Формально-стилевые особенности текста
1) Обобщенные характеристики текста - Длинный – короткий текст. Длинный: текст, написанный средним почерком, занимает больше стандартной страницы (А4). Короткий: текст занимает меньше половины стандартной страницы.
- Развернутость – лаконичность высказываний Развернутость: сложносочиненные и сложноподчинные предложения, множество комментариев, разъяснений, примеров, иллюстрирующих описываемое качество. Лаконичность: преобладание простых предложений, личностное качество констатируется, но не раскрывается.
- Экспрессивность – сухость. Экспрессивность: наличие в тексте указаний на ту или иную эмоцию, чувство, переживание; образность, метафоричность языка; наличие и прилагательных и наречий в превосходной степени; восклицательные, вопросительные, авторские знаки препинания; обращения к экспериментатору, разговорный язык. Сухость: неэмоциональность текста, минимализм изобразительных средств, отсутствие выраженного личного отношения к написанному, стремление к объективному фактологическому изложению, возможно канцелярский или квази-научный стиль.
- Связность – раздробленность. Связность: смысловая целостность, наличие логических связок между разными частями текста, тематически-композиционное единство текста. Раздробленность: текст кажется составленным из отдельных несвязанных между собой частей. Это может проявляться как в простом перечислении разрозненных личностных качеств без их соотнесения друг с другом, так и в смысловых скачках между фрагментами текста (отсутствии логических переходов от одной части к другой).
- Противоречивость портрета. Это ещё одно проявление отсутствия целостности текста, когда отдельные высказывания входят в противоречие друг с другом, например, наличие в тексте противоположных характеристик, без их соотнесения между собой. Т.е. это неосознанные противоречия, поскольку испытуемый их не замечает, не отдает в них себе отчета.
- Открытость - закрытость текста Открытость: искренность, раскрытие значимой интимной информации о себе, готовность поделиться сокровенными мыслями, чувствами, проблемами, сомнениями, относительно своего «Я», раскрытие собственных недостатков. Закрытость: уход от самораскрытия самыми различными способами (краткость, формальность, анкетные данные, уход в абстрактные рассуждения, чрезмерный юмор, перечисление социально-желательных самохарактеристик). - Оптимистичность-пессимистичность настроя. Оптимистичность: позитивные: общий фон, эмоции, прогноз на будущее; бодрость, энергетика. Пессимистичность: мрачность, подавленность, недовольство собой и/или другими, неверие в будущее, негативные эмоции.
2) Интонационно-стилевые характеристики Предлагается открытый список некоторых наиболее часто встречающихся стилевых характеристик (допустимо сочетание нескольких характеристик в одном тексте. а) Четкость, определенность, категоричность высказываний. б) Наивность, простодушие, нерефлексивность (отсутствие второго плана). в) Ироничность (демонстрация игры ума, остроты мысли, рефлексивности); г) Неуверенность, неопределенность высказываний. Часто сочетается со сглаживающей интонацией. д) Официальность, тяжеловесность вербальных конструкций, наличие канцеляризмов; е) Экзальтированность, восторженность; ж) «Застревание», излишняя подробность текста, перенасыщенность деталями;
3) Особенности языка текста - наличие жаргонизмов (например, молодежный: «круто», забить, жесть, жечь, запалить и т.п.); - нарочито грубые, нелитературные выражения, нецензурная лексика; - канцеляризмы; - неоднократное употребление слов, выражающих эмоциональное предпочтение или отвержение: люблю–не люблю, обожаю, ненавижу, не терплю, не выношу; - частое использование слов, выражающих эмоцию, эмоциональное состояние (с положительной окраской и с отрицательной); - неоднократное употребление слов, обозначающих преодоление, попытки, стремление быть таким-то и таким-то, усердие, долженствование (стараюсь, преодолеваю, борюсь с собой, надо быть, надо делать); - наличие или отсутствие личного местоимения “Я” в тексте; - преобладание пассивной формы личного местоимения «Я» (меня, мной, мне) - наличие отрицаний в тексте (частая встречаемость частицы «не») - наличие уточнений, скобок, оговорок; - употребление научных или квазинаучных терминов; - наличие слов, выражающих рациональность испытуемых («считаю», «полагаю», «думаю»); - наличие слов, выражающих неуверенность (может быть, наверное, по-моему и т.п.), а также сглаживающих слов, обозначающих умеренность выраженности или частоты встречаемости качества (несколько, довольно, бывает, иногда) - образность языка, наличие метафор, поэтических сравнений; - подчеркнутая литературность языка, частая встречаемость цитат, сентенций, афоризмы - вычурность, непонятность высказываний;
4) Жанрово-стилевая типология текстов Предлагается оценить текст самоописания как целое и отнести его к одному из предложенных интегральных типов, позволяющих в обобщенном виде ответить на вопросы, что, как и зачем испытуемый рассказывает о себе. Список открытый, категории не взаимоисключающие, комплексные самоописания могут быть отнесены сразу к нескольким типам. - Объективное самоописание 1) «Честное» самоописание (в соответствии с инструкцией). (похвала и самокритика не чрезмерны, не носят защитного характера, попытка честно и объективно взглянуть на себя) 2) Иногда избегание самооценок, открытого выражения отношения к себе, к тем или иным своим качествам демонстрация непредвзятости и объективности в изложении сведений о себе носит защитный характер, обеспечивая эмоциональное дистанцирование, отстранение от своих проблем, недостатков, «Я», как сторонний наблюдатель. - Самоанализ. Наукообразное самоописание, с анализом причин, механизмов своего поведения. Большинство высказываний построено, как умозаключения. Возможные защитные варианты: 1)Демонстрация своих аналитических способностей, психологической проницательности (скрытая самопохвала, стремление вызвать похвалу другого); 2) Эмоциональное дистанцирование, интеллектуализация - Исповедь (самобичевание, саморазоблачение). Возможные защитные варианты: 1) Размежевание со своей «плохой половиной», солидаризация с идеалом; 2) Уход от самоизменения («Я всё понимаю, но я ничего не могу сделать»); 3) Эстетизация проблем и недостатков («Посмотрите, какой я несчастный, противоречивый, честный с самим собой»); 4) Стремление вызвать опровержение самокритики, поддержку. - Жалоба. Жалоба на жизнь, констатация неудовлетворенности собой и жизнью, перечисление негативных жизненных обстоятельств, проблем. Защитные смыслы: 1) Стремление вызвать жалость, поддержку, ободрение; 2) Снятие ответственности (Я не виноват в своих несчастьях).
- Самооправдание. Отрицание недостатков, их объяснение независящими от автора причинами, внешними обстоятельствами, компенсирующий поиск достоинств. Защитный смысл очевиден: «Я вовсе не так плох, как Вы могли бы подумать. - Самопохвала. Демонстрация, подчеркивание достоинств, преобладание позитивно-оценочных самохарактеристик, социальная желательность. (В зависимости от интонационно-стилевых особенностей, тексты этого типа могут быть отнесены либо к адекватно-позитивным самоописаниям, либо к защитно-позитивным) - Бравада, эпатаж Демонстрация своей независимости от общественного мнения, вызывающее принятие своих недостатков, бунт против чужих оценок, декларации своей независимости от них, подчеркивание своей индивидуальности. - Философское эссе (Абстрактные рассуждения, изложение принципов и идеалов, сентенции) («Посмотрите, какой я умный»; «Разве важно, какой я, главное, - это мои идеалы и ценности» - уход от самораскрытия, ещё один вариант интеллектуализации) - Автобиография (этапы большого пути) (Посмотрите, как я много всего достиг) - Художественный текс т (Поэтичность, метафоричность самохарактеристик,, ассоциативность, эмоциональная экспрессивность) (Посмотрите, какой я необычный человек, какая у меня творческая индивидуальность) - «Что я люблю» (Вместо описания своих черт, особенностей, поведения, описание субъективных предпочтений)
|