Студопедия — Альбедиль М.Ф., Дубянский А.М. - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь 21 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Альбедиль М.Ф., Дубянский А.М. - Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь 21 страница






МУКТИ (освобождение) — то же, что мокша.

 

М^НИ (святой мудрец) — определение, к-рое часто применяется к создателям сутр. В отличие от многочисл.сино-нимов, слово несет коннотацию "тот, кто даром, впустую не проронит ни звука"; "тот, чье каждое слово веско и глубоко".

А. Парибок

 

МУРТИ (букв, фигура, облик, воплощение) — в обрядовом контексте индуизма прежде всего изображение божества (обычно скульптурное), в к-рое, как считают, божество вселяется после совершения над ним определенных ритуальных действий. Тогда уже с М. обращаются как с воплощенным богом и отправляют обряд его почитания.

Н. Краснодембская

 

МУРУГ АН (тамильск. юный, ароматный, красивый) — бог охоты, войны, любви у тамилов, сын Коттравей. Культ М. возник в древности среди племен горных охотников (ку-раваров) как результат обожествления производит, сил природы, энергии Солнца. Атрибутами являются копье с алым наконечником, гирлянда цветов, павлин, слон. Для культа характерны оргиастические пляски, элементы шаманизма. В развитом индуизме М. сливается со Скандой и становится сыном Шивы. В этом образе часто изображается шестили-ким, с 12 руками. Возможна генетич. связь Сканды-Муру-гана с "юным богом" протоиндийской мифологии. Жена Сканды-Муругана — Дэвасена (Дэйвайаней), дочь Индры. Но местная традиция придает большее значение его второй, "местной", жене — Валли, девушке из племени кураваров. Миф о любви М. и Валли известен с древности и пользуется громадной популярностью в Тамилнаде, где М. обрел статус национального бога.

А. Дубянский

 

J~L

 

НАВАГРАХА (букв, девять планет) — устойчивый комплекс небесных объектов, включающий Солнце, Луну, 5 реальных планет: Юпитер, Марс, Сатурн, Венеру и Меркурий, а также 2 мифические — Раху и Кету. Н. имеет важное значение в индийской науке джъо-тиша. Сочетание Н. с накшат-рами (зодиакальными созвездиями) является осн. предметом наблюдения астрологов и основанием для их прогнозов. Групповое скульптурное изображение 9 планет — обязательный атрибут индуистского храма.

Н. Краснодембская

 

НАВАГРАХА-ШАНТИ —

умилостивление 9 планет (на-ваграха); ритуал, к-рый устраивается для обретения благоденствия и долголетия, а также для устранения всевозможной скверны и ритуальной нечистоты. Согласно предписаниям, многие, если не все ритуальные церемонии должны начинаться с Н.-ш.

М. Альбедиль

 

НАВАРАТНА (букв, девять сокровищ) — набор драгоценных камней, включающий жемчуг, изумруд, рубин, алмаз, коралл, сапфир, топаз, ляпис-лазурь и кошачий глаз. Н. также — ожерелье из 9 драгоц. камней. И то и другое — особые магич. средства. В переносном смысле Н. — девять выдающихся личностей (напр., 9 мудрецов при дворе Викрамадитьи). Выражение "один из Н." может употребляться как эпитет почитаемого лица (напр., в отношении Калидасы). Н. играет значит, роль в нек-рых ритуалах. Напр., во время закладывания здания (дома, храма) в его основание кладется Н., с тем чтобы сделать его прочным и процветающим.

Н. Краснодембская

 

НАВАРАТРИ/НАВАРАТРА

(букв, девять ночей), иначе Ду-рготсава (праздник Дурги) — один из крупнейших праздников индуистов, прежде всего шиваитов. Отмечается дважды в год: в светлую половину весеннего месяца чайтра (апрель—май) и осеннего месяца ашвина (сентябрь—октябрь)

— к последнему приурочиваются наиболее пышные празднества. Существует обширная литература, посвященная мифической истории и правилам проведения праздника Н., отражающая различия и развитие в его традициях. Н. ашвина можно рассматривать и как предварительную часть праздника дасера, или дасаин, который называется также ви-джаядасами (победный десятый день), празднуется на десятый день светлой половины ашвина и посвящен победе Рамы над Раваной; существуют легенды о том, что сам Рама и основал празднование осеннего Н. Посвящен Н. преимущественно Дурге, называемой разными именами (Дурга, Кали, Чанди, Чандика, Махиша-сурамардини и др.). С Н. увязывается легенда о победе Дурги над демоном Махишей. Имеются региональные различия в проведении Н. В Пенджабе этот праздник отмечают постом, в Гуджарате

— особыми женскими танцами. В Бенгалии изображения Кали проносят в пышных шествиях. В Тамилнаду устраивают кукольные "горки" — специальные платформы, заставленные матерчатыми и глиняными куклами, изображающими богов и богинь индуистского пантеона. Нередко первые три дня Н. посвящают Лакшми, следующие три — самой Дурге (Шакти), а последние — Сарасвати. В дни Н. проходят большие храмовые праздники.

— Н. Краснодембская

НАВЬЯ-НЬЯЯ (новый метод, новая логика) — философская школа, являющаяся прямой преемницей ньяи и основанная в XIII в. великим логиком Гангешей в его труде "Таттва-чинтамани", т. е. "Самоцвет категориального мышления". Жива до наст, вр., преподается и развивается на санскрите в западно-бенгальском ун-те Навадвипа (Надия), Дарабха-нге и др. центрах. Виднейшие представители: Пакша дхара (XV в.), Рагхунатха Шаромани (XV—XVI вв.), Матхуранатха (XVII в.). Н.-н. развивалась в эпоху, когда буддийская философия исчезла из Индии и осн. противниками в диспуте и полемике стали для этой школы веданта и миманса. Школа целиком посвятила себя методологии и технике дискурсивного мышления, логике, проблемам семантики; типологически сопоставима с поздней схоластикой в Европе или нынешней англоязычной аналитической философией. Из 16 топик старой ньяи подробно разрабатывается лишь первая, т. е. "инструменты достоверного познания". Произведения авторов школы отличает скрупулезность и мощь анализа, тщательность определений, разработка нередко таких логич. проблем, к-рые в европейской логике выразимы только посредством символики, средствами специально организованного обычного языка. Стиль сочинений по Н.-н. — предельно сложный санскрит. Лишь в поел, десятилетия наблюдаются первые попытки индологов освоить их содержательное богатство.

А. Парибок

 

НАГА (жен. р. — нагини) — змея; мифич. существо, получеловек-полузмея, божество низшего разряда, к-рое может быть и милостивым, и грозным по отношению к человеку; Н. — противники и богов, и демонов. Н. — осн. объект почитания в культе змей. См. также Нагалока, Нагапанчами, Змей культ.

Н. Краснодембская

 

НАГАЛбКА (мир змей) — один из подземных миров, где обитают мифич. существа нага; ад, преисподняя.

НАГАПАНЧАМИ — народный праздник, посвященный поклонению змеям. Имеются некоторые региональные и этнические различия в его проведении. Осн. адорантами в Н. нередко выступают девушки. Матери в этот день молятся о благополучии своих детей. В праздник Н. запрещается пахать землю. Н. обычно отмечается в пятый день (панчами) светлой половины месяца шраван (июль—август). См. также Змей культ, Нага.

Н. Краснодембская

 

НАЙВЕДЬЯ — ритуальное подношение пищи богам, один из 16 обязат. элементов богослужения (пуджи). Подношение обычно включает 5 типов пищи — для проглатывания, разжевывания, сли-зывания, сосания и питья. Н. предварительно показывается божеств, изваянию, затем устанавливается по правую руку божества и совершающий богослужение поочередно подносит ко рту изваяния то или иное кушанье. Н., предлагаеНакула, Сахадэва

 

мую Вишну, обычно съедают те, кто ее предлагает; Н. других богов отдается брахманам; Н. Шивы, как правило, выбрасывается. По особым — сезонным — календарным датам или в связи с семейными событиями богов угощают маханайведьей — праздничной едой. У нек-рых богов есть личные пристрастия в отношении тех или иных видов кушаний. И. Глу-шкова

НАКУЛА, САХАДЭВА — сыновья царя Панду от Мадри, братья-близнецы, младшие из пятерых Пандавов; согласно "небесной" родословной, они происходят от близнечной пары божеств — Ашвинов, наследуя их красоту и юный облик.

 

С. Невелева

 

НАКШАТРА (букв, звезда, планета, созвездие) — в индийской науке джьотиша "дом", или знак зодиака. В солнечном календаре насчитывается 12 Н.: Меша, Вришаб-ха, Митхуна, Кирк, Синха, Ка-нья, Тула, Вришика, Дхану, Макара, Кумбха, Мина (т. е. от Овна до Рыб соответственно), а в лунном — 27 или 28.

Н. Краснодембская

 

НАМА-КЙРТАНА — песнопение, в к-ром восхваляются имена бога. См. Киртана.

НАМАСМАРАНА — рецитация имени бога в традиции индуизма. Божье имя считается наделенным не меньшим могуществом, чем его обладатель, и соотносится с Брахманом — мировой душой, к слиянию с к-рой стремится индивидуальная душа — Атман. Рецитация имени непосредственно связана с медитацией и может быть выраженной или мысленной. Осн. итогом любого вида рецитации является освобождение от всех грехов и желаний и конечное освобождение верующего, к-рый сливается с обладателем имени. Традиция особого отношения к имени бога характерна для философско-религиозной мысли Индии от древности до сегодняшнего дня, но наивысшего расцвета достигает в ср.-век. религиозно-реформаторском движении бхакти. См. также Джапа. И. Глушкова

НАМДЭВ (1270—1350) — поэт-проповедник, один из наиб, почитаемых представителей традиции варкари. Родился в касте портных, занимался разбоем. Затем раскаялся и,

 

Нарада

 

получив наставление от Висо-бы Кхечара, авторитета сразу двух традиций — варкари и натхов, обратился всеми помыслами к Виттхалю. Н. перебрался в Пандхарпур и создал более 2000 абхангов, прославляющих путь бхакти. В цикле "Тиртхавалице аб-ханг" ("Абханги о паломничестве") описал жизнедеятельность Днянешвара и совместные с ним путешествия по святым местам и рассказал о способах достижения духовного начала, соединив идеи "Бхага-вадгиты " с образом Виттхаля. В зрелые годы Н. предпринял вторичное путешествие на север Индии — в Пенджаб, где способствовал распространению идей бхакти. Н. приписываются 61 абханг, созданные на смешанных сев. диалектах и входящие в состав свящ. книги сикхов 'Туру Грантхса-хиб". Существует, однако, предположение, что эти строки не связаны с пандхарпурс-ким Н. или что он жил на столетие позднее, а следовательно, не мог общаться с Дня-нешваром. Особой заслугой Н. считается широкое введение намасмараны — рецитации имени бога и распространение практики исполнения киртанов. Вокруг Н. группировалось много единомышленников, в т. ч. и его ближайшие родственники, создававшие абханги в духе традиции варкари. Среди прочих — выходцы из низших каст Гора Кумбхар, Савта Мали, Нара-хари Сонар, Цокха Мела, а также женщины — служанка Дзанабаи, танцовщица Канхо-патра и т. д. И. Глушкова

НАНДА — предводитель племени пастухов в Гокуле, приемный отец Кришны и Балара-мы.

А. Дубянский

 

НАНДИ — священный бык, вахана и один из символов Шивы; выступает также как индивидуальный объект почитания в индуизме, как воплощение сексуальной мощи, идеи плодородия и чадородия. В шиваитских храмах скульптурное изображение Н. ставится перед входом, головой к алтарю. В этом случае бык воплощает преданного адепта бога, бхакта.

Н. Краснодембская

 

НАРАДА — божественный мудрец, риши. Он считается сыном Брахмы, хотя существуют иные версии его происхождения (порождение Ману, аватара Вишну и т. д.) Н.

 

Нарада-смрити

 

— посланец и советчик богов, хотя его советы и сообщения нередко приводят к негативным последствиям (именно он, напр., предупредил Кансу о рождении Кришны, и тот стал уничтожать детей Васудэ-вы), размолвкам и ссорам. В "Махабхарате" И. выступает как учитель дхармы. Он

— любимый сын Сарасвати и, как и она, связан с искусством

— хорошо играет на вине, с к-рой, как правило, и изображается.

А. Дубянский

 

"НАРАДА-СМРЙТИ" — одна из дхарма-шастр, составленных в стихотворной форме. Содержание "Н.-с." практически сводится к изложению судебных дел (отдельные главы посвящены судебной процедуре, каждому из 18 поводов тяжбы, розыску и наказанию преступников). Наиб, ранняя версия памятника освящена авторитетом имени Ману, к Ману возводится "Н.-с." и в прозаическом предисловии. Осн. текст "Н.-с." может быть датирован I—V вв. "Н.-с." часто цитировалась ср.-век. комментаторами и принадлежит к числу важнейших источников по классич. индийскому праву. Видимо, аналогичный характер имели не сохранившиеся дхар-ма-шастры "Брихаспати-смрити" и "Катьяяна-смри-ти".

А. Вигасин

 

Н АРАК А — 1) Ад или совокупность адов в индуистской мифологии. Они находятся под подземным миром, ниже столицы царства бога смерти Ямы. В разных версиях мифов называется 6, 7, 21, 28 или 50 кругов ада, расположенных друг под другом. Каждый круг имеет свое название, несколько подразделений и "специализацию" по типам грешников: первый предназначен для бездетных, следующий — для ожидающих очередного воплощения и т. д. Чем глубже круг ада, тем тяжелее и страшнее наказания. В последнем, погруженном в вечную тьму, горя г и не могут сгореть в пылающей яме преступники, а демоны усугубляют их муки, раздирая их на части, варя в раскаленном масле, бросая на острые колья и т. п Чувства пребывающих в аду предельно обострены, и потому мученья их особенно невыносимы. Обитатели верхних кругов, отбыв положенный срок, вновь попадают в Kpyi бытия — сансару; обитатели же нижних обречены на муки до конца кальпы. 2) Имя демона, сына Вишну и богини земли Бхуми.

М. Альбедиль

 

НАРАСЙМХА — Человек-лев, полу антропоморфная ава-тара Вишну, отражающая де-моноборческие мотивы его образа: появившись из колонны, Вишну карает смертью отца своего почитателя Прахла-ды — демона Хираньякашипу, не уверовавшего в вездесущность бога.

 

С. Невелева

 

НАРАЯНА — возможно, аборигенное по происхождению божество, в ведизме отождествляемое с богом-творцом, Брахмой-Праджапати. Владыка аскетов и учитель йоги, Н. некогда был связан с человеческим жертвоприношением и погребальным обрядом; издревле именуется Бхагаваном — "Владыкой", "Подателем благ". Согласно брахманской концепции 4 вьюх, первыми двумя манифестациями Н. выступают Васу дэва-Кришна и Санкаршана-Баларама, — свидетельство синкретизма его мифологии. Связь Н. е водной стихией отражена в космогонич. мифе "Махабхараты": перед творением он пребывает в мировых водах

Нармада

(отсюда одна из интерпретаций его имени как "Тот, чье обиталище — воды"), погруженный в сон, пока все живое гибнет во вселенской катастрофе. В эпосе Н. отождествляется с Кришной как Все-богом и одновременно с Вишну как верховным божеством. То же имя в "Махабхарате" носит древний мудрец, к-рый в паре с другим риши — Нарой прославлен демоноборчеством; в новом рождении Н. является как Васудэва-Кришна, тогда как Нара — как эпический герой Арджуна.

 

С. Невелева

 

НАРМАДА (Рева) — свящ. река, а также имя богини, ее персонифицирующей. С ней связано не так много легенд, как, напр., с Гангой. Согласно одной из известных легенд, бог Сурья некогда благословил ее, повелел течь на запад и называться Н. Быстрое течение реки обкатывает гальку, придавая ей форму линги, что усиливает репутацию реки как священной. Добродетельной акцией почитается паломничество от устья Н. до ее истоков по одному берегу и возвращение обратно по другому (в общей сложности это занимает около двух лет). Считается, что одно лишь созерцание вод

 

Насик

 

Н. избавляет от всех прегрешений. Индуисты верят, что в каждой белой гальке, найденной на берегу Н., обитает Шива, и почитают его специальными ритуалами.

М. Альбедиль

 

НАСИК (Нашик) — один из священных для индуистов городов. Расположен в верховьях р. Годавари в сев. Махараштре. Один из 4 городов (наряду с Праягом, Харде аром и Удджаини), в к-ром проводится праздник Кумбхамела. Существует предание, согласно к-рому после пахтания Молочного океана боги и асуры устроили бой за обладание напитком бессмертия (амрита) и другими драгоценностями, добытыми со дна океана. Сосудом с амритой сперва овладели асуры, но затем Джаян-та, сын бога Индры, превратившись в огромную птицу, схватил сосуд и полетел на небо. Полет длился 12 дней богов, т. е. 12 человеч. лет. За это время уставший Джаянта 4 раза останавливался отдохнуть, ставил на землю сосуд и нечаянно проливал в каждом месте по капле амриты. В этих местах теперь и находятся города Насик, Праяг, Хардвар и Удджаини. Раз в 12 лет в каждом из них происходит Кумбхамела. Причем порядок проведения этих празднеств таков, что они следуют порядку остановок Джаянты, и раз в три года можно застать Кумбхаме-лу в одном из упомянутых городов. Паломников привлекают прежде всего гхаты священной реки Годавари и пещера, известная как Пещера Си-ты. По преданию, в районе Н. находился в изгнании Рама со своей женой Ситой и братом. Здесь Ситу похитил могущественный правитель ракшасов Ра-вана. Здесь же Лакшмана отрубил нос ракшаси Шурпанакхе (отсюда название места, происходящее от слова "нос"). Недалеко от Пещеры Ситы находится вишнуитский храм Кала Рам ("Черный Рама"), очень почитаемый в Махараштре. Долгое время шла борьба за разрешение неприкасаемым входить в него. К западу от Н. расположен другой знаменитый храм

—Сундар Нараян мандир. Самый старый храм в городе

—расположенный вверх по течению Годавари Капалешвар мандир (т. е. "Храм Шивы, владыки черепа").

—И. Котин

НАСТИКА — исходно, в сер. I тыс. до н. э., последователь учений, согласно к-рым нет (санскр.-"насти") того света, нет посмертного воздаяния и вознаграждения за свершенные в этой жизни деяния, нет смысла в жертвоприношениях и раздаче даров, помимо материальной выгоды ("глупые дары приносят, умные их получают"), т. е. нет онтологич. оснований нравственности, добра и зла. Т. обр., это в строгом смысле слова "нигилист". К началу н. э. такие взгляды по большей части не разделялись, за исключением локаяты. Впоследствии слово стало употребляться идеологически-бранно и расширительно по отношению к учениям, не признававшим авторитета Вед, социального статуса брахманов или отрицавших бога, т. е., напр., к буддистам, джайнам. Фактически это уже неверно, ибо данные учения не придерживаются имморализма. См. Астика.

А. Парибок

 

НАТАРАДЖА (Царь танцоров) — один из эпитетов Шивы, характеризующий его способность к экстатическому танцу, имеющему космич. влияние — в результате танца Шивы-Н. гибнут и рождаются миры. Известное скульптурное изображение Шивы-Н. находится в одноименном храме в Чидамбараме. (См. также Тандава.)

Н. Краснодембская

 

НАТХА-ПАНТХ — эзотерическое течение, сложившееся в Сев. Индии в I тыс. У его истоков стоят два вероучителя: Минанатх (или Матсъенд-ранатх), историч. достоверность к-рого не установлена, и Горакханатх. Приверженцы Н.-п. почитают Шиву как верховное божество и считают сиддхов его инкарнациями. В культовой практике сочетаются элементы шиваизма, тантризма и психофизиологии хатха-йоги. Н.-п. до сих пор популярен в Индии и Непале. См. Натхи.

М. Альбедиль

 

НАТХИ (натх букв. — господин, повелитель) — религиозная секта эзотерического, мистич. толка. Ее адепты встречаются в Индии, Бангладеш, Непале и Тибете. Странствующие аскеты-н. называют себя "горокханатхи" (последователи Горакханатха) и "кан-пхата" (с надрезанными ушами), т. к. при инициации посвящаемому делается надрез в ушах длиною до 6 мм для особых серег. Учение Н. держится в тайне и постигается неофитом в общении с наставником — гуру. Культ Н., возникший в Индии, — древнейший. Его особенность — оккультизм, вера в возмож4

 

ность обретения сверхъестественных способностей. Это указывает на присутствие пережитков архаического, магич. сознания в учении Н. Их цель — достичь физич. бессмертия. Под влиянием индуизма, приблизительно к XIII в., это стало пониматься как "освобождение (мукти) при жизни", преодоление "цепи перерождений (сансары)", к-рым по законам кармы подвержены все живые существа. Сложные ритуальные действия Н. направлены на то, чтобы сберечь в своем теле прану, к-рая понимается и как дыхание, и как некая метафизич., мистич. субстанция, "жизненная энергия", и т. обр. достичь состояния равновесия и покоя, при к-ром человеческое тело не подвластно времени, старению и смерти. Для этого Н. используют в ритуале комплекс физических упражнений хатха йоги, медитацию и многоразовое повторение мантр, что помогает им контролировать фи-зиологич. и психич. процессы в своем теле. Ритуальная практика Н. осуществляется под знаком регрессии, движения назад, противоположного естественному ходу развития в космосе и природе, где все движется от возникновения

(рождения) до исчезновения (смерти). Они как бы пытаются возвратиться в состояние покоя, неизменяемости космоса до акта божественного творения. Жизненная энергия (прана) на физиологич. уровне понимается как половая энергия, мужское семя. Трата его ведет к смерти, отсюда требование к йогам-Н. строго соблюдать обет аскетизма и целомудрия. В этом обете отразились древние архаич. представления о том, что отношения полов могут быть средством воздействия на природу. Ритуал Н., построенный, как и во всех йогических культах, на идее изоморфизма вселенной и человеческого тела (макро- и микрокосмосы), совершается каждым адептом индивидуально, независимо от др. членов секты. У Н. нет формализованного группового поклонения: религиозных праздников, общих богослужений и жертвоприношений в храмах. Единственное божество из индусского пантеона, почитаемое Н., — Шива, одна из ипостасей к-рого йог-аскет, создатель йоги. Считается, что он был хранителем "божественного знания" о бессмертии, к-рое от него получили первые на земле вероучители

 

Наянары

 

Н. — Минанатх (Матсъендра-натх) и его ученик Горакха-натх. И. Товстых

НАЯНАРЫ (от "ная" — вождь, глава) — общее наименование 63 ср.-век. шай-ва-бхактов, к-рым приписывается авторство 12 "Священных сборников" (тамильск. "Тирумурей"), систематизированных в XI в. Первые 7 сборников составляют гимны, объединенные в собрание "Гирлянда богу" (тамильск. "Дэва-рам"). Их авторы — Аппар, Самбандар, Сундарар. Восьмой сборник — "Священное речение" (тамильск. "Тирува-сагам") принадлежит Маник-кавасагару и являет собой кульминацию гимнового творчества в ср.-век. шиваитской традиции бхакти на дравидском юге. Четыре Н. — авторы первых 8 сборников считаются "великими учителями шиваизма". Наибольшей известностью среди остальных Н. пользуется поэтесса Карайк-кал, отмеченная исключительной одаренностью. Гимны Н. содержат хвалебные обращения Шиве и их просьбы к божеству, призывающие его явиться, дать возможность постичь себя и слиться с собой. В нек-рых гимнах описываются злоключения бхактов, их терзания по поводу собственной бесцельной суетности, к-рая, как правило, соседствует с просветленным ожиданием милости Шивы. Интимный характер богопочита-ния выражен в гимнах, предельно глубоко и часто описывается в терминах канонической любовной лирики. Многие гимны исполнены чувства иррациональной любви-веры, бесконечной до самозабвения. Творчество бхактов осознавалось ими самими и осознается внутри традиции как форма служения богу и ничего общего не имеет с творчеством профессиональных литераторов. Рецитация гимнов Н., почитающихся святыми, и сейчас расценивается в Юж. Индии как храмовый ритуал бо-гопочитания или как его важная составная часть. Они являются предметом познания, а иногда и философско-теоло-гических размышлений. Канонический список Н. составил Сундарар, и развил и доработал его Намби-Андар-Намби, один из авторов одиннадцатого "Священного сборника", приведя жизнеописания всех 63 Н. Завершает традицию Секкилар (XII в.), создавший "Перия пуранам" ("Большую

 

Неоведантизм

 

пурану"), или "Пурану о святых рабах Шивы".

М. Альбедиль

 

НЕОВЕДАНТИЗМ, НЕОВЕДАНТА — условное название возникшего внутри индуизма и получившего развитие пре-имущ. в XX в. течения, целью к-рого было переосмысление и приближение к насущным задачам индийского об-ва философских идей веданты. Тот или иной вклад в Н. внесли почти все крупные религ. и обществ, деятели Индии кон. XIX — нач. XX в. — Ви-векананда, Абхедананда Свами, Б. Г. Тилак, Ауоробиндо Гхош и др. В результате их усилий появилось понятие "практической" и даже "политической" веданты. См. также Реформация индуизма.

А. Дубянский

 

НЕОИНДУЙЗМ — см. Реформация индуизма.

НЕПРИКАСАЕМЫЕ — принятое в лит-ре общее наименование ряда каст, занимающих самое низкое место в кастовой иерархии, считающихся не входящими в систему четырех варн, обладающих, по брахманским представлениям, особой нечистотой и поэтому способных осквернять членов более высоких каст, особенно брахманов. Группа каст неприкасаемых возникла в глубокой древности из местных племен, не включенных в арийское об-во. Им приписывались загрязняющие и оскверняющие занятия (уборка, работа с кожей, с глиной). Члены таких каст жили в отдельных кварталах или поселках на обочине поселений "чистых" каст, не имели своей земли и большей частью являлись зависимыми работниками в чужих хозяйствах. Они считались индуи-стами, но им запрещалось входить в индуистские храмы, брахманы не обслуживали их ритуально, в связи с чем у них были свои боги, свои жрецы и ритуалы. В XX в. началась борьба Н. за равноправие. Борьба с неприкасаемостью стала одним из осн. направлений деятельности М. К. Ганди. Чтобы подчеркнуть приоритетность обеспечения их прав, М. К. Ганди стал называть их хариджанами (людьми бога). Превратить Н. в сплоченную политич. силу в 30—40-е гг. попытался Б. Р. Амбедкар. Он называл Н. далитами (угнетенными). Ему удалось добиться закрепления еще в законах колониальной Индии, а затем и в конституции независимой Индии 1950 системы резервирования. По этой системе за членами каст, занесенных в особый список, закреплялись квоты вакансий на государств, службе, мест в законе дат. органах, в высших учебных заведениях. В связи с этим Н. в совр. Индии носят официальное название "списочные касты". Они составляют 16—17% населения. Практика неприкасаемости по конституции запрещена, и дискриминация по кастовому принципу считается уголовным преступлением. Однако предоставленные Н. правовые гарантии не отменили низкий социальный статус Н., их социальную и экономич. эксплуатацию. Н. продолжают бороться за свои права, часто с оружием в руках. В деревнях и ряде городов Индии идет "кастовая война", в ходе к-рой Н. отказываются выполнять оскверняющие виды работ, подчиняться правилам сегрегации и т. п. Л. Алаев

НИЛАКАНТХА (Синегор-лый) — эпитет Шивы, связанный с мифологическим эпизодом пахтания Молочного океана дэвами и асурами. Среди появившихся из океана предметов оказался яд калакута, грозивший гибелью богам и всему живому на земле. Чтобы предотвратить опасность, Шива выпил яд и задержал его в горле, отчего оно посинело.

А. Дубянский

 

НИРГУНА-БХАКТИ, ниргун-бхакти (от ниргуна

— не имеющий качества)

— направление в бхакти, оформившееся в XV—XVI вв. Его последователи отрицали внешние проявления религ. культа. Они расценивали Раму, Кришну и др. богов как имена единого бога — высшего Абсолюта, растворенного в природе, не имеющего видимой формы и жизненной истории, а потому не нуждающегося в жрецах, храмах, обрядах, свящ. книгах, паломничествах и аскетич. подвигах. Внешнюю форму религии они противопоставляли ее внутр. сути, решительно отходя т. обр. от многих канонов индуизма. Духовным центром Н.-б. был Бенарес. Самые яркие представители этого направления — Рамананда, Ра-видас, Кабир, Гарибдас и др.

М. Альбедиль

 

НИТИ — умение вести себя должным образом в любой

 

Ньягродха

 

ситуации. В древних текстах обычно ассоциируется с искусством политики, наукой о применении власти, наказания (т. наз. данданити). В классич. санскр. лит-ре значение слова "Н." постепенно ограничивается лишь правилами житейской мудрости. В средние века большой популярностью пользовались сборники афоризмов о Н. (в части., приписываемые Чана-кье "Чанакья-нити" и др.).

А. Вигасин

 

НЬЯГРОДХА — баньян, один из индийских видов смоковницы (ботаническое определение: Ficus indica или Ficus bengalensis). Название этимологически раскрывается как "растущая вниз"; Н. действительно выбрасывает вниз отростки ("воздушные корни"), к-рые, укоренившись, дают жизнь новым мощным стволам; дерево может превратиться, т. обр., в целую рощу под единой кроной, иногда достигающей в окружности 500 метров и более. Наряду с другими видами смоковницы (аш-ваттхой, удумбарой и плак-шей) Н. издревле принадлежит к числу самых почитаемых деревьев. Исторически засвидетельствован культ отдельных деревьев Н. (другое название: вата), напр., в Гае и в Праяге (соврем. Аллахабад, где свящ. баньян почитается и поныне). Согласно индуистскому космогонич. мифу, во время пралаи Вишну в облике младенца спит на листе Н., плавающем по волнам Мирового океана (или играет на ветвях Н., стоящей среди вод); поэтому в индуизме Н. является свящ. деревом прежде всего для вишнуитов.

 







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 434. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия