Психические расстройства и гомосексуальность
После того как мы рассмотрели проблемы, с которыми сталки ваются в своей сексуальной жизни транссексуалы и трансве- стофилы (индивидуумы, которые могут считаться страдающи ми сексуальными расстройствами), будет уместно ненадолго остановиться на значении слова «расстройство». До 1976 года
9 Гомосексуальность 258 Тип ы сексуальной идентичности
Американская психиатрическая ассоциация относила к психи ческим расстройствам и гомосексуальность. Психические расстройства характеризуются чувством дис комфорта или, в некоторых случаях, деформациями нормальных психических состояний (например, при маниакально-депрессив ном психозе нормальное душевное состояние сменяют депрес сия и психотическая эйфория). Транссексуалы переживают дискомфорт из-за своего тела и внешности. Он или она испытывают недовольство, даже от вращение к нормальным анатомическим признакам (генитали ям, груди, мускулатуре, типу распределения волос на теле) и нор мальным физиологическим процессам (менструациям, эрекци ям, поллюциям). Хирургическое изменение пола приносит им облегчение, позволяющее с полным правом считать подобную операцию целительной. Трансвестофилы также часто переживают психологиче ский дискомфорт. Они испытывают непреодолимое стремле ние к особому способу удовлетворения — переодеванию, что сопоставимо с тягой наркомана к наркотикам. У них навязчи вые сексуальные фантазии подрывают нормальные психологи ческое функционирование и отношения и подталкивают их к по ступкам, из-за которых они часто испытывают чувство вины. Интимные отношения с партнером не приносят им такого сек суального удовлетворения, как их парафилическое поведение. В отличие от них нормальные гомосексуалисты по типу и характеру личностных сексуальных переживаний не отлича ются от нормальных гетеросексуалов. Вслед за Эвелин Хукер некоторые смелые ученые начали исследовать психологические особенности и сексуальную жизнь людей гомосексуальной ори ентации, и постепенно стало ясно, что гомосексуалисты не более склонны к психическим заболеваниям, личностным расстрой ствам и парафилиям, чем гетеросексуалы. В 1976 году Американская психиатрическая ассоциация исключила гомосексуальность из третьего издания «Диагнос тического и статистического справочника психических рас стройств». Как Американская психиатрическая ассоциация, так и Американская психологическая ассоциация стали бороться Бисексуальность и трансгендерность 259
с дискриминацией в своих организациях и направили исследо вания на путь усовершенствования своих практических мето дов помощи пациентам из числа геев и лесбиянок. Появились многочисленные книги и журналы, содержащие советы врачам о том, как помочь людям гомосексуальной ориентации вести здоровое и счастливое существование в качестве геев и лесби янок. Попытки показать, что гомосексуальные отношения явля ются нестабильными «по своей природе», окончились ничем. Необходимость скрывать свою сексуальную ориентацию и об щественное предубеждение заставляют многих гомосексуали стов стыдиться своих сексуальных чувств, что подталкивает их к анонимным связям и встречам «на одну ночь». Та к же как и гетеросексуалы, геи и лесбиянки могут быть несчастливы в от ношениях, страдать импотенцией и фригидностью, быть «склон ными» к вступлению в случайные связи или испытывать труд ности в создании длительных отношений. Но эти проблемы у них связаны с их сексуальной ориентацией не более, чем те же проблемы у гетеросексуалов. Как уже говорилось, гомосексуальность имеет отношение к любви, а не сексу. Насколько сложной задачей было бы создание определения гомосексуальности, с которым согласи лись бы все ученые и все дисциплины, настолько ясным кажет ся то, что гомосексуалист — это тот, кто влюбляется в предста вителей своего пола. Как сказал Карл Ульрихс: «Там, где есть истинная любовь, всегда присутствует и природа» 261.
26 1 Цит. по: Kennedy H. Op. cit. P. 61.
9* ЧАСТ Ь IV.
Сексуальная политика
До сих пор в этой книге мы рассматривали «внутреннюю» исто рию сексуальности. Мы всматривались в мозг, хромосомы, вглубь человеческой личности, опыта и чувств. Но как бы это ни было поучительно и интересно, мы не можем упустить огромное коли чество информации, необходимой нам для понимания гомосексу альности — то, что может быть названо «внешним» планом. Я немного коснулся этого вопроса в главе о психологическом развитии, когда рассказывал о внутреннем конфликте, пережива емом человеком в процесс формирования идентичности, причи ной которого является стигматизация гомосексуальности, суще ствующая в нашем обществе. Если мы стремимся к полному пониманию гомосексуальности, мы должны знать все о подоб ных «внешних» факторах. То, как общество относится к гомо сексуальности, во многом определяет, какой будет жизнь гомо сексуалистов в этом обществе. В значительной мере предубеждение против гомосексуа листов объясняется враждебностью, которую люди часто ис пытывают к тем, кто не похож на других. Чувство угрозы со стороны неизвестного, по-видимому, глубоко укоренено в чело веческой натуре. Представители религиозных и этнических меньшинств, как кажется, везде и всегда испытывают недове рие и враждебность со стороны большинства из-за того, что они выглядят, говорят, одеваются или молятся иначе. Следова тельно, недоверие и враждебность в отношении тех, кто отлича ется от других своей сексуальностью, не является чем-то не ожиданным. Антигомосексуальные настроения также порождаются той угрозой, которую гомосексуалисты представляют для господ-
Сексуальная политика 261
ствующей во многих современных обществах структуры взаи моотношений полов. Это уже являлось предметом нашего рас смотрения. Мы видели, что в культурах американских индей цев, где женщины и мужчины исполняли равные по важности роли, гомосексуальные индивидуумы ценились за свои особые таланты. В милитаристских и иерархических обществах, по добных ацтекскому, в которых доминировали мужчины, гомо сексуальное поведение, наоборот, строго каралось. Мы живем в обществе, которое продолжает делать акцент на доминирова нии, независимости, сдержанности мужчин, противопоставляе мых покорности, зависимости и эмоциональности женщин. Геи и лесбиянки входят в противоречие с этими ролями, что многие находят неудобным и угрожающим. Также существуют внутренние психологические факторы, которые влияют на формирование предубеждения у представи телей большинства. Например, гомосексуальные мужчины, не считающие сексуально привлекательным то, что «должны» це нить мужчины (то есть женщин), наносят, по определению пси хологов, нарциссическую травму гетеросексуалам. Безразлич ное отношение к женщинам как сексуальным объектам, прояв ляемое гомосексуалистами, может привести в замешательство и в немалой степени оскорбить гетеросексуалов, которые бес покоятся о своей сексуальной привлекательности. Приведем простой пример: если я вижу, что вам безразлично то, что для меня чрезвычайно важно, я буду раздражен. Лесбиянки пред ставляют двойную угрозу для гетеросексуального мужского эго. Они не только проявляют безразличие к мужчинам и недо ступны им, но, возможно, воспринимаются некоторыми мужчи нами как прямые конкуренты в борьбе за женского партнера. Подобным образом можно объяснить и предубеждение про тив гомосексуалистов у гетеросексуальных женщин. Мы могли бы гораздо дольше обсуждать культурные и психологические факторы, лежащие в основе существующих предубеждений, но это увело бы нас в сторону от разговора о гомосексуальности. Вместо этого я бы хотел рассмотреть ди намику существующей в обществе гомофобии с точки зрения ее влияния на людей гомосексуальной ориентации, применяемые
262 Сексуальная политика
методы формирования подобных общественных настроений и управления ими, то есть рассмотреть механизмы сексуаль ной политики. В следующей главе я обращусь к тем эпизодам истории, когда предубеждение против гомосексуальности было исполь зовано в политических целях. Как мы увидим, это может быть мощным орудием завоевания политического влияния. В при водимых мною случаях ложная информация о гомосексуально сти использовалась в целях преследования людей для получе ния финансовой выгоды, из личной мести или в погоне за вла стью. Такие примеры, как разрушение ордена тамплиеров, процессы над Оскаром Уайльдом и Филиппом Эйленбургом и преследование гомосексуалистов нацистами в период холоко- ста, показывают, насколько мощной силой является предубеж дение в отношении сторонников однополой любви и как легко этим могут воспользоваться беспринципные люди. Чаще всего, конечно, действие сил предубеждения прояв ляется в притеснении и дискриминации стигматизированной группы. Иногда механизмы подавления применяются открыто и жестоко. В 1994 году организация «Международная амни стия» опубликовала отчет о многочисленных случаях лишения свободы, пыток и убийств гомосексуалистов, в частности о по битии камнями тридцативосьмилетнего мужчины, осужденного за гомосексуализм, в Иране (Breaking the Silence: Human Rights Violations Based on Sexual Orientation). В некоторых случаях, однако, механизмы подавления являются гораздо более утон ченными, даже скрытыми. Я наблюдал такую тактику в 1994 году во время съезда Американской психиатрической ассоциации (АПА) в Филадельфии. Делегаты, прибывшие утром на науч ное заседание, были встречены небольшим пикетом, состоящим примерно из двадцати человек, мужчин и женщин (среди них было, как я вспоминаю, и несколько детей). В руках у людей были плакаты с надписями вроде «Право быть нормальным» и «АПА, а не «ГейПА». Протестующие были паствой руко водителей организации «бывших геев», прибывших на автобусе из другого города, чтобы сделать политическое заявление. АП А рассматривала резолюцию, согласно которой «репаративная От инквизиции к холокосту 263
терапия».(форма психотерапии, претендующая на превращение гомосексуалистов в гетеросексуалов) должна считаться неэтич ной. «Бывшие геи» протестовали против решения, которое ли шало их «доступа к лечению». В главе 15 мы рассмотрим то, какие формы принимает сексуальная политика в нашем обще стве, на примере двух организаций, которые, заявляя о том, что помогают гомосексуалистам, на самом деле подавляют и диск редитируют их. Движения «бывших геев» и последователей «репаративной терапии» хотя и не относятся к числу самых радикальных проявлений преследования на основе сексуаль ной ориентации, возможно, представляют даже большую опас ность, поскольку для подтверждения своих безосновательных методов и подавления своих жертв призывают на помощь ав торитет религии и науки. И наконец, мы увидим, как люди гомосексуальной ориен тации сами вышли на политическую арену, осознали своеобра зие своего политического положения и мобилизовали свою политическую силу. Не желая больше оставаться жертвами «внешних» сил, они активно начали направлять эти силы на действие во благо себе.
Глава 14.
|