Студопедия — Тест № 1 ТЕМПЕРАМЕНТ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Тест № 1 ТЕМПЕРАМЕНТ






Говоря о характере (что в переводе с греческого означает «чеканка», «печать»), обычно разумеют те свойства личности, кото­рые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям. Именно в этом смысле мы обычно говорим, что у человека плохой характер или хороший, благородный и т. п. Мы говорим иногда в том же смысле, что такой-то человек бесхарактер­ный, желая этим сказать, что у него нет такого внутреннего стерж­ня, который определял бы его поведение; его деяния не носят на себе печати их творца. Другими словами, бесхарактерный человек — это человек, лишенный внутренней определенности; каждый по­ступок, им совершаемый, зависит больше от внешних обстоятельств, чем от него самого. Человек с характером, напротив, выделяется прежде всего определенностью своего отношения к окружающему, выражающейся в определенности его действий и поступков: о чело­веке с характером мы знаем, что в таких-то обстоятельствах он так-то поступит. «Этот человек,— говорят часто,— должен был посту­пить именно так, он не мог поступить иначе — такой уж у него характер». Читая в художественном произведении о поведении дей­ствующего лица, характер которого уже выявился в предшествую­щем изложении, мы часто не соглашаемся с автором, казалось бы вольным поступить с действующими лицами своего произведения, плодом собственной его фантазии, как ему вздумается. Мы счита­ем образ действий, приписываемый ему автором, неправдоподоб­ным, потому что он не вяжется с его уже выявившимся характером;

такой человек, т. е. человек с таким характером, не мог так посту­пить. Характер обусловливает определенность человека как субъекта деятельности, который, выделяясь из окружающего, определенным образом относится к нему. Знать характер человека — это знать те существенные для него черты, из которых вытекает, которыми оп­ределяется весь образ его действий. Черты характера — это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как несовместимые с ними, им противоречащие, другие. Но всякая определенность — это всегда и неизбежно определен­ность по отношению к чему-то. Не существует абсолютной опреде­ленности в себе безотносительно к чему бы то ни было. И определен­ность характера — это тоже не определенность вообще, а определен­ность по отношению к чему-то, к определенной сфере значимых для человека жизненных отношений. Определенность, составляющая сущ­ность характера, может образоваться у человека по отношению к тому и в отношении того, что ему не безразлично. Наличие у челове­ка характера предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, определяющего мотивы его поступков, цели его дей­ствий, задачи, которые он себе ставит или на себя принимает. Харак­тер представляет собой внутренние свойства личности, но это не значит, что они в своем генезисе и существе определяются изнутри, системой внутренних органических или внутриличностных отно­шений. Напротив, эти внутренние свойства личности, составляющие ее характер, выражаясь в отношении к тому, что значимо для чело­века в мире, через отношение к миру и определяются.

Поэтому первый и решающий вопрос для определения характе­ра каждого человека — это вопрос о том, по отношению к чему, к какой сфере задач, целей и т. д. делает человека определенным его характер. Иной человек представляется в обыденных житейских ситуациях как сильный характер; он проявляет большую опреде­ленность, твердость и настойчивость во всем, что касается бытовых дел и вопросов, но тот же человек обнаруживает сразу же полную неопределенность, бесхребетность, когда дело коснется вопросов ино­го — принципиального плана. Другой, кажущийся сначала лишен­ным характера в силу своей податливости в мелочных вопросах обыденной жизни, для него не значимых, пока они не затрагивают существенных для него сфер жизненных задач, вдруг раскрывается как большой характер — определенный, твердый, непреклонный, как только перед ним встают существенные, значимые для него воп­росы, задачи, цели. И один и другой из этих людей обладают фор­мально как будто равно сильным или определенным характером — в смысле определенности, твердости, непреклонности, каждый — в существенной для него сфере жизненных отношений, но у одного из них при этом все же ничтожный, мелкий по существу характер, а у другого — более или менее значительный. Весь вопрос в том, в ка­кой мере то, что существенно для данного человека, является также и объективно существенным, в какой мере значимым для индивида является общественно значимое. Этим определяется значительность характера.

Для характера, как и для воли, взятых не формально лишь, а по существу, решающим является взаимоотношение между обще­ственно — и личностно значимым для человека.Каждая историческая эпоха ставит перед человеком определен­ные задачи и в силу объективной логики вещей требует от него как самого существенного определенности в отношении именно этих за­дач. На них формируется и на них же испытывается и проверяется характер людей. Большой, значительный характер — это характер, который заключает в себе определенность человека по отношению к этим объективно существенным задачам. Большой характер поэто­му не просто формальная твердость и упорство (такое формальное упорство, безотносительно к содержанию, может быть и большим упрямством, а не большим характером); большой характер — это большая определенность в больших делах. Там, где есть эта опреде­ленность в существенном, большом, принципиальном, она неизбеж­но скажется и в малом, выступая иногда в нем с особой симптома­тической показательностью. Заключаясь в определенности отноше­ния человека к значимым для него целям, характер человека про­является в его поведении, в его делах и поступках. Проявляясь в них, он в них же и формируется. Он зарождается, закладывается в мотивах его поведения в лабильной, от случая к случаю измен­чивой форме, определяемой конкретной ситуацией. Выражаю­щееся в мотивах отношение человека к окружающему, проявля­ясь в действии, в его делах и поступках, через них закрепляется и, становясь привычным, переходит в относительно устойчивые чер­ты или свойства характера.

Характер человека — и предпосылка и результат его реального поведения в конкретных жизненных ситуациях; обусловливая его поведение, он в поведении же и формируется. Смелый человек по­ступает смело, и благородный человек ведет себя благородно. Объек­тивно благородные или смелые дела могут первично совершаться, вовсе не требуя особой субъективной смелости или благородства: смелость дел или благородство поступков переходит в смелость или благородство человека, закрепляясь в его характере; в свою очередь смелость или благородство характера, закрепившись в нем, обуслов­ливает смелость или благородство поведения.

Эта взаимосвязь характера и поступка опосредована взаимозави­симостью свойств характера и мотивов поведения: черты характера не только обусловливают мотивы поведения человека, но и сами обус­ловлены ими. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепля­ясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость,— это в потенции бу­дущая черта характера в ее. генезисе. В мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций; действие переводит их затем в устойчивые свойства. Путь к формированию характера ле­жит поэтому через формирование надлежащих мотивов поведения и организацию направленных наих закрепление поступков. Как общее правило, характер определяется не каждым единич­ным более или менее случайным поступком, а всем образом жизни человека. Лишь исключительные по своему значению отдельные поступки человека — те, которые определяют узловые моменты в его биографии, поворотные этапы в его жизненном пути, наклады­вают определенный отпечаток и на его характер; вообще же в ха­рактере человека отображается его образ жизни в целом; отражая образ жизни человека, характер, в свою очередь, отражается в нем. Образ жизни включает определенный образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями, в которых он осу­ществляется. Образ же действий человека, которые всегда исходят из тех или иных побуждений, включает определенный образ мыс­лей, чувств, побуждений действующего субъекта в единстве и взаи­мопроникновении с объективным течением и результатами его дей­ствий. Поэтому, по мере того как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек; по мере того как в ходе действий человека выделяется и закрепляется определенный, характерный для него, более или менее устойчивый образ действий, в нем самом выделяется и закрепляется определенный, более или менее устойчивый строй характеризующих его свойств. Он форми­руется б зависимости от объективных общественных условий и кон­кретных жизненных обстоятельств, в которых проходит жизнен­ный путь человека, на основе его природных свойств — прежде все­го темперамента — е результате его деяний и поступков.

К характеру в собственном смысле слова относятся, однако, не все относительно устойчивые свойства личности, которые выделя­ются и закрепляются в человеке, по мере того как складывается его образ жизни, а только те, которые обусловливают, какие побужде­ния по преимуществу определяют его действия. К характеру непос­редственно не относятся, например, техническая ловкость, вообще свойства, обусловливающие умения человека; в характер включают­ся только те свойства, которые выражают его направленность.

С другой стороны, не всякое проявление направленности лично­сти, не всякая установка и не всякое побуждение относятся к харак­теру. Бывают у каждого человека случайные побуждения и случай­ные действия, вовсе не характерные для него; из того, как он посту­пил в данных специальных условиях, не вытекает, каково будет его поведение в других условиях, между тем характерный поступок — это как раз такой поступок, из которого вытекает, как человек по­ступит в других ситуациях. В характере заключены внутренняя ло­гика, взаимосвязь определяющих его свойств и установок, известная необходимость и последовательность. К характеру относятся лишь те проявления направленности, которые выражают устойчивые свой­ства личности и вытекающие из них устойчивые личностные, а не только случайные ситуационные установки. Относительно устойчи­вые свойства личности, которые определяют ее качественное своеоб­разие и выражают ее направленность, составляют ее характер. Ха­рактер выражается в направленности личности, в тех основных дей­ственных ее установках и тенденциях, которые контролируют и ре­гулируют все проявления человека, через которые преломляется и фильтруется то, что он делает. Характерологические свойства лич­ности обусловливают ее направленность, накладывают определен­ный отпечаток на ее поведение и проявляются в отношении челове­ка к другим людям, к миру и к самому себе.

Поскольку в характере сосредоточены стержневые особенности личности, все индивидуальные отличия в характере приобретают особенную значимость и выраженность. Поэтому вопрос о характере нередко ошибочно даже целиком сводился к одному лишь вопросу о межиндивидуальных различиях или индивидуальных особенностях личности. Между тем вопрос о характере — это прежде всего вопрос об общем строении личности. У каждого человека свой характер и свой темперамент, но тот или иной характер и тот или иной темпе­рамент есть у каждого человека. Характер — это единство личности, опосредующее все ее поведение.

Определяя господствующие, характерные для человека побужде­ния, характер может выразиться как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он их осуществля­ет, как в том, что он делает, так и в том, как он это делает, т. е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме пове­дения. Последняя представляется часто особенно существенной для характера; это отчасти так и есть, поскольку форма является обоб­щенным выражением содержания. При этом так же как не все свойства человека относятся к его характеру, а только те, которые выражаются в его направленности, так и не все способы поведения показательны для характера. К нему не имеют прямого отношения технические способы — приемы, посредством которых человек осу­ществляет специальные технические цели, так же как и эти послед­ние. Для него показательны только те способы поведения, которые обнаруживают избирательную направленность личности, с чем че­ловек считается, как он что расценивает, чем он готов поступиться для достижения данной цели и из-за чего готов скорее отказаться, чем идти к ее достижению неприемлемым способом. Другими сло­вами: в способе поведения, в котором проявляется характер, выра­жается иерархия между различными возможными целями, которая устанавливается для данного человека в силу его характера; он — обобщенное выражение избирательной направленности личности. «Форма», или способ поведения, так понимаемая, действительно яв­ляется наиболее существенным или показательным выражением характера. В этом смысле можно сказать, что характер определяет способ поведения; но менее всего возможно отсюда заключить, что к характеру относится только форма поведения, а не его содержание.

Господствующая направленность человека, в которой прояв­ляется его характер, означает активное избирательное отношение человека к окружающему. В идеологическом плане она выража­ется в мировоззрении, в психологическом — в потребностях, ин­тересах, склонностях, вкусах, т. е. избирательном отношении к вещам, в привязанностях, т. е. избирательном отношении к лю­дям. Поскольку они служат побуждениями к действиям и по­ступкам человека, а в этих последних характер не только прояв­ляется, но и формируется, они участвуют в образовании характе­ра. Вместе с тем характер, по мере того как он складывается, обусловливает, какие из всех возможных побуждений определя­ют поведение данного человека.

Характер теснейшим образом связан и с мировоззрением. Ха­рактерное для человека поведение, в котором характер и формируется, и проявляется, будучи его практическим отношением к дру­гим людям, неизбежно заключает в себе идеологическое содержа­ние, хотя и не всегда адекватно осознанное и не обязательно теорети­чески оформленное. Своим поведением, каждым своим поступком человек неизбежно — хочет он того или нет и независимо от того, осознает ли он это, — практически решает мировоззренческие про­блемы. Поэтому действенные установки человека, обусловленные свойствами его характера, а следовательно, и эти последние не могут не быть связаны с его мировоззрением. Поскольку то или иное миро­воззрение, переходя в убеждения человека, в его моральные пред­ставления и идеалы, регулируют его поведение, оно, отражаясь в его сознании и реализуясь в его поведении, существенно участвует в формировании его характера. Единство тех целей, которые оно пе­ред человеком ставит, существенно обусловливает цельность харак­тера. Систематически побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение, мораль как бы оседают и закрепляются в его характере в виде привычек — привычных способов нравственно­го поведения. Превращаясь в привычки, они становятся «второй натурой» человека. Можно в этом смысле сказать, что характер человека — это в известной мере его не всегда осознанное и теорети­чески оформленное мировоззрение, ставшее натурой человека.

Этим устанавливается связь, но, конечно, не отождествле­ние мировоззрения и характера: мировоззрение — идеологичес­кое образование, характер — психологическое; они, конечно, не покрывают друг друга. Требования, исходящие от принятого им мировоззрения, сплошь и рядом побуждают человека поступать вопреки склонности своего характера. Сознательно подчиняясь требованиям, исходящим от мировоззрения, человек часто вно­сит коррективы, в свое поведение и в конце концов переделывает и свой характер. Вместе с тем характер первично не проис­текает из теоретически оформленного мировоззрения, а форми­руется в практической деятельности человека, в делах и поступ­ках, которые он совершает. Он проистекает первично из образа жизни человека, и уже лишь вторично на нем отражается его образ мыслей. Так что как ни важна связь характера с мировозрением, она н'осит вторичный, производный характер; нельзя в основном и целом выводить характер из мировоззрения, и тем более нельзя выводить мировоззрение людей из их индивидуаль­ного характера.

Соотношение между идейными, мировоззренческими установ­ками и действенными установками человека в конкретных жиз­ненных ситуациях существенно определяет общий облик челове­ка, его характер. Люди в этом отношении существенно различа­ются по степени цельности, последовательности, стойкости. На одном полюсе люди, у которых «слово» не расходится с «делом» и сознание является почти зеркальным отражением практики, а практика — верным и последовательным отражением их мировоззренческих установок; на другом — люди, у которых поведе­ние скорей маскировка, чем отражение их подлинных внутрен­них установок.

Потребности, интересы, склонности, вкусы, всевозможные тен­денции и установки, а также личные взгляды и убеждения чело­века — это психологические формы выражения направленности, в которой проявляется характер; содержанием же ее является практическое отношение человека к другим людям и через них к самому себе, к своему труду и к вещам предметного мира. Веду­щим и определяющим моментом в формировании характера яв­ляются взаимоотношения человека с другими людьми.

Поскольку характер выражается прежде всего в отношении к другим людям, в общественном по существу отношении к миру, он проявляется и формируется преимущественно в поступках, т. е. в тех действиях, в которых ведущим и определяющим является практическое отношение действующего лица как субъекта к дру­гим людям. Смотря по тому, формируется ли характер в замкну­той скорлупе личного благополучия или, напротив, в общем кол­лективном труде и борьбе,— основные свойства человеческого характера развиваются совершенно по-разному.

Взаимоотношения человека с другими людьми определяют и его отношение к своей деятельности — способность к подвигу, к напряженному героическому труду, творческое беспокойство или, напротив, успокоенность — и его отношение к самомусебе: уве­ренность в своих силах, скромность или преувеличенное самомне­ние, самолюбие, неуверенность в своих силах и т. д. Ведущая и определяющая роль взаимоотношений с другими людьми в обра­зовании характера подтверждается на каждом шагу жизни; она отражается также в типах и характерах, созданных большими художниками.

В многообразных, тонких, богатых всевозможными оттенками людских отношениях, составляющих основную ткань человечес­кой жизни, складывается и проявляется величайшее многообра­зие самых основных для облика личности характерологических черт. Таковы заботливость о человеке, чуткость, справедливость, благородство, доброта, мягкость, нежность, доверчивость и мно­жество других аналогичных и им противоположных свойств. При этом единство характера не исключает того, что в различных си­туациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные черты. Человек может быть одновремен­но очень нежным и очень требовательным, мягким вплоть до нежности и одновременно твердым до непреклонности. И един­ство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляться.

Эти различия, противоположности и даже противоречия необ­ходимо вытекают из сознательного характера отношения к дру­гим людям, требующего дифференциации отношения в зависимо­сти от изменяющихся конкретных условий. Человек мягкий при всех условиях и ни в чем не способный к твердости — это уже не мягкий, а бесхарактерный человек. А человек доверчивый, кото­рый не только не страдает подозрительностью, но ни при каких условиях не способен к бдительности,— это уже не доверчивый, а наивный или глупый человек.

По отношению человека к другим людям различают характе­ры замкнутые и общительные. Но эта первая дифференциация, основывающаяся на количественном признаке объема общения, носит внешний характер. За ней может скрываться самое раз­личное содержание. Замкнутость в себе, ограниченность контакта с другими людьми может основываться в одном случае на безраз­личии к людям, на равнодушии холодной и опустошенной нату­ры, которой другие люди не нужны, потому что ей нечего им Дать (герои Байрона), а в другом — на большой и сосредоточен­ной внутренней жизни, которая в иных условиях не находит себе путей для приобщения к ней других людей и для своего приоб­щения к ним (биография Спинозы и др. может служить тому наглядной иллюстрацией). Точно так же и общительность может иметь различный характер: у одних — широкая и поверхност­ная, с легко завязывающимися и неглубокими связями, у других — более узкая и более глубокая, сугубо избирательная. Общи­тельность людей, которые в равной мере являются приятелями каждого встречного без всякого различия, свидетельствует иногда лишь о большой легкости и подвижности и о таком же по суще­ству безразличии к людям, как и необщительность других людей. Решающее значение имеет в конце концов внутреннее отношение человека к человеку по существу.

Всякое действительно не безразличное отношение к другим лю­дям имеет избирательный характер. Существенно, на чем основы­вается эта избирательность — на личных ли пристрастиях только или на объективных основаниях общего дела, общей идеологии. Наличие общего дела, общих интересов, общей идеологии создает базу для общительности, одновременно и очень широкой, и сугубо избирательной. Такой тип общительности, имеющий широкую об­щественную основу, мы и называем товарищеским. Способность к подлинно товарищескому отношению к людям — существенная ха­рактерологическая черта, которая вырабатывается лишь в опреде­ленных общественных условиях. Это товарищеское отношение к дру­гим людям не исключает других, более узкоизбирательных, более тесно личностных и вместе с тем идейных отношений к более тесно­му кругу лиц или отдельному человеку.

В характерологическом отношении существенен, таким обра­зом, не столько количественный признак широты общения, сколь­ко качественные моменты: на какой основе и как устанавливает человек контакт с другими людьми, как относится он к людям различного общественного положения — к высшим и низшим, к старшим и младшим, к лицам другого пола и т. п.

Само общение с другими людьми существенно участвует в фор­мировании характера. Лишь в процессе общения и воздей­ствия на других людей формируется воздейственная сила харак­тера, столь существенная в общественной жизни способность орга­низовывать людей на совместную работу и борьбу; лишь в про­цессе общения, подвергаясь воздействиям со стороны других лю­дей, формируется в человеке твердость характера, необходимая, чтобы противостоять внушениям, не поддаваться шатаниям и неуклонно идти к поставленной цели. «В тиши зреет интеллект, в бурях жизни формируется характер»,— говорил Гёте.

При длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга накладывает часто значительный отпечаток на их ха­рактер, причем в одних случаях происходит как бы обмен характерологическими свойствами и взаимное уподобление: в резуль­тате длительной совместной жизни люди иногда приобретают об­щие черты, становясь в некоторых отношениях похожими друг на друга. В других случаях эта взаимообусловленность характеров выражается в выработке или усилении у людей, живущих в длительном повседневном общении, характерологических черт, которые соответствуют друг другу в силу своей противоположно­сти: так отец-деспот с очень властным и нетерпимым характе­ром, подавляя волю своих близких, порождает дряблость, подат­ливость, иногда прибитость и обезличенность у членов своей се­мьи, живущих в особенно тесном повседневном контакте с ним.

Очень существенной для формирования характера формой общения является воспитание. В своей сознательной организо­ванности и целеустремленности воспитание — общение воспита­теля с воспитываемым — располагает целым рядом важнейших средств воздействия: соответствующей организацией поведения, сообщением знаний, формирующих мировоззрение, личным при­мером, показом исторических деятелей, которые могут служить образцами, примерами, достойными подражания. Если у взросло­го общественная практика и мировоззрение играют ведущую роль в формировании характера, то у ребенка в формировании его ха­рактера эта ведущая роль принадлежит бесспорно воспитанию.

Общение с другими людьми создает предпосылки и для самосто­ятельной работы человека над своим характером. В процессе обще­ния, воздействуя на людей и подвергаясь воздействию с их стороны, человек познает других людей и испытывает на практике значение различных характерологических черт. Это познание других людей приводит к самопознанию, практическая оценка характерологичес­ких свойств других людей, регулируемая моральными представле­ниями, — к самооценке и самокритике. А самопознание, сравни­тельная самооценка и самокритика служат предпосылкой и стиму­лом для сознательной работы человека над своим характером.

С отношением человека к человеку неразрывно связано то же по существу своему общественное отношение к вещам, продуктам общественной практики, и собственному делу. В отношении к ним складывается и проявляется вторая существенная группа харак­терологических черт. Таковы, например, щедрость или скупость,, добросовестность, инициативность, мужество в отстаивании свое­го дела, смелость, храбрость, настойчивость и т. д.

Характер каждого человека включает черты, определяющие как его отношение к другим людям, так и его отношение к ве­щам — продуктам общественного труда — и к делу, которое он сам выполняет. Они взаимосвязаны и взаимопроникают друг в Друга. Характерологически очень существенным является и то, какой из этих планов доминирует. Доминирование одного из этих друг друга опосредующих отношений выражает существенную черту характера и накладывает глубокий отпечаток на облик че­ловека. Люди существенно отличаются друг от друга в зависимости от того, преобладает ли для них значение личностного кон­такта с людьми или объективного контакта с предметным миром.

Образцом субъективно-личностного типа может служить, например, ряд женских образов Л. Толстого — Кити, Анна Каре­нина и прежде всего Наташа Ростова, женщина, для которойвсе в жизни преломляется и оценивается через отношения к люби­мому человеку, все определяется этим отношением, а не отвле­ченными объективными соображениями определенного дела.

Опосредованно через отношения к другим людям устанавли­вается у человека и отношение его к самому себе. С отношением к самому себе связана третья группа характерологических свойств личности. Таковы самообладание, чувство собственного достоин­ства, скромность, правильная или неправильная — преувеличен­ная или преуменьшенная — самооценки, уверенность в себе или мнительность, самолюбие, самомнение, гордость, обидчивость, тщеславие и т. д. Неправильно было бы, как это подсказывает лицемерная мораль, отразившаяся на специфически отрицатель­ном оттенке большинства слов, выражающих отношение к само­му себе, — «самоуверенность», «самолюбие», «самомнение» и т. д., считать всякое положительное отношение к самому себе отрица­тельной характерологической чертой. Достойное и уважитель­ное отношение к самому себе является не отрицательной, а поло­жительной чертой — в меру того, как сам человек является пред­ставителем достойного дела, носителем ценных идей.

Каждая характерологическая черта в какой-то мере и каким-то образом выражает специфическое соотношение между отношением человека к окружающему миру и к самому себе. Это можно сказать и о таких, например, свойствах, как смелость, храбрость, мужество.

Существенное значение с этой точки зрения приобретает раз­личие характеров узких, устойчивость которых зиждется на са­моограничении, на сужении сферы своих интересов, притязаний, деятельности, и широких натур, которым «ничто человеческое не чуждо», экспансивных людей, умеющих всегда с какой-то боль­шой душевной щедростью отдавать себя. так, что при этом они испытывают не убыль, а обогащение, приобщаясь ко все новому духовному содержанию.

Не следует, однако, внешне противопоставлять друг другу два формальных принципа — самоограничение узких натур и экспан­сивность натур широких. В каждом конкретном живом человеке во внутренне противоречивом единстве живут и действуют обе эти тенденции. Не существует такого узкого человека, который в ка­кой-то мере не жил бы и не обогащался бы от своей собственной щедрости, который не приобретал бы, отдавая, который не находил бы себя через другого. И нет такой широкой натуры,.такого щедрого человека, который не испытывал бы необходимости в самоогра­ничении: если бы он все отдавал всем, он бы никому ничего не дал. Очень существенно, в какой мере благородство щедрости и мудрость самоограничения сочетаются в человеке. Избирательность, в которой они сочетаются, определяет лицо личности. Для того чтобы быть характером, нужно уметь не только принимать, но и отвергать.

Все стороны характера в их единстве и взаимопроникновении как в фокусе проявляются в отношении человека к труду.

В отношении к труду заключено в неразрывном единстве от­ношение к продуктам этого труда, к другим людям, с которыми человек связан через труд; в отношении к труду заключено и от­ношение к самому себе — особенно у нас, где оценка человека и его самооценка основываются прежде всего на его труде, на его отношении к труду3. В труде же реально устанавливается отноше­ние между характером человека и его одаренностью, между его склонностями и способностями.

То, как человек умеет использовать, реализовать свои способнос­ти, существенно зависит от его характера. Нередки, как известно, случаи, когда люди, казалось бы, со значительными способностями ничего не достигают, ничего ценного не дают именно в силу своих характерологических особенностей. (Рудин, Бельтов и другие обра­зы лишних людей могут служить тому литературной иллюстраци­ей. «Гениальность в нем, пожалуй, и есть, но натуры никакой»,— говорит о Рудине Тургенев устами одного из действующих лиц ро­мана.) Реальные достижения человека зависят не от одних лишь абстрактно, самих по себе взятых его способностей, а от специфичес­кого сочетания его способностей и характерологических свойств.

Характер связан со всеми сторонами психики; особенно тесна связь его с волей, являющейся как бы «хребтом» характера. Особен­ности волевой сферы, переходя в свойства личности, образуют суще­ственнейшие черты характера. Выражения «человек с сильной во­лей» и «человек с характером» звучат обычно как синонимы.

Однако как ни тесна связь воли и характера, они все же нетождественны. Воля непосредственно связана по преимуществу с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивос­тью. Но характер не исчерпывается своей силой; он имеет содер­жание, которое направляет эту силу. Характер включает те свой­ства и действенные установки личности, которые определяют, как в различных условиях будет функционировать воля.

В волевых поступках характер, с одной стороны, складывает­ся и, с другой, проявляется. Идейное содержание и направлен­ность волевых поступков, особенно в очень значимых для лично­сти ситуациях, переходят в характер человека, в его действенные установки, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчи­вых его свойств; эти свойства, в свою очередь, обусловливают по­ведение человека, его волевые поступки; решительные, смелые и т. п. действия и поступки человека обусловлены волевыми каче­ствами личности, ее характера (ее уверенностью в себе, самообла­данием, решительностью, настойчивостью и т. п.).

В характер, вопреки очень распространенному мнению, могут включаться не только волевые и эмоциональные, но и интеллекту­альные особенности, поскольку они становятся свойствами личнос­ти, выражающимися в качественном своеобразии ее отношения к окружающему. Так, легкомыслие, благоразумие, рассудительность, будучи интеллектуальными качествами, являются или могут быть характерологическими чертами. При этом, превращаясь в свойства характера, интеллектуальные качества начинают характеризовать не один лишь интеллект как таковой, а личность в целом.

Поскольку характер включает свойства, выражающиеся в ка­чественно своеобразном отношении человека к другим людям и опосредованном через него отношении к предметному миру и к самому себе, он, очевидно, выражает общественную сущность че­ловека. Характер человека поэтому исторически обусловлен. Каж­дая историческая эпоха создает свои характеры — типичные ха­рактеры эпохи, обусловленные ее общественным строем.

Характер старого строя, основанного на конкуренции и частной собственности, не мог не запечатлеться в типических чертах харак­тера людей, которые он порождал. Положение «мне дела нет до другого» выражало основную черту, определявшую весь психологичес­кий облик мелких буржуа, заботящихся только о себе и мало инте­ресующихся другими людьми. Отсюда с железной необходимостью вытекали ограниченность, косность, безразличие к своему труду, его общественной значимости, пользе и т. д. В рассказах Чехова запе­чатлена целая галерея таких мелких тусклых людей, каждый из которых копошится на своем участке. В творчестве Достоевского психология личности, отъединенной от общества, замкнутой в сво­ей скорлупе, раскрыта в заостренно трагическом плане. Исходный ее девиз «мне дела нет до другого» раскрывается здесь в обнаженности и заостренности, доходящей одновременно до карикатурного и трагического: «Свету ли провалиться или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтобы мне чай пить»4. И из этой исходной позиции по отношению к другим людям с внутренней логикой вытекает ряд производных характерологических черт:объективно не оправданное, преувеличенно высокое мнение о себе; внутренняя опустошенность и болезненные поиски смысла жизни, утрата опорных точек вовне из-за разрыва действенных внутренних связей с другими людьми и бесконечные сомнения, шатания и тер­зания; отсутствие обязательств, в силу чего как будто все позволено, и вместе с тем отсутствие каких бы то ни было больших притягатель­ных целей, подлинных внутренних стимулов и здоровой решимости.

Совсем иные черты характера становятся типичными для лю­дей, которые воспитываются на коллективном труде и общей борь­бе в условиях социалистического общества, поскольку здесь созда­ются все реальные предпосылки для действительного преодоления противоположности общественно и личностно значимого. Из созна­ния того, что все достижения каждого отдельного человека в действительности являются коллективными достижениями, проистека­ют также скромность и спокойная уверенность, основанная на созна­нии того, что за каждым человеком, делающим порученное ему дело, стоит огромная сила, которая его поддерживает. «В царстве вечного безмолвия, среди вечных льдов мы будем работать спокойно, зная, что о нас думает и заботится вся великая страна»,— писал с дрейфу­ющей льдины на Северном полюсе Иван Папанин. «Мне нравят­ся,— пишет Валентина Захарович, техник, 24 лет,— партийные люди с сильным характером, даже суровые, которые стесняются своих храбрых поступков, как Молоков, который всегда говорит: "Все очень просто, нет ничего необыкновенного"».

В характере каждого человека есть черты и черточки, которые в своем индивидуальном своеобразии отражают своеобразие его ин­дивидуального жизненного







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 926. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Основные симптомы при заболеваниях органов кровообращения При болезнях органов кровообращения больные могут предъявлять различные жалобы: боли в области сердца и за грудиной, одышка, сердцебиение, перебои в сердце, удушье, отеки, цианоз головная боль, увеличение печени, слабость...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия