Динамические характеристики и понятие рабочей точки 14 страница
Буква 5 в аббревиатуре SCORE соответавует симптомам {Symptoms) — которые, как правило, проявляются как ограничения, сопротивление или помехи, препятствующие достижению желаемого состояния. Буква С модели SCORE относится к причине или причинам {Cause) конкретного симптома. Как правило, причины менее очевидны, чем симптомы. Е в аббревиатуре SCORE соответавует последавиям, эффекту {Effects), т. е. долгосрочным продуктам достижения желаемого результата. Практикум Подумайте о проблеме, над которой вы в данный момент работаете. Каковы наиболее очевидные симптомы! Как вы думаете, в чем заключаются причины этих симптомов? Глава 5. Креативность и решение проблем РАЗДЕЛ 5.2. КАРТА В
Ключевые положения ■Буква R в модели SCORE соответствует ресурсам (Resources), которые представляют собой элементы, альтернативы или действия, необходимые для преобразования при-[ чин и симптомов и достижения желаемого результата. |'Креативность может применяться для определения любого элемента модели SCORE. ^Практикум Подумайте о проблеме, над которой вы в настоящий момент работаете. К каким ре-[ Сурсам вы имеете доступ (какие ресурсы можете задействовать), чтобы проработать " симптомы и их причины и достичь таким образом желаемого результата? Какую роль 1 В определении и мобилизации ресурсов играет креативность? Часть И. Совместная креативность Раздел 5.3. Креативность и расширение восприятия проблемного пространства В дополнение к различиям между процессом и продуктами креативности существует также разделение между процессом креативности и контекстами, или ситуациями, в которых она имеет место. Таким образом, можно выделить элементы креативного процесса, которые эффективны в одном контексте или ситуации, и применить их с положительными результатами в других контекстах или ситуациях. Как и другие целеориентированные виды деятельности, процесс креативного решения проблем представляет собой ТОТЕ — петлю обратной связи, цель которой — свести ситуацию к решению, которое было бы адекватно адресовано всему проблемному пространству. Методы НЛП позволяют смоделировать и перенести в другие контексты и ситуации ключевые элементы структуры ТОТЕ для эффективной стратегии решения проблем. Это будет способствовать: расширению восприятия проблемного пространства и введению новой формы мышления, отличной от той, которая создала данную проблему. Общая схема эффективного переноса элементов ТОТЕ подразумевает: идентификацию и применение уроков, полученных от прежних достижений, и добавление новых вариантов восприятия проблемной ситуации,чтобы преобразовать фрейм трудностей в обратную связь (по контрасту с воспринимаемой неудачей). Задача заключается в том, чтобы перенести процессы, которые успешно протекали в эффективном контексте, в контекст тупиковой, затруднительной ситуации. Базовый процесс переноса подразумевает идентификацию когнитивных и поведенческих паттернов, которые наблюдаются в эффективном контексте, и добавление их или воплощение их в таком контексте, где вы хотели бы получить больший доступ к собственному креативному потенциалу или обогатить свой креативный процесс Важнейшей задачей является перенос того или иного элемента эффек- Глава 5. Креативность и решение проблем еативный процесс в затруднительной ситуации. Иными словами, ржно изучить способы переноса или адаптирования эффективных цементов из позитивной ситуации в ситуацию, которая в настоящий ромент является негативной или проблематичной. Здесь особое значение приобретает понятие «добавления» {add-). Добавление отличается от замены или отмены других процессов 5И подходов. Важнейшее допущение переноса ТОТЕ гласит: нахож-Ьние подходящего решения — функция доскональности охвата про-|емного пространства. Доскональность ведет к тому, что возможным зывается множество решений, а не только какое-то одно. Цель всех цетодов применения НЛП — добавлять альтернативы, а не устранять Первый шаг моделирования и переноса ТОТЕ подразумевает срав-ение ТОТЕ проблемной ситуации и ТОТЕ ситуации, в которой креа-авность оказалась эффективной. Следующий шаг включает в себя Добавление элементов эффективной ТОТЕ в текущий малоэффективный процесс решения проблемы. По существу, от вас требуется добав-|лять что-либо из эффективной ситуации в контекст, связанный с определенными затруднениями. Поскольку различные мыслительные процессы охватывают раз-f личные типы пространства восприятия, вы можете столкнуться с тем, - что некоторые элементы креативного процесса, хорошо себя зареко-! мендовавшие в одном контексте, оказались нерелевантными в другой ситуации. Иногда приходится корректировать или адаптировать такие элементы, чтобы они «заработали». Сам по себе процесс переноса требует определенной креативности. Сравнение конкретных ситуаций дает вам информацию о микро-уровневых паттернах. Сравнение общих классов ситуаций дает информацию о макроуровневых паттернах Чем ближе находятся друг к другу сравниваемые контексты, тем больше будет разница между ними благодаря варьированию микроуровневых процессов, например репрезентативных систем, конкретных доказательств и действий и т. п. Если сравниваемые контексты находятся далеко друг от друга, релевантные паттерны, как правило, обнаружатся на более высоких уровнях, например состояние души, убеждения, ценности и т. п. Очень часто самые значительные инновации в той или иной области осуществляют люди, далекие от этой области, — за счет того, что использу- Часть П. Совместная креативность стами может потребовать большей адаптации, но при этом оказаться весьма плодотворным. Помните, что цель данного процесса — не в том, чтобы создать конкретное решение, но скорее в том, чтобы расширить карту проблемного пространства, научиться находить другие альтернативы и развить метазнание об эффективных стратегиях решения проблем. Очевидно, что все ситуации из прошлого, которые мы сравниваем, уже утратили актуальность. Польза от их сравнения заключается в том, чтобы извлечь необходимые уроки применительно к самому процессу решения проблем. Нас интересуют не столько конкретные ситуации как таковые, сколько креативный процесс, который использовался в них, а также уроки эффективной креативности, которые содержатся в этих ситуациях. Изобретательное, креативное референтное переживание не обязано предоставить готовое решение, — его задача заключается скорее в том, чтобы подсказать вам, что можно добавить к креативному про цессу, связанному с затруднительной ситуацией. Глава 5. Креативность и решение проблем РАЗДЕЛ 5.3. КАРТА А
мочевые положения Процесс креативного решения проблем — модель ЮТЕ, состоящая из целей, доказа-пьств и действий. лючевые элементы структуры ЮТЕ для эффективных стратегий решения проблем эгут быть моделированы и перенесены в другие контексты и ситуации, чтобы а) способствовать расширению восприятия проблемного пространства и б) ввести новую орму мышления, отличную от создавшей проблему. ' Практикум Приведите пример ситуации решения проблем, в которой вы были эффективным, | а также затруднительной ситуации. Чем отличались ЮТЕ для обеих ситуаций? Применительно к неэффективной ситуации, вы испытывали ограничения в целях? Доказательствах? Действиях? Вам недоставало гибкости реагирования на проблемы? Часть IL Совместная Креативность РАЗДЕЛ 5.3. КАРТА Б
Ключевые положения Элементы ЮТЕ могут быть моделированы и перенесены путем а) сравнения ЮТЕ проблемной ситуации, в которой имела место эффективная креативность, и ЮТЕ неэффективной ситуации и б) сложения элементов эффективной ЮТЕ и текущего неэффективного процесса решения проблем. Не все элементы ЮТЕ, эффективной для одной ситуации, окажутся релевантными для Другой ситуации. Практикум Представьте себе, что можете «пережить» неэффективную ситуацию, применяя те методы, которые «работали» в эффективной ситуации. Какие аспекты того, что вы делали в эффективной ситуации, обнаружили наибольшую релевантность: цели, доказательства, действия или реакции на проблемы? Глава 5. Креативность и решение проблем РАЗДЕЛ 5.3. КАРТА В
Ключевые положения Чем ближе находятся друг к другу контексты сравниваемых ситуаций, тем большей будет разница между ними благодаря различиям между микроуровневыми процессами, например репрезентативными системами, специфическими доказательствами И действиями и т. п. Если сравниваемые контексты удалены друг от друга, релевантные паттерны обычно будут находиться на более высоких уровнях: состояния души, убеждения и ценности. Практикум Сравните два конкретных случая, включающих в себя креативность и затруднения с креативностью, — например, два конкретных эпизода коммуникации при личной встрече. Какие факторы кажутся вам наиболее значимыми применительно к вашей способности проявлять или не проявлять креативность в этих ситуациях? Часть П. Совместная креативность Сравните два общих класса деятельности: тот, в котором вам удалось проявить креативность, и тот, в котором вы испытываете затруднения,— например, проведение презентаций для потребителей или коллег, работа с начальством и т. п. Какие факторы представляются вам наиболее значимыми применительно к вашей способности проявлять или не проявлять креативность в этих общих контекстах? Глава 5. Креативность и решение проблем РАЗДЕЛ 5.3. КАРТА Г Общая схема эффективного переноса
мочевые положения |0бщая схема эффективного переноса элементов ТОТЕ предполагает 1) определение |м применение уроков, извлеченных из прошлых успехов, и 2) добавление новых по-риций восприятия в проблемную ситуацию, с тем чтобы провести «рефрейминг» за-уднений и преобразовать их в обратную связь (по контрасту с воспринимаемой не-ачей). [Практикум Приведите пример различных видов уроков, которые можно извлечь из прошлого»успеха и неудач. \ Восстановите в памяти какие-либо переживания, которые вы считаете «неудачами». {Как вы можете использовать уроки прошлых успехов, чтобы изменить вашу карту этих! ситуаций так, чтобы они тоже стали «обратной связью» и вы смогли научиться на этом - опыте? Часть П. Совместная креативность Раздел 5.4. Креативные навыки как совместный тренинг Помощь кому-либо в переносе эффективного креативного процесса или ТОТЕ представляет собой вид тренинговой деятельности, который требует определенных интерактивных умений и навыков наблюдения Применение этих навыков и умений приводит к своего рода со-креа-тивности. В числе основных действий тренера — следующие: задавать вопросы, которые выявляют информацию о когнитивныхпаттернах, связанных с эффективными и неэффективными ситуациями, связанными с использованием креативности; помогать исследователю добавлять и адаптировать релевантныефакторы эффективного креативного процесса в неэффективнуюситуацию с помощью фрейма «как если бы»; помогать исследователю в идентификации любых ограничивающихубеждений или допущений в неэффективной ситуации, а также наблюдать за изменениями поведенческих сигналов исследователя в результате сделанных дополнений и изменений. Сверхзадача тренера заключается в том, чтобы помочь исследователю расширить восприятие проблемной ситуации (не в том, чтобы найти гарантированное решение проблемы). Тренеры должны концентрироваться на элементах процесса и структуры, а не на содержании этого процесса. Помните, что внимание НЛП сосредоточено на отделении процесса от конкретной ситуации или продуктов, которые являются контекстом или результатом этого креативного процесса Применение креативности в ситуации решения проблем не всегда даст вам решение perse. Его первичная задача — найти и исследовать другие возможности и альтернативы. Процесс преобразования ТОТЕ сам по себе является оперированием в рамках более обширной ТОТЕ тренингового процесса. С точки зрения исследователя, цель этого переноса — попытаться расширить вашу карту проблемной ситуации; найти точки вероятных самоограничений, вызванных ограниченностью карты данной ситуации, а также добавить что-либо или открыть что-то другое. Доказательством для этого процесса будут служить изменения в ваших физиологических проявлениях, ваша эмоциональная реакция на ситуацию, способ репрезентации проблемного пространства, а также выборы и альтерна- Глава 5. Креативность и решение проблем л, которые вы будете рассматривать как приемлемые и доступные, ^обязательно доказательством успешности процесса окажется на-цение конкретного решения; скорее, вы тем или иным способом дирите свое восприятие проблемного пространства и возможного ранства решения. возможно, что к концу упражнения проблемная ситуация, кото-> вы использовали как пример затруднений, останется неразрешен-, однако вы как минимум получите более широкое восприятие тех лентов, которые делают данную ситуацию проблемой. В зависимо-эт природы этой проблемы и проблемного пространства хороше-ешения в настоящий момент может и не существовать. Однако яость самой попытки расширить карту мира заключается в том, что рсы, оказавшиеся сегодня непригодными для конкретной рефе-гной ситуации, могут послужить реальными альтернативами в щем. Кроме того, вы можете отыскать решение другой пробле- не той, над которой вы в настоящий момент работаете. В связи с конкретной ситуацией из прошлого вы можете убедить-| В том, что сделали все, что могли, — на тот момент При этом вы мо-ге обнаружить, что какое-либо допущение, которое вы на протяже-[ долгого времени делали относительно этой ситуации, не обязано спространяться на ваше будущее. И это само по себе ценно. 1 Наконец, вы можете обнаружить, что тем элементом, который де-i данный контекст проблемой, было не что иное, как заданная цель, эгда при изменении цели ситуация перестает быть проблемой. Од-наша задача — всего лишь расширить или обогатить простран-восприятия того или иного контекста, в котором вы предпочли I увеличить свой креативный потенциал. Возможно, вы никогда боль-! не окажетесь в аналогичной ситуации, однако в любом похожем Ьнтексте ваша карта уже будет оснащена новыми вариантами и аль-энативами. «бор контекстов для сравнения |ыбор контекстов для сравнения — достаточно важное решение, по-Кольку оно предопределяет степень со-креативных усилий, которые ридется приложить тренеру и исследователю, чтобы адаптировать сурсы эффективной стратегии к проблемному контексту. Контекст, 1 котором данный человек проявляет креативность, может быть личной ситуацией (по сравнению с ситуацией в отношениях с другим человеком) или более обобщенной, такой как катание на лыжах (по срав- Часть П. Совместная креативность нению с конкретной ситуацией, например делегированием конкретного задания конкретному человеку). И во всех этих случаях мы будем наблюдать дополнительные контекстуальные факторы, которые и создают значимые различия. Иногда именно эти различия оказываются причиной затруднений в переносе креативных способностей. К примеру, некоторые приходят к выводу, что способны проявлять креативность, только находясь в одиночестве. Это значит, что они способны быть креативными, если достижение конкретной цели зависит от них самих. Те же люди будут менее креативными, если выражают себя в более динамичной ситуации, включающей взаимодействие с другими. Пытаясь перенести паттерны из ситуации уединения в динамичную ситуацию, вы можете поначалу испытывать трудности, потому что проблемное пространство не связано с управлением задачей настолько, насколько оно связано с управлением взаимоотношениями. Когда человек пытается проявлять креативность в группе, определенные затруднения могут быть вызваны сложностями в отношениях, препятствующими креативности и нарушающими индивидуальный креативный процесс. Возникает проблема экстраполирования и переноса в социальную ситуацию элементов, эффективных в частной ситуации. Вопрос звучит так: «Как адаптировать креативный процесс к тем ситуациям, в которые его трудно перенести или в которых он не может эффективно функционировать?» Вы можете обнаружить, что некий метод поначалу отказывается работать в новом контексте, однако если слегка адаптировать его к ситуации, вы получите потенциально расширенную карту мира. Оценка переносимых или добавляемых элементов Простой способ оценить то, что может быть добавлено к ТОТЕ проблемной ситуации, — применение к нему базовых принципов креативности. Определен ли результат для данной проблемной ситуации? Воспринимается ли доказательство прогресса в проблемной ситуации как обратная связь или как неудача? Достаточно ли гибкости в ваших действиях? Может быть, следуетдобавить какие-то другие действия? Эти три базовых принципа содержат основные инструкции по определению элементов, которые следует перенести или добавить к проблемной ситуации. Глава 5. Креативность и решение проблем вНа макроуровне зачастую можно наблюдать вполне очевидные 1ичия между типами установок и состояний. В целом вероятность э, что вы окажетесь креативным, повышается, если вы уже прояв-щ какую-то активность в этой ситуации. [Если разница между контекстами весьма существенна, элементы элемных пространств также должны различаться, и, следовательно, что работает как решение в одном контексте, окажется либо тевантным, либо даже проблематичным в другом контексте. В то время перенос эффективного процесса из одного контекста в прин-Ешально другой нередко оказывается источником для великих но-эрских открытий. енос различных уровней ресурсов Йенно здесь особое значение приобретают различные уровни пере-римого процесса. Контекст любой ситуации связан с тем, «где» и эгда» она имела место; к примеру «вчера в офисе» или «месяц на-I на горнолыжной трассе». Некоторые контексты могут быть тесно 1ны между собой. Контексты катания на горных лыжах и катания | водных лыжах могут быть ближе друг к другу, чем любой из них — аботе в вашем офисе. Модель уровней подразумевает, что при усло-[ сходных «где» и «когда» мы можем использовать сходные «что». рнкретное поведение может с легкостью быть реализовано в близко-цственных контекстах. Можно взять ваше поведение на одном гор- Ъы склоне и относительно легко перенести его на другой склон. По-5ным образом можно перенести поведенческие проявления из старо- \ офиса в новый офис. Однако гораздо труднее перенести поведение энолыжника в офис, и наоборот. В существенно различающихся контекстах «что» становится менее тевантным. Его уже не так просто перенести. Чтобы воспользовать- [ ресурсом из удаленного контекста, следует, минуя «что», обращать аимание на «как», которое в большей степени абстрагировано от раничений конкретного окружения. Тренеру придется задавать сле-эщие вопросы: «Как именно вы думаете?», «Вы применяете визуа-зацию?», «Ваши ощущения выражены в форме эмоций или слов?».
|