Экзистенциальный подход с точки зрения когнитивистов. Критика
Вот, что пишет Л. Пепло об экзистенциальном подходе в статье Д. Перлман и Л. Пепло «Теоретические подходы к одиночеству» [38] «Экзистенциалисты принимают в качестве точки отсчета тот «факт», что люди изначально одиноки. Никто другой не может разделить с нами чувства и мысли, разъединенность есть сущностное состояние наших переживаний. Сторонники данной точки зрения зачастую сосредоточиваются на вопросе о том, как люди могут жить, будучи одинокими». Видимо, Л. Пепло подразумевает экзистенциальные сентенции вида: «Мы рождаемся одинокими в эту жизнь и поодиночке умираем, никто не способен родиться или умереть коллективно…», но, во-первых, следует отметить, что речь здесь идёт об изолированности человеческого существа, а отнюдь не об одиночестве. Во вторых, из того, что человек рождается и умирает одиноким, не следует, что он должен оставаться одиноким всю жизнь. В задачи экзистенциальной психотерапии совсем не входит адаптировать человека к состоянию одиночества и сделать это состояние нормой его жизни, скорее совсем наоборот. Проблема, как мы видим, происходит вследствие смешения понятий «одиночество» и «изолированность» (или «уединённость» в терминологии Зилбурга). Вопрос о кардинальной разнице между этими понятиями и о том, к чему приводит подмена одного понятия другим, подробно рассмотрен ниже и будет ещё неоднократно подниматься по ходу повествования. Экзистенциальная психология, продолжает Л. Пепло, тесно связана с экзистенциальной философией. Первые попытки непосредственно перенести идеи философии экзистенциализма в психологическую и психотерапевтическую практику (Л.Бинсвангер и М.Босс) дали весьма ограниченные результаты. Ряд экзистенциально мыслящих философов (М.Бубер, П.Тиллих, М.Бахтин и др.[38]) оказали на психологов большое и непосредственное влияние, но вершинами экзистенциальной психологии на сегодняшний день являются общепсихологические теории и методологические основы психологической практики, разработанные на основе философии экзистенциализма такими авторами как В. Франкл, Р. Мэй, Д. Бьюдженталь. [77, 38] В экзистенциальной психологии выделяют базовый конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под данностями существованиями здесь понимают определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире. Одиночество или, если быть точным, изоляция относится к таким данностям. (Здесь Л. Пепло корректирует себя, при этом, как видно из дальнейшего хода её рассуждений, этой корректировке не придаётся никакого значения.) Обобщая все сказанное ранее, можно сказать, что в отличие от психоанализа и человеко-центрированной терапии, экзистенциалисты, во-первых, не считают это чувство патологическим, и, во-вторых, видят его причины в условиях человеческого бытия. Действительно, изолированность отдельного индивидуума от общества есть данность, и причины этой изолированности лежат в условиях его бытия. Действительно, эта данность не может рассматриваться как патология, ибо только через изолированность можно определять понятие «отдельный» и отчасти понятие «индивид». Не будь «изолированности» не было бы и «отдельных индивидов». Отсюда никак не следует, что экзистенционалисты рассматривают чувство одиночество как норму.
|