Альбедиль М.Ф., Дубянский А.М. - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь 17 страница
КЕДАРНАТХ — шившитский храм в Гималаях (шггат Ут-тар-Прадеш) на высоте 3600 м. По легенде, в этом месте останавливались по пути на небо Пандавы, медитировали и призывали к себе Шиву. Храм начал строить Шанкара, к-рый, по шек-рым версиям биографии, здесь и умер. Шива пре летав лен в храме большой кааменной глыбой. Кроме того, егсть еще изображение Кришны, 5 Пандавов, Драупади и Кунти. А. Дубянский
КЕТУ — демон, олищетворя-ющий мифич. 9-ю плашету или точку пересечения орбит, отождествляется с хвостом дфакона-Раху, обезглавленного i Вишну;
Kunnapi
считается сыном Брихаспати и демоницы Симхики. В. Эрман
КИННАРА — в послеведийс-кой мифологии — класс полубожественных существ; К. обитатели гор и лесов, изображаются как люди с конскими головами, сладкозвучные певцы и музыканты. В. Эрман
КИРТАН, кйртана (восхваление) — форма религ. песнопения. Предположительно восходит к буддийским песням и, возможно, к "Гитаговинде". Интенсивно развивается в движении бхакти, особенно в Ассаме, Бенгалии, Ориссе. Начиная с Чайтаньи, К. используется наряду с танцами в кач-ве осн. формы ритуального почитания Кришны (сан-киртан). Возникает множество стилей и вариантов К., в т. ч. большие композиции, состоящие из сольных номеров, хоровых рефренов и иногда — драматич. вставок. В на-ма-К. на разные лады воспеваются имена Кришны, в лила-К. — эпизоды кришнаитского мифа. В Тамилнаде К. получили развитие в XVII—XVIII вв. в кач-ве составных частей музыкально-поэтических драматич. представлений (также называемых К.), в к-рых в основном воспевался Шива и его при-вержепцы-бхакты, хотя существуют К. о Раме и др. божеств, персонажах. В Махараштре К. представляют собой сложное единство прозаич. и поэтич. частей. Прозаические состоят в рассуждениях на опред. тему. Ею могут быть: конкретная философская или нравственная категория, добродетельный поступок, то или иное деяние мифологич. персонажа или поэта-проповедника и т. д. Просве-тительско-дидактич. вступление сопровождается поэтич. иллюстрацией-песнопением под аккомпанемент традиц. музыкальных инструментов. Исполняются обычно шмны-абханги поэтов традиции бхакти. К. всегда однозначно отвечают на вопрос: "Как надо себя вести?" и представляют наглядную манифестацию идей бхакти. И. Глушкова, А. Дубянский
КОММУНАЛЙЗМ (от англ. communal — общинный) — религ. шовинизм в поликонфессиональной стране. Исходным для идеологии К. является отождествление понятий "нация" и "религиозная община". При этом если в отношении "своей" общины разногласий не возникает (ее обязательно отождествляют с нацией), то в отношении общины "противостоящей" высказываются различные точки зрения; так, на раннем этапе эволюции К., когда надо было из агитационных соображений провести размежевание между индусами и мусульманами, ком-муналисты, в части, индусские, говорили о наличии в Индии по крайней мере двух "наций" (в их понимании), т.е. индусской и мусульманской. Позднее же была поднята на щит концепция одной нации (индусской), окруженной национальными (т. е. религиозными) меньшинствами. Насаждаемая коммуналистами идеология общинной исключительности и общинного шовинизма активно противопоставляется индийскому национализму, как религ. община в их выступлениях противопоставляется все-индийской общности и призвана, по их мнению, подменить эту последнюю. Эти концепции возникают не на пустом месте: принадлежность к той или иной религ. общине для большинства индийцев занимает едва ли не первое место в иерархии массового сознания, отодвигая на второй план этнич., языковое, тем более классовое самосознание. При этом следует иметь в виду, что К. — понятие прежде всего политическое. Апеллируя на словах к религии, идеологи К. чисто религ. вопросам практически не уделяют внимания. "Религия — конь, политика—всадник" — удачно определил суть их доктрины один из лидеров сикхского К. Во взаимоотношениях общин К. выливается в кровавые погромы, убийства и грабежи. Оставаясь по сути своей религ.-шовинистической, к какому бы уровню массового сознания она ни была обращена, коммуналистская пропаганда принимает в зависимости от адресата самые разл. формы — от утонченной до откровенно грубой. Так, напр., индусские коммуналисты одну и ту же идею "превосходства индусской культуры" подкрепляют как ссылками на достижения др.-инд. философии, так и утверждениями, что всемирно известный мусульманский мавзолей Тадж Махал есть якобы на самом деле индусский храм. Для совсем неразборчивых своих последователей они переписывают и всемирную историю, сообщая, напр., что парижский Нотр-Дам был когда-то храмом богини Дурги, река Сена называлась Синдху, да и сам Париж был некогда индусским городом Парамешвариумом. Само собой разумеется, что святыня мусульман в Мекке, Кааба, оказывается "гигантским храмом Вишну". Если подобные заявления индусских коммуналистов могут, хотя и с определенными натяжками, рассматриваться как безобидные курьезы, то гораздо более ядовитыми являются их попытки представить всех индийских мусульман как "пятую колонну" Пакистана, к-рые по самой сути исповедуемой ими религии лояльны не по отношению к своей родине — Индии, а к мусульманскому миру. Тем самым индусам настойчиво внушается мысль, что индийские мусульмане не только стоят ниже индусов по своей культуре, не только являются заклятыми врагами индуизма и всех индусов, но и могут оказаться прямыми пособниками внешних, враждебных Индии сил. Переписывая прошлое и искажая настоящее, коммуналисты тем самым пытаются закладывать основы своей программы на будущее, к-рое видится им как безраздельное господство "своей" общины и фактическое растворение "чужой" (или, по крайней мере, сведение этой последней до уровня национального меньшинства, т. е. узаконенное превращение последователей др. религии в граждан второго сорта). Идеалом индусских коммуналистов является "индусское государство", концепция к-рого несколько видоизменяется в зависимости от превалирующих политич. условий, но при всем терминологическом камуфляже остается религ.-шовинистический. Путь к этому гос-ву лежит, по мысли идеологов коммунализма, через "индианизацию" неиндусов. Провокационность лозунга индианизации заключается в том, что лишь часть населения Индии, а именно те, кто исповедует индуизм, объявляется истинными индийцами; остальные же еще должны только доказать свое право быть гражданами Индии. Ясно, что индианизация по-ком-муналистски есть фактически хиндуизация, т. е. обращение всего остального населения Индии в индуизм. Любопытно, что коммуналисты среди тех, кто, по их мнению, должен быть индианизирован, называют не только мусульман Индии, но и коммунистов. Любопытно и то, что на опред. этапе нек-рые лидеры К. вполне дружелюбно отзывались об идеологии и практике фашизма. После второй мировой войны
Конарак
любование фашизмом в речах и книгах коммуналистских лидеров сходит на нет, но остаются весьма важные идеоло-гич. установки, говорящие о типологич. сходстве этих двух идеологий. К таковым можно отнести культ насилия, обрядовую роль знамен и другой символики, идею беспрекословного подчинения личности индивидуума произвольно трактуемым интересам "нации", принцип абсолютной непогрешимости стоящего над массой вождя и (с опред. поправками) те иррациональные политич. стереотипы и автостереотипы, на к-рых зиждется вся идеологич. система К. Хотя идеологич. близость К. и фашизма ни в коей мере не следует преувеличивать, отметить совпадение перечисленных установок необходимо — тем более что именно они в первую очередь определяют характер практич. деятельности коммуналистов в Индии. Реакционная идеология К. представляет немалую опасность. Особую значимость этому явлению в политич. жизни Индии придает тот факт, что идеология К. существует не только и не столько на академическом уровне; она служит теоретич. основой деятельности сильных, относительно многочисленных, структурно крепких орг-ций, действующих на значит, территории Индии. Гл. из таких орг-ций, мозговым центром и кузницей кадров индусского К. является Ра-штрия сваямсевак сангх (РСС). На парламентском уровне в независимой Индии функционируют политич. партии (напр., Джан сангх — до 1977, Бхаратия джаната парти — с 1980 и др.), выступающие с позиций К. и находящиеся фактич. под контролем РСС. Нельзя не отметить, что проводниками идей К. являются и многие деятели др. партий, включая ИНК, формально не связанные с откровенно ком-муналистскими орг-циями. Р. Рыбаков
КОНАРАК селение в 70 км от Бхубанешвара, известное храмом Солнца (Суръи). Построено в XIII в. царем Нара-симхой Дэвой I, правителем Калинги. В основе архитектурного плана лежит идея мифич. колесницы бога солнца, запряженной семью конями. Сурья изображен похожим на Вишну. Все детали храма подчинены этому замыслу и образуют единый комплекс. Храм разрушен. Почти полностью сохранились джагамохан — приемный зал, зал ритуальных танцев, части нек-рых скульптурных композиций, а также ряд вспомогат. храмовых сооружений. Стены храма украшены резьбой, много-числ. барельефными изображениями и скульптурами гл. обр. эротич. характера, изображающими любовные пары, слившиеся в тесных объятиях. М. Альбедиль
КОРбВА — объект почитания в индуизме, животное, получившее статус священного в послеведич. период. Считается, что Брахма создал К. в один день с брахманом. Одно из небес бога Вишну названо "мир коровы" — голока. Ритуальный статус К. подчеркивается строгим запретом на употребление говядины; убийство К. является одним из тягчайших грехов для индуистов всех сект и каст. Существуют легенды о К., исполняющей все желания, к-рая появилась при пахтании Молочного океана. Ее называют именами Саурабхи, Камадхену, Нанди-ни и Шабала; иногда последние три считаются дочерьми первой. Камадхену, по нек-рым легендам, принадлежала одному из мифич. риши — Васиштхе. Вишнуиты особенно почитают К. в связи с легендами о воспитании Кришны пастушьим племенем. У шиваитов бык считается ездовым животным их верховного божества (см. Нанди). В народных традициях культ К. подкрепляется почитанием домашнего крупного рогатого скота, в части, исполнением особых обрядов в соответствующие праздники. Н. Краснодембская
КОСМОЛбГИЯ — в развитых мифологич. системах комплекс религ.-филос. представлений о мироустройстве (космография), происхождении вселенной (космогония) и гибели мира в результате вселенской катастрофы (эсхатология). Антропоморфная модель мироздания, акцентирующая внимание на изоморф-ности микро- и макрокосма (человека и вселенной), и зооморфные (териоморфные) образы мира (змей, слон, поддерживающие землю) соужива-ются в древности с растительными (мировое дерево, иногда перевернутое) и комбинированными (божество на дереве — Кришна-Нараяна в "Махабхарате"). В древнейшей кар- г тине мира существует двоич- 3
Космология
ное противопоставление космич. зон — Неба и Земли (ранний ведизм), к-рое позже сменяется троичным делением мироздания, включающим также и промежуточное, лежащее между этими сферами пространство. С упрочением оппозиции "небесное/хтони-ческое" ("боги/демоны") троичная схема вселенной варьируется как "небо — земля — подземный мир" (ведизм-брахманизм), составляя основу умножения числа миров на космич. вертикали (индуизм). Усложнение системы горизонтальных пространственных координат (индуистская космография) состоит в появлении в модели мира, наряду с основными, промежуточных сторон света. Космологич. мифы устанавливают пространственно-временные координаты организованной вселенной, противополагаемой неупорядоченному хаосу, космизация, упорядочивание к-рого уже в архаич. мифологии связывается с актом творения, актуализируемым в календарной новогодней обрядности. Место совершения и время этого "перводейст-вия" отождествляются с наделяемыми высочайшей сак-ральностью центром мира (в др.-инд. космологии — гора Меру) и мифологич. "началом времен". Первоэлементами при творении космоса выступают обычно стихии (огонь, вода, земля, воздух, эфир), тогда как процесс и одновременно результат космизации хаоса предстают в типологически раз л. формах: как создание мирового пространства (разъединение ригведийским Инд-рой Неба и Земли); установление опоры мироздания (мировое дерево, гора и т. п.); посредничество между космическими сферами (три шага Вишну в "Ригведе"); возникновение сущего из единого источника (Золотой зародыш, Мировое яйцо); вселенная как итог космич. жертвоприношения Пу-руши, как единое божество (Кришна в "Бхагавадгите"), как результат деятельности демиурга, бога-творца (Брахма в индуизме) и т. д. Эсхато-логич. сюжеты о мировом первопотопе, за к-рым следует возрождение жизни, присутствуют в мифологии древних народов Средиземноморья, Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии (на Индийском субконтиненте этот сюжет зафиксирован впервые в "Шатапатха-фдхлшне").
Коттравей
В основе же развитых представлений об эволюции мира на протяжении длительных периодов (греч. "века", инд. "югиг) лежит циклическая концепция времени, свидетельствующая о зарождении, хотя и в мифологизированной форме, интереса к истории, к-рая открывается "Золотым веком" (инд. Крита-юга). Гибель мироздания, обусловленная моральной деградацией человечества, означает наступление хаоса (в индуизме последовательность стихий такова: семь солнц, засуха, космический пожар, ливень, наводнение; кульминация вселенской катастрофы — всемирный потои-пралая). Представление о циклич. повторяемости периодов огромной протяженности несколько нивелируется самой их космич. длительностью, что способствует "выпрямлению" временного циклизма и осознанию историчности времени.
С. Невелева
КбТТРАВЕЙ (Убийственная) — богиня войны, победы, охоты у древних тамилов, воплощение разрушительного аспекта сексуальной женской энергии. Культ сопровождался ор-гиастическими плясками, кровавыми жертвоприношениями. К. легко сливается с образом богини Махишасурама-рдини, убивающей своего супруга, демона-буйвола. В тамильской поэме "Силаппади-гарам" ("Повесть о браслете", V—VI вв.) К. описана в виде стоящей на голове быка женщины, покрытой шкурами слона и тигра, с мечом в руках, со змеями и полумесяцем в волосах. К. — мать Муруга-на и сестра Маля (Вишну). В индуизме К. сливается с Ду-ргой-Кали, супругой Шивы, на юге Индии также с местными богинями — Бхагавати, Ма-риямман, Елламман и др. А. Дубянский
КРЙТА-Й)ГА — в мифологич. хронологии 1-я из 4 юг. Она длится 4800 (4000 + 400 х 2 "время сумерек") "божественных" лет или 1 728 000 человеческих. Отражает представление о "золотом веке" в истории человечества, когда не было болезней, несчастий, страха, бедствий и т. п. зла. Люди жили по 4 тыс. лет, не ведая нужды. Господствовал божеств, порядок (дхарма), прочно стоявший на 4 "ногах", т. е. опирающийся на 4 добродетели: правдивость, приветливость, почитание и сострадание. Члены каст исполняли свои обязанности и получали по желанию любые земные плоды. Н. Краснодембская
КРЙТТИКА — созвездие Плеяд, называемое уже в Ведах. Имеет важное значение в мифологии индуизма. Персонифицирует 6 из 7 жен семи мифических риши (сапта-риьии), ставших 6 матерями Сканды, или Карттикейи. Седьмая жена, Арундхати, почитается отдельно. Н. Краснодембская
КРИШНА (Черный) — одно из наиб, популярных божеств индуизма, почитаемое в разл. ипостасях: 1) как племенной герой, сын царя вришниев Ва-судэвы от Дэваки, предводитель союза пастушеских племен (ядавов, абхиров и др.), в "Махабхарате " — родственник Пандавов, колесничий героя Арджуны и его советник; 2) как одна из главных "героических" аватар Вишну со свойственными тому именами и асуроборческими деяниями; 3) как верховное божество кришнаизма. Имя Кришны впервые встречается в "Ригведе" без связи с более поздним образом; впервые о нем как о сыне Дэваки упоминается в "Чхандотъя-упанишаде", где он предстает наставником-г^-ру. "Махабхарата" вкладывает в его уста учение "Бхага-вадгиты", адресуемое герою Арджуне в критич. для того обстоятельствах: предстоит братоубийственная битва Пандавов и Кауравов. "Бхага-вата-пурана" подробно описывает детство и юность Кришны, прошедшие среди пастухов Вриндавана, — излюбленные темы индийской лит-ры и искусства. Фигура Кришны стоит в ряду образов героев-вождей мирового цикла преданий, в к-рых мотив "божественного происхождения" замещен своим вариантом — мотивом "подкидыша": ребенком Кришна был отправлен на воспитание в семью пастухов (Нанды и Яшоды) из-за грозившей ему гибели от руки захватившего царский престол его родственника, брата матери — Кансы. Другим вариантом мотива "божественного происхождения" является объяснение темной внешности Кришны в "Махабхарате" и пуранах тем, что он рожден от черного волоса Вишну (тогда как его старший брат Бала-рама происходит от белого волоса). С др. стороны, чернота Кришны свидетельствует об аборигенных истоках этого образа, возможно, восходящих к протоиндийской эпохе (культ юного бога-героя). Известны его связи с местными культами пастушеских племен, с божествами плодородия, с культом камней. Возможны и его календарные ассоциации (см. Маль). "Биография" Кришны изобилует асу-роборческими деяниями; в "Махабхарате", выступая на стороне Пандавов, он предоставляет свое войско их противникам Кауравам. Погибает Кришна в лесу, убитый случайным охотником, принявшим его за оленя, а его столицу Двараку вскоре поглощает море. В сложном генезисе индуистского образа наряду с аборигенными чертами усматриваются иногда и ближневосточные мотивы, в частности ассоциации с образом Христа-младенца.
С. Невелева
КРИШНАИЗМ — одно из са мых значит, самостоятельных направлений в вишнуизме. В его основе лежит почитание Кришны — аватары Вишну. Оно восходит к древним неарийским культам плодородия и в своих истоках связано с поклонением божествам древних пастушеских племен и культом коровы. Возникновение его часто связывается с кшатрийским кланом вриш-ниев. В процессе ассимиляции местных верований брахманизмом и становления бхагава-тизма мифо-ритуальная традиция Кришны совместилась с вишнуитским культовым циклом, а Кришна стал почитаться как одна из самых популярных аватар Вишну. Его переосмысление и мифизация отразились в эпосе и вишну-итских пуранах, особенно в "Бхагавата-пуране". Большинство мифологич. сюжетов, связанных с Кришной, посвящено его детству, прошедшему среди пастухов, его проказам и любовным играм с пастушками-голм. Именно они стали центральными в обрядовой практике кришнаизма. На первый план в культе выдвинулись эротич. эмоции адептов, трактуемые в религи-озно-аллегорич. ключе. В основе почитания Кришны лежат сугубо земные чувства — родительской любви к ребенку, нежности женщины к возлюбленному, сыновней почтительности, преданности слуги господину. В кришнаитской культовой практике внешние обряды противопоставляются внутренним, медитативным, к-рые требуют от адепта напряжения всех психич. сил. Большое зачение в кришнаитском культе получила джапа — многократное повторение имени бога как молитвы-заклинания. Имя бога надлежит рецитировать не только во время пуджи, но и в любое другое время дня. Наиболее популярная форма почитания Кришны — распе-вание бхаджан (прославляющих гимнов) и киртан (распе-вание имени), причем наиб, действенным считается их групповое исполнение. Группы адептов собираются на основе родственной или кастовой близости и поют киртаны ночи напролет, стараясь вызвать у себя ощущения слияния с божеством. Пуджу обычно проводят перед алтарем с изображением Кришны, при воскурении благовоний. Ее составной частью является совместная трапеза и раздача прасада — освященной пищи. Дни недели, посвященные Кришне, — среда и четверг. Во дворах своих домов кришнаиты обычно сажают священное деревцо туласи. Под ним ставят изображение Кришны, обращают к нему бхаджаны и молитвы и совершают ритуальные возлияния воды. Листья дерева воспринимаются как воплощение пастушки Радхи — возлюбленной Кришны. Значит, внимание кришнаиты уделяют обетам (врата). Самая частая и обязательная форма их — пост, иногда доходящий до полного голодания. Ему придается большое магич. значение. Храмовые кришнаитские ритуалы отличаются большим разнообразием. В общем виде они сводятся к совершению ежедневной пуджи, поддерживанию священного огня, омовению и украшению изображения Кришны, возжиганию светильников и воскурению благовоний, чтению мантр и повторению имен бога. Праздничные торжественные ритуалы проводятся в день рождения Кришны — Кришна Джанмаштами, к-рый отмечается в 8-й день темной половины месяца бхадра (авг.—сент.). Они напоминают театрализованные мистерии (см. Кришналила). Важная часть храмового кришнаитского ритуала — раскачивание изображений Кришны и Радхи на качелях, а также паломничества, распевание гимнов и т. п. С именем Кришны связаны также игровые мистерии и весенний праздник красок холи. Кришне посвящено множество храмов, где его почитают в виде ребенка-ползунка, юноши-пастушка с флейтой, водящего хороводы с пастушками, и в виде героя, борющегося с демонами. В храмовой скульптуре, живописи, в танцах и пантомиме отразились сюжеты "Махабхараты", "Вишну-пураны" и "Бхагавата-пураны", связанные с Кришной. Гл. центр кришнаизма — город Матху-ра — легендарная родина пастуха Кришны по "Бхагава-та-пуране". В последнее время кришнаизм распространился на западе (см. Международное общество сознания Кришны). М. Альбедиль
КРИШНАЛИЛА (или расли-ла) — мистериальная народная драма Сев. Индии, связанная с культом Кришны. Ее происхождение видят в эпизоде кришнаитского мифа, когда пастушки-гоАш танцуют круговой танец, изображая Кришну и его подвиги. Видя их преданность ему, сам Кришна включается в их игру. Ранний вариант этого танца можно увидеть в тамильской "Повести о браслете" (V—VI вв.), но полнокровная К. возникает в XVI в. в связи с движением кришнаитских бхактов и развитием общины Валлабха-са-мпрадай. Историч. центрами К. являются г. Матхура и обл. Вриндаван. Представление К. состоит из церемонии поклонения богам, "чистого" танца (рас) в стиле катхак и собственно игровой части (лила). Повествователем является постоянный персонаж Свами (или Госаин). Роли богов играют мальчики из касты брахманов. В песнях используются стихи на яз. брадж поэтов-бхактов Сурда-са, Харидаса и др. Поздняя форма К. — рахас — оказала сильное влияние на становление нового театра хиндустани в XIX в. А. Суворова
КРИШНАМУРТИ Джидду (псевдоним Алсион) — индийский мыслитель, философ, поэт. Родился в 1895 (по др. данным, в 1897) на юге Индии, в Маданапалли (штат Мадрас), умер в 1986 в Калифорнии. С детства он был необычным мальчиком, слабым и болезненным, с обостренным и глубоким вниманием к окружающему миру, созерцательным отношением к жизни и склонностью впадать в экстаз. Экстатические переживания и позже играли для него большую роль. В 1909 его увидел Ч. Лидбитер, член Теософского об-ва, и признал мессией. Активное участие в его судьбе приняла Анни Бе-зант, председательница об-ва. Мальчика увезли в Англию. После длит, конфликта с теософами в 1929 К. публично отказался от звания мессии и от участия в делах "Ордена Звезды", председателем к-рого он был, и Теософского об-ва. После этого он поселился в Америке, в Калифорнии. К. несколько раз выезжал в Индию, а после 1947 и до самой смерти много путешествовал по Индии, Америке и странам Европы и выступал перед разными аудиториями. Темы его бесед и лирич. импровизаций бесчисленны и неисчерпаемы. К. просил не записывать его и не перечитывать, а только слушать и сопереживать, тем не менее его лекции и беседы часто записывались и издавались (3 тома "Комментариев к жизни", "Парижские беседы" и др. эссе, а также 2 тома стихов). С самого начала К. выступал против организованных религий, их "вечных" символов и всяческих авторитетов, поставив своей целью "воспитание свободы в поисках истины". Он пытался помочь избавиться слушавшим его людям от гнетущих и сковывающих их страхов, ограниченности и обусловленности. К. следовал своим путем непосредственного, неконцептуального восприятия истины и считал возможным самостоятельное открытие и переживание ее для каждого: "Только переживание того, что есть, не называя его, приносит свободу от того, что есть". Духовные искания К. лежали в русле тра-диц. для Индии религ.-филос. воззрений. М. Альбедиль
КУБЁРА — бог богатства, владыка Севера (см. локапа-лы), повелитель якшей и др. горных духов, сводный брат Раваны, к-рый изгнал его с принадлежавшего прежде К. острова Ланки. Изображается как уродливый карлик с тремя ногами и одним глазом. Ваха-на К. — человек, и сам К. считается человеком, к-рого Брахма сделал богом в награду за великое подвижничество (см. тапас). Местопребывание К. — на горе Кайласа в Гималаях, в великолепном дворце, окруженном садами. К. тесно связан с Шивой. В. Эрман
КУЛА — 1) Большая патриархальная семья в Индии. Играла особенно большую роль в социально-экономич. и ритуальной жизни в древности. Глава семьи (кулапати) обладал полной властью над членами семьи, включая жен, детей, зависимых, рабов. С переходом преобладания к индивидуальным семьям единство К. сохраняет нек-рое значение, особенно в среде высших каст. 2) В тантрической лит-ре — духовная родословная гуру, возводящая его к Парамашиве. Каждая К. практиковала свойственный только ей путь почитания бога (каула-марга, или кулачара). В кач-ве синонима К. в этом значений употреблялся также термин готра. Л. Алаев КУЛАДЭВАТА (букв, божество рода) — объект коллективного, семейно-родового почитания у индуистов. Входит в число 3 осн. божественных персон — наряду с личным и местным божествами (соответственно абхиштадэвата и грама-дэвата), почитаемых каждым верующим. Ассоциируется больше с домом и его окрестностями, нежели с членами семьи. Когда семья переезжает в другое место, ее члены периодич. возвращаются для почитания К.-Д. или устанавливают в новом доме сосуд, к-рый представляет божество. Н. Краснодембская
КУМАРА (юноша, дитя) — популярный мифологич. персонаж, глубоко укорененный в индуизме. К. — одно из имен Сканды, Карттикеи, "юного бога". В мифах даны разные версии его происхождения: он провозглашается сыном Агни, Брахмы, Крит-тик (созвездия Плеяд). Его рождение обусловлено необходимостью укрепить небесное воинство, к-рое проявляет слабость в противоборстве с демонами-асу/?<2лш. Кума-ра-Сканда должен возглавить небесную рать и обеспечить ей победу над демоном Таракой, к-рому предсказана смерть от руки шестидневного младенца. Нередко изображается как обладатель шести голов, шести ликов, шести пар рук и ног при одном теле, причем одна из его голов иногда изображается козлообразной. В поздней мифологии и иконографии неразрывно связан со своей ваханой — павлином, а на его знамени изображен петух. Осн. мифологич. характеристики "юного бога" закрепляют ассоциации его иконографич. образа с солнцем и календарными циклич. явлениями.
М. Альбедиль
КУМАРИЛА БХАТТА (VII в.) — виднейший философ мимансы и основатель одной из двух ее подшкол. Автор пространного комментария в 3 частях на "Миманса-сутры" и первичный комментарий Шабары. Первая, философски значимая часть этого труда, составленная в стихах, называется "Шлокаварттика" и посвящена большей частью ожесточенной гносеологич. полемике с буддийской логикой и мадхьямикой. Невосприятие и подразумевание обосновываются здесь как источники верного знания, утверждается нетварность и непогрешимость Вед и др.; см. Миманса. А. Парибок
КУМБХАМЁЛА (праздник [букв, ярмарка] сосуда) — празднество, справляемое раз в 12 лет при опред. астрономич. обстоятельствах в нескольких свящ. городах Индии; связано с мифом о пахтании океана, при к-ром из вод явился сосуд (кумбха) с амритой, напитком бессмертия. Сначала сосуд был захвачен асурами, но затем похищен у них сыном Индры Джаянтой, принявшим облик птицы; 12 дней летал он, преследуемый асурами, и опускался отдохнуть поочередно в Праяге, Хардваре, На-сике и Удджаини. Эти города, освященные прикосновением к их земле сосуда с амритой, стали тиртхами. К. справляется поочередно в каждом из них, но самая торжественная, собирающая по нескольку миллионов паломников, празднуется в Праяге (см. Аллахабад). Многолюдные периодич. религ. праздники в Праяге засвидетельствованы Сюань Цзаном в VII в., но тогда периодичность была иной (раз в 5 лет). Миф о полете Джаян-ты — весьма поздний, однако в нем явно отразились и древний ведийский сюжет о похищении сомы орлом, и эпический — о похищении амриты Г ару д ой.
Я. Васильков
КУНДАЛЙНИ — в тантре символ особого рода созидательной латентной энергии, находящейся в основании позвоночного столба и воображаемой в виде змеи, свернувшейся в три с половиной кольца. Ее требуется разбудить и направить вверх по центральному каналу (сушумна), Курма к-рый представляется как находящийся в позвоночнике; проходя по жизненно важным центрам (чакрам), нанизанным на сушумну, эта энергия преображает физич. и психич. процессы в теле йога. Погрешности в работе с К. могут приводить к тяжелым недугам. Методы пробуждения К. включают в себя тщательное выпрямление позвоночника, нек-рые асаны и пранаямы. Работа с К. необходима при желании не только освободиться сознанием, но и преобразить тело в нетленное. Когда К. достигает высшей чакры Сахас-рара, соответствующей головному мозгу, она соединяется с Шивой, чем достигается состояние, при к-ром тело выводится из процесса старения. Буквальное связывание К. с анатомич. структурами беспочвенно, этот символ отражает процессы лишь в живом и одушевленном теле и соответствий в мертвых останках не имеет.
|