Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Динамические характеристики и понятие рабочей точки 18 страница





Отец и сын попали в автомобильную аварию. Мужчина, отделавшийся легкими ушибами, везет мальчика в больницу. Врач скорой помощи спешит в приемный покой, но при виде пациента останавливается: «Я не могу оперировать этого мальчика. Он мой сын!» Кем был врач скорой помощи7

В западной культуре многие до сих пор разделяют подсознательное допущение о том, что доктора — преимущественно мужчины. Именно поэтому некоторые из читателей наверняка замешкались, прежде чем найти наиболее очевидный ответ: врач скорой помощи был матерью


Глава б. Развитие множественных точек зрения

*ка. Эта простая задача способна сбить людей с толку настолько, i в качестве ответа предлагаются разнообразные версии, например > мальчика в больницу привез отчим и т. п.

|Что касается различных организаций, проблемы, возникающие в, обычно связаны с паттернами и причинами, лежащими в основе ой системы событий. Иногда отдельные системы внутри «совокуп-[ систем» оказываются выпущенными из описания или испольной модели. Когда какие-то люди или другие факторы не включе-I в репрезентативную карту проблемного пространства, влияние их Эетвий на элементы карты воспринимается как случайное или су-> статистическое. По аналогии, подумайте над следующим приме-

> Какое из следующих чисел в наибольшей степени отличается от

|ТИХ?

Один.

Тринадцать.

Тридцать один.

Если мы будем рассматривать систему чисел, указанных прописью, придется придумывать ответ, каким-то образом определяющий Ёикальность числительных «один», «тринадцать» или «тридцать ш». Если же, с другой стороны, мы осознаем, что в данном примере |, 2 и 3 — тоже числа, очевидным решением окажется число 2, посколь-г это единственное четное число и не имеет отношения ни к едини-, ни к тройке, в отличие от остальных членов ряда.

)атегии поиска неосознанных допущении

1тобы адекватно определить проблемное пространство, мы должны лявить все допущения. Один из способов поиска неосознанных до-цений — применение нескольких различных модальностей репре-ентации. Хорошим примером для нас служит стратегия Альберта Инштейна, который утверждал, что мыслит прежде всего визуальны-[ образами и ощущениями, не прибегая к помощи слов или матема-«еских формул. В своем письме когнитивному психологу Жаку цамару (Jacques Hadamard) Эйнштейн объяснял это так:

«Кажется, слова и речь вообще, письменная или устная, не играют никакой роли в моем механизме мышления. Физические объекты, которые, как


Часть II. Совместная креативность

мне кажется, служат для меня элементами мысли, — определенные знаки и более или менее четкие образы, которые могут спонтанно воспроизводиться и образовывать комбинации».

«Я очень редко мыслю с помощью слов. Сначала приходит мысль, а уже потом я могу попытаться выразить ее словами».

Мы все знаем, что слова нередко оказываются двусмысленными и «скользкими». И все же мы настолько доверяем речи, что забываем о том, что карта не есть территория, и не осознаем моменты, в которые используем основные допущения. Эйнштейн достаточно изящно описывал проблему речи:

«На ранней стадии слова могут напрямую соответствовать впечатлениям. Позднее прямая связь утрачивается, поскольку некоторые слова связаны с восприятием, только если используются вместе с другими словами (например, такие слова, как "есть", "или", "вещь"). Кроме того, словесные группы имеют более прочную связь с восприятием, чем отдельные слова. Когда язык становится таким образом частично независимым от фона впечатлений, можно достичь большей внутренней логичности.

Только на этой, более поздней стадии развития, когда часто используются так называемые абстрактные понятия, язык становится инструментом рассуждения в полном смысле этого слова.

Однако именно это развитие превращает язык в опасный источник ошибок и обмана. Все зависит от степени, в которой слова и комбинации слов соответствуют миру впечатлений».

Вероятно, именно потенциальная способность языка стать «опасным источником ошибок и обмана» послужила причиной тому, что Эйнштейн предпочел положить воображение и ощущения в основу своего мыслительного процесса. Это было для него способом сохранить понятия и взаимосвязи, закодированные «словами и комбинациями слов», более приближенными к «миру впечатлений». В качестве иллюстрации точки зрения Эйнштейна приведем следующую задачу.

Полицейский, находясь надежурстве, заметил, как водитель автобуса движется в неправильном направлении по улице с односторонним движением, однако не оштрафовал его. Почему?

Поскольку проблема сформулирована вербально, мы вынуждены оперировать множеством бессознательных допущений относительно этой задачи. В этом случае ключом к кажущейся аномальности ситуации становятся предположения, связанные со словами и комбинациями слов: «водитель автобуса» и «движется». Большинство людей


Глава б. Развитие множественных точек зрения

эпускают, что «водитель автобуса» находится внутри автобуса, а «дви-гся» означает «ведет автобус». Если мы осознаем, что водитель ав-

эбуса мог просто идти по улице, кажущаяся аномальность ситуа-

1И исчезает.

Подход Эйнштейна подразумевал, что нужно определить наиболее зуально двусмысленные слова, такие как «движется». Затем следу-

р попытаться сформировать символическую, но четкую когнитивную

арту определяемого данной проблемой взаимодействия; построить > воображаемую визуальную конструкцию и рассмотреть ситуацию

f перцепционных позиций водителя автобуса и полицейского. Чтобы строить четкую картину описываемой задачи (например, символи-ский рисунок), вы должны в какой-то момент сознательно помес-гь водителя в автобус. В этом случае вероятность того, что допущение будет обнаружено, выше, чем если бы вы решали задачу сугубо

ербально.

Упражнение: использование символических метафор для миска и проработки базовых допущений

|Подумайте, как бы вы решили следующую задачу.

Вы руководите предприятием «Б». Начальник административно-хозяйственного отдела управляет шестью бригадами по восемь человек, бригады возглавляют шесть бригадиров. Вы обеспокоены тем, что хозяйственники работают недостаточно эффективно. Фактически рабочие шести бригад склонны делать только то, что непосредственно касается их конкретных заданий. В результате вся работа и конкретные проекты отдела замедляются. Это положение вещей удается преодолеть только в экстренных случаях. С другой стороны, вы знаете, что способности и компетентность этих сотрудников достаточно высоки и допускают более эффективное использование.

Как бы вы решили данную проблему?

Нарисуйте картину, которая отражает ваше понимание представ-[ Ленного в сценарии проблемного пространства, затем составьте и за-| пишите короткое описание вашего подхода к решению вопроса. Кар-| тинка может быть выполнена как обычный рисунок, метафора или 'символическая репрезентация.

Когда закончите, пересмотрите сценарий, затем рисунок и соб-' ственный подход к проблеме. Определите, какие допущения или пресуппозиции содержатся в вашей репрезентации проблемного про-f странства.


Часть П. Совместная креативность

Каковы были ваши допущения относительно «где», «когда», «что», «как», «почему» и «кто» проблемной ситуации?

Согласно вашим допущениям, эта проблема относится к категории «как сделать» или «хочу сделать»?

Согласно вашим допущениям, проблема заключается в мотивации? Организации? Коммуникации? Это проблема руководства?

С чьей точки зрения вы строили карту? С точки зрения руководства? Начальника отдела? Бригадиров? Рабочих?

Каковы были ваши допущения относительно взглядов и ценностей руководителя предприятия? Начальника отдела? Бригадиров? Рабочих?

Каковы были ваши допущения относительно причины проблемы? Относительно руководителя? Начальника отдела? Бригадиров? Рабочих? Относительно факторов, связанных с другими отделами организации, не включенными в формулировку проблемы?

Какой вид визуализации системы и проблемы вы использовали?

Стимулировали ли вы мысленно какие-либо сценарии или взаимодействия?


Глава б. Развитие множественных точек зрения РАЗДЕЛ 6.2. КАРТА А

Ключевые положения

Помимо способа репрезентации проблемного пространства, на креативность подхо-Ша к проблеме оказывают влияние наши допущения относительно проблемного про-Ктранства.

И целом наиболее ограничивающие допущения — те, которых мы не осознаем.

Еиачение ситуации возникает на основе соединения репрезентативной карты с ря-шом допущений.

■Репрезентации сами по себе отражают допущения.

Юдним из способов определить допущения является исследование пресуппозиций ■Машей репрезентативной карты ситуации.

Практикум

Приведите пример ситуации, в которой вы ограничиваете свою способность быть

Креативным из-за сделанного допущения.

Ш

Ириведите пример ситуации, в которой вы проявили способность находить или во-

Влощать решение, которое не стали использовать другие люди, обладающие другими «опущениями.

Приведите несколько примеров допущений, которые а) способствуют креативности,

Щ) препятствуют креативности.

Водумайте об обычной карте дорог. Какими допущениями вы должны запастись,

Прежде чем начинать интерпретировать карту и наделять ее значением?

Юри ведите пример карты, которую вы не смогли интерпретировать, потому что не

■нали, на чем строить допущения.

I


Часть П. Совместная креативность

Раздел б.З. Множественные точки зрения на проблемное пространство

Одна из мощных форм ко-креативности основана на том факте, что люди обладают различными картами мира. Способ, которым другой представляет вашу проблему, может автоматически предоставить тип мышления, отличный от создавшего проблему.

Следующее упражнение направлено на то, чтобы воспользоваться преимуществом естественного процесса ко-креативности. Оно называется интервидение (intervision). Супервизия (supervision) предполагает иерархические взаимосвязи между людьми; супервизор обеспечивает другим участникам «правильную карту». «Интервизия» предполагает, что все ее участники равны и единственно правильной карты не существует. Часть «-видение» обладает еще одним важным значением. Одна из целей упражнения — применить визуальные и символические мыслительные стратегии в групповом контексте.

Данное упражнение связано с влиянием, которое оказывает способ репрезентации и концептуализации проблемного пространства на нашу способность находить потенциальное пространство решения. Лучше всего выполнять его в группах по четыре человека, чтобы добиться оптимального уровня разнообразия.

Один из участников, «исследователь», описывает остальным членам группы проблему, над которой он или она работает. Когда описание завершено, все четверо рисуют символическую или метафорическую картину проблемы. Это может быть любой вид схемы или эскиза. К примеру, один человек нарисует собаку, сидящую на цепи; второй — группу символов, таких как прямоугольники, окружности и звездочки, и соединит их линиями и стрелками. Единственное, о чем можно сказать с уверенностью, — это то, что другие участники группы не представят проблему исследователя тем же способом, что и он сам. У каждого будет собственная карта проблемы.

Все участники должны работать индивидуально, не подглядывая в рисунки соседей. Таким образом, каждый, включая исследователя, рисует собственную картину, и в результате в группе должно оказаться четыре карты проблемного пространства. Затем члены группы показывают друг другу картины и обсуждают допущения, которые скрыты за различными рисунками и интерпретациями. Некоторые инструкции относительно типов допущений, которые следует проверять, вы найдете на последующих страницах данного раздела. Сравнение


Глава б. Развитие множественных точек зрения

арт, нарисованных различными людьми, и допущений относительно элемного пространства — хороший способ обогатить ваши пред-гавления относительно сути этого пространства и выявить другие до-ущения.

Это упражнение направлено на проработку репрезентации и расширив восприятия проблемного пространства. «Интервизоры» должны ьяснить свои рисунки, не пытаясь дать решение проблеме. Они все-) лишь объясняют собственные репрезентации и допущения, которые i ними стоят. Другими словами, цель интервизора — не в том, чтобы вшить проблему исследователя, но скорее расширить его/ее восприятие проблемного пространства. Группа, тем не менее, не предприни-1 попыток найти конкретное решение для проблемы исследовате-■ ля. Определение пространства решения будет рассматриваться в от-цельном упражнении. Таким образом, в данном случае интервизоры! пытаются подсказать исследователю пути решения его проблемы; ' они всего лишь показывают и комментируют способ собственной репрезентации проблемного пространства для данной ситуации. Разумеется, уже сам факт иной репрезентации может дать толчок к тому, I чтобы восприятие проблемы исследователем начало меняться.

В заключение исследователь должен предоставить группе обратную связь, рассказав о том, как расширилась его собственная карта проблемного пространства. Исследователь формулирует проблему снова и описывает, каким образом изменилась его карта. Подводя итоги:

исследователь описывает проблему, над которой он/она работает(не более пяти минут);

каждый участник, включая исследователя, рисует картину, иливизуальную карту, проблемного пространства (не более пяти минут);

члены группы сравнивают картины, объясняют их и обсуждаютскрытые за ними допущения. Дискуссию следует также ограничить по времени, примерно пять минут на человека.

Базовое предположение этого упражнения гласит: составление внешних карт в форме рисунков — эффективный метод для того, чтобы:

признать возможность построения разнообразных карт;

выработать множественные точки зрения на проблемное пространство.


Часть П. Совместная креативность

Упражнение «Интервизия»

Исследователь описывает свою проблему или цель остальным участникам группы. Составьте лаконичное описание, короткий отчет,описывающий вашу проблему. Возможно, вам стоит записать егои поискать в описании ключевые слова, которые могут показатьсяособенно неоднозначными или проблематичными.

Каждый участник группы (включая исследователя) самостоятельно рисует картину, представляющую его/ее понимание проблемного пространства. Это может быть набросок, метафора или символическая репрезентация.

Члены группы обмениваются рисунками, сравнивают и комментируют их. Исследуйте убеждения, ценности и допущения, которые использовал каждый участник относительно собственной репрезентации рассматриваемого проблемного пространства.

Для каждого ключевого элемента картины (символа визуализации) задавайте вопрос: «Благодаря каким допущениям вы выбрали именно эту репрезентацию?»

Исследуйте допущения относительно проблемного пространства применительно к следующим областям:

Каковы ваши допущения относительно «где», «когда», «что»,«как», «почему» и «кто» проблемной ситуации?

Какие элементы проблемы, согласно вашим допущениям, являются приоритетными?

Согласно вашим допущениям, эта проблема относится к категориипроблем «как сделать» или «хочу сделать»?

Согласно вашим допущениям, проблема заключается в мотивации? Организации? Коммуникации? Роли лидера?

С чьей точки зрения вы строили свою воображаемую конструкцию?

Каковы были ваши допущения относительно взглядов и ценностейлиц, вовлеченных в проблему?

Каковы были ваши допущения относительно причины проблемы?

Каковы были ваши допущения относительно симптомов проблемы?

Каковы были ваши допущения относительно результата проблемы?

Каковы были ваши допущения относительно ожидаемых эффектов достижения этого результата?


Глава б. Развитие множественных точек зрения

Какой вид визуализации системы и проблемы вы использовали? Стимулировали ли вы мысленно какие-либо сценарии или взаимодействия?

На каких уровнях, согласно вашим допущениям, находятся ограничивающие факторы или препятствия: о Окружение (где, когда)? о Поведение (что)? о Способности (как)? о Убеждения и ценности (почему)? о Идентификация (кто)?


Часть П. Совместная креативность

РАЗДЕЛ 6.3. КАРТА А

Упражнение «Интервизия»

Группы по четыре человека определяют референтные (рабочие или иные)

контексты

 

1. А описывает другим   2. Каждый участник   3. Члены группы сравнивают
членам группы про-   (включая А) самостоя-   и поясняют собственные
блему или проект.   тельно рисует симво-   рисунки (интервизия).
над которым он в   лическую или метафо-   а также строят предполо-
данный момент   рическую репрезента-   жения относительно того,
работает   цию идеи, согласно   какие различные про-
    его/ее собственному   странства восприятия
    пространству восприя-   появились в результате
    тия/карте   упражнения

Ключевые положения

Одна из мощных форм ко-креативности основана на том факте, что люди обладают различными картами мира. Составление внешних карт в форме рисунков — эффективный метод для того, чтобы 1) признать возможность построения разнообразных карт и 2) выработать множественные точки зрения на проблемное пространство.

Способ представления вашей проблемы другим человеком может автоматически предоставить вам тип мышления, отличный от типа, создавшего проблему.

Сравнение карт, принадлежащих различным людям, и допущений относительно проблемного пространства — хороший способ обогащения восприятия этого пространства и выявления других допущений.

Практикум

Приведите примеры ситуаций, в которых вы получали бы выгоду от того факта, что другие люди обладают другими точками зрения на проблему.

Приведите пример случая, когда бы допущение того, что другой человек пользуется идентичной картой ситуации, порождало серьезные проблемы.

Вспомните случай, когда построение символической схемы или метафоры позволяло вам найти более креативный подход к проблеме. Приведите пример ситуации, в которую бы вы вложили гораздо больше усилий, чем другие, потому что пользовались иной картой.


Глава б. Развитие множественных точек зрения

раздел 6.4. Влияние допущений и типа репрезентаций на решение проблем

[

■роблемное пространство определяется тем, какие части системы мы сматриваем как релевантные для проблемы. Способ репрезентации роблемного пространства предопределяет тип проблемных и жела-*ых состояний, а также способ определения их. Различные виды ре-езентаций расставляют в проблемном пространстве свои акценты и одчеркивают различные факторы и взаимосвязи. Кроме того, различ-ле типы репрезентаций и репрезентативных каналов стимулируют шчные типы мыслительных процессов. К примеру, ипостась кринка с большей вероятностью будет вызвана словами, чем символиче-лми образами.

Для репрезентации информации на различных уровнях эффективными оказываются различные формы карт.


Что? ■ Как? ■ Почему? -Кто?


—*■ слова

—►■ диаграммы

—*■ символические репрезентации

—>■ метафоры

Рис. 6.1. Формы карт


Чтобы придать значение конкретной проблемной ситуации, вам \ необходимо сделать допущения относительно проблемного простран-»ства, в котором вы действуете. Различные допущения влияют на приоритетность и релевантность, которыми мы наделяем элементы про-г блемного пространства.

Наши репрезентации и допущения относительно проблемного пространства влияют на ряд ключевых элементов решения проблем (и подвержены обратному влиянию):

1. Интерпретация информации гаи события. Интерпретация — это форма вмешательства или заключений, подразумевающих образование связей и включение конкретной информации или события в различные схемы. Чаще всего такие вмешательства построены на допущениях относительно культурных традиций, установках, а также знании контекста. Проблема в том, что подобные допущения могут быть валидными только в узких социальных или исто-


Часть П. Совместная креативность

рических рамках. Из-за этого интерпретация значения сигналов и событий может существенно различаться.

Полнота/доскональность охвата проблемного пространства. Поскольку каждый из нас вынужден делать допущения, чтобы наделять значением события и информацию, может возникнуть вопрос:«Как минимизировать проблемы, вызванные неудачными допущениями или ошибочными интерпретациями?» Один из ответов связан с тем, насколько доскональным является охват возможного проблемного пространства. К примеру, в любой ситуации возможныразличные перспективы, множественные точки зрения. Перспектива — один из ключевых элементов проблемного пространства.Другим таким элементом являются временные фреймы. Восприятие событий в различных временных фреймах может изменить значение, которое приобретают эти события.

Порядок, в котором следует уделять внимание характеристикам/элементам проблемы. Последовательность, в которой человек делает наблюдения и выводы, тоже может повлиять на итоговое заключение — особенно если выводы делаются один из другого. Некоторые умозаключения невозможно сделать до тех пор, пока небудут сделаны другие.

Установление приоритета элементов/характеристик проблемы.Влияние различных сигналов или элементов проблемы на формирование вывода или умозаключения, предопределяется не толькоих последовательностью, но также приоритетом или дополнительными акцентами, которыми мы их наделяем. Значимость различных сигналов варьирует в зависимости от восприятия их релевантности для проблемного пространства. К примеру, определенныесигналы могут давать указание на характер человека, другие предоставляют информацию о его состоянии, третьи обладают приоритетом в определении влияний окружающей среды.

Дополнительное знание о проблеме из источников, находящихся внепроблемного пространства. Допущения, которые используютсядля наделения значением сигналов и характеристик, нередко являются производными от информации, касающейся данной проблемы, но источники ее напрямую не связаны с проблемным пространством.

Степень включенности фантазии и воображения. Другим источником знания, который расположен вне конкретного проблемного


Глава б. Развитие множественных точек зрения

Пространства, является воображение. Альберт Эйнштейн, который Считал, что «воображение важнее знания», утверждал следующее:

•«Знание того, что уже есть, не открывает дверь тому, что должно быть. Можно обладать максимально четким и полным знанием того, что уже существует, и все же не быть способным вывести из этого то, что должно быть целью человеческих устремлений... Наше существование и наши труды приобретают значение только посредством постановки подобной цели и соответствующих ценностей».

Решение проблем, основанное на воображении, обычно подразуме-• создание образов возможных путей и последующее использова-! дедукции и наблюдений, позволяющих выбрать и подтвердить зможные сценарии.


Часть II. Совместная креативность

РАЗДЕЛ 6.4. КАРТА А

Влияние репрезентаций и допущений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различные репрезентации по-разному расставляют акценты в проблемном пространстве   Различные репрезентативные каналы стимулируют разные стили мышления   Допущения влияют на приоритетность и релевантность, которыми наделяются события
       
         
  Типы репрезентаций, эффективные для различных уровней  
       
  Что   Слова
   
     
  Как Диаграммы
  h  
    -1  
  Почему Символы
       
  Кто   Метафоры
   

Ключевые положения

Различные виды репрезентаций по-разному расставляют акценты в проблемном пространстве и придают особое значение различным факторам и взаимосвязям в этом пространстве.

Различные допущения влияют на приоритетность и релевантность, которыми мы наделяем элементы проблемного пространства.

Различные типы репрезентаций и репрезентативных каналов стимулируют различные типы мыслительных процессов (например, критик с большей вероятностью проявится как реакция на слова, чем как реакция на символические образы).

Различные формы карт оказываются эффективными для репрезентации информации на различных уровнях:

Что — слова Как — диаграммы Почему — символы Кто — метафоры


Глава б. Развитие множественных точек зрения

Практикум

\ Подумайте о проблеме, над которой вы в данный момент работаете. Нарисуйте ее ■ и объясните ваш рисунок кому-нибудь еще или целой группе. Попросите их нарисо-! вать свою карту.

Шодумайте о собственном рисунке. Есть ли там какие-либо элементы, которые не ^реализовывали своей значимости до тех пор, пока вы не начали их объяснять?

i Сравните различные виды рисунков, которые появились в ходе упражнения. Какие |, акценты каждый из них расставляет в проблемном пространстве?

I Как различные виды рисунков подчеркивают отдельные взаимосвязи и не затрагивают других?

Как рисунки и символы расставляют приоритеты?

Каковы различные допущения членов группы, которые ведут к различным интерпретациям проблемы?

Какие виды рисунков и допущений, по-вашему, дают наибольший охват проблемного пространства?

Какие виды репрезентаций в наибольшей степени стимулируют «мечтателя»? «Реалиста»? «Критика»?

Что удивило или впечатлило вас в картах других людей? Какую пользу вы получили от других карт?

Какие типы карт наиболее эффективно представляютте или иные уровни (т. е. окружение, поведение, способности, убеждения, ценности и идентификацию)?


ЛАТЕРАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Обзор главы 7 Основные задачи главы 7

Представить и рассмотреть использование метафор и других методов латерального мышления, чтобы открыть и создать потенциальное «пространство решения».

Представить и рассмотреть процедуры, с помощью которых навыки латерального мышления могут применяться как индивидуальные или групповые процессы, позволяющие найти или раскрытьпространство решения для конкретной проблемы.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 503. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.017 сек.) русская версия | украинская версия