЗДЕЛ 5.4. КАРТА Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Вопросы выявления  
       
Как выражена цель: • Как картинка.   Откуда вы узнали, что   «Как это было», когда у вас были проблемы?
представление? • Вербально?   достигли своей цели?    
Что было бы, если бы
      вам пришлось добавить другую цель?
 
  В эффективном и менее    
  эффективном контексте?   Откалибруйте сигналы
        физиологического состояния; конгруэнтны
  Определите различия между  
  ценностями и любыми (ненужными) ограничивающими допущениями     ли они вашим реакциям?
   
  Может быть, нужно добавить что-то еще?
               

Ключевые положения

Основные цели тренера заключаются в том, чтобы 1) задавать вопросы, которые выявляют информацию о когнитивных паттернах, связанных с эффективными и неэффективными ситуациями, задействующими креативность; 2) помочь исследователю добавить и адаптировать релевантные факторы эффективного креативного процесса в неэффективную ситуацию с помощью фрейма «как если бы»; 3) помочь исследователю определить любые ограничивающие убеждения или допущения в неэффективной ситуации и 4) наблюдать за изменениями поведенческих ключей исследователя в ответ на произведенные изменения и дополнения.

Поведенческие сигналы являются одновременно инструментом и доказательством переноса креативных процессов из контекста в контекст.

Практикум

Приведите примеры ситуаций, в которых вам удавалось быть эффективным тренером (в отличие от начальника или советчика).

Приведите примеры ситуаций, в которых вы помогли другим в решении их проблем благодаря тому, что задавали вопросы, а не высказывали свое мнение о том, что, по вашему мнению, следует делать.

Вспомните упражнения на моделях TOTE, ROLE, BAGEL и «диснеевское» упражнение из первой части. Мысленно вернитесь к полученным навыкам 1) концентрации на процессе, а не на его содержании, 2) определения когнитивных микропаттернов и


Глава 5. Креативность и решение проблем

РАЗДЕЛ 5.4. КАРТА В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         
Анализируя стиль мышления, определите: • внутренние сенсорные   В ограничивающие ситуации могут быть добавлены различные  
репрезентации (визуальные, аудиальные, кинестетические); • внутренний язык; • качество внутренних репрезентаций (напри-   типы ресурсов: • сенсорные репрезентации; • состояния; • цели; • физилогия;   Общее предположение: расширение карты переживания изменяет восприятие того, что следует делать
мер, громкость голоса/ темп речи, распределение образа)   • ценности («почему») эффективной ситуации    
       
На «добавление» направлена следующая последовательность операций: • прежде всего, по возможности, изменение состояния Затем: • физиология; • внутренние сенсорные репрезентации (модальности и субмодальности)   Дальше можно думать «как если бы» («Что, если...?») и добавлять элементы этих операций в каждую часть ТОТЕ, начиная с цели  
Фрейм «как если бы» тоже может быть использован вне зависимости от контрастного анализа
       

Ключевые положения

цель переноса ТОТЕ заключается не в том, чтобы найти «правильную карту», но скорее в том, чтобы обогатить собственную карту с помощью стилей мышления «как если бы» и «что, если».

Расширяя наши карты, мы приобретаем новые представления о том, что может быть Сделано.

Практикум

Действуйте «как если бы» вы могли применить в проблемной ситуации ряд целей4 Доказательств, действий, ресурсов и допущений, использовавшихся в эффективном Примере. Какие альтернативы или новые реакции вам это дает?


Часть П. Совместная креативность

РАЗДЕЛ 5.4. КАРТА Г

 

 

 

 

 

Ограничивающие TOTE строятся на некоторых допущениях «или... или...». В качестве альтернативы рекомендуется определять в любом переживании комплементарные аспекты «и... и...». 1 Это позволяет добавлять   К допущениям, изначально заключенным в ограничивающей ситуации, можно добавлять (или подставлять взамен) новые допущения, как порожденные ресурсной ситуацией, так и «сконструированные» для расширения пространства восприятия (точки    
  В целом: исследование различных уровней переживания имеет большое значение для обогащения карты
новые варианты, не заменяя один другим зрения, временные фреймы, «почему» для других «почему»)  
При определении того, «что» и «где» нужно добавить в трех областях ТОТЕ, следует руководствоваться принципами креативности Принципы креативности могут быть использованы как тест при определении ограничивающих аспектов ЮТЕ

Ключевые положения

Применение принципов креативности и условий формальной правильности помогает найти прорехи и недостающие звенья в неэффективных стратегиях креативности.

Собственно тренинговая работа включает в себя значительный объем креативности. Важно, чтобы тренеры в любом взаимодействии руководствовались принципами креативности.

Практикум

Примените принципы креативности и условия формальной правильности к вашей проблемной ситуации. Подумайте, каким образом вы могли бы повысить уровень соответствия этим принципам и условиям в данном контексте.


Глава 5. Креативность и решение проблем РАЗДЕЛ 5.4. КАРТА Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

|5 Процесс изменений 1 зависит от того, как f при этом исполь-       «Что делать» может являться объектом переноса между близкими контекстами
I зуется креативность     или ♦
1 ♦  
1 Результаты креативности 1 могут быть:     Следует сделать шаг вверх, на уровень «как»:
1 | немедленными |     Существуют непрерывные     • Думаю ли я? • Использую ли я слова?
 
    креативные     • Какие эмоции я испытываю?
| шаг за шагом * веаи к желаемому '• результату     процессы     чтобы перенести процессы
        \
        Если контексты значительно удалены друг от друга.
   
в зависимости от сложности контекстов, их   «шагните» на следующий уровень, чтобы перенести
специфичности или обобщенности     «почему»: ценности/убеждения
            как ресурсы
  *
- Иногда единственным ресурсом оказываются выход на уровень «кто я?» и сопоставление критериев и паттернов мышления с собственной идентификацией/миссией

лючевые положения

авнение конкретных ситуаций дает информацию о микроуровневых паттернах, авнение общих классов ситуаций дает информацию о макроуровневых паттернах.

Практикум

Приведите пример двух ситуаций, которые сходны практически во всех аспектах, нако различаются по успешности креативных процессов. К примеру, успешное егирование задания конкретному человеку и неуспешное делегирование задания эму же человеку.

|Какие элементы восприятия или поведения повлияли на разницу креативных резуль-тов? (Рассматривайте ситуацию применительно к микроповеденческим и когнитив-1 ным паттернам.)

'Приведите пример двух ситуаций, в которых результат бы различался (т. е. в одном [ случае был бы позитивным, в другом — негативным) и контексты тоже различались. Какой урок можно извлечь из успешного контекста? Что можно перенести в неэф-'. фективный контекст для его обогащения? (Рассматривайте ситуацию применительно к об им установкам, убеждениям, ценностям и т. п.)


Часть И. Совместная креативность

РАЗДЕЛ 5.4. КАРТА Е

 

 

 

    /ровни субъективного переживания  
При осуществлении доступа к высшим уровням переживания (ценности/идентификация) нервная система задействована в большей степени   Когда я воспринимаю окружение, нервная система задействована в незначительной степени   Если переживания затрагивают мои ценности, подключается неврология моих «внутренностей»
Когда я нахожусь на уровне идентификации, задействованным оказывается все мое существо   Можно наблюдать за физиологией человека, чтобы определить, какой уровень переживаний задействован в данный момент   Чтобы расширить «включенность» нервной системы человека, можно заставить его выйти на уровень «почему» и «кто я»
                 
    Нервная система и уровни переживания тесно взаимосвязаны  

Ключевые положения

Различные типы и интенсивность поведенческих сигналов связаны с различными уровнями процессов. В целом, более высокие уровни процессов требуют большей отдачи от нервной системы; иными словами, мышление задействует более глубинные неврологические процессы, чем рутинные действия; убеждения и ценности переживаются и обрабатываются на более глубинном уровне, чем мышление, и т. п.

Практикум

Исследуйте то, как различные уровни процессов внутри вас задействуют различные физические и нервные «схемы».

1. Какое-то время пассивно наблюдайте и слушайте ваше непосредственное внешнее окружение.

Произведите простое действие, например сожмите руку в кулак и затем разожмите. Попробуйте вспомнить какую-либо из диаграмм предыдущего раздела книги. Подумайте о чем-нибудь, во что вы действительно верите или что цените в собственной работе.

Подумайте о чем-либо, что вы могли бы делать, но не делаете, потому что это не соответствует вам как личности.

Обратите внимание на то, как все эти различные уровни деятельности требуют задействования различных видов когнитивного пространства и по-разному влияют на ваше переживание.


Глава 5. Креативность и решение проблем

»аздел 5.5. Перенос эффективной стратегии >еативности из контекста в контекст

!ы уже убедились в том, что элементы креативных процессов можно вносить, даже если контексты существенно отличаются друг от дру-Однако это дополнительное измерение может вызвать затрудне-J, если вы делаете только первые шаги в тренинговом процессе. В та-эм случае рекомендуется начать с такой ситуации, которая не допус-ает слишком большого числа вариантов контекстуальных влияний. '. примеру, вы можете выбрать две ситуации, основанные на личной эммуникации: более успешную и менее успешную. Таким образом, этенциальное влияние существенно различающихся контекстов бу-: минимизировано. Это также позволит вам сконцентрироваться на екоторых микроуровневых паттернах из числа уже изученных.

Очевидно, что проблемное пространство расширяется по мере включения в него новых участников. Когда вы находитесь в одиноче-ве, вы мобилизуете иные типы убеждений, способностей и поведе-|ия, нежели когда вам приходится выполнять роль родителя, супруга ни взаимодействовать с коллегами, подчиненными или начальством. 1ые взаимоотношения корректируют вашу систему ценностей и /тетер требуемых способностей и навыков. Одной из проблем, свя-шых с креативным управлением различными взаимоотношениями, 1яется координирование различных кластеров ценностей и навы-PlKOB, которые требуются в различных контекстах. Применительно к ашей семье приоритет получает один набор ценностей. Во взаимодей-вии с начальником на первое место выходят другие ценности. И разумеется, проблемы начинаются тогда, когда вы оказываетесь в ситу-дии с множественными референтными точками зрения.

В НЛП, однако, считается, что вне зависимости от того, находитесь 1 Ли вы в одиночестве или окружены сотней людей, способность креативно реагировать является функцией вашей карты, вашей физиоло-|Тии и вашей способности использовать собственные нейролингвисти-Уческие программы в работе с проблемным пространством той или; иной ситуации. Это — ключевая предпосылка, лежащая в основе пе-[реноса элементов креативного процесса. Вы переносите не содержание предыдущего эффективного решения, а элементы процесса, свя-f занные с использованием ваших чувств, физиологии, убеждений, цен-I ностей и т. п. Эти процессы могут способствовать обнаружению I большего числа потенциальных альтернатив независимо от контекста.


Часть П. Совместная креативность

Различные виды стратегий и ТОТЕэффективно охватывают различные виды проблемных пространств. Задача процесса переноса ТОТЕ ~ определить и применить психические процессы, которые полезны для расширения восприятия проблемного пространства.

Контекст имеет большое значение применительно к проблемному пространству, релевантному для решения конкретной проблемы. Что же касается креативности, креативный процесс остается неизменным и сохраняет свою ценность вне зависимости от контекста, поскольку находит свое выражение в нас самих. Применительно к решениям вам необходимо принимать контекст во внимание. Применительно к креативности вы получаете доступ к процессу, который релевантен в различных контекстах и может быть полезным, даже если проблемные контексты существенно различаются. Однако, приступая к этой практике, постарайтесь для начала минимизировать контекстуальные аспекты. Обеспечьте сходство сравниваемых контекстов, так чтобы вам не пришлось беспокоиться о влиянии, оказываемом существенными отличиями ситуаций.

Сравнение элементов ТОТЕ для эффективных и неэффективных примеров креативности позволяет определить релевантные психические процессы. Общий процесс подразумевает нахождение двух ситуаций (таких, как непосредственная коммуникация), в одной из которых вы способны проявлять креативность, а в другой ощущаете определенные офаничения, от которых предпочли бы избавиться. Первая фаза процесса включает в себя определение ключевых элементов двух ТОТЕ. На этом этапе вам не нужно пытаться что-либо изменить, вы всего лишь выявляете структуру текущей карты ситуации для исследователя. Вторая фаза включает определение и перенос релевантных элементов из эффективной ТОТЕ в неэффективную.

Зачастую тренерам бывает полезно использовать пространственную сортировку, чтобы более четко и легко разграничить ситуации. К примеру, можно использовать два стула — один для успешного референтного переживания, другой — для более проблематичного контекста. Таким образом вы сможете собрать воедино все сигналы и элементы, связанные с каждым контекстом. Затем в процессе осуществления переноса можно представить себе, что вы просто перемещаете эти элементы со стула на стул.

Схема, предложенная в данной книге, поможет вам определить и сравнить различные элементы ТОТЕ для двух ситуаций. Тренер должен также обращать внимание на физиологические различия, посколь-


Глава 5. Креативность и решение проблем

у, как мы уже установили ранее, физиология — мощный инструмент [ усиления когнитивных процессов. Кроме того, не упускайте из виду пиния репрезентативных каналов. Все это входит в три основных ин-

лента, над которыми мы работали в предыдущих главах. Приступая к данному процессу, полезно будет помнить о следующих моментах.

ни

ли — это осязаемое выражение ценностей. Ценности, связанные с иями, могут быть релевантным элементом для идентификации и переноса.

Нередко с теми или иными ситуациями связаны целые группы (кла-|стеры) целей. В ситуации коммуникации, к примеру, если вы не по-Iтрудитесь определить собственные цели и задачи применительно к [данным отношениям, вероятность проявления любого вида креатив-\ ности снизится. Тот факт, что задача и цели в отношениях могут раз-} личаться, не меняет дела; он всего лишь указывает на потребность в i другом виде креативности.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 374. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Дизартрии у детей Выделение клинических форм дизартрии у детей является в большой степени условным, так как у них крайне редко бывают локальные поражения мозга, с которыми связаны четко определенные синдромы двигательных нарушений...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия