Студопедия — Феномен бардашей
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Феномен бардашей






 

Во время путешествий по Северной Америке в середине XVII I века французские миссионеры и исследователи заме­ тили среди аборигенов мужчин, которые исполняли роль жен­ щин и носили женскую одежду (транссексуалы), в качестве своих сексуальных партнеров избирая мужчин. По отноше­ нию к этим мужчинам, а также женщинам, которые носили мужское платье, принимали участие в охоте, военных битвах и других занятиях, расценивающихся их культурой как муж­ ские, было применено французское слово berdache (мужчина-


Когда не было «гомосексуализма» 27

 

 

бардаши одевались и вели себя в соответствии со своим био­ логические полом, беря на себя только социальную роль про­ тивоположного пола.

Хотя в некоторых сообществах к бардашам относились так, как будто они действительно являлись людьми противополож­ ного пола (например, мужчинам-бардашам приписывался статус женщин, и при исполнении ритуалов и табу в них видели жен­ щин), в большинстве племен они идентифицировались как люди третьего пола — не мужчины и не женщины. По этой причине феномен бардашей был назван примером трансгендерной гомо­ сексуальности (транс- в данном случае — «по ту сторону»). Среди этих народов не считалось, что мужчина, состоящий в ин­ тимных отношениях с бардашом, имел половые отношения с дру­ гим мужчиной. Хотя биологически бардаш являлся мужчиной, он, тем не менее, отличался от мужчины, с ним мужчинам дозво­ лялось вступать в интимные отношения. Женщины-бардаши, согласно историческим исследованиям, часто имели «жен» или


гомосексуалист) 14.


постоянных сожительниц


. Бардаши не вступали в половые


Европейцы определяли мужчин-бардашей как «содомитов, склонных к мерзостям», «предающихся самым низким стра­ стям» 15. Они были шокированы, узнав, что транссексуальное и гомосексуальное поведение не только считалось допустимым среди индейцев, но и в некоторых индейских племенах барда­ ши были уважаемы и даже почитаемы.

В отдельных племенах американских индейцев бардаши полностью усваивали стиль одежды, манеры и роль в обще­ стве противоположного пола. В этих обществах мужчины- бардаши выполняли «женские» домашние обязанности, такие как приготовление пищи, забота об одежде и хорошем состо­ янии орудий труда, занятие сельским хозяйством. Женщины- бардаши делали оружие и охотились. В других племенах

 

 

13 Klaich D. Woman plus Woman. New York, 1974.

14 См.: Williams W. Th e Spirit and the Flesh: Sexual Diversity in American Indian Culture. Boston, 1988. Эта книга является отличным источником информации о бардашах.

15 Creenberg D. F. Op. cit. P. 41.


отношения с другими бардашами, существовало табу на подоб­

ные связи, которые рассматривались как форма инцеста.

Бардаши были главным образом гомосексуалистами, то есть выбирали себе партнеров одного с ними биологического пола, но это не было исключительным правилом, и описаны вариа­ ции этого явления в отдельных индейских обществах. Некото­ рые бардаши вступали в половые отношения и с женщинами, и с мужчинами. Кто-то из них не принимал на себя роли бар- даша до достижения зрелого возраста, а некоторые отказыва­ лись от этой роли спустя несколько лет после ее принятия. Часть бардашей не вступала в брак; кто-то из них одевался в соответствии с ролью бардаша, получая соответствующий статус и особые условия существования, но сексуальным поведением они напоминали гетеросексуалов.

Считается, что явление бардашей было широко распростра­

нено в Америке, представлено в каждом крупном племени от

 

 

Miller N. Out of Th e Past: Gay and Lesbian History from 1869 to the

Present. New York, 1995. P. 37.


28 История

 

 

ирокезов на северо-востоке и вдоль всего восточного побережья до племен пима, навахо, иллинойс, арапахо и мохаве на Великих Равнинах; в племенах яки и сапотеков в Мексике, в несколь­ ких южноамериканских племенах и среди эскимосов Аляски. Португальский первопроходец Педру ди Магалхалиш ди Гу- андаву, обнаружив во время своего путешествия по северо- западу Бразилии в 1576 году племя женщин-воинов, отмечал:

«Они носят мужскую прическу, ходят на войну с луком и стре­ лами, охотятся за дичью... у каждой из них есть женщина, кото­ рая ей служит и называется ее женой»17. Ди Гуандаву назвал реку, протекающую через эту территорию, в честь женщин-вои­ тельниц из греческой мифологии Амазонкой. Американский антрополог Рут Андерхилл уже в 1930-е годы описала поло­ жение бардашеи в племени папаго18.

Мифология американских индейцев включает в себя исто­ рии о происхождении бардашеи, положенные в основу тех ро­ лей, которые они играли в индейской культуре. В космогони­ ческом мифе племени навахо Первая Женщина и Первый Мужчина жили трудно и несчастливо до тех пор, пока два близнеца, Юноша Бирюза и Девушка Белая Раковина — пер­ вые бардаши — не научили их заниматься сельским хозяй­ ством, делать глиняную посуду, плести корзины и пользоваться каменным топором и мотыгой (в племени навахо бардаши на­ зывались словом nadle, которое переводилось как «тот, кто пре­ ображен»)19. Другие мифы описывают превращение обычных мужчин и женщин в бардашеи при сверхъестественном вме­ шательстве животных и духов. У некоторых индейских наро­ дов есть мифы о людях и племенах, наказанных за попытку помешать «превращению». В мифе манданов, когда воин пы­ тается заставить бардашеи из своего племени отказаться от традиционной одежды и роли в обществе, разгневанные духи наказывают племя и многие люди умирают.

 

 

1 7 Цит. по: Miller N. Op. cit. P. 35.

18 См.: Underhill R. Social Organization of the Papago Indians. New York,

1938.

19 Williams W. Op. cit. P. 19.


 

Когда не было «гомосексуализма» 29

 

 

Индейцы племени папаго считали, что дети становятся бардашами, увидев сверхъестественные сны. В своих записях

1930-х годов Андерхилл описывала, как родители, заметившие в сыне склонность к выполнению женских занятий, проверяли, обладает ли он качествами бардаша. Положив в заросли кус­ тов мужской лук и стрелы и женскую корзину, они приказыва­ ли мальчику войти в заросли, а потом поджигали кусты и смот­ рели, что он понесет с собой, когда побежит из огня. Если маль­ чик брал с собой корзину — он объявлялся бардашом. О подобном ритуале поджигания кустов сообщал и журналист, побывавший у калифорнийских индейцев в 1871 году20.

Из-з а своей особой связи с богами и духами мужчины- бардаши часто являлись шаманами племени или знахарями. Исполняя роли священника и врача, шаман помогал больным и руководил исполнением религиозных обрядов, совершаемых ради успеха в охоте и на войне; также считалось, что он обла­ дал даром ясновидения и способностью видеть вещие сны. Мужчины-бардаши были уважаемы не только как обладатели сверхъестественных способностей, но и как превосходные мас­ тера, известные своими исключительными умениями ткать и де­ лать глиняную посуду.

Когда-то амазонки были самыми выдающимися воинами и охотниками племени. Об амазонке XI X века, известной только как Женщина — вождь племени индейцев кроу в верховьях Миссури, писали, что «ее образ жизни наряду со смелыми под­ вигами вознесли ее на вершину почета и уважения... Индейцы гордились ею и пели для нее хвалебные песни, слагаемые после каждого ее бесстрашного поступка. Когда созывался совет всех вождей и воинов племени, она занимала свое место среди них, считаясь третьим по рангу человеком среди 160 присутствую­ щих» 21. Обладая привилегией верховных вождей, выдающаяся мазонка имела не одну, а три жены.

Как гомосексуальность древних греков может быть понята шь в контексте их культуры, так и феномен бардашеи должен

 

 

Williams W. Op. cit. P. 24—26.

Katz J. N. Gay American History. New York, 1976. P. 310.


 

30 История

 

 

быть рассмотрен в свете культуры этих древних народов. Две вещи здесь являются особенно важными. Во-первых, взгляды на сексуальность были мягкими и свободными. Коренные народы Америки видели в сексуальности дар мира духов, удовольствие, которое ценили и которым наслаждались в рамках и вне рамок брачных отношений и репродуктивных задач. Сексуальные игры между детьми и подростками были не только не запрещены, но даже поощрялись, и гомосексуальные связи между девушками и юношами рассматривались почти как закономерное явление, хотя и ожидалось, что большинство из них с возрастом прекратят эти отношения. Во-вторых, положение женщины у этих народов было гораздо свободнее по сравнению с их европейскими совре­ менницами. Женские роли были так же значимы, как и мужские, хотя и отличались от них. Женщины принимали участие в выбо­ рах вождей и нередко численно превосходили мужчин на сове­ тах племени. Племена часто склонялись к матриархату, и члены племени прослеживали свою генеалогию в большей степени по родовому древу матери, чем отца. Поскольку эти народы прида­ вали равное значение женским и мужским ролям и в сексуаль­ ности видели дар духов, они спокойно воспринимали расхожде­ ние в проявлениях сексуальности.

Подобное восприятие было свойственно не всем индей­ ским племенам. В отличие от других коренных народов, у ацте­ ков были законы, карающие гомосексуальные связи. Наравне с адюльтером и кровосмесительной связью гомосексуализм считался тяжким преступлением, наказуемым смертью. Этот беспощадный народ подчинил большую часть территории со­ временной Мексики, упрочив свою власть ритуальными убий­ ствами представителей покоренных племен. В отличие от ин­ дейцев Северной Америки, общество ацтеков было воинствен­ ным и патриархальным, уничижавшим социальную роль женщины. Существует предположение, что законы ацтеков против гомосексуализма были попыткой лишить завоеванные племена почитаемых традиционных лидеров — шаманов-бар- дашей22.

 

 

Greenberg D. F. Op. cit. P. 166.


Когда не было «гомосексуализма» 31

 

 

Прибытие колонизаторов в XV веке стало началом ката­ строфы и' истребления коренных народов Нового Света. Ис ­ панцы пытались управлять индейскими племенами на юге, тог­ да как англичане и французы просто вытеснили индейцев се­ вера к западу. То т факт, что большая часть северных племен была переселена, но не уничтожена, возможно, объясняет то, что традиции бардашей у этих индейцев просуществовали доста­ точно долго и могли быть описаны исследователями и антро­ пологами XI X и XX веков. В центральной части Америки, однако, испанские завоеватели казнили индейцев-бардашей на костре с тем же пылом, который проявляла инквизиция, сжигая

«содомитов» в Испании. «Содомия» служила оправданием лишения индейцев их земель и богатств и, кроме того, рассмат­ ривалась как причина заболеваний, в короткий срок унесших жизни почти 90 /о населения коренных народов. В гибели миллионов индейцев от кори, гриппа, оспы — эпидемий, зане­ сенных европейцами, — видели божью кару за грех содомии, что было ужасным предвестием взглядов, распространившихся после начала эпидемии СПИДа.

Большая часть коренных народов Америки с пониманием относилась к различным проявлениям человеческой сексуаль­ ности. В культурах, которые постулировали равенство мужчин и женщин, чувствовали связь со сверхъестественным и с ува­ жением относились к его проявлениям в реальном мире, барда­ шей ценили как людей, выполняющих роль, которую не могли выполнить ни женщина, ни мужчина.

 







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 364. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия