Древние греки
Упоминания о сексуальных отношениях между мужчинами в про изведениях Платона или других греческих философов сильно смущали английских ученых викторианской эпохи.
Mead M. Sex and Temperament in Three Primitive Societies. New York, 1935. P. V. 18 История
В созданном на рубеже XI X и XX веков романе Фор стера «Морис», описывающем пробуждение гомосексуальных чувств у студента Оксфорда, профессор советует юноше при переводе философского произведения «избегать упоминания об ужасном грехе древних греков»2. Переводы различных трудов греческих философов очищались от намеков на эротические чувства мужчин к юношам, В современных переводах эти места имеют недвусмыс ленно гомоэротический характер:
Тогда Херефонт, обратившись ко мне, сказал: «Как нравит ся тебе юноша, Сократ? Разве лицо его не прекрасно?» «Необыкновенно прекрасно», — отвечал я. «А захоти он снять с себя одежды, ты и не заметил бы его лица — настолько весь облик его совершенен».
Продолжительная дискуссия об истоках, значении и фило софии любви происходит в «Пире» Платона, написанном, как предполагают, в 38 6 году до н. э. В одной из частей диалога его участники размышляют об относительных достоинствах раз ных видов любви. Фед р рассказывает о мифическом Орфее, спустившемся в Аид ради спасения своей жены из царства мертвых, и Ахилле, греческом герое из поэмы Гомера «Илиада», убитом, когда он пытался отомстить за смерть своего любовни ка Патрокла. Орфей был наказан за свое малодушие, из-за которого потерпел неудачу в своей миссии, тогда как «Ахилла боги послали на Острова Блаженных» за смелость. Далее по ходу действия «Пира» юноша Алкивиад, при бывший на философское собрание с опозданием (и пьяный), описывает свои попытки соблазнить Сократа в повествовании, которое как будто сошло со страниц современной гомосексу альной литературы. «Полагая, что он зарится на цветущую мою красоту...» — начинает А^лкивиад и далее рассказывает,
2 Forster E. M. Maurice. New York, 1971 (рус. изд.: Форстер. Морис. М., 2000). 3 Платон. Хармид // Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. М., 1990. С. 342.
Когда не было «гомосексуализма» 19
как осторожно, но упорно он изобретал все более благоприят ные ситуации, чтобы добиться близости с Сократом. Алкивиад устраивает встречи наедине, но Сократ остается холоден. Даж е совместная борьба в гимнастическом зале не возбуждает его. Алкивиад приглашает Сократа на ужин, но его разборчивый гость уходит сразу же после его окончания. Второй ужин пона чалу кажется более обещающим: «Залучив его к себе во второй раз, я после ужина болтал с ним до поздней ночи, а когда он собрался восвояси, я сослался на поздний час и заставил его остаться». Сократ засыпает, но Алкивиад будит его и говорит: «Мне кажется, что ты единственный достойный меня поклон ник». Сократ отвечает с иронией, что уже потерян для юноши с горячей кровью, но последний, тем не менее, ложится на одно ложе с философом: «...и, обеими руками обняв этого поистине божественного, удивительного человека, пролежал так всю ночь». Алкивиад, осознав, что все его уловки тщетны, приходит в изум ление, увидев, что Сократ снова заснул, и вынужден униженно признаться, что ничего более не произошло: «Проспав с Со кратом всю ночь, я встал точно таким же, как если бы спал с отцом или со старшим братом» 4. Этот рассказ, и особенно отсутствие у Сократа интереса к Алкивиаду, побуждает присутствующих философов к даль нейшей дискуссии о видах и свойствах любви, а сдержанность Сократа и его самоконтроль вызывают всеобщее восхищение. Важным для итогов спора является скрытый смысл, заложен ный в рассказ Платоном: Сократ не реагирует на приставания Аикивиада так, как ожидалось (и как отреагировали бы многие мужчины). То, что, проводя время, занимаясь борьбой, обедая наедине и возлежа на одном ложе с привлекательным моло дым юношей, можно позволить «ничему не случиться», пред ставлено как удивительный поворот событий. Множество художественных и литературных произведений этого периода описывают мужскую гомосексуальность. В кни ге специалиста в области античности К. Дж. Довера «Гомо сексуальность древних греков» двадцать страниц посвящено
4 Платон. Пи р // Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. М„ 1993. С. 127—130. 20 История
изображениям ваз и фрагментов керамики с гомоэротическими деталями росписи, датирующихся IV и V веками до н. э. Шедевры греческой драмы содержат многочисленные намеки на сексуальные отношения мужчин. Циклоп, герой одноимен ной трагедии Еврипида, открыто заявляет: «Юноши мне нра вятся больше девушек»5. Эти мужчины не были гомосексуалистами в современном смысле этого термина. У древних греков не было такого слова или понятия. Возможно, правильнее будет сказать, что у них прак тиковалось что-то вроде «бисексуальности», когда, по крайней мере среди мужчин, допускались сексуальные отношения с парт нерами обоих полов. Однако даже этот термин не подходит для описания их сексуальности, так как фундаментальные различия между сексуальными нравами в Древней Греции и нашем обще стве делают сравнение двух культур затруднительным. Даль нейшее описание сексуальных нравов античности в сопоставле нии с нашими собственными проиллюстрирует эти различия. В конце XX века высшим проявлением сексуальности обычно считаются постоянные, заботливые отношения двух людей, основанные на взаимном уважении и ставшие результа том свободного выбора. Романтическая любовь восхваляется и лелеется, рассматриваясь в качестве прелюдии к более глубо кому связующему процессу, к «счастью навечно», которого жаждут многие из нас. Эти формы двусторонних отношений являются основой для рождения детей, их воспитания и существования семьи в нашей культуре; романтическая любовь ведет к браку, сексуальным отношениям и продолжению рода. Анализ древ негреческого общества открывает, что продолжение рода и сек суальность там не были связаны подобным образом. Дл я про должения рода секс был необходим, и брак считался един ственным узаконенным путем половых отношений, но, по крайней мере для мужчин, существовало также множество форм полу чения сексуального удовольствия и вне брака. Та к как идея романтической любви еще полностью не была сформирована,
Цит. по: Creenberg D. F. Th e Construction of Homosexuality. Chicago, 1988. P. 145. Когда не было «гомосексуализма» 21
мужчине не приходилось хранить верность в браке, чтобы пользо ваться уважением. (Как мы увидим, эти правила существенно отличались в отношении женщин.) Хот я сексуальное удовольствие и брак у греков не были неразрывно связаны, такая связь, несомненно, существовала между сексуальностью и доминированием. Далекие от того, чтобы быть взаимным опытом, сексуальные действия всегда обладали определенной направленностью. Секс был чем-то, что кто-то делал с другим, и анатомический императив дикто вал, чтобы этот «кто-то» был мужчиной (точнее, пенисом). Даж е язык секса в двух культурах отражает разницу в отноше нии к сексу. У древних греков существовали специальные сло ва, описывающие сексуальные действия, часто специфицирую щие особенности ввода пениса в отверстие (например, pedico, что означало «проникать анально»). В современном англий ском принятые слова и фразы обычно выражают взаимность и взаимодействие — то, что наша культура ожидает от допу скаемых законом и уважаемых форм сексуальных отношений: люди «занимаются любовью» (make love), «занимаются сек сом» (have sex), «вступают в связь» (have intercouse). Слова более выраженной «направленности», отражающие доминиро вание, по-прежнему популярны, но считаются грубыми и непри стойными: screw, fuck, get laid (трахать). Понимание сексуальных действий исключительно в поня тиях доминирования и подчинения обеспечило основу для прак тики унижения побежденных врагов — женщин и мужчин — насилием над ними. Изнасиловать означало унизить и опозо рить. Степень социальной приемлемости полового акта опре делялась не полом партнеров, а скорее балансом силы между ними. Процитирую Давида Гальперина, специалиста в области античности, который много писал о вопросе гомосексуальности древних греков: «В древних Афинах сексуальные объекты подразделялись не на мужчин и женщин, а на активных и пас сивных, агрессивных и покорных» 6.
Halperin D. One Hundred Years of Homosexuality // Diacritics. Summer 1986. P. 39. 22 История
Среди древних греков сексуальные отношения между муж чинами одной социальной группы были теснейшим образом связаны с общественным положением и развивались в соот ветствии с правилами, гарантирующими, что ни одна из сторон не будет унижена и не навлечет обвинений в проституции. Идеальная мужская пара состояла из старшего активного парт нера и более молодого пассивного. Тогда как старший партнер получал удовольствие от полового акта, считалось, что младший не испытывает его. Эти две роли получили разные наименова ния: старший партнер назывался erastes, младший — eromenos. Не практиковалось ни орального, ни анального полового акта — только сношения, проиллюстрированные рисунками на керами ке: старший партнер помещал пенис между бедер младшего, когда оба находились в положении стоя. Вопрос о том, на сколько молодым должен был быть eromenos, продолжает дис кутироваться. Некоторые рисунки изображают, как взрослый мужчина ласкает мальчика допубертатного возраста, на других партнер предстает юношей — высоким, сильным, хорошо сло женным. Гальперин, исследовав письменные источники и про изведения искусства древних греков, делает вывод, что в рамках этой культуры наиболее сексуально привлекательным считал ся молодой человек в период поздней юности, «в короткий период между отрочеством и зрелостью... приблизительно со ответствующий возрасту американских студентов»7. Предпо лагалось, что, когда eromenos пересекал этот возрастной рубеж, отношения заканчивались. Бывший eromenos теперь должен был вступить в брак с женщиной, но он также мог стать erastes, старшим партнером в сексуальных отношениях с юношей. Являлись ли сексуальные связи почетными и принятыми обществом, — определялось у древних греков не полом партне ра и не тем, существовали ли между сексуальными партнерами исключительные отношения, базирующиеся на романтической любви. Создание пары считалось приемлемым или нет в зави симости от возраста и общественного положения партнера. Для мужчин не имело никакого значения, был ли их партнер муж-
7 Halpcrin D. One Hundred Years of Homosexuality. New York, 1990. P. 90.
Когда не было «гомосексуализма» 23
ского или ^женского пола и были ли они связаны браком друг с другом. Было общепринято и даже предполагалось, что муж чина может иметь жену и состоять в отношениях с юношей одновременно, хотя бы в течение какого-то срока. Отношения eromenos и erastes были воспеты в античной поэзии и изложены в философии любви и красоты Платоном. Изображения мужских пар украшали вазы и урны и обычную домашнюю утварь. Любовь к юношам идеализировалась и на делялась специфическими чертами, которые отличали ее от любви к женщинам, — «небесного Эрота» Павсаний в «Пире» про тивопоставляет «Эроту пошлому»8. Сексуальные отношения между мужчинами были не только допустимы, но и считались необходимым дополнением репродуктивных половых отноше ний. Важно помнить, что отношения eromenos и erastes были идеальной моделью сексуальных отношений между мужчинами, а реалии страсти могли иметь больше сходства с чувственны ми комедиями Аристофана. Возможно, утверждение, что меж бедерное сношение было единственной формой любви между мужчинами в Древней Греции, является ошибочным. Суще ствуют изображения анального сношения на вазах и ссылки на него в письменных источниках, также можно сказать, что меж бедерное сношение было скорее исключением, чем правилом, в мужских публичных домах. Поскольку объект полового про никновения считался играющим пассивную роль женщины и по существу отказывающимся от более ценной мужской роли, ста тус пассивного партнера был девальвирован и служил предме том насмешек в греческой комедии. Рафинированные диалоги Платона, возможно, уже не более отражают истинную широту античной сексуальности, чем пьесы Джорджа Бернарда Шо у — сексуальность Англии викторианской эпохи. Хотя древнегреческие произведения представляют женщин и юношей в качестве почти взаимозаменяемых объектов жела ния для большинства мужчин, древние греки осознавали, что некоторые мужчины сохраняли большую склонность к другим
Платон. Пир. С. 89. 24 История
мужчинам на протяжении всей их жизни. Также, отделяя по ловой долг от сексуального удовольствия, эти мужчины могли вступить в брак и в дальнейшем иметь детей, но по-прежнему предпочитали юношей в качестве сексуальных партнеров. Философы Бион и Зенон, так же как и Александр Великий, были известны своим почти исключительным интересом к муж чинам 9. Аристофан в «Пире» объясняет эти вариации в сексуаль ных склонностях, ссылаясь на мифологических предков людей, у которых было две головы, по две пары рук и ног и двойные половые органы. Некоторые из этих созданий были наполовину женщинами, наполовину мужчинами, другие — сдвоенными муж чинами и сдвоенными женщинами. «Страшные силой и мощью», они стремились взобраться на небеса и вступить в бой с бога ми, что заставило Зевс а ослабить их, разделив их так, «как режут яйцо волоском». Каждая новая «половина» искала свою пару — мужскую или женскую, одного с ней или противополож ного пола, в зависимости от устройства первоначального двойно го создания. Того, кто происходил от «двойного мужчины», «вле чет ко всему мужскому... из пристрастия к собственному подо бию. Когда кому-либо... случается встретить как раз свою половину, обоих охватывает такое поразительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время». Аристофан говорит также, что у подобных мужчин «нет природной склонности к деторождению и браку; к тому и другому их принуждает обычай» ю. Поражает отсутствие особого определения для подобного человека. Хотя мифологи ческое толкование Аристофана очень близко к попытке описать происхождение сексуальной ориентации в современном смысле, рассказчик не чувствует никакой необходимости присваивать особые названия своим категориям людей. У греков не было слов для гомосексуальности и гетеросексуальности, потому что во всех мужчинах предполагалась способность испытывать страст ные чувства как к мужчинам, так и к женщинам. Подобное
Greenberg D. F. Op. cit. P. 145. Платон. Пир. С. 98—101. Когда не было «гомосексуализма» 2 5
отношение неразрывно связано с доминированием мужчин в древнегреческом обществе и с моделью доминирования/ подчинения в сексуальных отношениях: сексуально домини рующий мужчина в отношениях и с мужчинами, и с женщи нами не подвергался критике. Хот я современный термин, определяющий женскую гомо сексуальность, происходит от названия греческого острова Лес бос, почти ничего не известно о Сафо, самой знаменитой из островитян, жившей в VI веке до н. э. Поэзия Сафо вдохнови ла Платона назвать ее десятой музой, но факты ее жизни неполны и получены из вторых рук. Хотя из произведений Сафо сохранились только фрагменты, среди них есть стихотво рения о страстной любви, в отношении которых очевидно, что их адресатом является женщина. К сожалению, греки не мно го писали о женской сексуальности — как во времена Сафо, так и во времена Платона. В стихах поэта VII века до н. э. Алкмана11 девушки воспевают красоту любимых сверстниц, и су ществует несколько примеров росписи и фрагментов стихов на эту тему. Многое из того, что сохранилось (особенно более позднего происхождения), носит откровенно порнографический характер. Женский гомосексуализм среди проституток изоб ражен в рисунках на вазах, и с I века н. э. в греческих источ никах начинает использоваться термин «трибадия»12. И греки, и римляне изображали трибад как женщин, которые для сно шения с другими женщинами использовали либо искусствен ный фаллос, либо представлялись обладающими достаточно боль шим клитором для этого. Термин «трибадия» хорошо прижил ся в XX веке как уничижительное определение женской гомосексуальности, хотя с конца XI X века общеупотребитель ным являлся более литературный термин «лесбийская любовь». Об отношении древних греков к женской гомосексуально сти нельзя судить сколько-нибудь определенно. Тем не менее в одной из работ о жизни и творчестве Сафо утверждается, что, как и мужчины, женщины в Древней Греции (или хотя бы на
Halperin D. Homosexuality // Th e Oxford Classical Dictionary. 3d ed. 12 Ibid.
26 История
Лесбосе в VI веке до н. э.) могли свободно выражать гетеро сексуальные и гомосексуальные чувства, не будучи осужден ными обществом и не неся на себе особого ярлыка: «Сафо была поэтом, любящим женщин. Он а не была лесбиянкой, пи савшей стихи».
|