Студопедия — Западная философия в настоящее время
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Западная философия в настоящее время






Раньше в философии многообразие концепций и подходов как бы связывалось в единую систему, которая позволяла поддерживать это многообразие внутри общего проблемного единства. Различие философских систем соседствовало с общностью понимания целей и задач философии. В настоящее время в западной философии, напротив, провозглашается и господствует плюрализм, на первый план выходят различия, общефилософский стержень, по сути дела, разрушен, происходит выделение и локализация отдельных философских проблем, которые оформляются в самостоятельные направления. Причём если изначально генетическое родство с классической философией ещё не отрицалось полностью, что выражалось в добавление приставки «нео» к соответствующим концепциям (например, неокантианство, неогегельянство и т.п.), то затем этот разрыв постепенно становился самоценностью и каждое западное философское направление в настоящее время «кидает свой камень» в строну Классической философии, которая прошла не одну тысячу лет.

Всё это создаёт определённую сложность в понимании и изложении философского материала. Эту сложность можно решить, исходя из современного НТП. Наука в виде своих как позитивных, так и негативных последствий буквально врывается на все уровни общественного бытия. Культура как бы раскалывается на тех, кто участвует в научно-техническом прогрессе, и на тех, кто практически действует вопреки НТП. Причём в основании данных позиций находится не наука как таковая, а её восприятие определёнными социально-политическими, прежде всего управленческими системами.

На Западе в начале 20 в. в недрах естествознания зародилась Современная научная картина мира, которая сформировалась в стройную научную систему в последней четверти 20 в., теоретические положения которой, (по сути дела, явились результатом диалектического снятия всей предшествующей истории развития мировой духовной культуры, в том числе и философской) распространяются на все предметы и явления мира, то есть она приобрела, по сути дела, философский статус 30 и составляет теоретический фундамент всей научной и практической деятельности западных стран.

Вместе с тем, в западных странах продолжает существовать философия, в которой можно выделить три основных ориентации: а) сциентистскую, б) антисциентистскую, в)умозрительно-метафизическую.

Сциентизм (лат.scientia – знание, наука) – социально-культурная позиция, которая проявляется как мировоззренческая установка на то, что научное знание есть наивысшая культурная ценность, с которой должны соизмерять своё содержание все иные формы духовного освоения бытия. Исторически идеалом для сциентизма выступают прежде всего наиболее развитые естественные и математические науки. В их лоно, как в прокрустово ложе, укладываются не только иные способы и методы получения знания, характерные, например, для гуманитарных наук, но и вообще любые достижения человеческого духа, претендующие на постижение истины.

Сциентизм в философии возник как реакция на философичность и абстрактность схем классической философии, которые, по мнению представителей данной концепции, не соответствуют действительному опыту, представляя собой лишь чистую рефлективную спекуляцию того или иного мыслителя. Поэтому общим смысловым полем возникающих направлений становится критика систематического классического идеализма. Иногда она ведётся в мягкой форме и выглядит как своеобразное дополнение, или даже развитие классических философских систем, что находит своё проявление даже в названии этих направлений (неогегельянство, неокантианство), иногда она принимает жёсткий характер, направленной на полное отбрасывание классических традиций в философии (позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм, постпозитивизм, прогматизм, рационализм...).

Антисциентизм – социокультурная ориентация, основанная на широкой критике науки и как социального института, и как «джина, выпущенного из бутылки», угрожающего теперь существованию самой цивилизации. В качестве альтернативы науки, научному познанию, в некоторых случаях даже вообще рациональному взгляду на мир выдвигаются различного рода вненаучные или внерациональные способы постижения бытия.

Общим философским источником антисциентизма выступает в западных странах кризис классической модели философии и разрыв того единства рационально-теоретических и ценностных компонентов, которое было её важнейшим признаком. Если сциентизм базируется на абсолютизации рационально-теоретических компонентов философского знания, то антисциентизм исходит из того, что важнейшим признаком философии является её ценностный характер. Антисциентизм абсолютизирует ценностный аспект философии (неокантианство, экзистенциализм, персонализм).

А теперь перейдём к более детальной характеристике сциентизма и антисциентизма в философии.

Позитивизм (от лат.positivus – положительный) – философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинно «положительное» знание может быть получено лишь как результат отдельных частных наук или их синтетического объединения, а философия как особая наука, претендующая на содержательное исследование реальности, не имеет права на существование. Позитивизм сформировался в особое течение в 30-х гг. 19 в. (О. Конт, Дж. Милль) и эволюционировал в сторону субъективного идеализма.

О. Конт (1798-1857) исходит из идеи, которую схематично можно выразить следующим образом: человеческий дух проходит в своём развитии как бы три стадии: 1) старая религиозная, концептуальным объектом которой являются фиктивные образы теологии; 2) стадия философская, которая оперирует метафизическими абстракциями; 3)стадия научная, которая опирается на позитивные знания (отсюда и сам термин «позитивизм»). Соответственно философия, если она хочет действительно иметь хоть какое-то отношение к научному познанию, должна отказаться от исследования происхождения и назначения существующего мира (Вселенной) и познания внутренних причин явлений. Традиционную философию необходимо преобразовать таким образом, чтобы она приобрела характер частной науки. Однако если философия отказывается от знания о всеобщем, от мировоззрения и исследования вопросов о направленности процессов развития предметов и явлений Вселенной, о познании мира как единое целое, о смысле жизни и человеческой истории, она становится ненужной.

Удел науки, по Конту, - не объяснение, а списание вещей. Наука, в принципе, не способна ответить на вопрос: «почему?», поэтому она должна ограничиться констатацией фактов и отвечать лишь на вопрос «как?». Лишь в таком случае наука может стать позитивной. И это должно распространяться не только на частные науки, но и на философию. Философия не может быть наукой о самом бытие, как это было, например, в античной философии. Основоположники «первого позитивизма» призывали учёных отказаться от попыток проникнуть «за» сферу чувственных явлений и ограничиться только их описанием. Такая позиция подразумевала существование некой реальности, которая стоит за сферой чувственности. Дальнейшее же развитие позитивизма пошло по пути отказа от этой реальности.

Вторая историческая форма позитивизма – эмпириокритицизм (от греч.-опыт и условный знак, символ) – возникла на рубеже 19–20 вв. Его основоположниками выступали австрийский физик Э. Мах (1838-1916) и швейцарский философ Р. Авенариус (1843-1896). В отличии от «первого позитивизма», который в лице Конта рассматривал философию как науку синтетическую, «второй позитивизм» сводит философию к теории познания. Эмпириокритицизм означает «критику опыта» и предполагает «очищение» опыта от всех положений, которые имеют «метафизическую» (философскую) природу. Опыт, по Маху, состоит из ощущений, которые у него называются «элементами мира».

Кризис махизма разразился уже в первом десятилетии 20 в. Он был связан с революцией в естествознании, с открытием элементарных частиц, которые не могли быть истолкованы как только ощущения.

Если эмпириокритицизм стремился построить теоретическую модель процесса познания, то неопозитивизм, как третья историческая форма позитивизма пытается обосновать тезис о том, что философия вообще не имеет своего самостоятельного предмета исследования. Неопозитивизм зародился почти одновременно в Австрии, Англии, Польше в 20-е гг. 20 в. (М. Шлик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах, Л. Витгенштейн). Неопозитивизм, часто на Западе называют аналитической философией. Она представлена: а) логическим позитивизмом и б) лингвистической философией.

Философия, считают логические позитивисты, не есть наука о какой-то реальности. Её предметом познания не является мир (этим занимаются специальные науки). Философия не есть и теория познания. Философия особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков. Не случайно исторически первый вариант неопозитивизм был назван логическим позитивизмом.

Логический позитивизм обращает внимание на то, что обычный язык создаёт массу заблуждений. Из них и состоит большей частью традиционная философия. Чтобы избежать этого, необходимо сформировать идеальный язык, который не допускал бы никаких неопределённостей. Таким языком является язык математической логики.

Логический позитивизм подразделяет все предложения, которые встречаются в языке, на три класса: а) антинаучные, б) вненаучные и в) научные.

Антинаучные предложения – это предложения, которые лишены всякого смысла. Их нельзя ни опровергнуть, ни подтвердить. От предложений такого рода следует избавиться.

Вненаучные предложения – это предложения, которые и обладают смыслом, но не могут быть проверены фактами. Этот класс составляет большинство предложений традиционной философии. Например: «В мире нет ничего кроме движущейся материи». В подобного рода предложениях присутствуют понятия, которые нельзя сопоставить ни с какими фактами («материя», «субстанция» и т.п.). Такие предложения также должны устраняться из науки.

Научные предложения – это предложения, которые принципиально поддаются опытной проверке. Например: «Вода закипает при температуре 100 градусов». Только такие предложения имеют научный смысл. Они могут быть как истинными, так и ложными, носят фактуальный, синтетический характер. В них сказуемое даёт нечто новое – то, что не содержалось в подлежащем. Например: «Данный кусок железа намагничен».

Помимо синтетических, в науке существуют аналитические предложения, в которых сказуемое можно вывести из подлежащего. Например: 2+5=7. Такие суждения имеют внеопытный характер, поэтому, - это не знания, а тавтология. Они не несут никакой информации о мире, и являются истинными при любом фактическом положении вещей, так как их истинность определяется всецело правилами языка. К тавтологии относятся положения математики и логики (имеется в виду формальная логика).

Таким образом, логический позитивизм считает осмысленными лишь такие высказывания, которые являются либо суждениями о фактах, либо логическими выводами из таких суждений. Философия путём анализа языка должна очищать научные знания от предложений, которые не имеют смысла.

Процедура проверки предложений на предмет их осмысленности получил название «верификация» (от лат. «verus» - истинный и «facio» - делаю). Согласно принципу верификации, только те предложения имеют смысл, которые допускают (хотя бы косвенным образом) опытную проверку.

Принцип верификации не оправдал тех надежд, которые с ним связывались. Против него имеются следующие возражения:

Во-первых, в науке всегда содержатся знания, которые невозможно проверить на сегодняшний день. Но их можно проверить позже. Так, О. Конт считал «метафизическим» вопрос о химическом составе небесных тел. Он полагал, что его «принципиально» нельзя установить. Но через два года после его смерти появился спектральный анализ, на основе которого химический состав небесных тел был установлен.

Во-вторых, историческое знание - знание о прошлом, о том, чего уже нет. А принцип верификации требует опоры на наличное бытие, поэтому все исторические предложения лишены смысла. Но неоспоримым фактом является то, что прошлое всё-таки познаётся.

В-третьих, возникает вопрос: к какому виду предложений можно отнести сам принцип верификации? По существу – это «метафизическое положение», которое логический позитивизм не приемлет.

На высказанные возражения логический позитивизм, разумного, логически обоснованного ответа дать не может. Поэтому принцип верификации был преобразован в принцип фальсифицируемости. Его автором является английский философ и логик К. Поппер.

Принцип фальсифицируемости ориентируется не на подтверждение, а на опровержение выдвигаемых положений. Суть его состоит в том, что те положения, которые претендуют на статус научности, необходимо стараться опровергнуть. Когда не удаётся опровергнуть выдвинутые положения, его можно считать если не истинным, то оправданным. Если его удаётся опровергнуть, то данное положение просто отбрасывается.

Недостатки принципа фальсифицируемости состоят в том, что он, ориентируясь только на опровержение, не может успешно осуществить процесс приращения знаний: если находятся данные, которые опровергают те или иные положения теории, её полностью отбрасывают. Но реальный путь познания не таков. Между теориями есть преемственность.

Таким образом, логический позитивизм не мог решить те задачи, которые перед ним ставили. Поэтому на сегодняшний день он потерял свою привлекательность.

Что же касается б) лингвистической философии, то её сторонники ограничились анализом естественного языка, во многом дублируя языкознание.

Поэтому неопозитивизм в целом, как третья историческая форма позитивизма, с конца 50-х – начала 60-х гг. теряет своё влияние. Многие из его бывших приверженцев отказываются от основных положений неопозитивизма. Или выдвигаются новые идеи. В результате на арене появляется исторически четвёртая форма позитивизма – постпозитивизм, который пересматривает проблематику философии, её роль в науке и обществе, методы научного исследования. К числу виднейших представителей постпозитивизма относятся К. Попнер, И. Лакатос, Т. Кун, С. Тулмин, Т. Фейерабенд и др.

Общее у постпозитивизма и неопозитивизма состоит в том, что они занимаются в основном анализом научного знания, уделяют большое внимание языку. Однако если логический позитивизм обращал особое внимание на исследование структуры научного знания, то главной проблемой постпозитивизма является развитие, динамика научного знания. Такая переориентация привела к изменению круга вопросов в философском исследовании науки. Предметом исследования постпозитивизма являются прежде всего: 1) социокультурная детерминация научного знания, 2) возникновение новых теорий, 3) их принятие сообществом учёных, 4) критерии сравнения и выбора конкурирующих научных концепций и т.п.

Для логического позитивизма было характерно резкое противопоставление эмпирического знания, как надёжного и устойчивого, теоретическому, как ненадёжному и изменчивому. Постпозитивисты, наоборот, утверждают о взаимопроникновении этих двух уровней знания. Теория оказывает решающее влияние на эмпирическое знание: теория направляет исследовательскую мысль на поиск и установление научных фактов. Поэтому факты в определённой мере зависят от теории или даже определяются ею, они «теоретически нагружены».

Если логический позитивизм не питал интереса к истории науки, он брал за образец научности математическую физику и полагал, что всё научное знание должно приобрести форму аксиоматических или гипотетико-дедуктивных теорий; если какие-то концепции далеки от этого идеала, то это свидетельствует об их незрелости. (Но ведь это есть чистейшей воды перенос методологического принципа Механистической научной картины мира на современную науку. Ещё Ньютон пытался свести все явления природы к механике: «Было бы желательно, – писал он в предисловии к «Математическим началам натуральной философии», - вывести из начал механики и остальные явления природы...».

Особенностью постпозитивизма является его стремление опереться на историю науки, поскольку объектом его исследования является история возникновения, развития и смены научных теорий. При этом представители постпозитивизма широко привлекают для анализа данные не только математики и физики, но и других наук (биологии, кибернетики, медицины и др.)

Третьей особенностью большинства концепций постпозитивизма является их отказ от кумулятивизма в понимании развития научного знания. Кумулятивизм – это позиция раннего позитивизма, согласно которой наука развивается только постепенно, поступательно, эволюционно, линейно. Постпозитивизм отказался от такого представления о науке. В истории науки неизбежны революционные преобразования, в ходе которых происходит пересмотр прежней системы знаний, причём не только теорий, но и методов, и даже фактов.

В - четвёртых, если позитивизм традиционную философию выводит за пределы науки, то постпозитивизм отказывается приводить жёсткие границы между частными науками и философией. Он признаёт осмысленность философских положений и принципиальную неустранимость их из науки. Так, постпозитивизм широко включает в своё содержание такие философские категории как «парадигма» (Т. Кун), «научно-исследовательская программа» (И. Лакатос) и т.д. Более того, некоторые представители постпозитивизма (П. Фейерабенд) вообще отказывается видеть какое-либо различие между частными науками, философией и мифологией.

Более того, философия стимулирует научный прогресс. Метафизические идеи указывают направления и тенденции развития науки. «От Фалеса до Эйнштейна, - пишет Поппер, - от античного атомизма до декартовских рассуждений о природе материи, от мыслей Гильберта и Ньютона, Лейбница и Бошковича по поводу природы сил до рассуждений Фарадея и Эйнштейна относительно полей сил – во всех этих случаях направление движения указывали метафизические идеи» 32.

Необходимость философии связана также и с психологическими причинами. Учёный должен верить в свою творческую деятельность и в возможность постижения истины. Следовательно, он должен верить в те умозрительные построения, с которых начинается построение научной теории и которые могут быть «весьма неопределёнными» и «не оправданы с точки зрения науки», носить «метафизический характер».

Таким образом, «реабилитация метафизики» К. Поппером безусловно имела место, но не в решении проблемы сущности философии, которая трактуется им в типично сциентистском духе. Предмет философии им резко ограничивается, в данном случае сводится к выполнению ею критической функции. Самое большое, на что способна философия, - это выступать умозрительной предпосылкой формирования научных идей. Основное достижение Поппера – это более широкое обоснование рациональности, позволяющее и философию рассматривать как вид рациональной деятельности и не сводить последнюю только к эмпирическим критериям.

Прагматизм (греч. – дело, действие) – позитивистское философское учение, рассматривающее значение понятий, суждений и прочее в терминах практических последствий, основанного на них действий, успешность которого составляет единственный критерий истинности и отождествляется с нею.

Прагматизм, представленный Ч. Пирсом (1839-1914), Дж. Дьюи (1859-1952), У. Джемсом (1842-1910), - философское направление, которое критикует Классическую философию за её абстрактность и оторванность от проблем конкретного человека и призывающее заниматься вопросами, которые стоят перед человеком в различных жизненных ситуациях. Соответственно вся окружающая действительность отождествляется у них с опытом, а единственным критерием истины является достижение практического результата.

Философия в понимании прагматизма должна помогать человеку двигаться в потоке опыта к каким-то поставленным целям. Джеймс был уверен в возможности улучшения человеческого мира, хотя и не смог предложить какие-либо варианты этого улучшения. Позиция Дьюи более глубока и практична. Он предлагает не просто опираться на имеющийся опыт, но реконструировать его. Одним из средств такой реконструкции могла выступать педагогика как конкретная программа преобразования системы образования.

Как мы уже отмечали, на рубеже 19-20 вв. происходят кардинальные изменения в культуре, связанные с резким возрастанием роли науки. Создаётся ситуация прямой зависимости каждого человека и человечества в целом от результатов научной деятельности, что порождает своеобразную веру в неё. Происходит процесс социализации науки, исследования внутри которой строятся уже не по принципу личных интересов какого-то отдельного мыслителя, а по принципу социальной востребованности. Время гениев-одиночек миновало, пришло время организаций научных открытий. В последнем случае формируются целые научные институты, выполняющие специфические исследования, которые осуществляются коллективом учёных. Это приводит к невозможности в более ранние времена проблемы неосмысленности большинства научных решений, обеспечивающих достаточно эффективные практические рекомендации. Это выводит на первый план проблему выработки эффективных методов отличия научного знания от ненаучного, а поскольку важнейшим элементом науки выступает теория, отличия научных высказываний от ненаучных выходит на первый план в концепциях неопозитивизма и постпозитивизма.

Антисциентизм (неокантианство, экзистенциализм, персонализм).

Как мы уже отмечали: если сциентизм базируется на абсолютизации рационально-теоретических компонентов философского знания, то антисциентизм исходит из того, что важнейшим признаком философии является её ценностный характер. Антисциентизм абсолютизирует этот аспект философии.

Представители баденской школы неокантианства, такие, например, как В. Виндельбанд (1848-1915), Г. Риккерт (1863-1936) развивают трансцендентально-психологическое истолкование философии Канта, в котором особое внимание обращается на роль субъекта в процессе познания. В противовес циентистам, они обращают внимание на то, что познание – это особый феномен, который, несмотря на всю его специфицированность, нельзя оторвать от культуры, в рамках которой он развивается. Поэтому наука не является особым доминирующем фактором культуры, а её методы и принципы не могут рассматриваться в качестве абсолютного эталона для других форм познавательной деятельности. Более важными во взаимоотношении объекта и субъекта, по их мнению, выступают системы ценностей, на которых основаны в том числе и гносеологические отношения человека с миром. Человек не может освободиться от своей изначальной субъективности, которая оказывает влияние на всё богатство его взаимоотношений с миром и другими людьми.

Цель философии не может быть сведена к анализу только научного познания, она должна исследовать все системы ценностей, которые существуют в человеческой культуре. Такая установка даёт начало, с одной стороны, выяснению специфики гуманитарного знания и его отличия от естественных и математических наук, а с другой стороны, импульс для анализа философии прежде всего как формы вненаучного и внерационального сознания.

Ещё более остро эта проблема решается в различного рода иррационалистических концепциях типа бергсонианства, или философии жизни, с их ограничением разумного познания и абсолютизацией значения внерациональных (интуитивных, оценочных) факторов философского понимания бытия. Именно в этот исторический период возникает целая серия философских концепций, так или иначе развивающих антисциентистскую традицию, что характерно для творчества таких мыслителей, как А. Шопенгауэр (1788-1860), С. Кьеркегор (1813-1855), Ф. Ницше (1844-1900), В. Дильтей (1833-1911), А. Бергсон (1859-1941) и др.

Классическим выражением антисциентизма в философии выступает экзистенциализм (лат. exsistentia – существование) - философское направление, которое набрало силу в период между первой и второй мировыми войнами и было весьма популярным в 60 гг. 20 в. Понятие «экзистенциализм» отражает целый ряд философских учений, различаемых обычно по национальному признаку. Представителями русского экзистенциализма являются Н. Бердяев (1874-1948) и Л. Шестов (1866-1938); французского – П. Сартр (1905-1980), А. Камю (1913-1960), Г. Марсель (1889-1973); немецкого – М. Хайдеггер (1889-1976), К. Ясперс (1883-1969); испанского – Х. Ортега-и-Гассет (1883-1955) и др. Различают также религиозную версию экзистенциализма (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. Бердяев, Л. Шестов и др.) и атеистическую (А. Камю, Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер и др.).

Основной проблематикой экзистенциализма является антропологическая и аксиологическая. Своеобразием экзистенциализма можно считать то, что даже онтология мыслится здесь как вариант антропологии, и природа бытия вообще постигается через анализ бытия человека.

Исходным в экзистенциализме признаётся индивидуальное бытие, которое выступает источником любых знаний и ценностей.

Основной темой экзистенциализма является тема человека, находящегося в кризисной, конфликтной ситуации. Эфемерность и иллюзорность индивидуального бытия, отсутствие гарантированности и обеспеченности жизни – таков основной лейтмотив экзистенциализма.

Индивидуальное существование провозглашается экзистенциалистами первичным не только по отношению к общественному, социальному бытию, но и по отношению к сущности самой личности. Человек сначала рождается в определённом месте и времени, которых не выбирал, живёт в мире, чьих законов не устанавливал, и только в процессе существования обретает свою сущность, а точнее, создаёт её. Ясное сознание негарантированности и необеспеченности бытия, осознание конечности жизни позволяет человеку обрести свободу и вместе с ней силы противостоять абсурдной реальности.

Экзистенция, по К. Ясперсу, начинается со свободы перед лицом открытых человеку возможностей. Начало и цель всей человеческой деятельности – свобода. Что такое свобода? Предмет, идея? Свобода – экзистенциал и в качестве такового доступна лишь философии. Если свобода была идеей, то мы могли бы её познать, но она непознаваема и, следовательно, не может стать знанием. Незнание есть вера. Верой называется сознание экзистенции.

Человек, по Сартру, свободен. Он ищет свободу, но в таком случае ему приходится изобретать ценности, занимаясь моральным творчеством. Индивидуум вынужден вступать в коммуникацию с другими людьми, т.е. быть для другого. Сартр рассматривает Другого как враждебного Я, он отрицает меня, у него свой субъективный мир: «Ад – это другие». Вскоре Сартр корректирует свою позицию: выбирая себя, мы выбираем других, следовательно, солидарность людей вполне возможна, что Сартр и демонстрирует своей активной политической деятельностью.

Свобода выбора, по Сартру, моральное творчество, решимость и оптимизм в проблемных ситуациях важнее Бога. Исходя из этого, он называет атеистический экзистенциализм гуманизмом, восславлением человека.

Экзистенциализм – не только онтологическое, но и этическое учение. Главный его этический принцип – ответственность за свободу. Отказ от этого принципа считается равносильным отречению от человечности. Максимально способствовать делу свободы – главная задача каждого человека.

Экзистенциалистов часто обвиняют в том, что они являются философами кризисности. Известная доля истины в таком обвинении есть. Но надо иметь в виду и другое – обострённое чувство совести экзистенциалистов, их протест против всякого ущемления свободы, а в этой связи и демократии.

Персонализм (лат. persona – личность) – теистическое направление западной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности – Бога. Персонализм сформировался в к. 19 в. в России и США, затем в 30-х гг. 20 в. во Франции и других странах. В России идеи персонализма развивали Бердяев, Шестов, Лосский, Булгаков, Иванов и др.

Представители персонализма отрицают обособленность своего учения от других философских концепций, считая его одной из коренных течений развития философии на протяжении всей его истории. «Человек в своём стремлении к стабильности и прогрессу, - утверждает Флюэллинг, который основал в 1920 журнал «Personalist», - направляет свои усилия на построение строго определённых государственных, социальных, административных, интеллектуальных и религиозных систем. Но так как эти внешние структуры оказывались иллюзорными или не приносили ожидаемых результатов, человек каждый раз возвращался назад к своим собственным личным истокам».

В действительности же персонализм – своеобразная реакция на классический объективный идеализм, с одной стороны, и критики естественно-научного, механистического материализма – с другой. Принципу идеалистического монизма и панлогизма Гегеля противопоставляется плюрализм – множественность существований, сознаний, воль, личностей, а разуму – интуицию. При этом удерживается принцип теизма, т.е. творения мира Верховной персоной (Богом), и наделения его способностью развития. Это, согласно персонализму, способствует преодолению материалистических взглядов на развитие как на механистический результат действия внешних сил косной материи и позволяет понять действительные изменения мира как развитие изнутри.

Персоналисты выступают с требованием заменить субъекта классической философии, т.е. «гносеологического субъекта вообще», который выявляет истину, всеобщие существенные связи независимо от эмпирического содержания сознания, человеком во всей полноте его конкретных проявлений, в его антропологической тотальности, иначе говоря, активным субъектом, ибо согласно принципу персонализма, познаёт только этот индивидуальный единичный, неповторимый человек. Таким образом, личность превращается в фундаментальную онтологическую категорию, основой проявления бытия, в котором волевая активность, деятельность сочетается с непрерывностью существования. Поэтому личность и её опыт суть единственная реальность. Но истоки личности коренятся не в ней самой, а в бесконечном едином начале, Боге и являются достаточным основанием любой активности.

Наука с её понятийным аппаратом, дискуссивное мышление не могут с точки зрения персонализма претендовать на постижение богатства мира. Задача ориентации человека в мире возлагается на религиозную философию, как на нечто принципиально отличное от науки. Назначение философии в том, чтобы исследовать мир; её пафос в нахождении смысла существующего с точки зрения свободы человека, его волеизъявления в соотнесённости с высшим началом, Богом.

Один из тезисов, так или иначе варьируемый в антисциентизме, связан с утверждением о том, что философия – это не теория, а особый мыслительный процесс. Современный немецкий философ И. Шмуккер-Гартман, развивая данный тезис, строит своеобразную философскую концепцию, которую он обозначает как «дидактика философии».

Тезисы, из которых он исходит, нам уже известны: философия и наука – это антиподы. Наука – это теория. Философия – это размышления. Поэтому науку мы можем усвоить путём определённой методики, связанной с запоминанием. В философии всё обстоит по-другому. Способность к философии присутствует в каждом человеке, и обучение философии поэтому есть умение раскрыть её в конкретной личности. В этом заключается талант философа как наставника.

Поэтому философию надо понимать именно как «дидактику философии», в которой на первый план выступает сам процесс обучения и самообучения особой культуре мышления. Причём исходным пунктом обучения философии должно стать осознание человеком того факта, что он является особой частью бытия, его элементом. Человека необходимо научить ориентироваться в мире, показав ему, что общепринятая ориентация (на уровне обыденного сознания) является во многом лишь случайной. Человек к ней, конечно, не безразличен, так как она хоть и связана с отражением бытия, но на самых его примитивных уровнях. Философское же мышление приводит к отражению наиболее сложных структур бытия.

Понимание слитности человека с бытием позволяет осознать тот факт, что наука направлена на разрыв этого единства мира и человека, ввергая его самого и сообщества людей, реализующиеся в современных государствах, в царство антигуманности и борьбы с природой. Наука, – делает вывод Шмуккер-Гартман, – основанная на вере в рациональное, разрушает мир, а философия ведёт к надрациональному постижению бытия, соединяя познание, сознание и веру в единую гармонию.







Дата добавления: 2015-08-17; просмотров: 512. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия