Студопедия — Динамические характеристики и понятие рабочей точки 17 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Динамические характеристики и понятие рабочей точки 17 страница






Различные действия связаны с различными целями и должны быть разделены по этому принципу.

Реакции на проблемы нередко оказываются ключевым фактором для креативности. Практикум

Какого рода действия вы используете в обеих ситуациях для выполнения поставленной задачи в отличие от действий, направленных на достижение цели в отношениях?


Глава 5. Креативность и решение проблем РАЗДЕЛ 5.5. КАРТА Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      Типы помех    
Реакции на проблемы    
           
1 Состояние «тупика»   Какой тип «помех» вызывает тупиковое состояние?    
      1. Замешательство 2. Содержание 3. Конфликт 4. Катастрофы 5. Убеждения    
I Что явл яется ическим ЮМ?                
| симптод Им   тип «темы»      
  t t б. Контекст    
    «что/как»   «почему/кто»   7.Сравнение    
I        
                 
I Какие действия § и ресурсы позволяют {преодолеть данный ■ тип препятствий? Работа над: • состояниями/ физиологией; • стратегиями («как»); • ценностями/     Изменение фильтров для отбора информации о переживании  
     
   
убеждениями («почему»);   соответствие собственной    
| Базовые операции:  
1 «движем I от проб/ ^e прочь)емы; ie к реше- • допущениями; • поведенческими проявлениями («что»)       идентификации/ миссии      
I «движет 1 нию г ■—            

вчевые положения

облемы проявляются как помехи или «симптомы».

лделяют различные классы помех, которые вызваны различными причинами, урсами для различных видов помех служат различные уровни действий. актикум

кого типа проблемы или помехи сопутствуют двум рассматриваемым ситуациям?; вы воспринимаете эти помехи и реагируете на них?

кими видами ресурсов и альтернатив вы располагаете в обеих ситуациях? I каких уровнях осуществлялись ваши реакции в различных ситуациях?


Часть П. Совместная креативность

РАЗДЕЛ 5.5. КАРТА Ж

 

 

 

 

 

    Сравнительный анализ ЮТЕ 4      
         
Выявить состояния сравниваемых переживаний и пронаблюдать за физиологическими различиями «Релевантные» различия между ситуациями иногда оказываются связанным и с внутренними состояниями/эмоциями Эмоции и состояния могут быть «возвращены» и перенесены из контекста в контекст   Физиологические различия могут включать в себя либо микроэлементы, либо макроповедение
                 
Важно также установить допущения, подразумеваемые типом контекста, целью, типом доказательств и действий: допущения являются частью проблемного пространства     Убеждения и допущения, связанные с убеждениями, лежат в основе мотиваций, а также в основе «дозволенности/запрета»
                   

Ключевые положения

Допущения, которые относятся к конкретным ситуациям и общим контекстам, также являются частью проблемного пространства, поскольку затрагивают вопросы мотивации и дозволенности креативного мышления.

Практикуй

Каковы ваши допущения относительно контекстов двух ситуаций? Как эти допущения способствуют или препятствуют вашей способности быть креативным?


Глава 5. Креативность и решение проблем

РАЗДЕЛ 5.5. КАРТА 3

Упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Исследователь (А)   Гид (Б) Наблюдатель/ко-тренер (В)
  является субъектом ТОТЕ   Задает вопросы о ЮТЕ Задает вопросы о: • состояниях; • стилях мышления » • Записывает ответы. • Наблюдает за физиологией, речью, стилями мышления. • Помогает Б. • Может подсказывать дополнительные вопросы для А
     
       
^Согласно НЛП, карта [восприятия не может [измениться, пока нервная система человека не «откроется» под воздействием различных операций, влияющих на состояния и чувства   1. ЮТЕ позитивного переживания. 2. ЮТЕ ограничивающего переживания. 3. Сравнивает два переживания. 4. Определяет, что можно перенести или добавить (например, добавление уровней)   Применяйте принципы креативности, чтобы идентифицировать элементы, которые можно перенести/добавить. Начиная с карты ограничивающего контекста, работайте над состоя-ниями и физиологией, затем — чад стилями мышления и уровнями действия в данном контексте
     
       

: Ключевые положения

| Упражнение по переносу ТОТЕ само представляет собой ТОТЕ.

Целью здесь является расширение восприятия исследователем проблемного пространства.

' Доказательство успеха включает в себя изменения состояния исследователя и мик-роуровневых когнитивных и поведенческих паттернов, связанных с проблемой, а также осознание исследователей других вариантов и альтернатив.

Действия в данном случае подразумевают сравнение ТОТЕ проблемной ситуации с примером эффективного креативного решения проблемы, чтобы определить когнитивные и поведенческие элементы, добавление которых позволит обогатить подход исследователя и доступные ему альтернативы в проблемной ситуации.

Практикум

В какой степени вы проявляете себя как «мечтатель», «реалист» или «критик» в каждой из рассматриваемых ситуаций? Какой стиль мышления использует другой человек? Как компенсировать различия между стилями мышления? Как бы вы адаптировали процесс переноса ТОТЕ к собственной профессиональной реальности, чтобы улучшить личные способности к креативному решению проблем? Способности повышать креативность других в качестве тренера?


Часть П. Совместная креативность

Раздел 5.6. Оценка прогресса в креативности

Оценка прогресса в креативности — это функция оценивания степени, в которой человеку удалось расширить свое восприятие проблемного пространства. При оценивании прогресса применительно к решению проблем важно помнить, что креативные способности могут совершенствоваться, даже если конкретное решение проблемы все еще не было найдено. Уже само по себе повышение осознания элементов проблемного пространства или новое метазнание о креативном процессе могут служить важным свидетельством и результатом креативности.

Мы уже обсуждали такой способ оценивать прогресс в креативности, как применение трех принципов креативности к трем основным элементам ТОТЕ, которые используются для креативного решения проблем:

Ориентированы ли цели на позитивный результат?

Обеспечивает ли процедура доказательства эффективную обратную связь?

Достаточно ли гибкими и разнообразными являются действия, чтобы с их помощью можно было управлять проблемным пространством?

По существу, эффективное решение проблем включает в себя:

желание сделать что-то,

знание «как это сделать» и

наличие «шанса» определить и воплотить адекватное решение.

По Ягеру (Yeager, 1985), для эффективного подхода к проблеме и решения ее человек нуждается в мотивации, средствах и возможности. Каждый из этих факторов связан с отдельным уровнем процесса решения проблем. «Желание» относится к убеждениям и ценностям применительно к конкретной проблеме. Знание «как делать» связано с развитием и мобилизацией способностей и поведенческих проявлений, необходимых для определения и воплощения решений. «Шанс» сделать задуманное связан с восприятием ограничений или возможностей в проблемном окружении или контексте.

Таким образом, на индивидуальном уровне прогресс в креативности может быть оценен в терминах позитивных изменений применительно к любому из трех факторов:


Глава 5. Креативность и решение проблем

\) степень мотивации и дозволенности, которую субъект ощущает применительно к креативности в проблемной ситуации;

I) субъективное переживание достаточности ресурсов в индивидуальном состоянии или физиологии применительно к ситуации;

J) богатство индивидуальной карты ситуации и количество потенциальных возможностей и альтернатив.

В последующих разделах нам предстоит исследовать способы сти-улирования креативности в группе. При оценке повышения креатив-йости в группе важно помнить, что человек представляет собой систе-г элементов, а также часть более крупных систем. В рамках группы эгресс в креативности может оцениваться по отношению к:

|) степени, в которой все члены группы разделяют цели, доказательства и допущения;

принятию, поощрению и координации различных стилей мышления и креативных процессов внутри группы;

3) диапазону способностей, выраженных и используемых членами группы.


Часть П. Совместная креативность

РАЗДЕЛ 5.6. КАРТА А

 

 

  Три типа тестов для оценки методов усовершенствования ЮТЕ  
     
  Соответственно трем основным принципам/фреймам креативности  
         
В цели: наличествует ли видение и фрейм результата, выраженные в позитивной форме?   В доказательствах: действует ли человек на основании фрейма обратной связи (по контрасту с фреймом неудачи)?   В действиях: наличествуют ли до начала действий по крайней мере два альтернативных варианта?
         
Двигайтесь не от чего-либо, а к чему-либо   Иногда приходится «делать» что-то заведомо неэффективное.   Если то, что вы делаете, не работает, делайте что-нибудь
    чтобы получить обратную связь, необходимую для следующего шага   другое, практически все равно что.
       

Ключевые положения

Одним из общих способов оценки прогресса в креативности является применение принципов креативности к трем основным элементам ТОТЕ, используемым для креативного решения проблем:

Ориентированы ли цели на позитивный результат?

Обеспечивает ли процедура доказательства эффективную обратную связь?

Достаточно ли гибкими и разнообразными являются действия, чтобы с их помощью можно было управлять проблемным пространством?

Практикум

Мысленно вернитесь к опыту, полученному при изучении предыдущего раздела. Как вы думаете, каким образом вам удалось расширить или усовершенствовать свои креативные способности в тех конкретных ситуациях, которые вы исследовали? А в целом?


Глава 5. Креативность и решение проблем

РАЗДЕЛ 5.6. КАРТА Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г                          
    Применительно к самому себе  
ш          
I Возможность оказывать 1 влияние на собственные 1 креативные процессы 1 основана на том факте, i что наша карта ситуации 1 не есть территория   Наша карта ограничивающего или «тупикового» контекста может быть обогащена и дополнена   1. Исследуйте нейро-лингвистические про цессы, связанные с личными креативными переживаниями  
             
     
  2. сследуйте собст-енное состояние физиологию   3. Исследуйте собственные ценности, убеждения и допущения  
Г к в   Креативн подразум мотиваци «дозволе 0СТЬт требует  
I 1 и   ' убежден и нность» J ^ й
       
               
  Сходные исследования можно провести применительно к креативности в группах   • Человек является системой, состоящей из различных частей. • Группа — это система, состоящая из людей  

пючевые положения

Применительно к конкретному человеку, креативность может оцениваться в связи с |l) собавенными субъективными переживаниями богатства карты ситуации, 2) из-енениями состояния или физиологии в связи с ситуацией и 3) степенью мотивиро-анности и дозволенности, которую человек ощущает в связи с креативностью в дан-Ной ситуации. Практикуй

то претерпело наибольшие изменения в вашем восприятии проблемной ситуации: аша карта ситуации? Ваше состояние? Ваше чувство мотивации или дозволенности еативности?


Часть П. Совмеаная креативность

РАЗДЕЛ 5.6. КАРТА В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        В группе      
Нужно исследовать TOTE всей группы как целого и ТОТЕ каждого ее члена   Дать группе идею — еще не значит поставить перед группой конкретные цели   Следует проверить допущения, которые действуют внутри группы. Допущения неудачи, а не обратной связи, нередко становятся препятствиями  
               
  Координация креативных процессов важна для группы, в которой есть: • общие цели; • общие доказательства; • разнообразие действий/личного вклада участников     Существует потребность в: • консенсусе относительно «что» для всей группы (миссия/идентификация) и «почему»(ценности/ допущения); • разнообразии «как» и «что»  
       
    Различия между «зачем» порождают конфликты  
         
     
  Разнообразие личного вклада может быть синергическим   Недостаток консенсуса относительно целей может стать препятствием для креативности  
     

Ключевые положения

В группе прогресс креативности может оцениваться по 1) степени, в которой члены группы разделяют цели, доказательства и допущения, 2) принятию, поощрению и координации различных стилей мышления и креативных процессов внутри группы и 3) диапазону возможностей, выражаемых и используемых членами группы.

Практикум

Вспомните несколько групп, членом которых вам довелось быть, — групп, проявлявших эффективную креативность. Сравните их с группами, которые не проявляли креативности.

Что послужило для вас доказательством того, что одна группа проявляла эффективную креативность, а другая — нет? Что следовало бы изменить, чтобы усовершенствовать неэффективную группу?


раз!

1ТИЕ

МНОЖЕСТВЕННЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ


)6зор главы 6 сновные задачи главы 6

Обсудить различные способы репрезентации и нанесения на карту проблемного пространства и влияние допущений применительно к интерпретации проблемы.

Представить и обсудить общие процессы укрепления способности к креативному мышлению посредством различных модальностей репрезентации.

Вместе с читателями провести со-креативный практикум, чтобы создать множественные репрезентации проблемного пространства и осознать преимущества наличия множественных репрезентаций для эффективного решения проблем.

Рассмотреть влияние различных видов репрезентаций и допущений на идентификацию проблем.

разделы и цели каждого раздела

цел 6.1. Репрезентация проблемного пространства

едставить различные способы репрезентации и нанесения на кар-г проблемных пространств.

чел 6.2. Выявление допущений относительно проблемного про-1ства

писать влияние допущений на решение проблем и их взаимосвязь с зентативными картами.

дел 6.3. «Интервидение»: множественные точки зрения на пропое пространство

едставить со-креативный процесс создания множественных карт 5лемного пространства.


Часть П. Совместная креативность

Раздел 6.4. Влияние допущений и типа репрезентаций иа решение проблем

Определить и рассмотреть влияние различных видов репрезентаций и допущений на восприятие проблемного пространства.

Раздел 6.1. Репрезентация проблемного пространства

Способ, которым мы представляем проблему, оказывает существенное влияние на то, как мы воспринимаем ее и как ведем поиск решений. В качестве простого примера: кажется, что определить, сколько будет2/ от V2 проще, чем посчитать У2 от 2/3, даже если ответ (2/6 или У3), как и способ решения, одинаков для обоих случаев. В этом разделе нам предстоит исследовать ряд стратегий репрезентации проблем и проблемного пространства.

Для репрезентации проблемного пространства, а также усовершенствования и укрепления способности к креативному мышлению могут быть использованы несколько общих процессов. Каждый из них предполагает особый способ репрезентации чего-либо:

Использование метафорических или символических репрезентаций.

Изменение репрезентативных систем.

Создание мультисенсорных карт.

Одним из наиболее базовых креативных процессов является репрезентация одного объекта через другой объект, будь то символическая репрезентация или метафора.

Другой процесс репрезентации проблемного пространства подразумевает изменение репрезентативного канала, через который вы воспринимаете проблему или наносите ее на карту — например, замена вербального канала визуальным с помощью рисунка, или замена визуального кинестетическим (изображение чего-либо мимикой, исполнение роли).

Еще один базовый креативный процесс, к которому прибегал Дисней, — синестезия, связанная с синтезом сенсорных репрезентаций. К примеру, Моцарт утверждал, что одновременно и слышал, и видел музыку — не нотные листы, но абстрактные образы. Кроме того, он ощущал музыку, то есть пользовался мультисенсорной репрезентацией


Глава б. Развитие множественных точек зрения

эв. Композитор говорил даже, что звуки обладают особым вкусом

> одна из его стратегий написания музыки схожа с процессом при-ггения пищи. Различные виды музыки должны быть сбалан-

ованы, как различные оттенки вкуса. Некоторые фразы он считал

шми, другие могли сойти за сытное жаркое (hors d'oeuvre). t заключение можно сказать, что для обогащения репрезентации немного пространства существует три базовых способа:

1етафора и символизм.

ленение репрезентативного канала. Лштезирование каналов репрезентации.

> целом, чем более полно мы задействуем собственные репрезен-вные системы, тем большее количество возможностей стимули-

; или воспринимается.


Часть II. Совместная креативность

РАЗДЕЛ 6.1. КАРТА А

Процессы, способствующие креативности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Репрезентация чего-либо различными путями     1.1. Репрезентация чего-либо посредством: • метафор; • символов; • рисунков   2. Изменение испс репрезентативн с вербальной на • визуальную; • физическую (вание проблем решения как р шьзуемой ой системы :  
    1роигры-оы/  
3. Приветствуются процессы, основанные на синестезии чувств = мультисенсорные репрезентативные системы    
        оли)  
       
     
  Чем полнее человек задействует свои сенсорные репрезентации, тем больше число потенциальных альтернатив    
Моцарт ощущал и видел музыку в процессе слушания      

Ключевые положения

Существует несколько общих процессов, которые могут использоваться для усовершенствования и укрепления способности к креативному мышлению. Каждый из них подразумевает репрезентацию проблем и целей различными способами.

Метафорические или символические диаграммы.

Изменение репрезентативных систем.

Создание мультисенсорных карт.

В целом, чем более полно мы задействуем собственные репрезентативные системы, тем большее количество возможностей мы воспринимаем.

Практикум

Насколько хорошо вам удается использовать все сенсорные модальности? Какова ваша сильнейшая модальность? Какая из модальностей наиболее вам знакома? Какую из них вы используете в последнюю очередь?

Вспомните несколько ситуаций, в которых вам уже доводилось использовать метафоры или символические диаграммы при решении проблем.

Попрактикуйтесь в составлении мультисенсорных карт ваших переживаний.


Глава б. Развитие множественных точек зрения

пните приятное или расслабляющее переживание и нанесите на карту то, что Видели, слышали, ощущали, запахи и вкусы, которые сопутствовали этому пере-анию.

ведите несколько примеров ситуаций, в которых вы переключались с одного ре-зентативного канала на другой. Как это влияло на ваш мыслительный процесс?

Практикуйтесь в репрезентации своих переживаний с помощью различных кана-§; описаний, рисунков и инсценировки.


Часть II. Совместная креативность

Раздел 6.2. Выявление допущений относительно проблемного пространства

При решении проблем существует риск оказаться слишком абстрагированным от ситуации или слишком большим редукционистом- иначе говоря, можно настолько увлечься моделью или теорией как таковой, что потерять контакт и обратную связь с конкретным референтным опытом. Это ведет к проблемам, вызванным обобщением, удалением и искажением. Как рекомендовал Альберт Эйнштейн,

«Все следует делать максимально просто, но не проще того».

Если делать вещи слишком простыми, это уже приведет нас к упрощенчеству.

Для того чтобы решать многочисленные проблемы, сопутствующие нашему существованию, мы вынуждены постоянно строить модели нашего переживания. Вопрос заключается в том, как определить, в каких случаях эти модели следует упрощать, а в каких они оказываются слишком простыми. К примеру, Эйнштейн постоянно находился в поиске ограничивающих допущений, делающих наше мышление либо слишком простым, либо слишком непростым. Как он любил говорить,

«Наше мышление создает проблемы, которые нельзя решить с помощью этого же типа мышления».

Думая о чем-либо, мы нередко используем скрытые допущения, которые затем принимаем как доказанные. В целом такие допущения помогают нам, потому что позволяют нашему мышлению двигаться кратчайшим путем. Однако если мы забываем об их существовании, допущения начинают нас ограничивать. К примеру, давайте рассмотрим следующую задачу.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 451. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия