Студопедия — Psychopathia Sexualis», 188 6 год
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Psychopathia Sexualis», 188 6 год






 

Трудно преувеличить влияние «Psychopathia Sexualis» на фор­ мирующуюся область науки, занятую изучением вопросов сексу­ альности. Так, во многом благодаря именно этой книге научное исследование гомосексуализма на протяжении последующих восьмидесяти лет было переплетено с изучением психических заболеваний. Новые издания «Psychopathia Sexualis» Крафт- Эбинг выпускал в свет почти ежегодно: в течение семнадцати лет с момента первой публикации в 1886 году до смерти автора в 1903 году состоялось двенадцать переизданий книги. Успех этой работы вознес почти безвестного немецкого невропатоло­ га до положения профессора психиатрии и директора психиат­ рической клиники Венского университета. Огромное влияние и авторитет книги стали еще одной вехой в истории сексуаль­ ности западного общества: церковь обнаружила, что ее место высшего судьи, выносящего заключение о сексуальной нор­ мальности, захватил новый институт — психиатрия.

«Psychopathia Sexualis» представляет собой собрание более чем двухсот историй болезни людей, являвших примеры «раз­ личных психопатологических проявлений сексуальной жизни».

 

 

Ellis H., Symonds J. A. Sexual Inversion. London, 1897.


56 История

 

 

Действительно, большинство из приведенных случаев являются аномальными и патологическими. Истории с 17-й по 21-ю с отталкивающими подробностями рассказывают о некоторых маньяках-убийцах (случай 17-й — это Джек Потрошитель, терроризировавший Лондон лишь за год до первого издания книги). Зарегистрированы все мыслимые и немыслимые слу­ чаи фетишизма, среди которых страсть к обуви и ногам, к дет­ ским перчаткам, кружевным платкам, бархатным платьям («фе­ тишизмом» называется концентрация сексуальной жизни во­ круг какого-либо предмета или, как в случае эксгибиционизма, части тела). Сразу же после «фетишизма груди» и до главы, описывающей преступления, совершенные людьми с серьезны­ ми психическими отклонениями, следуют двести страниц, посвя­ щенных «обратному сексуальному инстинкту» (Крафт-Эбинг не принял термин «урнинг», введенный Ульрихсом). Термин

«гомосексуализм», предложенный никому не известным немец­ ким памфлетистом двадцатью годами ранее, появляется в позд­ нейших изданиях.

Люди, описанные в этой части книги, действительно вовле­ чены в определенного рода однополые отношения; однако раз­ нообразие типов поведения достаточно велико, и, чтобы опреде­ лить их одним словом, необходимо применение широкой абст­ рактной категории. Детали и сюжеты описаний гомосексуалистов Крафт-Эбингом ясно обнаруживают его желание акцентировать странные и извращенные аспекты жизни его героев. Г-н 3. старается изменить направленность своих сексуальных жела­ ний, заставляя себя часто посещать публичный дом. П. пыта­ ется подавить свой сексуальный интерес к мужчинам тем, что вступает в брак и становится отцом ребенка. В отношениях со своей женой он превращается в импотента и совершенно избегает секса в течение нескольких лет, а затем его аресто­ вывают в парке за совершение полового акта с юношей. Ря д примеров касается людей, несомненно, на взгляд современных психиатров, страдающих серьезными психическими заболева­ ниями, но которые в то же время являются гомосексуалиста­ ми или, в какой-то степени, заблуждаются относительно соб­ ственной сексуальности. Наиболее пространное описание,


 

Перверсия и инверсия 57

 

 

растянувшееся почти на тринадцать страниц, посвящено муж­ чине, который постепенно до такой степени уверился в том, что его тело превращается из мужского в женское, что стал испы­ тывать «менструальные недомогания» каждые четыре недели. У героев нескольких других случаев можно обнаружить все симптомы шизофрении, а одна из женщин, по-видимому, являет­ ся лесбиянкой, страдающей периодическими психотическими депрессиями.

Несмотря на утверждение Крафт-Эбинга, что целью его исследования является лишь «фиксация» вариаций выражения человеческой сексуальности, он без колебаний выдвигает тео­ рию, объясняющую причины и следствия гомосексуальности. Он заявляет, что, не делая никаких исключений, «эту аномалию психосексуального чувства можно объективно назвать функ­ циональным знаком дегенерации». Слова «неврастения» и «не­ вропатический» постоянно встречаются в тексте исследования Крафт-Эбинга — слова, которые на рубеже веков использова­ лись для описания ослабленного состояния нервной системы людей, считавшихся неполноценными в физическом отноше­ нии. Как предполагалось, нервная система этих жалких созда­ ний неизбежно и преждевременно разрушается на определен­ ном этапе их жизни.

Теория «дегенерации» возникает в конце XVII I века, но в качестве объяснения любых человеческих недостатков (от умственной отсталости до городской преступности) получает признание в середине XI X века. Убеждение, что «дегенера­ тивные классы» людей несут ответственность за совершение большинства преступлений, по крайней мере частично, питало энтузиазм Англии, с которым она в середине XI X века от­ правляла в Австралию осужденных. Существовала надежда, что устранение «дегенератов» из общества приведет к исчезно­ вению преступности. Алкоголизм, бедность и даже волнения в рабочей среде осуждались как следствия дегенерации чело­ веческого рода, причинами которой являлось разрушающее и ис­ тощающее воздействие урбанизации и индустриализации. (Эти идеи послужили основой для нацистской «расовой теории», возникшей несколько десятилетий спустя.)


 

58 История


Перверсия и инверсия 59


 


 

Язы к теории дегенерации звучит барабанной дробью в тек­


служанку и часто студентом посещал публичный дом 4


. Позднее


сте «Psychopathia Sexualis»:

 

Случай 148. К., возраст 28 лет, неработающий; отец стра­ дает нервным заболеванием, мать очень нервна... Нервная система К. испорчена; небольшой тик.

Случай 134. Г-н 3., отец пациента страдал нервным заболеванием, ночными кошмарами и страхами. Дед тоже нервным заболеванием, брат отца — идиот... У пациента было три сестры и брат, последний страдал душевным рас­ стройством.

Случай 143. 3., возраст 28 лет; отец очень нервный и раздражительный, мать страдает истерией. Сам пациент страдает нервным расстройством, до 18 лет — недержание мочи, был болезненным мальчиком.

Случай 163. Фрейлейн О., возраст 23 года. Мать стра­ дает тяжелой врожденной формой истерии. Отец матери сумасшедший. Семья отца не испорчена.

 

«Обратная сексуальность», наравне с алкоголизмом, су­ масшествием, идиотизмом, считалась проявлением изначально дефектной нервной системы.

Чтобы здоровые от рождения люди не считали себя защи­ щенными от ужасов невропатического расстройства и развития перверсии, Крафт-Эбинг привел несколько случаев «приобре­ тенного обратного сексуального инстинкта». Он полагал, что мастурбация может стать причиной развития ненормального сексуального чувства в «испорченных» людях: «Извращенная сексуальность развивается под влиянием неврастении, вызванной мастурбацией» 42. Читая эту книгу, трудно понять, чем некоторые люди, которые «приобрели» перверсию, отличаются от отмечен­ ных «врожденным» гомосексуализмом, за исключением того, что у них был некоторый опыт гетеросексуальных отношений. Один мужчина в детстве участвовал в сексуальной игре с другими мальчиками, но, достигнув юношеского возраста, соблазнил

 

41 Krafft-Ebing R. Op. cit. P. 255, 232, 245, 281.

42 Ibid. P. 190.


у него была любовная связь с юношей и, по его словам, «мысль

о женщинах все более и более отступала на задний план». Он описывает свое страстное влечение к другому юноше, который принимает его дружбу, но не любовь. Конфликт, возникающий в нем из-за «загрязнения этой дружбы» сексуальными мыслями, чрезвычайно подавляет его. Настаивая на том, что «не может считать себя принадлежащим к категории так называемых гомо­ сексуалистов», он заявляет: «Я сохраняю твердое убеждение или, по крайней мере, надежду на то, что сильная воля вместе с квали­ фицированным лечением смогут превратить меня в нормально чувствующего мужчину». Возможно именно потому, что этот откровенный и способный мотивировать свои поступки молодой человек начал свой рассказ со слов, что он «происходит из неис­ порченной семьи», Крафт-Эбинг увидел в нем пример «приоб­ ретенной» гомосексуальности. В других случаях кажется, что люди, служащие примером «приобретенного» отклонения, стра­ дают различными психическими заболеваниями.

Хотя биологические основы аномалии были неизвестны Крафт-Збингу, он был уверен, что можно заметить ее проявле­ ние. Он полагал, что люди с физиологически обусловленной инвертированной сексуальностью рано начинают половую жизнь и испытывают более сильные чувства («сексуальная жизнь людей, следовательно, сама организует собственные проявле­ ния... ненормально рано и... с ненормальной силой»). Кроме того, по его мнению, физическая любовь у людей с врожденной гомосексуальностью также была «чрезмерной и экзальтиро­ ванной», они были подвержены неврозам и, конечно же, «невра­ стении» и безумию44. Крафт-Эбинг, таким образом, заложил

«научную» основу стереотипов, касающихся людей с гомосек­ суальной ориентацией, которым суждено было просущество­ вать почти сотню лет: гомосексуалисты — это «помешанные» на сексе, но ограниченные и слабые люди, неспособные к зре­ лым отношениям, склонные к психическим заболеваниям. Он

 

 

Krafft-Ebing R. Op. cit. P. 190—193.

Ibid. P. 223.


 

60 История

 

 

использовал в целом сорок шесть примеров, полученных из по­ лицейских отчетов, психиатрических больниц и от других пси­ хиатров, чтобы проиллюстрировать и обосновать свои заключе­ ния с помощью мрачной «теории дегенерации» и ссылок на

«мастурбационную неврастению».

Может показаться странным, что «Psychopathia Sexualis» приобрела такое влияние. Очевидно, что не тонкость интуиции Крафт-Эбинга и не убедительность его рассуждений сделали книгу столь популярной, поскольку, помимо прочего, его анализ был упрощенным и основывался на лишенных оригинальности идеях, уже переставших интересовать научное сообщество. Скорее причиной ее популярности были сотни страшных, мрач­ ных, отвратительных, но приятно будоражащих воображение историй болезни. Здес ь «непроизносимый среди христиан» грех и множество других грехов были описаны с мельчайшими подробностями. Цензоры предупреждали, что работа предна­ значалась для врачей и юристов, и продавцы требовали соот­ ветствующего документального подтверждения для продажи экземпляра. В первоначальном немецком издании и в ранних переводных публикациях половые акты описывались на латин­ ском языке. Тем не менее книга получила настолько широкое распространение, что в позднейшие издания Крафт-Эбинг вклю­ чил письма и автобиографические рассказы, присланные ему читателями из Англии, России, Соединенных Штатов.

Хотя методы исследования, использовавшиеся Крафт-Эбин-

гом, были другими, чем у Августина и Фом ы Аквинского, его выводы оказались теми же самыми: только репродуктивная сексуальность (гетеросексуальность) являлась «естественной». Будучи научно несостоятельными, его идеи все же были равно благожелательно восприняты профессиональными и простыми читателями, так как подкрепляли общераспространенное отно­ шение к гомосексуалистам.

Книга Альберта Молля о гомосексуальности («Die contriire Sexualempfindung»), появившаяся в 1891 году, во многих отно­ шениях превосходила работу Крафт-Эбинга. Молль отверг смехотворное заявление о том, что мастурбация может привести к гомосексуализму, и свел к минимуму значение теории дегене-


Перверсия и инверсия 61

 

 

рации и «невропатической испорченности» в качестве факто­ ров, объясняющих его возникновение. Но содержательные за­ мечания Молля и особенно упорный отказ высказывать непод­ твержденные заключения о «причинах» гомосексуальности и о какой-либо другой связи между гомосексуальностью и дру­ гими психическими отклонениями сделали его работу менее убедительной и, как оказалось, не такой бесспорной и автори­ тетной. Появившись в тени «Psychopathia Sexualis», более кор­ ректное исследование Молля привлекло меньше внимания и, ко­ нечно, пользовалось гораздо меньшей известностью. Книга Крафт-Эбинга, со всеми ее недостатками, к несчастью, стала основой «научных» теорий гомосексуальности последующих

~ет. Психиатрия присоединилась к религии, клеймя гомосексу­ алистов как изгоев и парий общества. Взгляд на гомосексуали­ стов как на душевнобольных стал почти непоколебимым в со­ временной психиатрии — только сравнительно недавно, и то не до конца, он был отвергнут. Бессчетные тысячи гомосексу­ алистов, мужчин и женщин, подвергали себя «лечению», осно­ ванному на несостоятельных в научном отношении теориях и дан­ ных. Сегодня те, кто практикуют «репаративную терапию» для гомосексуалистов (см. главу 15) идут по стопам Крафт-Эбинга и другого австрийского психиатра, Зигмунда Фрейда.

Далее мы встретимся с двумя мужчинами, современника­ ми Крафт-Эбинга, которые отнеслись к его идеям более кри- ично, чем прочие.

 

Эллис и Саймондс:

«Сексуальная инверсия», 189 7 год

 

История написания и публикации «Сексуальной инверсии», ервой сколько-нибудь значительной англоязычной книги о го- осексуализме, необычна и заслуживает того, чтобы остановит- я на ней подробнее. Генри Хэвлок Эллис (1859—1939) был нглийским врачом, написавшим серию книг «Исследования сихологии секса», которая в конце концов сделала его одним з авторитетов в области сексуальности англоязычного мира, н размышлял над первым томом исследования, когда к нему


62 История

 

 

обратился с предложением о совместной работе над книгой о «сексуальной инверсии» человек, являвшийся известнейшей фигурой в литературном мире Англии.

Джон Эддингтон Саймондс (1840—1893) был одним из выдающихся людей Англии конца XI X века. Его основной работой является «Ренессанс в Италии» в семи томах, но об­ ширное и разнообразное наследие Саймондса включает в себя биографии английских поэтов Шелли и Сидни, драматурга Бена Джонсона и Микеланджело. Он является автором сборников эссе, стихов, путевых заметок, литературно-критических статей и множества статей для литературных журналов. Получили признание сделанные им переводы с итальянского стихов Ми ­ келанджело и автобиографий Бенвенуто Челлини и графа Карло Гоцци.

Собственная автобиография Саймондса, или, точнее, серия автобиографических отрывков, которые никогда не были со­ браны в один том, не публиковалась до 1984 года. Спустя два года после смерти Саймондса его литературный душеприказ­ чик Г. Ф. Браун опубликовал биографию писателя, основан­ ную на этих воспоминаниях, но отказался предоставить кому- либо рукопись мемуаров. Браун скрывал содержание воспоми­ наний до конца своей жизни, и после его смерти в 1926 году по его завещанию рукопись была передана Лондонской биб­ лиотеке с условием, что она может быть опубликована только через пятьдесят лет.

В 1949 году комитет Лондонской библиотеки разрешил дочери Саймондса, Катерине Ферс, прочитать воспоминания ее отца, хранящиеся в «перевязанной бечевкой зеленой картонной коробке, размером 6 X 12 X 18 дюймов, с надписью „Бумаги Дж. А. Саймондса" 45, но, очевидно, она никому не рассказала о прочитанном. В 1954 году подкомитет библиотеки разрешил доступ к рукописи «добросовестным ученым» при условии соблюдения «должных мер предосторожности»46.

 

 

45 Из письма Брауна в библиотеку от 21 сентября 1925 г. Цит. по: Th e

Memories of John Addington Symonds. New York, 1984.

46 Ibid. P. 11.


 

Перверсия и инверсия 63

 

 

Причину этого навязчивого стремления обеспечить сек­ ретность рукописи открывает первый абзац главы «Эмоцио­ нальное развитие»:

 

Когда я начал эти автобиографические заметки, моим глав­ ным стремлением было описать со всей доступной мне чест­ ностью и точностью тот тип характера, который я не считаю исключительным, но который по разным понятным причи­ нам еще никогда не был должным образом проанализиро­ ван. Я хотел дать материал психологам и студентам, изучаю­ щим душевные патологии, нарисовав портрет человека неза­ урядных способностей, не чрезмерно развращенного, чья жизнь от начала до конца была опутана естественной, инстинктив­ ной и здоровой страстью (но болезненной и омерзительной с точки зрения общества, в котором он жил) — непреодоли­ мым влечением к мужскому полу.

 

Принадлежа по рождению к «высшему классу» англий­ ского общества, Саймондс вырос в престижном районе Лон ­ дона Беркли-сквер и провел большую часть своего детства и юности в Клифтон-Хилле, несколько суровом с виду семей­ ном особняке в Бристоле. На фотографии одной из комнат Клифтон-Хилла мы видим гостиную в викторианском стиле, большую, но загроможденную газовыми лампами и мебелью, обитой темным бархатом, с китайской пальмой на большом пианино. Саймондс учился в школе Хэрро у и позднее в Окс ­ форде и с ранних лет изучал греческих и латинских классиков.

С того времени как он оставил уединенную жизнь в се­ мейном кругу ради учебы в общественной школе Хэрроу («об­ щественной школой» называлось привилегированное закрытое частное учебное заведение для дворян), Саймондс испытал чув­ ство одиночества и ощутил свою непохожесть на других маль­ чиков:

 

Я чувствовал, что мое поведение было непохожим и долж­ но было быть непохожим на поведение моих школьных товарищей... Крикет, футбол и верховая езда приводили

 

The Memories... P. 182. Написано в мае 1889 г.


64 История

 

 

меня в ужас, и даже фехтование мне не нравилось... Я не мог бросить мяч или камень, как другие мальчики. И, как это ни странно, я не мог научиться свистеть, как они. Но, несмотря на это, я совсем не был женственным... Мо я не­ любовь к играм проистекала из того, что по характеру я был мечтательным и погруженным в себя мальчиком.

 

В ранне й юност и он бы л захваче н греческим искусством и литературой, лиш ь впоследствии осозна в содержащиес я в них эротически е обертоны:

 

Вместе с мистером Найтом я прочитал большую часть

«Илиады». Когда мы подошли к последним песням, я на­ толкнулся на строки, которые заставили меня плакать. Это было описание Гермеса, собиравшегося на встречу с При ­ амом и принявшего вид смертного: «...Благородному юноше видом подобный, первой брадой опушенному, коего мла­ дость прелестна». От этого простого, но столь великолепно­ го образа юной мужественности во мне пробудился грек... Фраз а содержала в себе всю греческую скульптуру; все мои неясные предчувствия мужского очарования были вос­ петы ею... Гермес, в расцвете своей красоты, открыл какие-

- о «4 9

то глубочайшие источники... в моей душе.

 

В Хэрроу, когда Саймондс у был о тольк о тринадцат ь лет, он столкнулся с почти вошедши м в традици ю гомосексуализ­ мом сред и школьников, н о эт и «спортивны е упражнени я обна ­ женны х мальчико в в кроват и дру г с другом» произвел и на него отталкивающе е впечатление. «Проявлени я мальчишеско й похоти, вызывающи е отвращени е своей жестокостью, оскорби ­ ли мой вкус вульгарностью». Будуч и окруже н гомосексуаль­ ной активностью, Саймонд с «оставался свободным... о т зара ­ жени я ею». Он пережива л «страстное влечение» к другим маль­ чикам, но не связыва л эти чувства с «вульгарной похотью».

 

 

48 The Memories... P. 85.

49 Ibid. P. 73.

50 Ibid. P. 94—96.


 

Перверсия и инверсия 65

 

 

Смущенны й и подавленны й этим и противоречивым и пережи ­ ваниями, Саймонд с видел, чт о его здоровь е и успехи в учебе ухудшились в последние год ы в Хэрроу.

В возраст е семнадцат и лет, навеща я друзе й семьи в Лон ­ доне, он взя л с собой Платона, чтоб ы поработат ь с книгой на каникулах. Однажд ы ночью, вернувшись из театра, он лег в кро­ вать и начал читать.

 

Случайно я остановился на «Федре». Я продолжал читать, пока не дошел до конца. Потом я начал «Пир»; и солнце осветило сад за окнами комнаты на первом этаже, где я заснул над раскрытой книгой...

Хэрроу канул в небытие. Я вступил на твердую почву, я получил разрешение на любовь, которая управляла мной с самого детства. Здес ь была поэзия, философия моего соб­ ственного восхищения мужской красотой... Я осознал, что греки — реально существовавшие древние греки — отно­ сились к этой любви серьезно, наполнив ее душевным оча­ рованием и придав ей величие.

Я впервые увидел действительную возможность гар­

моничного разрешения диссонансов моих инстинктов51.

 

Спуст я нескольк о месяце в в о врем я поездк и домо й Сай ­ мондс безумн о влюбился в мальчика на тр и года молож е него, певшего в хоре бристольского собора, но вскор е понял, что открыто е им в произведения х Платон а «разрешение» на лю ­ бовь межд у мужчинами не могло быт ь получено в викториан ­ ской Англии:

Я не мог жениться на нем; современное общество не пред­ полагало уз, которые могли бы соединить нас. Та к моя первая любовь была растрачена попусту.

Увы! Я слишком хорошо знал — открой я свои чув­ ства отцу или друзьям, то не только не встретил бы сочув­ ствия и понимания, но пробудил бы в них ужас, боль, отвра­ щение 52.

 

 

51 The Memories... P. 99.

52 Ibid. P. 104.

 

3 Гомосексуальность


 

История

 

В 1896 году, на двадцать первом году жизни, Саймондс вновь «страстно» влюбился в юношу, которого звали Альфред Брук. На этот раз он не мог ошибиться в характере своих чувств и не осознать, что испытываемое им влечение имеет эротический характер. Его знаки внимания нашли отклик в душе юноши, но Саймондс почувствовал себя парализованным и не­ способным к дальнейшим действиям. Несколько лет спустя он описал неудавшийся роман в прозаическом отрывке, стиль ко­ торого кажется слишком напыщенным даже для юного викто- рианца: «Я говорил с ним сдержанно — и отослал его без единого поцелуя... Все ночь я лежу без сна, целуя постель, на которой он сидел, поливая слезами одеяло, молясь и богохуль­ ствуя одновременно... Я ворочаюсь в кровати всю ночь на пролет... Плоть восстает во мне, и душа обмирает от желания. Я жажду его, как жаждет воды олень, стремящийся к ручью».

Силы, парализовавшие юного Саймондса, были теми же, что не дали ему ранее добиваться удовлетворения страсти к дру­ гому юноше: «Меня учили, что любовь, которую я питаю к Аль­ фреду Бруку, грешна. Я видел, что она вызывает осуждение современного общества. И в то же время я знал, что она неотъем­ лема от меня и непреодолима»54.

Чтобы отвлечься, он погрузился в учебу, но его здоровье снова начало ухудшаться. Саймондс связывал это с сексуаль­ ной неудовлетворенностью. Он обращался к докторам с жало­ бами на головные боли и боли в глазах. Один из них посове­ товал ему «завести содержанку или, что было бы лучше, всту­ пить в брак». Саймондсу этот совет показался «единственным выходом», избавляющим от переживаемых трудностей, и в воз­ расте двадцати четырех лет он женился53.

«Мной овладело чувство глубокого разочарования, когда я обнаружил,что в corps feminin [женском теле] нет желанного волшебства», — записал он в брачную ночь 56. В течение

 

 

53 The Memories... P. 124—125.

54 Ibid. P. 128.

55 Ibid. P. 152.

56 Ibid. P. 157.


Перверсия и инверсия 67

 

 

нескольких лет Саймондс становится отцом четырех детей, но постепенно к нему приходит осознание того, что все это было трагической ошибкой. «Возможно, моим величайшим преступ­ лением был мой брак», — пишет он в своих мемуарах. Однако он не считал виноватым только себя: «Я был вынужден же­ ниться, подчиняясь просьбе своего отца, своему собственному искреннему желанию преодолеть ненормальные наклонности и убеждению, что я должен восстановить свое здоровье»57.

Хронические проблемы со здоровьем, по диагнозу его отца- врача, были связаны с туберкулезом, и Саймондс начал часто бывать в Италии и Швейцарии, так как чувствовал, что климат этих стран оказывает на него благотворное воздействие. К три­ дцати годам Саймондс вел нелегкую двойную жизнь — жена, семья, успешная карьера лектора и писателя заботливо отде­ лялись от встреч с друзьями-гомосексуалистами, по крайней мере одного любовного романа с юношей и редких визитов в один из лондонских мужских публичных домов. Когда бо­ лезнь легких начала прогрессировать, он принялся убеждать жену, что они не должны жить вместе, объясняя это тем, что людям с хроническими заболеваниями неэтично заводить де­ тей (идея, соответствующая все еще модной теории «дегене­ рации»).

Саймондс был не первым и не последним гомосексуалис­ том, который вел двойную жизнь. Однако он был глубоко неудовлетворен этой раздвоенностью, которая смущала, раз­ дражала и даже мучила его. Кроме того, он обладал одним из лучших умов своей эпохи и прилагал неимоверные усилия, что­ бы осмыслить и найти объяснение своему затруднительному положению. Неосознанно Саймондс шел по стопам Ульрих- са — другого мужчины, который не мог примирить свое соб­ ственное убеждение, что испытываемые им чувства любви и страсти к мужчинам были врожденными и естественными, с общественным осуждением гомосексуалистов. В поисках от­ ветов Саймондс обратился к источнику утешения и поддержки, наиденному им в отрочестве, — к древнегреческой литературе.

 

" The Memories... P. 184—185.

з*


68 История

 

Интерес к греческой философии, поэзии и искусству среди английских интеллектуалов викторианской эпохи почти пере­ ходил в культ. На исходе XI X века Британия была самой огромной из когда-либо существовавших империй, в подданстве которой состояла почти четверть населения земного шара. Британцы видели себя духовными наследниками и естествен­ ными продолжателями тех, кто стоял у истоков западной куль­ туры, и это, возможно, объясняет то удивительное высокомерие, которое проявил лорд Элджин, отправив в ящиках резной фриз из афинского Парфенона в Британский музей.

Другие викторианские ученые искали оправдание ссыл­ кам на гомосексуализм у Платона, Аристофана, Ксенофонта и других или игнорировали их, но Саймондс начал их система­ тическое исследование, итогом которого стало эссе на восьми­ десяти восьми страницах, озаглавленное «Проблема греческой этики». В 1883 году он напечатал частным образом десять экземпляров этого сочинения.

В первом параграфе он комментирует пренебрежение, про­ являемое к гомосексуализму в античности «медиками и юри­ стами, писавшими об этом вопросе, которые, как кажется, не осознают, что здесь единственный раз в истории мы имеем пример великой и высокоразвитой нации, которая не только терпимо относилась к гомосексуальным чувствам, но придавала им духовную ценность и пыталась использовать их во благо общества»58. Саймондс выделял интеллектуальные, педагоги­ ческие и спортивные элементы paiderastia, греческого наимено­ вания для отношений между eromenos и erastes (см. главу 1), скорее эстетических, чем эротических по своей сути («грече­ ский любовник, если сложившееся у меня мнение о нем являет­ ся справедливым, стремился не столько стимулировать свое желание созерцанием чувственных прелестей, сколько настро­ ить свой дух зрелищем силы, покоящейся в удовольствии»), но также отмечал существование мужской проституции и пуб­ личных домов. Только три страницы он посвящает рассмотре­ нию лесбийского эроса и приходит к заключению, что «любовь

 

 

58 Symonds J. A Problem in Greek Ethics // Ellis H., Symonds J. Op. cit.


 

Перверсия и инверсия 69

 

 

женщины к женщине была неразвитой и непочитаемой» среди древних греков.

Саймондс, должно быть, надеялся на то, что его филологи­ ческое исследование гомосексуальности у благородных греков станет первым мощным ударом, направленным на изменение от­ ношения к гомосексуалистам в Британии. Но он не осмелился опубликовать открыто свою работу, возможно терзаемый теми же тревогами, что удержали его от занятий любовью с Альфре­ дом Бруком, — страхом перед возможностью пережить личную катастрофу, подобную той, которая спустя всего несколько лет сломила другого английского писателя — Оскара Уайльда, когда тот был приговорен к двум годам заключения за «грубые непри­ стойности» с юношами59. Только в Германии существовали бо­ лее строгие законы, но они были введены не сразу; во Франции и Италии не существовало законов, запрещающих какие-либо формы добровольных личных сексуальных отношений между совершеннолетними. В течение многих лет после написания «Про­ блема греческой этики» читалась только друзьями Саймондса.

В 1886 году появилась «Psychopathia Sexualis», и Сай­ мондс (по-видимому, с помощью своего отца) достал ее экзем­ пляр. Он ознакомился с исследованиями других немецких вра­ чей, а также французских, итальянских и русских авторов. Бе ­ зусловно, наибольшее впечатление на него произвели статьи Ульрихса, и в 1891 году, во время путешествия в Швейцарию, он навестил старика, жившего в бедности в Итальянских Аль­ пах и восполнявшего скудость средств к существованию изда­ нием своей «маленькой латинской газеты» 60.

В 1891 году Саймондс написал работу «Проблема совре­ менной этики», в которой он рассмотрел и проанализировал раз­ личные собранные им теории гомосексуальности. Пятьдесят копий было опубликовано частным образом и распространено среди избранной группы людей, которых проинструктировали сделать заметки на полях своих экземпляров и вернуть их обратно.

 

 

59 См.: Ellman R. Oscar Wilde. New York, 1987. P. 40 9 (рус. изд.: Эллман Р.

Оскар Уайльд. М., 2000).

6 0 Kennedy H. Op. cit. P. 218.


70 История

 

 

Готовя к публикации «Современную этику», Саймондс убедился, что готов вынести свою работу на суд широкой ауди­ тории. Он также осознал, что не обладает должным авторите­ том, чтобы его исследования «медицинского» предмета были восприняты всерьез. В 1890 году он вступил в переписку с Хэв - локом Эллисом, человеком почти на двадцать лет моложе него, врачом, который проявлял интерес к литературе и антрополо­ гии. Эллис написал несколько статей для литературных журна­ лов и цикл эссе о деятелях литературы под общим названием

«Новый характер». Именно эссе Эллиса об Уолте Уитмене привлекло внимание Саймондса. С этого момента Саймондс начал живо интересоваться творчеством Уитмена, особенно частью «Аир благовонный» из «Листьев травы» с ее гомо­ сексуальной образностью. Саймондс предложил Эллису по­ пытаться совместно написать книгу о «сексуальной инвер­ сии», утверждая, что «почти убежден в том, что этот вопрос скоро привлечет большое внимание, а пионеры в этой области могут сослужить отличную службу человечеству». Эллис со­ гласился. Просмотрев «Проблему греческой этики» и мате­ риал для «Проблемы современной этики», Эллис составил план книги, который был согласован обеими сторонами. Каж ­ дый начал работу над соответствующими главами, когда Сай­ мондс скоропостижно умер от пневмонии в Риме в возрасте пятидесяти трех лет.

Эллис завершил работу самостоятельно, но участие Сай­ мондса было сведено к упоминанию в примечаниях и к пуб­ ликации в приложении двух его работ: полного варианта «Про­ блемы греческой этики» и эссе, озаглавленного «Взгляды Ульрихса». Написав книгу, Эллис начал волноваться по по­ воду последствий ее публикации в Англии — стране, где Оскар Уайльд все еще отбывал наказание за гомосексуализм, то есть за то «состояние», на терпимости к которому настаи­ вала «Сексуальная инверсия». Эллис связался с издателем в Лейпциге, выпустившим немецкие переводы нескольких его работ, и в 1896 году «Сексуальная инверсия» была опублико­ вана под названием «Das kontrate Geschlechtgefiihl» в Герма­ нии, не вызвав большого шума. Подготовив таким образом


 

Перверсия и инверсия 71

 

 

почву, Эллис обратился к английскому издателю, но книга была отвергнута. Вторая попытка оказалась успешной, и «Сексу­ альная инверсия», авторами которой были указаны Эллис и Саймондс, была выпущена в 1897 году издательством «Уил- сон энд Мак-Миллан».

На страницах первого англоязычного издания «Сексуаль­ ной инверсии» еще не успела высохнуть типографская краска, когда литературный душеприказчик Саймондса, Горацио Бра­ ун, сообщил Эллису, что семья Саймондса требует удаления его имени с титульного листа и всех ссылок на него. Браун пошел на то, что скупил все имеющиеся экземпляры книги (хотя не­ сколько из них ускользнуло от него) и уничтожил их. Новое издание было выпущено в том же году, и в него не была включена «Проблема греческой этики». Авторство «Взглядов Ульрихса» было приписано мифическому человеку, обозначен­ ному как Z., в отношении других цитат говорилось, что они принадлежат перу «одного из корреспондентов» Эллиса61. Но ­ вая версия книги была спокойно воспринята медицинскими кругами, которым и была адресована.

Хот я конфликт с семьей Саймондса был для Эллиса испытанием, он остался частным недоразумением. Однако при­ ближалась другая буря, которая вскоре переросла в публич­ ный скандал. 27 мая 1898 года полицейский детектив вошел в магазин и за десять шиллингов купил экземпляр «Сексу­ альной инверсии». Через четыре дня книгопродавец, сын свя­ щенника Джорд ж Бэдборо, был арестован и обвинен в рас­ пространении порнографических материалов. Группой ради­ кальных интеллектуалов для защиты Бэдборо был организован

«Комитет защиты свободы печати» (включавший, возможно, не столь радикально настроенного Бернарда Шоу), и газеты неделями были полны сообщений об этом деле. По проше­ ствии пяти месяцев расследование по делу Бэдборо было завершено, и он был обвинен в распространении «непристой­ ного, греховного, безнравственного, скандального пасквиля». Хотя адвокат Эллиса (из той же фирмы, которая защищала

 

Grosskurth Ph. Havelock Ellis: A Biograghy. New York, 1980. P. 186—187.


72 История

 

 

Оскар а Уайльда) огради л его даж е о т вызов а в су д в каче ­ ств е свидетеля, Элли с бы л настольк о напуган следствием, чт о н е мог допустить, чтоб ы переработанны е издани я «Сексуаль ­ но й инверсии» ил и какого-либ о и з написанны х посл е нее пяти томо в «Исследовани й психологи и секса» был и опубликован ы в Англи и 62.

Чт о ж е особенног о был о в это й книге? Можн о подумать, чт о неизвестна я информация, выдающиес я открыти я или бес ­ прецедентны е заключени я скрывалис ь на страницах книги, став­ ше й причино й стол ь сильног о общественног о волнения. Н о оказывается, напротив, что «Сексуальна я инверсия» — это про ­ думанны й и сдержанны й научны й обзо р истории и литературы, некоторы х социологических наблюдений, историй болезни, тео ­ ретических дискуссий. Тридцат ь одна история болезни, несколько многословны е биографи и выглядя т намного скучнее пугающи х истори й доведенны х д о предела, измученны х «извращенцев» Крафт-Эбинга.

 

Случай XXXI. Мисс X., возраст 30 лет... Первую любовь в возрасте тринадцати лет испытала к однокласснице, при­ влекательной кокетливой девочке с длинными золотыми волосами и голубыми глазами. Ее влюбленность выража­ лась в оказании всякого рода услуг этой девочке, в посто­ янных мыслях о ней, чувстве восхищенной благодарности за малейший отклик. В возрасте четырнадцати лет она испытала подобную страсть к кузине: обычно с волнением ждала ее приходов и особенно тех редких случаев, когда кузина спала вместе с ней. Ее возбуждение тогда было настолько велико, что она не могла заснуть, но это не было

 

62 Grosskurth Ph. Op. cit. P. 194. Инцидент с Бэдборо был не единственным скандалом, связанным с «Сексуальной инверсией». В 1899 году Эллис узнал, что издательство, впервые опубликовавшее его книгу, было органи­ зовано для отмывания денег немцем с фантастическим именем Георг Фердинанд Шпрингмюль фон Вейзенфельд. Фон Вейзенфельд успел ско­ пить целое состояние путем различных мошеннических операций, когда был схвачен полицией в кембриджском особняке с потайными дверями и коридорами. Когда Вейзепфельда







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 454. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия