Внутренняя диалогичность самосознания
Один из важных аспектов самосознания – это его внутренняя диалогичность, предполагающая актуальное переживание субъектом своей противоречивости, внутренней конфликтности. Внутренне диалогичные самоописания свидетельствуют о нецелостности «образа-Я» и самоотношения субъекта, о наличии двух (или больше) взглядов на себя, входящих в противоречие друг с другом. Поскольку самоописание по своей форме задается как монологичный текст, то встает актуальная диагностическая задача выявления во внешне монологичном тексте скрытой диалогичности. Чаще всего внутренняя диалогичность самосознания проявляется в противостоянии рассмотренных выше двух тенденций: стремления к осознанию своих недостатков, самоизменению и защитной позицией, связанной с поддержанием позитивного самоотношения, целостности Я, избеганием каких-либо изменений. Кроме того, в столкновение могут входить различные конфликтующие мотивы, ценности личности, «идеальное» и «реальное Я» и т.п. Одним из признаков внутренней диалогичности текста является степень представленности в нем и развернутости диалогизирующих позиций. С точки зрения этого критерия, внутренние диалоги в текстах самоописания можно разделить на те, в которых представлены обе позиции (двусторонние ВД), и те, в которых в явной форме представлена только одна позиция (одностороние ВД). 1) Двусторонние внутренние диалоги . ВД этого типа характеризуются развернутостью, аргументированностью, эмоциональной насыщенностью обеих позиций. Внутренние голоса не просто «слышат» друг друга, но и активно взаимодействуют: развертывание аргументации одной позиции тут же актуализирует оппонирующую, а та в свою очередь - первую (и так по несколько циклов). При этом субъект может поочередно солидаризоваться с обеими позициями (равноправно-двусторонний ВД ), испытывая реальную раздвоенность, а может защищать только одну (неравноправно-двусторонний ВД). А) Равноправно-двусторонний ВД характеризуется развернутостью и эмоциональной насыщенностью обеих позиций, что говорит о значимости проблемы, актуальности, нерешенности внутреннего конфликта испытуемого. Субъект ощущает себя как бы разрываемым на части и не может принять какую-то одну сторону и поэтому не способен вовремя остановиться, будучи эмоционально захваченным.: «(I) Мне мешает недостаток самоорганизации, дисциплины и лень. Мне тяжело принимать решения. (II) Ну нет у меня силы воли! То, что вредно, но нравится – хорошо! (I) И это меня в себе раздражает! И т.д.…» (м.38 лет):
Б) Неравноправно-двусторонний ВД характеризуется тем, что хотя в тексте развернуто представлены обе позиции, субъект сознательно солидаризуется только с одной, пытаясь обосновать её правомерность и несостоятельность противоположной. При этом наиболее часто встречающийся вариант - это т.н. защитно-двусторонний ВД, когда субъект солидаризуется с защитной позицией, отстаивая свое позитивное самоотношение и обосновывая отказ от самоизменения. При этом голос самооппозиции активно вмешивается, настаивает на своем, заставляя субъекта искать все новые доводы в свою защиту. Защитная позиция может выражаться в самооправданиях (ссылка на обстоятельства, препятствующие самоизменению), дискредитации альтернативного образа жизни, самоободрении, поиске у себя других достоинств, компенсирующих недостатки. Голос самооппозиции выражается в самокритических высказываниях, указаниях на недостатки субъекта, его неудовлетворенность жизнью, указывает на нереализованные возможности, побуждает к активности. Данный тип ВД реализует рассмотренное в предыдущем разделе о ткрыто-противоречивое самоотношение (см. выше).
Приведем примеры защитно-двусторонних ВД: «(I)Моя специальность никому не нужна. (2)Поэтому я не состоялась как личность, (1) и вряд ли что уже можно изменить в 40 лет. (2) Это меня угнетает, т.к. я чувствую в себе потенциал, (2) но как его реализовать, не представляю: техника меня не интересует, творческих способностей не хватает, а просто работать за копейки не хочу.» (ж. 42 г.); «(1) Во мне начисто отсутствует карьеризм, страсть к стяжательству. Я не тот, кто идет к цели по трупам. (2) Возможно, мне не хватает здорового честолюбия, (1) но меня пока это не беспокоит…» (м. 24 г.); «…(2)Так я и теку по течению, лишь изредка делая попытки поплыть против него или прибиться к берегу. (1) Но из этого не следует, что я зануда, я очень счастливый человек, у меня жена, двое детей, а это самое главное! (2)Мои недостатки: лень, я немного труслив, нерешителен, курю, выпиваю. (1)Хотя курение и спиртное я не считаю чем-то плохим. Хорошего во мне больше: я добрый, отзывчивый, независтливый, ничего плохого в жизни не сделал, а это уже хорошо!» (м. 29 л.). Важная особенность данных ВД – эта их динамика, предполагающая развитие темы, углубление, развертывание позиций, появление нового голоса, переключение «фокуса Я» с самозащиты на самоппозицию. Таким образом, наличие в тексте самоописания двустороннего ВД говорит об осознанности и нерешенности внутреннего конфликта, связанного с противоречивостью самоотношения, об актуальности проблемы самоизменения и активном процессе её решения. Следует отметить, что приведенные варианты внутренних диалогов отличаются своей спонтанностью и актуальностью, т.е. осуществляются «в режиме реального времени» в процессе написания испытуемым текста, в отличие от текстов, в которых субъекты просто указывают на свои внутренние противоречия («с одной стороны, с другой стороны»).
|