Актуальность Франкенштейна: фигура монстра в современном обществе
Актуальность Франкенштейна: фигура монстра в современном обществе Совместно с Факультетом свободных искусств и наук (СПбГУ), Музеем сновидений З.Фрейда и научно-исследовательской группой Пандора (CRPMS, центр исследований в области психоанализа, медицины и общества, Университет Пари-Дидро)
Санкт-Петербург, 23 и 24 апреля 2014 В какой ситуации находимся мы сейчас – почти 200 лет спустя после написания одноименного романа Мэри Шелли и создания монстра Франкенштейна? Какую непомерность (hubris), какое сотрясениенорм готовит исподволь наше время и с чем оно должно столкнуться с точки зрения как научной, так и художественной? Интересно напомнить, что монстр, «невероятное существо» происходит от латинского monstrum и означает «диковинное проявление воли божьей», от monere «наводить на мысль, заставлять вспомнить» и даст впоследствии слово монумент - «то, что вызывает воспоминание». Человек беспрестанно представляет монстров, воображает что-то чудовищное, затем с расцветом наук старается воспроизвести и создать разные виды монструозности, чудовищные формы, или добавлять из ряда вон выходящие формы к тем, которые порождены воображением или замечены в природе. За счет свойственных ему чрезмерности контуров и черт, диспропорций и «аберраций», контрдансаи уродливости лица, формы, монстр оказывается ближе всего к собственному ритму психической сути и разрабатывает эффект работы монструозного в подсознании, - то есть работы недозревших формаций, тех, что остаются вне языка, во внутреннем блуждании, - изгнанные из внутренней сферы и, возможно, воплотившиеся в образе. Фигуры, свойственные монстру психическому - это фигуры, которые находятся в стадии флуктуации (плавают) между двух вод, и похожи на привидения или призраков. Этот способ образного воплощения оперирует понятиями несхожести, гетерогенности, свойственной психике. Разве не находит она в наглядном образе свой способ выражения, свою зрелищность? В рамках настоящего междисциплинарного франко-русского коллоквиума мы рассмотрим и проанализируем формы монструозности, современные ее «фигуры» и произведения на сцене общества. Французские участники (Пандора) Фабьен Анкауа (психоаналитик, режиссер), Катрин Деспра-Пекиньо (профессор, исследователь, Университет Пари-Дидро, один из руководителей Научно-исследовательской группы Пандора), Анжелик Кристаки, (преподаватель университета Пари-Дидро, психоаналитик), Ксавье Гассман (Психоаналитик, Госпиталь Рене Дюбо), Aнжелик Гозлан (психолог-клиницист, преподаватель, Университет Пари-Дидро), Жизель Аррюс-Ревиди, бывший преподаватель, психоаналитик), Симона Корф Сосс (Преподаватель, Университет Пари-Дидро, психоаналитик), Сильвия Липпи (психоаналитик, преподаватель, Университет Пари-Дидро), Селин Массон (преподаватель, профессор, Университет Пари-Дидро, психоаналитик, один из руководителей Исследовательского семинара Пандора), Летисия Пети (Предодаватель, Университет Экс-Марсель, психолог-клиницист, Медицинский центр Везине), Юлия Попова (психолог-клиницист, аспирантка, преподаватель, Университет Пари-Дидро), Сильке Шаудер, (Профессор Амьенского университета, психолог-клиницист), Режин Вентратер (Преподаватель, Университет Пари-Дидро, психоаналитик), Мишель Моро-Рико (психоаналитик, преподаватель, член CRPMS, член Медицинского Общества Балинт, Вице-Президент Европейской ассоциации истории психоанализа)
Маура Байокки, танцовщица, Бразилия Нурит Массон Секине, художник, скульптор, Франция
Российские участники (Факультет Свободных Искусств и Наук, Музей Сновидений Зигмунда Фрейда) Нина Савченкова (преподаватель ФСИН, ВЕИП, философский факультет СпбГУ, психоаналитик), Виктор Мазин (создатель Музея Сновидений Зигмунда Фрейда, преподаватель ФСИН, ВЕИП, психоаналитик), Артем Радеев (преподаватель ФСИН, философского факультета СпбГУ), Андрей Фоменко (преподаватель ФСИН, редактор ART1), Елена Сибирцева (преподаватель ФСИН), Елена Долгих (свободный журналист, сотрудник ФСИН), Жамила Двинятина (преподаватель ФСИН), Дмитрий Комм (кинокритик, преподаватель ФСИН).
|