Студопедия — Альбедиль М.Ф., Дубянский А.М. - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь 15 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Альбедиль М.Ф., Дубянский А.М. - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь 15 страница






ИНДУИЗМ В ШРИ ЛАНКЕ

исповедуется преимуществ, тамилами, второй по численности этнич. группой населения (ок. 3 млн чел.), а также отдельными малочисл. общинами выходцев из Южн. и Сев. Индии (малаяльцами, гуджаратцами и нек-рыми др.). Существуют этнографич. различия между т. наз. лан-кийскими и индийскими тамилами Шри Ланки. Первые являются древними обитателями о-ва (наряду с сингалами, составляющими численное большинство — ок. 12 млн чел.), мигрантами глубокой историч. давности, и в их этногенезе важную роль сыграли не только тамильский, но и др. дравидские народы — малая-ли, каннада, телугу. Вторые мигрировали с территории Индии в начале XX в. Среди тех, кто исповедует индуизм в Шри Ланке, подавляющее большинство принадлежит к шиваитской ветви индуизма. В ланкийской традиции Шива сочетает в себе все свойства верховной триады (тримур-ти) индуистских божеств: создателя, хранителя и разрушителя мира; Брахма и Вишну выступают как подчиненные ему божества. В реальном культе употребительны около 15 эпитетов Шивы; почитается он и в форме лингама (напр., в известном храме Муннешва-рам в Чилоу, где культовые изображения служат иллюстрациями к мифам, изложенным в "Лията-пуране"). Почитают также 9 шакти Шивы; из них Парвати, или Кали, выступает гл. обр. под именами-эпитетами Минатчи (Ми-накши), Бавани, Ума, Пара-шакти, Гоури (Гаури) и Ам-бикай. Старший сын Шивы и Парвати Ганеша на Ланке почитается гл. обр. под именем Пиллеияра, а также известен как Винаякар (Винаяка) и Ганапати; много храмов, посвященных ему, имеется в Вост. провинции. Он нередко выступает как покровитель земледельцев и промышляющих лесными дарами; поклонение ему увязывается и с реальным слоноводством. Очевидна функция Ганеши как покровителя разл. начинаний; важное место его поклонению отводится в свадебном обряде. Однако наиб, почитаемое мужское божество ланкийских индуистов — Сканда-Картти-кея, он же Муруган (Муруга), он же Катарагама, обладатель двух жен — Дэваяни и Валли. Самый знаменитый его храм

— в Катарагаме, на юге Шри Ланки, где большое празднество происходит в июле—августе и включает, в части., такие элементы, как экстатические танцы с ритуальным коромыслом "кавади", самоистязания и хождение по огню. В культе Катарагамы проявляются также черты обожествленного правителя. Ланкийс-кие шиваиты приписывают Шиве и Парвати, кроме Ганеши и Сканды, еще двух сыновей — Бхайраву и Вирабхадру. Бхайрава обычно почитается как покровитель местности, защитник храмов, он же

— спутник Марияммы, богини оспы. Это божество особенно популярно среди низших каст. Сыном Шивы и де-моницы Мохини, к-рую здесь также называют его шакти, считается Аиянар, охранитель селений. Большое распространение имеет культ богинь-матерей; вместе с ними нередко выступает оригинальный персонаж Поту-разу (из контекста народной культуры телу-гу), к-рый считается то мужем, то братом, то просто слугой богини. Среди персонажей индуистского пантеона Шри Ланки обнаруживается и Каннахи-Паттини (Пашни). В нек-рых храмах этой богини можно обнаружить изображения свящ. коровы Камадхену (полуантропоморфного типа). Немалое значение придается почитанию небесных тел — наваграха, прежде всего Солнца и Луны. Древнейшие народные культы представлены традиционным набором: поклонение предкам, объектам природы (камням, скалам, горам; рекам и др. водным источникам; деревьям). Имеет распространение почитание змей (самый известный храм змей находится на о-ве Най-нативу, к зап. от Джаффны). Культ змей отчасти увязывается с поклонением Вишну.

Почитается и супруга Вишну Лакшми, обычно под именами Тирумахаль, Малеймахаль, Ситадеви; нередко она имеет две ипостаси — Махалакшми и Бомалакшми (последняя соотносима с богиней Земли). Особый храм (недалеко от Ка-лмуней) посвящен Тирупати-амман и Пандируппу, т. е. Драупади и пяти Пандавам (праздник в их честь, в начале сентября, сопровождается обрядом хождения по углям). Гл. праздники, отмечаемые ланкийскими индуистами, — понгаль, наваратри, дипавали (см. дивали), Сканда-шашти, Махашиваратри; Новый год они встречают вместе с сингалами 14 апр. Популярно поклонение Ганеше в период с сер. дек. до сер. янв.; праздником в честь Кришны считается Каттикай Вилаккиду; мифологич. основой его является тот же миф, с к-рым связан праздник онам. У индуистов Шри Ланки имеет хождение 60-летний календарный цикл. Божества индуистского пантеона отчасти включаются также в культ богов — покровителей сингалов, к-рые по основному вероисповеданию являются буддистами. Прежде всего, это такие центральные персонажи культа, как Упулван (он же Вишну) и Паттини (Пашни); а также в сингальском храме богов-покровителей (он называется "девал" или "деул") имеются изображения мн. индуистских божеств: здесь встречаются и Индра/Сакра, и Шива, и Ганеша, и Сарасвати и мн. др. И хотя в их честь обычно не совершается специального богослужения, присутствие их вполне оправданно буддийскими представлениями о том, что космич. модель мира включает небеса, населенные богами.

Н. Краснодембская

 

ИНДУИЗМ В ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ. Начальн. период распространения индуизма в Юго-Восточной Азии (перв. пол. I тыс. н. э.) связан прежде всего с деятельностью при дворах местных правителей — выходцев из Индии

— брахманов, возможно, кшатриев, а также с развитием ин-дийско-юговосточноазиатских торговых и дипломатич. отношений. Осн. источники восприятия религиозно-мифоло-гич. и культовых образов и понятий индуизма в ЮВА

— индийская санскритская лит-ра: пураны, эпич. произведения (прежде всего, "Рамаяна" и "Махабхарата"), религиозно-дидактич. лит-ра, ша-стры. Большую роль играли периодич. контакты с древними и ср.-век. гос-вами Гуптов, Сатаваханов, Паллавов, Чо-лов, с Виджаянагаром (преимуществ, через земли юга и востока Индостана), внутрирегиональные этнокультурные и междинастич. связи. В культуре правящих слоев распространялись представления о варнах (к-рые, однако, имели местную специфику и не привились как общесоциальный институт). В ходе восприятия элементов др.-инд. аристократической культуры, способствовавших оформлению и легитимации государств, институтов, культы индуизма, иногда наряду с буддизмом, использовались для освящения верховной власти. Древнейшие следы индуизма в регионе (до V в. включ.) — это скульптурные изображения и символы (Вишну, Шивы и нек-рых др. богов), эпиграфика (религ. надписи и царские указы на санскрите), а также остатки культовых сооружений в южн. и юго-вост. областях Индокитайского п-ова (в т. ч. в сев. р-нах Малайи) и на о-вах Индонезийского архипелага (Зап. Ява и Вост. Калимантан), в совокупности с данными китайских летописных источников. В царствах и княжествах эпохи древности (рубеж н. э. — VI/VII вв.) индуизм был представлен преимуществ, шиваизмом и вишнуизмом и был связан с более ранними брахманскими культами. В древне-кхмерской империи Бапном и затем в королевстве Ченла индуизм на почве культа предков оформлял идеологию мо-нархич. власти; в V—YII вв. здесь бытовали официальные культы Вишну, разл. аспектов Шивы и культ Харихары (Шивы-Вишну), ассоциировавшихся с образом монарха. Короли гос-ва Тямпа (Центр, и Южн. Вьетнам) в IV—VII вв. развивали династийный культ Шивы Бхадрешвары и связанное с ним поклонение шивашнге. Индуизм преобладал в идеологии гос-в Явы и Калимантана (западнояванское царство Тарума — вишнуизм, царство в Кутэе — шиваизм), культы индуистских богов и индуистские погребальные обряды отмечены в приб-режн. гос-вах Малаккского п-ова (Лангкасука, Тунсун, Паньпань и др.). VIII—XV вв. (эпоха расцвета ср.-век. гос-в до времени массового преобладания буддизма тхеравады и ислама и до начала европейской колониальной экспансии) — осн. период истории индуизма в ЮВА. В эту эпоху установились его традиционные региональные особенности, закрепились его социаль-но-идеологич. функции, самобытные черты классич. культового искусства и мифологии. Это время более широкой адаптации индуистской культуры на почве этнич. традиций у кхмеров, тямов, малайцев, яванцев, балийцев и нек-рых др. народов Индокитая и Ну-сантары. Выдающееся место среди направлений индуизма в религ. идеологии гос-в ЮВА в данный период занимала шайва-сиддханта. Отмечена особая роль шивактской формы концепции власти, осознаваемой как связь между Шивой, лингой (палладиумом свящ. власти короля), правящей династией и брахманом-первосвященником (прежде всего, в яванском королевстве Матарам, империи Тямпа, в раннекхмерских империях Ченла и Камбуджаде-ша). Шива Бхадрешвара (Ма-хешвара) почитался как Царь Горы (божеств, аналог монарха), олицетворенный в центре гос-ва в линге и свящ. горе (у кхмеров Шива-Царь Горы — кхмерск. Эйсор). Выраженная в этом культе идея сакраль-ности власти короля легла в основу культового зодчества (концепция храма-горы, наиб, рельефно представленная в Челе и Камбуджадеше, воспринявших традиции бапном-ских царей Лунной династии). Со времени Джаявармана II (нач. IX в.) и на протяжении раннеангкорского периода (IX—XII вв.) в Камбуджадеше культ королевской линги был основой культа бога-короля (дэвараджи). Аналогичные явления прослежены на Яве и в Тямпе. С раннего периода источники отмечают наличие секты пашупата, значимость представлений шактизма, эзотерического тантризма и йоги. Среди популярных культовых и мифологич. персонажей, получивших самобытное отображение в классич. искусстве того времени, — Ганеша, Дур-га, Нандишвара, Агастья и нек-рые др. Широкое храмовое строительство (яванский чанди, кхмерский ват, тямский калан) в значит, части было связано с шиваитскими формами идеологии. Особенности шиваизма в ЮВА, обусловленные его приспособлением к местным религиозно-мифо-логич. традициям, характеризуются влиянием архаич. обычаев — мегалитической культуры (менгиры-линги и т. д.), уранических культов и почитания свящ. гор (идея и образ Царя Горы и главенствующего духа — божества, хозяина горы и покровителя местности, общины и гос-ва); связью с культом предков. На этой основе под влиянием шиваизма оформлялись образы верховных божеств (в индуистской мифологии Зап. Индонезии и Малайзии — Батара Гуру, демиург, возглавляющий сонм богов). Древние традиции вишнуизма проявлялись в особенно тесной связи Вишну с царской властью (образ монарха Вишну как восстановителя дхармы, ирригатора). В опред. периоды культ Вишну использовался для идеоло-гич. санкции статуса царя-деспота, возвышавшегося над др. религ. течениями (Ангкорская империя XII в., яванские гос-ва XI—XII вв.). Строились ритуальные комплексы, связанные с культом вишнуитских божеств (бассейны-гробницы и храмы-чанди на Яве; ансамбль Ангкор Ват в Камбодже). В ангкорский период в Камбуджадеше большую роль играла вишнуитск. секта пан-чаратра. Среди популярн. божеств и аватар Вишну — Шри, Гаруда, Рама, Кришна, Сарасвати. Эти и нек-рые др. персонажи известны в ЮВА по сюжетам пуран, "Рамаяны" и эпизодам из "Махабхараты", в пластин, искусстве (гл. обр. храмовые рельефы), в театральном искусстве (театр ваянг и др.). Своеобразие адаптации вишнуитских представлений в ЮВА во многом обусловлено было их приспособлением к древним хтонич. образам местной мифологии, аграрным культам и магии, фитолатрии и почитанию водного начала (широкая популярность богини Шри и ее трансформация в народных верованиях, популярность образа Гаруды). В XIII—XV вв. на почве автохтонных традиций распространяются син-кретизованные формы индуистского культа и индуист-ско-буддийской религ.-фило-софской концепции (известный и ранее культ Хариха-ры, а в гос-вах Сингасари и Маджапахит — яванская ду-ально-синкретич. система Шивы-Будды вместе с соответствующей ей теологич. доктриной соотношения шиваизма и буддизма ваджраяны как ступеней на пути к Абсолюту). Возрастает роль мифологич.

образа Батара Гуру как божества, соединившего черты Шивы и Будды. Симбиоз индуистских и буддийских традиций наблюдался в сфере офиц. ритуалов культа династийных предков (напр., шраддха в Ма-джапахите, почитание членов монархич. семьи в виде индуистских и буддийских божеств). В данный период под воздействием тантризма получили особое развитие известные ранее демоническ. и сексуальные аспекты шиваизма. С использованием индуистских образов и понятий составляются на местных языках оригинальные своды космогонич. сюжетов и истори-ко-религ. сочинения (напр., яванск. "Танту Панггеларан", "Таттва Саванг Сувунг", "Ма-никмайя"). В кодификации законов, в разработке писаного права сказывалось влияние лит-ры дхарма-шастр, издавна известных в ЮВА традиционных индуистских норм. С началом распространения в регионе новых религий (буддизма ланкийского образца

— тхеравады в Индокитае и ислама в Нусантаре) роль индуизма в идеологии ряда гос-в региона постепенно снижается (в Камбодже с XIII в.

— упадок влияния шиваизма при усилении буддизма вадж-раяны, затем тхеравады). Вместе с тем происходит распространение элементов индуистской региональной культуры в новых районах (на Филиппинах и через Зап. Индонезию и Малайю на восток Нусан-тары). В буддийских и ислами-зированных гос-вах (Сиаме, Бирме, малайских княжествах) сохраняются (гл. обр. в контексте придворной культуры) нек-рое влияние ритуальных традиций индуизма и частично институт брахманства. В XV—XVII вв. в результате кризиса старых политич. структур и идеологич. систем, начала массового распространения ислама и буддизма тхеравады и европейской ранне-колониальной экспансии территориальная сфера индуизма в ЮВА резко сокращается. Однако и в культуре новых гос-в (яванск. султанат Мата-рам, малайск. исламизирован-ные княжества, буддийские гос-ва Индокитая — Сиам, Камбоджа и др.), и позднее до новейшего времени включительно продолжают бытовать элементы индуистского происхождения и обычаи, унаследованные от прежней имперской государственности. Они присутствуют как в народной мифологии и фольклоре, так и в сакрализованных формах придворного церемониала и в государственных мифах. Вместе с тем в процессе вытеснения старой идеологии и дальнейшей аккультурации индуизма на этнич. территориях, мало затронутых наступлением ислама и буддизма, формируются относит, изолированные устойчивые очаги самобытной религии на почве синкретизма местных анимистич. традиций, культа предков и адаптированного индуизма. Наиб, ярким примером такого рода до наст, вр. является балийско-инду-истская религия, к-рая занимает господствующее положение у населения о-ва Бали (Индонезия). Балийско-инду-истская религия (балийский индуизм; агама тиртха; агама хинду бали) сложилась на основе традиц. общинных верований, обрядов и мифологии балийцев и религ.-культовой системы древнебалийских княжеств, впитывавшей влияние индуизма и частично буддизма в основном через контакты с яванскими гос-вами Мата-рам, Кедири (VIII—XIII вв.) и гл. обр. Маджапахит (XIV—XVI вв.). Адептов ба-лийского индуизма насчитывается ок. 3 млн чел. Отдельн. элементы индуистской триады богов в балийском индуизме (балийск. Санг Хьянг Тига, Санг Хьянг Тримурти) — Брама (Брахма), Висну (Вишну) и Сива (Шива), приспособлены к народной мифологии дуального космоса. Напр., Брама и Батара Кала находятся в группе богов нижней (хто-нич., демонич.) ориентации; Батара Гуру, Крисна, Висну — в группе верхней (уранич.) ориентации. Почитание тримурти окрашено культом манифестаций Шивы (Брахма-Шива соответствует Брахме, Садашива соответствует Вишну, Прамашива соответствует Ишваре). В земледельч. мифологии Шива — это Огонь (Брахма), к-рый через пар становится Водой (Вишну) и оплодотворяет Землю (Перти-ви), производя Рис (Шри). Шива в аспекте Батара Гуру и Шивы-Сурьи почитается как бог солнца (брахманский церемониал Сурья-севана, восходящий, вероятно, к доиндуист-скому культу солнца). Популярным аспектом Шивы является божество — дух свящ. горы Гунуг Агунг, аналога Ма-хамеру, т. е. Великий Меру (на вост. Бали). В основе 5-и 9-ричной космогонич. систем балийской шайвасиддхан-ты (соотв. балийск. панча дэ-вата; дэва навасанга) — Шива (центр), Махадэва (запад), Вишну (север), Ишвара (восток), Брахма (юг) и раз л. манифестации Шивы. Вместе с тем эти божества, а также Рудра, Шанкара, Шамбху и разновидности духов-бута (бхута) регулируют жизненные токи человека (микрокосма). У балийцев известен культ верховн. божества — Саш Хьянг Видхи (Санг Хьянг Тудух), воплощающего целостность космоса и единство мирового порядка и связанного с разл. проявлениями Ру-дры. Теологич. представление об Абсолюте выражено также Санг Хьянг Сунья Сепи (от сайскр. шунья). Наряду с этим балийск. космогония содержит образ первоединого бога (Санг Хьянг Тунггал, Тинтья), породившего свет и тьму и через них все сущее и богов, в т. ч. Шиву. Ряд божеств ба-лийско-индуистского пантеона (через образы храмовой скульптуры) олицетворял княжескую власть в культе дина-стийных предков. В цикле земледельч. обрядности выделяется культ Дэви Сри (Шри) как Матери Риса (Ибу Пади, Нини Пантун), божества плодородия, рисовых всходов и продовольств. запасов. Широко известны персонажи де-монич. круга (бута, кала и др.). Обрядовая сторона ин-дуистско-балийской религии характеризуется особой значимостью и разнообразием ритуалов жертвоприношения и очистительных (в т. ч. экзор-цистских) церемоний, связанных с культом предков и богатством анимистич. представлений (питра яднья (т. е. яджня), бхута яднья, мануса яднья). Огромную роль играет святая вода (тиртха). Обряд кремации, содержащий много самобытных черт, широко распространен. Священники— брахманы (педанда сива, педа-нда бода) и более связанные с народной средой жрецы (сенггуху, пемангку) владеют огромным разнообразием ритуальных жестов, поз, заклинаний и ритуальных атрибутов индуистского и тантрийс-кого толка. На Бали со времен средневековья существует чре-звыч. разветвленная и сложная (в основном трехуровневая) система общинных, се-мейно-родовых и общеба-лийск. (включая бывшие княжеские) храмовых комплексов (пура) и часовен. Храмовый комплекс Бесаких на склоне свящ. горы Гунунг Агунг (Вост. Бали), основанный в IX—X вв., с XIII—XVI вв. до наст. вр. выполняет роль всебалийск. культового центра. Очень многочисленны пе-риодич. обрядовые празднества (общинные, храмовые и др.). Из отмечаемых по 210-дневному яванско-ба-лийск. календарю выделяется Одалан (день освящения деревенского храма), Галунган (праздник гл. храма), из отмечаемых по индуистско-балий-ско-яванск. 360-дневному календарю Сака — обряды в честь Нового года (Ньепи). Всебалийск. праздник нового столетия Эка Даса Рудра (последний в 1979) связан с культом манифестаций Шивы-Руд-ры и жертвоприношениями. В наст. вр. в ЮВА индуисты и приверженцы традицион. культов, возникших под влиянием индуизма, составляют ок. 1,5% населения региона. Из них ок. 90% проживают в Индонезии и Малайзии. Среди коренного населения индуизма придерживаются ба-лийцы, тенггеры, часть саса-ков Индонезии, часть тямов Вьетнама, небольшая часть араканцев и чинов Бирмы. В Малайзии, Сингапуре, Таиланде, Бирме и Брунее индуизма придерживается гл. обр. некоренное население — выходцы из Южн. Азии (свыше 7з от общего числа индуистов региона). Представлены культы шиваизма (количественно доминирующего) и вишнуизма. Индуистские элементы присутствуют в совр. мистич. учениях. Среди коренного населения наблюдается переплетение индуизма с местными автохтонными анимистич. верованиями и культом предков (балийцы, в особенности эт-нич. группы бали-ага, саса-ки-бодха, тямы и нек-рые др. этносы Индокитая и Индонезии). Налицо черты синкретизма индуистских элементов буддизма и местных верований (бадуи; тенггеры индоне-зийск. о-ва Ява с их культом Бромо, олицетворенного в свящ. горе-вулкане; балийцы). У крупных народов, исповедующих буддизм и ислам, у ряда этнич. меньшинств (прежде всего горцев) ощутимо влияние индуистской мифологии в эпосе, фольклоре, драматич. и изобразит, искусстве и ремеслах (широкое бытование сюжетов и персонажей "Рамаяны" и "Махабхараты", особенно в традицион. кукольном театре, танцев, драме). В народных верованиях, поверьях земледельцев-рисоводов имена божеств и духов нередко восходят к именам богов индуизма. Г. Бан-диленко

ИТИХАСА (букв, именно так и было) — первонач. — обозначение нарративного жанра, противополагаемого ведийской поэзии гимнов и заклинаний, также используемого, однако, во время религ. церемоний; в древней экзегетической лит-ре, начиная с брахман, означает "традиция", "рассказ о минувшем". В самоназвании "Махабхараты ", в част., тесно сближается с понятием "пурана" в значении "старина", образуя комплексное понятие, в составе к-рого "И." восходит к традиционному пониманию абсолютной достоверности геро-ич. событий прошлого, а "пурана" указывает на восприятие древнего как сакрального.

 

С. Невелева

 

ЙШВАРА — имя или термин, обозначающий в индуизме личного бога, создателя вселенной (переводится как "Господь" или "Владыка"); концепция И. и есть то, что позволяет говорить о монотеистич. тенденции или монотеистич.

 

уровне в индуизме. Исходное значение слова — "владетель", "обладатель"; в Ведах оно выступает как умилостивительный эпитет, обращаемый к разным богам ("владеющий", т. е. "способный дать", потенциальный даритель — прежде всего счастливой доли, судьбы). Через значение "бога личной судьбы" (в эпосе И. иногда тождествен богу судьбы Дхатри) семантика И. эволюционирует до значения монотеистич. "Господа" (очень сходную эволюцию претерпела семантика и др. термина, обозначающего "Бога", — "Бхагават", в перво-нач. значении: "владеющий [счастливой] долей"). В филос. системе йога И. тождествен Пуруше — высшему "Я", к-рое в отличие от других пу-руш не вовлекается в игры природы (пракрити) и не затрагивается аффектами, действиями с их кармическими плодами и т. п. В философии веданта И. — активная манифестация пассивного Абсолюта — Брахмана. В ряде индуистских традиций все боги, включая величайших — Шиву, Вишну, Брахму, осознаются культурной элитой как формы И. В шиваизме верховный бог значит, чаще определяется термином "И.", чем в вишнуизме. Концепция личного бога-творца (ишвара-вада) не раз подвергалась ожесточенной критике со стороны философов — буддистов и сторонников иных нетеистических учений (ниришвара-вада). Внутри самой индуистской философии острая полемика велась по вопросам соотношения воли И. с действием закона кармы и ответственности И. за творящееся в мире зло.

 

Я. Васильков

 

ИШВАРАКРЙШНА (III в. н.

э.) — автор "Санкхья-карик", старейшего сохранившегося текста классич. санкхьи. Ближе неизвестен.

А. Парибок

 

ИШТАДЭВАТА — см. Абхи-штадэвата.

 

ЙОГА (от корня "юдж" — [за-, со-]прягать; ок. 20 словарных значений) — 1) В общем смысле, создававшемся и обогащавшемся на протяжении 1,5 тыс. лет (VI до н. э. — X н. э.), — техника, совокупность методик, процесс и итог интеграции духовных, психич., а в нек-рых И. и физических потенций индивидуума, имеющий целью по меньшей мере завершенность и свершенность личности изнутри, исходя из имманентных критериев, а при нек-ром особом теоретич. ёе понимании, кроме того, еще и интеграцию личности с высшим, т. е. сверхличным, духовным началом. Й. ведет к преодолению всего преходящего и к вечности; это духовность в техническом ее аспекте, отвлекаясь от метафи-зич., теологич. и пр. предпосылок. В данном значении слово Й. стало употребляться применительно и к неиндийским духовным практикам (в суфизме, даосизме и др.), ибо как особая сфера деятельности Й. была осознана, а понятие создано только в Индии. В самой Индии виды Й. многочисленны, часто упоминаются: карма-Й., т. е. интеграция и духовный путь личности посредством бескорыстных деяний с отречением от их плодов; джняна-Й. — Й. осознания и осуществления в духовном опыте тождества своего "я" с единым первоначалом сущего (Брахманом); бхакти-Й. — Й. религиозного самоввере-ния себя Господу и забвения себя ради Него; хатха-Й., работающая с физическим телом, проной; и пр. Й. есть непременный компонент всех духовных традиций Индии. 2) В специальном смысле—одна из ортодоксальных даршан, также "восьми-звенная Й", "санкхья с Ишва-рой", позднее — "раджа-Й." (что, возможно, подразумевает уточнение методов), опирающаяся на "Й.-сутры" Патанджа-ли, первичные и вторичные комментарии на них. Здесь Й. понимается как прекращение психич. процессов. Психика есть материальное, природное, и при достижении Й. дух (пуруша) будет

 

вечно пребывать в себе, т. е. достигнет мокши. Восемь стадий, ведущих к этой цели, суть отказ от 5 видов недолжного поведения (ахимса, acme я, апа-риграха, сатъя и целомудрие); 5 "непреложностей" (чистота, довольство, тапас, чтение наставлений по Й. и повторение мантры ОМ, преданность богу); правильная поза (асана) для сосредоточения; управление дыханием (пранаяма); отвлечение органов чувств от их объектов; удержание внимания; созерцание объекта, удержанного вниманием (дхьяна), и сосредоточение (самадхи). Те же стадии называет и джайнская Й. Последние 3 стадии суть "внутренняя" Й., первые 5—подготовка к ней. Для развития способности к ней необходимо ослаблять пять "удручителей" (клеша) сознания, т. е. эгрцентричные эмоции. Описываются и иные препятствия, характерные для разных стадий процесса. Внутренняя Й. на различных внешних объектах и точках тела производит вибхути — паранормальные способности—физические, психические и познавательные. Все они не суть окончат, цель и тоже могут стать препятствиями к ней. Среди них — понимание всех наречий, чтение мыслей, память о прошлых жизнях, беспредельное дружелюбие, исполинская сила, способность обходиться без еды и питья и пр. В дальнейшем йог достигает более высокого сосредоточения без содержания; оно именуется "выжигающим семена кармы", т. е. уничтожающим возможное будущее. Послеэтого жизнь его продолжается по инерции, а затем наступает вечное освобождение, как самодовление (кайва-лья), отделенность духа от продуктов пракрити. В целом Й. принимает филос. метод сан-кхьи с введением лишь малых отличий, напр. Ишвары (Господа) не как творца, а как вечного духа, не ввязавшегося в изменчивое бытие и служащего образцом йогу. Как система метафи-зич. воззрений Й. в последние столетия уступила место веданте, а значение ее текстов стало преимуществ, техническим. За-свидетельствованность различных вибхути и доля в описаниях их символического и буквального остаются для постороннего любопытствующего неясными. Достижение конечной цели вполне несомненно, необходимая практика должна интенсивно длиться годами. Западный интерес к Й. часто приобретает любительские и неряшливые формы, приводя к напрасной трате сил и психич. расстройствам.

А. Парибок

 

"ЙбГА-ВАСЙШТХА" - веда-нтийский филос. эпос в 24 тыс. стихотворных строк, приписывается Вальмики, автору "Рамаяны". Излагаемые воззрения близко напоминают адвайту Шанкары, но примирительны к буддизму и ищут скорее сходства по существу, чем понятийного спора. Доктринальные части перемежаются пространными вставными повестями; много общих строк с младшими упанишадами, явно заимствовавшими их из йоги. Текст написан великолепным языком, это одно из величайших созданий индийского гения. Единственный зап. перевод на англ. язык очень плох, исследований почти нет.

А. Парибок

 

"ЙбГА-СУТРЫ" Патанджа-ли (ок. II—III вв. н. э.) — осн. текст йога-даршаны, иначе "восьмичленной йоги ", суммирующий многовековое развитие практики йоги и осмысление ее. Делится на 4 главы: 1) О самадхи; 2) О методах; 3) О сверхспособностях; 4) О са-модовлении; всего 195предло-жешш-сутр. Тема текста — методология йоги, понимаемой как прекращение активности читты. Общефилософски "Й.-с." не самостоятельны, принимая с малыми изменениями воззрения санкхьи. Есть черты сходства (заимствования?) с буддизмом. Важнейшие комментарии: "Йога-бхашья" Вьясы (V в.?) и "Раджамартан-да" Бходжараджи. Имеется множество переводов на зап. языки, большей частью дилетантских.

А. Парибок

 

ЙОНИ — религ. символ шиваитов и особенно шактистов в форме женского детородного органа, воплощающий идею женского энергетич. начала, шакти, праматери бытия. Почитание Й., как и лингама, уходит в глубокую до-арийскую древность Индии, связано с культами плодородия и сексуальной энергии. Мифология индуизма увязывает происхождение культа Й. с историей о Сати, тело к-рой было расчленено Вишну на части, разбросанные затем по всей стране. В том месте (как считается, в Ассаме), куда упал детородный орган Сати, был сооружен храм и возникло почитание Й. Изображения Й. (часто вместе с лингамом) встречаются в Индии повсеместно. Существует секта йонид-жа, для членов к-рой Й. представляет гл. объект культового поклонения.

Н. Краснодембская

 

КАБЙР (XV в.) — выдающийся поэт-проповедник ниргун-бхакти, ткач из Варанаси. Согласно традиции, рожден индуской и воспитан мусульманами. Стихотворное наследие Кабира — религ.-филос. лирика малых форм — известно как в устной традиции, так и в письменной: наиболее ранней версией последней считают гимны, вошедшие в свящ. книгу сикхов "Ади Грантх" (1604), помимо нее популярны более поздние по фиксации версии "Грантхавали" (или западная) и "Биджак" (или восточная), а также стихи, вошедшие в различные ср.-век. антологии. Ученик и последователь Рамананды, Кабир проповедовал веру в единого бога, известного людям под разл. именами, обличал алчность и стяжательство, резко критиковал лицемерие профессиональных священнослужителей. Поэт был непримиримым противником религ. фанатизма и конфессиональной вражды, выступал против кастового неравенства и связанных с ним представлений о ритуальной чистоте, святости и знатности. В совр. Индии насчитывается ок. миллиона последователей Кабира, объединенных в секту "Кабирпантх" ("пантх" — путь). Е. Ванина







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 548. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия