М. Маклюэн, Д. Бэлл, И. Масуда, М. Кастельс о специфических особенностях «информационного» общества
Обвязываем плоскую пуговку диаметром 2 см. 1ряд: 2 вп, во 2-ую петлю от крючка провязываем 6 ст. бн. (6) 2ряд: 2 ст.бн. в каждую петлю (12) 3ряд: ст. бн., в следующую петлю 2 ст.бн. – 6 раз (18) 4ряд: 2ст.бн., в след. петлю 2 ст.бн. – 6 раз (24) 5-6 ряд: 24 ст.бн. по кругу (24) вкладываем пуговку 7 ряд: 2 ст.бн., провязываем 2 ст.бн вместе – 6 раз (18) 8 ряд: 1 ст.бн., провязываем 2 ст.бн вместе – 6 раз (12) 9 ряд: провязываем 2 ст.бн вместе – 6 раз (6) Пришиваем колесо к машине и делаем из продолговатой бусины ручку Осталось из кусочка картона скрутить и склеить катушку и заправить нитку))) Любуемся нашим маленьким «шедевром»
Глава 2. Становление «информационного» общества и трансформации в культуре М. Маклюэн, Д. Бэлл, И. Масуда, М. Кастельс о специфических особенностях «информационного» общества Тип социума, который сложился в послевоенные десятилетия в ряде стран мира, успешно решивших ряд важнейших задач (модернизации экономики, создания эффективно действующих институтов демократии, обеспечения высокого уровня жизни значительной части своих граждан), коренным образом отличается от типов социума, существовавших в предыдущие исторические эпохи, и относится к числу очевидных фактов, которые не могут быть поставлены под сомнение. Новый тип социума начал формироваться в странах Западной Европы, Северной Америки и Тихоокеанского региона приблизительно в начале 70-х гг. XX столетия. Одним из первых на это обстоятельство обратил внимание канадский социолог М. Маклюэн, который обобщил результаты своих наблюдений в получившей широкую известность книге «Галактика Гуттенберга», в которой он проанализировал те перемены, которые произошли в образе жизни, ментальных структурах, системе ценностных ориентации населения стран западного мира под воздействием средств массовой коммуникации, а также в связи с появлением новых информационных технологий. Именно М. Маклюэн сформулировал тезис о возникновении монокультурного мира, где исчезают различия между странами не только по уровню технического развития, но и по культуре, где люди ориентируются на одни и те же ценности и стандарты потребления, используют одни и те же алгоритмы деятельности, придерживаются одного и того же стиля в одежде, в проведении досуга и т.д. Ему принадлежит и знаменитое определение современного мира как «глобальной деревни», где утрачено представление о расстоянии, где всем становится известно обо всем практически Мгновенно, где регулятором отношений между людьми выступает общественное мнение и т.д. Раздел IV. Культура в современном мире В начале 80-х годов к осмыслению новой социальной реальности подключились японские исследователи, которые предложили свою трактовку «информационного» общества. С их точки зрения, уже в ближайшей исторической перспективе в ряде стран мира возникнут социальные системы, где вопросы производства, образования, повышения квалификации, социального творчества, содержательного досуга, а также проблемы бытового свойства будут решаться иным способом, чем существующий. По их мнению, широчайшее развитие получат так называемая «электронная коммерция», «электронные деньги», дистантное образование, виртуальные музеи, библиотеки, картинные и фотогалереи. Виртуальная жизнь в сети Интернет станет не только нормой, но естественным способом существования человека. Наиболее полно эта точка зрения на природу нового общества была изложена в работах известного социолога и философа Й. Масуда, автора широко известной книги «Информационное общество как постин дустриальное общество». В своих трудах Й. Масуда практически не касался вопроса о тех принципиальных изменениях, которые происходят в культуре общества, вступившего в новый этап своего развития. О том, как изменилась система производства, распространения и потребления культурных ценностей за последние десятилетия, он говорил мимоходом. Даниэл Белл — известный американский философ и социолог понимает под постиндустриальным обществом социум, где: а) производство услуг становится превалирующим по объему б) лидирующую роль играют не собственники орудий и средств в) резко повышается значение теоретических знаний как источ г) возрастает роль технологических оценок и прежде всего «ин д) лавинообразно увеличивается объем информации, производ Говоря о постиндустриальном обществе, Д. Белл, по сути, имел в виду ту же самую реальность, которую Й. Масуда и другие ученые обозначали термином «информационное общество».
|